Физические наказания детей необратимо влияют на развитие их мозга

Долгосрочные последствия физических наказаний детей

Физические наказания основаны на страхе, а не на осознании ребенком своего поведения, поэтому с их помощью нельзя достичь устойчивых позитивных изменений в поведении; при этом в будущем они всегда приводят к нарушению эмоциональных отношений с родителями, снижению самооценки ребенка.

Общеизвестно, что физическое (и эмоциональное) насилие приводит к негативным последствиям. 
Несмотря на то, что информации о последствиях наказаний становится больше, такие способы воспитания детей все еще остаются популярными.

Последствия наказания детей

  • Рост агрессивности в детях
  • Физическое насилие во взрослом возрасте
  • Снижение когнитивных способностей
  • Снижение способностей к эмоциональному развитию

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Ключевые последствия

1. Рост агрессивности в детях

Агрессия провоцирует агрессию. Физическая агрессия со стороны родителя (даже если она призвана остановить агрессию или другое нежелательное поведение со стороны ребенка) приводит к росту агрессивности ребенка.

Дети не умеют различать физическую агрессию как насилие и физическую агрессию, которая призвана остановить или изменить их поведение. Телесные наказания приводят к росту агрессии в школах.

2. Физическое насилие во взрослом возрасте

Дети, пережившие физическое насилие в детстве, вырастая, используют те же способы воспитания и наказания собственных детей. Только 7% взрослых, которых НЕ били в детстве, физически наказывают своих детей, по сравнению с 24% взрослых, которых в детстве наказывали. 

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Порка учит детей, что причинять боль другим людям – это нормально, и что с помощью физического насилия можно решать проблемы в отношениях. Став взрослыми, многие продолжают в это верить. Вместе с тем стоит сказать, что большинство людей, пережившие опыт физического наказания в детстве, меняют свое отношение к физическим наказаниям, когда вырастают.

3. Снижение когнитивных способностей

Физические наказания влияют на когнитивное развитие. Есть исследования, подтверждающие связь телесных наказаний и ослабления когнитивных способностей. Порка влияет на способности к обучению.

4. Снижение способностей к эмоциональному развитию

У детей, подвергающихся физическому и вербальному насилию, чаще диагностируют личностные и аффективные расстройства во взрослом возрасте. Опыт физического насилия приводят к хрупкости самооценки, повреждениям мозга, нарушениям внимания, в более позднем возрасте зависимостям от опасных веществ.опубликовано econet.ru.

Перевод Полина Рычалова

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/dolgosrochnye-posledstviya-fizicheskih-nakazaniy-detey

Бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей

Почему многие родители активно применяют физическое воздействие на собственных детей? Причины, кроющиеся за этим явлением, довольно глубоки. Но физическое наказание, как чрезвычайно пагубное, можно заменить намного более эффективными и гуманными альтернативами.

Некоторые утверждают, что «необходимо пороть ребенка, пока не подрос». И это является данью традициям. Ведь на Руси неотъемлемым элементом воспитания были березовые розги. Но сегодня все изменилось, и физические наказания приравниваются к средневековым экзекуциям. Правда для многих данный вопрос важен и остается открытым.

Ключевые причины использования физического наказания в воспитательном процессе

Огромное число родителей применяют силу в воспитании детей и при этом не задумываются, какие это может спровоцировать последствия. Для них привычно исполнять свой родительский долг, щедро наделяя детей подзатыльниками. Мало того, для поддержания дисциплины часто на видном месте вешается объект устрашения – ремень и т.п.

Каковы же причины столь яростной средневековой жестокости у современных мам и пап? Есть несколько причин:

  • Наследственные причины. Чаще всего родители вымещают собственные детские обиды уже на своем чаде. Причем такой отец или мать обычно не отдают себе отчет, что существует воспитание без насилия. Их уверенность в том, что подзатыльник закрепляет сказанные воспитательные слова у ребенка, незыблема;
  • Отсутствие желания, а также времени на воспитание малыша, проведение продолжительных бесед, объяснение его неправоты. Ведь намного быстрее и легче ударить ребенка, нежели сесть с ним и поговорить о его проступках, помочь ему понять собственную неправоту;
  • Отсутствие даже элементарных знаний о процессе воспитания детей. Родители берут в руки ремень только от безысходности и от незнания, как совладать с «маленьким монстром»;
  • Вымещение обиды и злости за собственные неудачи., предыдущие и нынешние. Часто родители лупят собственное чадо лишь потому, что сорваться больше не на ком. Зарплата мизерная, начальник жесток, жена не слушается, а тут еще вредный ребенок, крутящийся под ногами. И родитель дает по попе за это. Причем чем громче плачет ребенок и чем сильнее боится отца, тем сильнее тот будет отрываться на ребенке за собственные же проблемы и неудачи. Ведь человеку необходимо хоть перед кем-нибудь ощущать собственное могущество и власть. И самое плохое, когда за ребенка некому заступиться;
  • Психические расстройства. Существуют и такие родители, которым просто необходимо накричать, отлупить чадо, устроить разборки без видимых причин. Далее родитель достигает требуемой кондиции, прижимает малыша к себе и плачет вместе с ним. Таким мамам и папам требуется помощь доктора.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?

Что является физическим наказанием?

К физическим наказаниям специалисты относят не только прямое использование грубой силы с целью повлиять на ребенка.

Кроме ремней используются и полотенца, и тапочки, и подзатыльники, и наказание в углу, и дерганье за руки и рукава, и игнорирование, и насильное кормление либо не кормление и т.п.

Но в любом случае преследуется одна цель – причинить боль, продемонстрировать власть над ребенком, указать ему его место.

Физические воздействия провоцируют новую волну непослушания ребенка, что, в свою очередь, приводит к новому всплеску агрессии родителя. Таким образом, появляется так называемый круговорот насилия в семье.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Что нельзя делать родителям, когда ребенок ведет себя невыносимо?

Последствия физических наказаний. Допустимо ли бить ребенка?

Имеются ли преимущества у физических наказаний? Конечно, нет. Неверны утверждения, что пряник не дает эффекта без кнута и что легкая трепка в некоторых ситуациях бывает полезной.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Ведь любое физическое наказание оборачивается последствиями:

  • Страх перед родителем, от которого ребенок прямо зависит (и при этом любит). Этот страх с течением времени перерастает в невроз;
  • На фоне такого невроза малышу сложно адаптироваться в обществе, найти себе друзей, а позже – и вторую половину. Воздействует это и на карьеру;
  • У воспитываемых подобными методами детей чрезвычайно занижена самооценка. Ребенку на всю жизнь запоминается «право сильного». Причем этим правом он при первой же возможности воспользуется сам;
  • Регулярные порки влияют на психику, вызывая задержки в развитии;
  • Дети, которые постоянно концентрируются на ожидании наказания от родителей неспособны сосредоточиться на уроках либо играх с другими детьми;
  • В 90% случаев избиваемый родителями ребенок аналогично будет поступать с собственными детьми;
  • Свыше 90% злоумышленников подвергались в детстве насилию со стороны родителей. Наверное, никто не желает воспитать маньяка либо мазохиста;
  • Регулярно получаемый наказание ребенок теряет чувство реальности, прекращает решать насущные проблемы, учиться, испытывает постоянную злость и страх, а также желание мести;
  • С каждым ударом ребенок отдаляется от родителя. Нарушается естественная связь между родителями и детьми. В семье с насилием не будет взаимопонимания. Вырастая, ребенок доставит множество проблем родителям-тиранам. А в старости родителей ждет незавидная участь;
  • Наказанный и униженный ребенок чрезвычайно одинок. Он чувствует себя разбитым, забытым, выброшенным на обочину жизни и ненужным никому. В подобных состояниях дети способны совершать такие глупости, как уход в плохие компании, курение, наркотики или даже суицид;
  • Войдя в кураж, родители часто теряют над собой контроль. В итоге, попавший под горячую руку ребенок рискует получить травму, иногда несовместимую с жизнью, в том случае, если после тумака родителя упадет и ударится об острый предмет.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин

Детей бить нельзя. Есть действенные альтернативы

Необходимо помнить, что физические наказания – это слабость, а не сила родителей, проявление его несостоятельности. И отговорки вроде «он по-другому не понимает» остаются лишь отговорками. В любом случае имеется альтернатива физическому насилию. Для этого:

  1. Следует отвлечь ребенка, переключить внимание на что-нибудь интересное.
  2. Увлеките малыша занятием, при котором ему перехочется шалить и капризничать.
  3. Обнимите малыша и убедите его в своей любви. После можно провести с малышом хоть пару часов собственного «драгоценного» времени. Ведь ребенку не хватает именно внимания (Читаем также: Очень простые способы показать детям что вы их любите).
  4. Придумайте новые игры. К примеру, можно собирать раскиданные игрушки в два больших ящика, кто первый. Наградой может быть хорошая сказка на ночь от папы либо мамы. И это подействует лучше, нежели подзатыльник либо тумак.
  5. Применяйте лояльные способы наказания (лишение ноутбука, ТВ, похода на прогулку и пр.).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: 

Важно научиться ладить с ребенком без наказаний. Методов для того огромное количество. Было бы желание, а альтернативу отыскать можно всегда. Для любого родителя важно понять, что детей категорически нельзя бить ни при каких условиях!

Почему нельзя бить детей. Самоконтроль родителей и физические наказания

Видео-консультации специалистов

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет.

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/bit-ili-ne-bit-rebenka-posledstviya-fizicheskogo-nakazaniya-detey.html

Влияние стресса на головной мозг ребенка – Развитие ребенка

Все мы читали статьи о негативном воздействии стресса на организм, смотрели передачи о «тихом убийце» и жаловались друзьям и членам семьи на то, как много стрессовых факторов в нашей жизни.

Хотя мы знаем, что у взрослых людей стрессовое состояние может привести к серьезным заболеваниям, таким как язва и гипертония, мы не связываем эти недуги с детьми.

Однако исследования показывают, что дети, пребывающие в состоянии хронического стресса, страдают от него ничуть не меньше – они подвергаются риску серьезных когнитивных нарушений, поскольку их мозг еще не полностью развит.

Старая реакция на новые проблемы

Обратите внимание

Для того чтобы получить представление о том, с чем приходится сталкиваться нашим детям, полезно разобраться в физиологическом влиянии стрессов на головной мозг. Когда ребенок испытывает стресс, гипоталамус (отдел в промежуточном мозге) выделяет гормон, который устремляется к гипофизу.

Гипофиз вырабатывает другой гормон, который по кровеносной системе попадает в надпочечники. Надпочечники синтезируют адреналин и кортизол. Адреналин ускоряет сердцебиение ребенка и повышает артериальное давление.

Кортизол повышает уровень сахара в крови, увеличивает мышечную силу, эффективность запоминания и повышает порог болевой чувствительности.

Так что же тут плохого, спросите вы? Разве высокая эффективность памяти и повышенный болевой порог не помогают детям учиться быстрее и лучше? Отнюдь нет.

Наша реакция на стресс «бей, беги или замри» предназначена для критических ситуаций жизни или смерти, в которых счет идет на секунды. К сожалению, современные проблемы и задачи, – прекрасным примером которых служит одиннадцатилетняя учеба в школе, – не решаются так быстро.

Читайте также:  10 эффективных способов сэкономить на отдыхе

Они требуют долгосрочного сосредоточения и психологической устойчивости – тех качеств, которые стресс может дестабилизировать.

Испытывает ли ребенок хронический стресс?

Что происходит, когда мозг находится в состоянии стресса (не в течение нескольких секунд, а год за годом)? Стрессовые гормоны постепенно накапливаются в организме. Исследования показывают, что кортизол, в частности, повреждает мозг, если задерживается в нем на длительный срок.

Когда лабораторным крысам в течение нескольких недель делали инъекции крысиного кортизола, он убивал клетки мозга в их гипоталамусе, оставляя животных в состоянии депрессии, тревоги, страха, незрелыми, излишне требовательными и не способными обучаться новым моделям поведения (например, зацикленными на «крысиной возне»).

Хронический стресс оказывает влияние на мозг и другими способами

Ученые перечисляют несколько видов нарушений функционирования мозга, подверженного воздействию хронического стресса: нейроны гиппокампа перестают функционировать должным образом, разъединяются нейронные сети, замедляется выработка новых нейронов. Проще говоря, мозгу под воздействием хронического стресса сложно учить новый материал и сохранять его в памяти.

Одно из исследований доказало, что долгосрочный стресс иссушает дендриты гиппокампа (отростки нервных клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов), сокращает их длину и количество ответвлений. Дендриты предоставляют путь в мозг новым знаниям, а повреждение гиппокампа (ключевой области для функционирования памяти) приводит непосредственно к нарушениям обучаемости.

Как различные виды стресса влияют на ребенка

Важно

Ничего из вышеперечисленного не приносит пользу мозгу взрослого человека, но быстро развивающийся мозг ребенка с его миллионами дендритов, особенно подвержен разрушительному воздействию кортизола.

Многочисленные исследования показали, что дети, которые подвергаются воздействию экстремальных стрессовых ситуаций, таких как домашнее насилие или телесные наказания, обладают значительно более низким IQ, чем дети, которые не подвергаются воздействию эмоциональных травм.

Но новые исследования обнаружили, что не только экстремальные виды стресса могут влиять на способность детей учиться и думать.

Ученые пришли к выводу, что дети, которые подвергаются воздействию «бытового хаоса», имеют более низкий IQ и более высокий уровень поведенческих проблем.

Также было обнаружено, что дети, которые слышали словесные оскорбления от матерей, хуже владеют речью и имеют меньше белого вещества в мозге. (Белое вещество влияет на обучение, координируя связи между различными участками мозга.)

Стресс: им можно заразиться

Достаточно ли родителям содержать дом в порядке, избегать шлепанья детей (и других телесных наказаний) и воздерживаться от словесных оскорблений, чтобы сократить количество стресс-факторов? Это, конечно, желательно, но эксперты предполагают, что всего перечисленного может быть не достаточно, чтобы защитить детей от нарушений работы мозга, связанных со стрессами дома. Уровень стресса родителей может влиять на когнитивные способности детей, потому внутреннее напряжение «заразно». Ученые утверждают, что в экстремальных условиях стресс родителей может ослабить развитие мозга ребенка.

Эмоциональная стабильность дома является самым существенным фактором, определяющим успех в обучении. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поступил в самый престижный вуз, идите домой и проявляйте любовь к своему супругу.

Родители могут делать все возможное, чтобы защитить своих детей от стрессов, но иногда жизненные обстоятельства и повороты судьбы делают стрессы неизбежными. К счастью, специалисты считают, что родителям не нужно помещать детей в кокон, лишенный каких бы то ни было стрессов.

Можно ли лечить стресс другим стрессом?

Совет

Не все виды стресса плохие. Сам процесс обучения – это тоже стресс для мозга, но он способен быть позитивным и поддерживать здоровое развитие нейронов и образование синапсов. Ученые советуют родителям подвергать детей воздействию «правильных» видов стресса и учить их справляться с потенциально вредными видами.

Важно также отметить, что повреждение мозга детей, вызванное стрессом, может быть не постоянным. Влияние стресса это скорее не «повреждение мозга», а явление обратимое или излечимое.

Мощное противоядие

Как же все-таки эффективно бороться со стрессом? Все эксперты единодушны в одном. Физические упражнения – это великолепное лекарство. Исследования обнаружили, что физическая активность стимулирует развитие гиппокампа, а групповые упражнения (такие командные виды спорта, как футбол и игры-догонялки) способствуют росту нейронов.

Физические упражнения это лучшее, что могут делать дети для борьбы со стрессом. Занятия спортом способствуют росту новых нейронов, переносимости и устойчивости к психологическим травмам и стрессам.

Регулярная физическая активность – один из способов увеличения сопротивляемости и устойчивости к стрессам.

В целом, физические упражнения во всех их бесчисленных формах остаются самым эффективным средством для снятия внутреннего напряжения.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 4.80 из 5 на основе 5 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/psychology/1906/

Стресс, пережитый в раннем детстве, оказывает устойчивое воздействие на головной мозг

Стресс влияет на всех людей без исключения — как на детей, так и на взрослых. Чтобы понять, насколько губителен стресс для головного мозга человека, ученые постоянно проводят исследования с участием людей разных возрастных групп.

Если уже сейчас достаточно хорошо известно, что влияние стресса на мозг взрослого человека разрушительно, тогда возникает закономерный вопрос, насколько разрушителен стресс для развивающегося мозга ребенка?

Негативные последствия стресса

Несколько лет назад группа исследователей из Института неврологии при Университете штата Джорджия (Georgia State University Neuroscience Institute) обнаружила, что стресс, который испытывает ребенок в раннем детстве из-за боли, приводит к необратимым изменениям в головном мозге ребенка в тех нейронных сетях, которые несут ответственность за регулирование ответа на стресс. Ученые отмечают, что это навсегда изменяет реакцию ребенка на беспокойство, стресс и боль.

Пару лет назад исследователи из Университета Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison) нашли доказательства того, насколько негативным может быть влияние стресса на развитие головного мозга ребенка.

Ученые пришли к выводу, что стресс, пережитый детьми на ранних этапах жизни, приводит к возникновению проблем с некоторыми видами познавательных процессов, происходящих в мозге.

Например, у детей, переживших интенсивный продолжительный стресс, намного хуже пространственная рабочая память, а также возникают проблемы с кратковременной памятью.

Чтобы детальнее изучить все негативные последствия воздействия длительного стресса на детей, ученые из Университета Висконсин-Мэдисон недавно провели еще одно исследование, которое подтвердило полученные ранее результаты и еще раз показало, что стресс на самом деле приводит к изменениям в головном мозге ребенка.

Стресс ухудшает память и способность к обучению

Стресс может оказывать значительное влияние на развитие детей. Как известно, небольшой стресс служит платформой для обучения, адаптации и развития способности преодолевать жизненные сложности.

Однако если из-за бедности, физического насилия и из-за отсутствия нормального ухода стрессовое состояние у ребенка становиться хроническим и, в буквальном смысле этого слова, токсическим, это может привести к долгосрочным негативным последствиям.

Ведущий автор исследования доктор Джейми Хэнсон (Jamie Hanson) говорит, что это исследование, отчет о котором был опубликован в журнале «Биологическая психиатрия» (Biological Psychiatry), может иметь большое значение для руководителей государств, экономистов и эпидемиологов.

Обратите внимание

Один из руководителей исследования, профессор психологии в Университете Висконсин-Мэдисон Сет Поллак (Seth Pollak), говорит, что на самом деле ученые до сих пор не понимали, почему вещи, которые случаются с людьми в возрасте двух, трех, четырех лет, путешествуют с нами всю жизнь и оказывают на нас столь долгосрочное воздействие.

Доктор Поллак также отмечает, что стресс, пережитый человеком на ранних этапах жизни, связан, прежде всего, с развитием депрессии, тревожности, болезней сердца, раковых заболеваний, а также с плохими успехами в учебе и с отсутствием работы в старшем возрасте.

А учитывая то, насколько дорогими для общества могут оказаться стрессовые переживания детей, ученым стоит более глубоко изучить влияние стресса на головной мозг ребенка, так как в противном случае медицинские работники не будут иметь возможность адаптировать ребенка, успев вовремя что-либо для него сделать.

Стресс приводит к изменению структур мозга ребенка

В исследовании принимали участие 128 детей в возрасте около 12 лет, которые в раннем возрасте испытали либо физическое насилие, либо пренебрежение ими родителей или опекунов, либо воспитывались в семьях с низким социально-экономическим статусом.

Доктор Хэнсон вместе с сотрудниками вручную измерили и рассчитали объемы гиппокампа и миндалевидных тел (миндалин) каждого ребенка.

Доктора Хэнсон и Поллак говорят, что эти обе структуры головного мозга очень малы, особенно у детей (латинское название миндалевидные тела или миндалины – amygdaloideum, происходит от слова «amygda», которое переводится как миндаль, отражая размер и форму этой части мозга взрослого человека).

Именно по этой причине автоматизированные измерения, полученные с помощью программного обеспечения, а также измерения, которые были получены с помощью компьютерных программ в других исследованиях, могут быть с погрешностями.

На самом деле, измерения, которые ученые сделали вручную, показали, что у детей, испытавших в начале жизни любой из трех типов стресса, размер миндалин (миндалевидных тел) был меньше, чем у детей, которые не подвергались воздействию постоянного негативного стресса.

Оказалось также, что у детей из семей с низким социально-экономическим статусом и у детей, подвергшихся физическому насилию, объем гиппокампа также был меньший. Когда же ученые вводили изображения мозга в компьютерные программы для автоматизированного измерения, никакого отличия отмечено не было.

Доктор Хэнсон, который сейчас работает в Лаборатории нейрогенетики при Университете Дьюка (Duke University's Laboratory for NeuroGenetics), говорит, что в настоящее время остается непонятным, почему стресс, которому подвергается ребенок на ранних этапах жизни, может привести к тому, что некоторые структуры головного мозга становятся меньше.

Важно

Тем не менее, как показали эти исследования, гиппокамп меньшего объема может быть фактором риска для развития определенных негативных последствий.

Пока еще не слишком хорошо понятно, насколько большую негативную роль могут играть миндалины меньшего объема, но, как считают ученые, будущая научная работа должна быть сосредоточена на определении точного значения изменений, которые происходят в объемах этих областей головного мозга под воздействием стресса.

Человека формирует общество

Доктор Поллак говорит, что для него эти открытия стали важным напоминанием о том, что общество должно озаботиться, какой жизненный опыт может быть у того или иного ребенка. Ведь именно общество формирует то, каким человеком станет ребенок, став взрослым.

Доктора Хэнсон и доктор Поллак считают, что сделанные в этом исследовании выводы – это всего лишь маркеры нейробиологических изменений, демонстрация надежности человеческого мозга и гибкости человеческой биологии. Но это вовсе не хрустальный шар, который можно использовать, чтобы увидеть чье-либо будущее и сказать, что это его судьба.

По материалам ScienceDaily

Источник: https://nebolet.com/mednews/stress-perezhityj-v-rannem-detstve-okazyvaet-vozdejstvie-na-mozg-997.html

Развитие мозга ребенка: как не упустить самые важные месяцы первого года жизни?

Мозг человека переживает самые крупные трансформации в первые годы жизни. Именно в младенчестве закладывается интеллект и способности, «ум и чувства». Родителям нужно постараться, чтобы мозг малыша развивался интенсивно и гармонично.

Что нужно предпринять, какие есть методики? Знаете ли вы, что развитие мозга ребенка начинается еще в утробе и в первый год жизни приобретает просто лавинообразный характер? Попробуем проследить весь процесс с рождения и узнать, какие коррективы в него могут внести родители при помощи новейших методик.

Читайте также:  Первой, кому эштон катчер сообщил о беременности своей подруги была... деми мур

Ум и тело должны развиваться в гармонии

Нередко случается так, что мамы малышей в возрасте более года-двух замечают явные отклонения в поведении и спешат к неврологу за помощью. Явные признаки нарушения работы ЦНС поддаются коррекции в большинстве случаев, но стоило бы обратить на проблемы гораздо раньше.

Многие мамы остаются в плену стереотипов: считается, что младенец до года – просто несмышленыш, гораздо большее внимание уделяется родителями борьбе с неполадками в пищеварении, аллергией, простудами и прочим проблемам с физическим здоровьем, оставляя за рамками отклонения в психоэмоциональном развитии.

 Не отрицая важности развития телесного, нельзя упускать драгоценные дни интенсивного формирования интеллекта!

Процессы развития мозга, о которых можно судить только по результату

Вот несколько очень убедительных фактов о развитии мозга в первые дни и месяцы жизни человека:

  • К концу первого года мозг младенца увеличивается в два раза в размере и достигает веса 1 кг – почти половины от веса мозга взрослого человека.
  • За одну секунду в мозгу младенца формируется около 700 синапсов. Это нейронная связь, формирующаяся в процессе знакомства маленького человека с окружающим миром, получение любого опыта. Миллиарды нейронов мозга грудничка исключительно активны в первый год жизни, особенно в секторах мозга, ответственных за физическое развитие, восприятие цвета, за эмоции, речевые функции, обоняние.
  • Груднички очень эмоциональны, с помощью эмоций они высказывают свое отношение к окружающим событиям. За проявление эмоций отвечает миндалевидная железа, а вот лобные доли, отвечающие за интеллект, развиваются неторопливо, по мере того как дитя «умнеет».

Как научиться контролировать развитие мозга у детей, обеспечить раскрытие способностей с возрастом, рост IQ до рекордных величин?

Рост и развитие головного мозга ребенка

Если взять весь период формирования мозга ребенка, то его основная часть (до 70%) приходится на период внутриутробного развития. На первый год – 15%, еще 15% — на период от года до 6-7 лет.

 К 6-7 годам структура мозга почти полностью сформирована и мало отличается от таковой у взрослого человека.

 Именно это послужило причиной установления оптимального возрастного порога для начала обучения в школе: мозг уже готов усваивать усложняющуюся с каждым годом информацию, формировать логические связи.

От зачатия до родов

С точки зрения анатомии и морфологии головной мозг ребенка закладывается буквально в первые недели развития плода, а к третьей неделе беременности уже можно рассмотреть деление мозга на три части.

От рождения до года

С появлением томографии ученые выяснили, что микроструктура мозга ребенка начинает формироваться сразу после рождения.

У младенца после рождения уже имеются сотни миллиардов нейронов – нервных клеток, но связи между ними первичны и не структурированы.

Именно в процессе взаимодействия с внешней средой между нейронами создаются устойчивые связи, формируется своего рода «сеть» или «паутина», создается древовидная структура нейронов, идет развитие полушарий мозга у детей.

Структура сети нейронов ежеминутно и ежедневно усложняется, кора головного мозга грудничка утолщается (толщина ее является критерием интеллекта человека).

Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка тесно взаимосвязаны: идет формирование структуры мозжечка и вестибулярного аппарата, устанавливаются связи между мозжечком и лобным участком коры головного мозга, отвечающей за мышление.

Происходит развитие обоих полушарий головного мозга, но не всегда равномерно. Ученые считают, что определенная асимметрия – скорее норма, чем исключение. У девочек левое развивается более интенсивно, у мальчиков – наоборот, а гениальные люди в большинстве случаев отличаются более развитым правым полушарием.

От года до трёх лет и далее

К трехлетнему возрасту объем головного мозга достигает 80% от мозга взрослого. Растет интеллект, развивается способность к мышлению, речевые функции, формируются устойчивые социальные связи. После трёх лет темпы развития мозга начинаются постепенно снижаться, к 10 годам уже поздно что-либо исправлять.

Джон Медина о правилах развития мозга вашего ребенка

Популярную книжку американского автора можно купить или скачать в интернете. В своей работе исследователь утверждает, что «все дети разные и все родители разные, поэтому советов на все случаи жизни не существует».

Беря за основу индивидуальность как младенцев, так и их родителей, Медина призывает проводить вместе как можно больше времени и превратить это время в увлекательный процесс познания младенца, его потребностей, его уже формирующегося характера.

В своей книге ученый уделяет огромное внимание методам и приемам формирования мозга и мышления у детей раннего возраста, предостерегает от типичных ошибок неопытных родителей.

Ранее развитие: насколько это хорошо и что нужно делать?

Идеи раннего развития отнюдь не новы, им уже не одна сотня лет.

Считается, что еще во время беременности не только будущая мать, но и ребенок во чреве получает несомненную пользу от походов на концерты классической или просто приятной, позитивной музыки, мама должна получать как можно больше положительных эмоций.

После рождения адепты идей раннего развития стараются говорить с младенцем так же много и на серьезные темы, как со взрослыми, иногда на нескольких языках, включают ему Моцарта и все то, что сами любят слушать. Считается, что это стимулирует развитие мозга ребенка «с пеленок».

Сегодня продвинутыми маркетологами создана и успешно культивируется настоящая мода на ранее развитие: в любом магазине для детей предлагаются хитроумные игрушки и приспособления, коврики, даже гаджеты. Очень популярны всевозможные развивающие курсы и тренинги для мам с младенцами.

Грудничка буквально перегружают информацией, которая ему в этом возрасте особо и не нужна. Специалисты утверждают, что вполне достаточно давно проверенных карточек и простых мячиков да кубиков, динамической гимнастики.

Старайтесь общаться много и часто, чтобы стимулировать развитие речевых функций.

Интересная методика Макото Шичида

Профессор из Японии убежден, что усилия нужно направить на развитие правого полушария младенца, ведь известно, что правое полушарие отвечает за творчество и креативность, образность мышления. Ребенок с хорошо развитым правым полушарием учиться запоминать большое количество информации, у него усиливаются способности к изучению иностранных языков.

Метод японского ученого базируется на следующих утверждениях (иногда – спорных):

  • Все дети изначально гениальны, то есть наделены неограниченным потенциалом для умственного развития.
  • Только постоянные и системные занятия с младенцем принесут желаемый результат.
  • Многократное повторение с целью запоминания – не очень хороший метод, так как способствует развитию левого полушария, а не правого.
  • Для правильного развития мозга необходимо одновременное стимулирование всех пяти чувств.

Для занятий используют специальные карточки, побуждают ребенка воображать и фантазировать, есть специальные игры. Найти методику просто: в интернете есть довольно много информации.

Возможно, формирование визуальной памяти первостепенно важно для детишек Японии или Китая: ведь эта способность критически важна для освоения иероглифической письменности.

В других же языках, как и в русском, больше внутренней логики и грамматики, чем визуальных образов. Тем не менее, методика интересная!

5 социальных факторов, плохо влияющих на развитие мозга у детей

Насколько велико влияние среды на развитие мозга ребенка? Хотя подобное исследование выполнено учеными их Гарварда, оно достаточно универсально и вполне применимо к нашим российским реалиям. Вот 5 факторов, тормозящих развитие мозга:

  1. Бедность семьи, невозможность обеспечить себя вещами первой необходимости, некачественное питание.
  2. Родители малообразованы, их интересы и социальные потребности примитивны. В основном касается матери, которая проводит с младенцем намного больше времени, чем отец.
  3. Неполная семья.
  4. Родитель или даже оба страдают психическими расстройствами.
  5. К ребенку взрослые члены семьи относятся равнодушно, коммуникация сведена к «чтобы не мешал», с детьми мало играют и мало разговаривают. В неблагополучных семьях эмоциональная обстановка зачастую очень стрессовая.

Любой из этих факторов плох сам по себе, а сочетание нескольких создает кумулятивный эффект. Результат – задержка развития мозга ребенка с необратимыми последствиями, бедный словарный запас, эмпатичность, неумение выражать свои мысли, общее отставание в психическом развитии.

6 простых полезных советов будущим родителям

  1. Планируйте беременность: ребенок должен быть желанным и любимым, ему должны быть созданы благоприятные условия для полноценной жизни.
  2. Учитесь и узнавайте новое о возрастных особенностях развития вашего младенца, старайтесь настойчиво применять познания на практике.

  3. Маме в период беременности и вскармливания грудью требуется полноценное и сбалансированное питание, богатое витаминами для развития и полиненасыщенными жирными кислотами, макро- и микроэлементами. Зависимость между качеством материнского молока и процессом формирования мозга у грудничка давно установлена.

  4. Стресс, страх и неуверенность – злейшие враги, которые мешают грудничку анализировать окружающую обстановку и распознавать правильный ответ на свои действия.
  5. Постарайтесь принимать все детские чувства и эмоции, даже если они вам не нравятся, уделять коммуникациям, играм с ребенком максимум времени.

  6. Движение – мощный стимулятор развития межполушарных связей: как ни странно, физическая активность очень способствует обучению и развитию мыслительных способностей в ранний период жизни. Разработана даже «мозговая гимнастика», но она более подходит для малышей после 2-3 лет.

Задержка развития головного мозга у грудничка зачастую лежит на совести нерадивых родителей, готовых списать результат своей лени на «плохую наследственность» и утверждающих, что «в школе научат».

Не нужно ставить своей целью вырастить вундеркинда и гения, нужно просто добросовестно выполнять свой родительский долг, создавать для младенца оптимальную развивающую и стимулирующую среду, и у вас всё обязательно получиться.

Источник: https://dearmummy.ru/razvitie-mozga-rebenka.html

Как влияют на здоровье ребенка телесные наказания

Царь Соломон говорил: «Кто пренебрегает розгой, тот враг своему сыну». Вероятно, царь, который славился своей мудростью, полагал, что правильное воспитание ребенка невозможно без экзекуций. А так ли это? Давайте попробуем в этом разобраться.

Однако вначале расскажу одну небольшую историю…

Несколько лет тому назад к нам в отделение был доставлен пятилетний мальчик в бессознательном состоянии. Причина была неизвестна. Дедушка ребенка утверждал, что, придя с работы, обнаружил малыша на полу без сознания и вызвал скорую помощь.

После осмотра и проведенного обследования выяснилось, что у ребенка черепно-мозговая травма с кровоизлиянием в головной мозг. Поэтому его перевели в отделение нейрохирургии и прооперировали.

Казалось бы, ничего необычного: просто рабочий момент.

Однако было кое-что еще, что насторожило: непонятные давнишние шрамы на икрах малыша. Правдами и неправдами выяснилось, что это шрамы от ремня, которым родители и дедушка «воспитывали» кроху, если он не слушался. По-видимому, икры были выбраны не случайно, просто они менее заметны. Я и мои коллеги были в шоке от увиденного и услышанного… 

Кстати, позднее выяснилось, что черепно-мозговая травма — результат «воспитательного процесса» дедушки.

Совет

Пока малыш находился в больнице, его осмотрел судмедэксперт. На основании его заключения возбудили уголовное дело. В результате родители были лишены родительских прав, а дедушке дали условный срок (хотя, по-моему, лучше бы его посадили). 

До сих пор с содроганием вспоминаю эту историю.

Кстати, говоря об истории, с неё и начнем…

История детских телесных наказаний

На самом деле — это целая поэма…У греков было принято «воспитывать» своих отпрысков линейками, у американцев — палочными ударами по пяткам и спине, у европейцев — розгами, палками и плетьми.

Читайте также:  Филе курицы - лучшие рецепты. как правильно и вкусно приготовить филе куры.

На Руси родители называли своих отпрысков «отроками». Это слово означает буквально «служитель» или «раб». Вероятно, именно поэтому и отношение к ним было соответствующее: за непослушание, а иногда и для того, чтобы просто развить чувство субординации, их поколачивали розгами или ставили коленями на горох (кукурузу).

Сейчас отношение к применению телесных наказаний у детей неоднозначное: некоторые родители не гнушаются взять в руки ремень или ратуют за легализацию телесных наказаний, а другие выступают против такого метода воспитания.

Однако мы не будем рассматривать все «за» и « против» этого вопроса. На данную тему велись и будут вестись горячие дискуссии — будь то телевидение или печатное издание. Мы поговорим о том, что представляют собой телесные наказания и как они влияют на детское здоровье.

Что такое телесное наказание детей?

Взрослые, чтобы не чувствовать себя неудобно, наказывая своих чад, используют особые словечки: отшлепать, всыпать, надавать по попе, таскать за вихры и так далее. Однако от этого для ребенка суровая действительность не меняется: все сводится к насилию над ним.

Поэтому давайте приведем определение телесного наказания.

Телесное наказание — это любое действие по отношению к ребенку, которое, будучи предпринято в отношении взрослого человека, рассматривается как противоправное действие или нападение.

Обратите внимание

Другими словами, если вас кто-нибудь (даже очень близкий человек) шлепнет по мягкому месту, даст пощечину или, не дай бог, ударит ремнем, то вы будете расценивать такое действие, как насилие над собой.

А теперь задумайтесь: почему же по отношению к детям (по сути, бесправным существам) должны применяться столь жесткие методы воспитания? Тем более, такие действия действительно вредят их здоровью и мешают становлению как личности.

Как влияют телесные наказания на детское здоровье?

Большинство психологов и педагогов считают, что телесные наказания недопустимы ни в какой форме. Поскольку отрицательно влияют на ещё неокрепшую психику ребенка и взращивают в нем первые ростки агрессии, которые во взрослой жизни оборачиваются большими проблемами.

Кроме того, у детей, в отношении которых применялись систематические физические методы воспитания, нарушается интеллектуальное развитие, а также появляются проблемы со здоровьем в будущем.

Всё это доказано многочисленными исследованиями ученных, а также выяснено в результате проведенных опросов.

Физическое воздействие

Из бесед с родителями, которые были привлечены к уголовной ответственности за насилие над своими детьми, выяснилось, что около 75% случаев начинались, как акты телесного наказания с целью исправления неправильного поведения.

Однако по мере возрастания ожесточения у взрослого наказание переходило в насилие, в результате которого ребенку наносилась физическая травма или увечье, требующая оказания медицинской помощи.

Рассказанная мной история — ярчайший тому пример.

Интеллектуальное развитие

Мюррей Страус (профессор Гемпширского университета) совместно с Мери Паршалл (сотрудница неправительственного Тихоокеанского института исследований и аналитики в США) провели исследование: тестирование по специальным методикам определения коэффициента интеллекта (IQ). В нем принимало участие 704 ребенка от 5 до 9 лет и 806 детей от 2 до 4 лет. Спустя 4 года тестирование провели повторно. В результате выяснилось, что в группе детей, по отношению к которым телесные наказания не применялись, показатели IQ возросли от 2,8 до 5 балов.

Конечно, это немного парадоксально. Ведь родители наиболее часто шлепают и дают подзатыльники своему чаду, если он плохо учится или не может запомнить какие-то вещи. Однако, как выяснилось, телесные наказания приведут только к тому, что он, скорее всего, будет учиться еще хуже.

Поведение детей

Тот же Мюррей Страус с соавторами провел исследование, которое заключалось в следующем:

  • Сначала были опрошены 807 матерей детей от 6 до 9 лет — и выяснилось, что 44% из них шлепали своих чад примерно два раза в неделю.
  • Два года спустя опросили тех же матерей — и выяснилось, что дети, к которым применяли телесные наказания, вели себя асоциально гораздо чаще, нежели дети, по отношению к которым их не применяли.

То есть шлепками или подзатыльниками родители хотели призвать своих чад к порядку в момент совершения шалости, а долгосрочный результат получился обратным.

Кроме того, психологи (Simons, Wurtele) в 2010 году опросили 54 мальчика и 48 девочек об их отношении к телесным наказаниям. В результате выяснилось, что дети, которые одобряли их, применяли силовую тактику в разрешении конфликтах ситуаций со сверстниками.

И тут дело даже не в том, что побитый ребенок вымещает свою агрессию на других, а в том, что он считает битье приемлемым средством для разрешения конфликтов.

То есть, повзрослев, ребенок, по отношению к которому применялись физические методы воспитания, будет стремиться решать свои любые проблемы при помощи силы.

Психическое развитие

Важно

По данным ВОЗ у детей, которые подвергались телесным наказаниям, чаще встречаются депрессивные и тревожные состояния. Причем такая тенденция наблюдается не только в том возрасте, когда по отношению к ним применяли физические методы воспитания, но и гораздо позднее: спустя многие годы.

Объяснение этому явлению очень простое: телесное наказание создает у ребенка стресс на короткое время. Однако если подобная ситуация повторяется на протяжении длительного времени, то отрицательные переживания накапливаются, приводя к проблемам с психическим здоровьем.

Подростки, описывая свои чувства по поводу применяемых к ним телесных наказаний, упоминают физическую боль. Кроме того, они говорят, что испытывают чувство унижения, а также появление враждебности по отношению к родителям.

Здоровье ребенка

Если по отношению к ребенку применяются систематические телесные наказания, то у него нарушается работа иммунной системы и выработка гормона стрессакортизола. А, вырабатываясь в больших количествах, кортизол накапливается в органах и тканях, постепенно разрушая их.

Кроме того, в надпочечниках начинает выделяться в больших количествах адреналин, который повышает уровень сахара в крови, частоту сердечных сокращений и дыхание, артериальное давление, а также сужает сосуды.

Все эти механизмы компенсаторные и помогают организму крохи справляться со стрессовыми ситуациями, однако если они повторяются часто, то могут привести к развитию многих недугов.

Это доказано Трэйси Афифи из Университета Манитобы специально проведенным исследованием.

Согласно его результатам, у детей, в отношении которых применялись силовые методы воспитания, чаще встречаются артриты (25%), сердечно-сосудистые заболевания (28%), ожирение (31%).

Что делать?

Конечно, без наказаний совсем обойтись невозможно. Однако какое конкретное наказание применить, чтобы донести до ребенка то, что он не прав, сказать сложно. Дело в том, что всё зависит от возраста, сложившихся отношений в семье и характера малыша.

Однако общие советы психологов таковы:

  • Вы можете запретить ребенку заниматься тем, чем ему нравится: поход в кино, прогулка с друзьями, игра на компьютере и так далее. 
  • Перед тем, как применить ту или иную меру ограничения обязательно объясните ребенку, за что вы его наказываете, а также чем именно он вас огорчил.
  • Постарайтесь, чтобы наказания были нечастыми. Ведь чем их будет больше, тем меньше у вас шансов построить доверительные отношения со свом ребенком.
  • Если наказываете за какой-то проступок, то сами не совершайте его. Например, если наказали за систематическую еду перед телевизором или компьютером, то сами не грызите орешки, просматривая телепередачи.
  • Старайтесь, как можно раньше восстановить мир. И ничего страшного, если вы сами сделаете первый шаг.
  • Не напоминайте своему чаду проступок, за который он уже понес заслуженное наказание.
  • Постарайтесь не воспитывать ребенка в излишней строгости, поскольку, повзрослев, он будет просто не способен принимать самостоятельные решения.
  • Если ребенок провинился, наказывайте его сразу, не откладывая на потом.
  • Старайтесь не создавать заведомых ситуаций, после которых вам придется обязательно наказать малыша. Например, если оставили кроху в вашей комнате одного и разрешили поиграть, тогда уж не ругайте его за беспорядок, который он в ней устроил.    

Однако самое главное: несмотря ни на что всегда демонстрируйте любовь к своему ребенку и старайтесь понять его. Тогда вы достигните взаимопонимания со своим чадом и вам не понадобятся более действенные меры.

P.S. Для меня в детстве самым страшным наказанием была «доверительная беседа» с отцом на кухне «с глазу на глаз», во время которой он мне доходчиво объяснял, чем я так огорчила его и маму.

А когда мы с сестрой что-то никак не могли поделить (те еще были «бои без правил»), нас ставили в угол, а потом заставляли просить прощения друг у друга.

После этого в сестре я уже видела не врага, а товарища и близкого мне человека.

Дорогие мамы, а как вы доносите до своих чад, что они не правы?

Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

врач-ординатор детского отделения

фото: http://globallookpress.com/

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/babyhealth/7176.html

Нейробиологи выяснили, что родительский крик разрушает мозг детей

Как показывают исследования, кричать на ребенка в воспитательных целях абсолютно неэффективно. Ситуации, когда родители не могут контролировать свои эмоции, разнообразны, но на самом деле именно усталость и нервное истощение являются основными причинами таких срывов.

Крики влияют на развитие мозга детей

Исследование, проведенное в Университете Питтсбурга (США), показало, что ежедневные скандалы очень негативно влияют на психическое развитие детей и могут стать причиной развития агрессивного поведения или, наоборот, их излишней зажатости и низкой самооценки.

Психологи в течение двух лет анализировали 976 семей и обнаружили, что крики, которые были частью воспитания, стали причиной поведенческих проблем у подростков и депрессии у малышей. Кроме того, дети стали еще более непослушными, а травмы, нанесенные такими срывами, не «исцелялись» объятиями и другими жестами любви, которые проявляли родители, придя в себя.

Другое исследование группы психиатров из Гарвардской медицинской школы (США) показало, что словесные оскорбления, унижения или упреки, сказанные мамой или папой в порыве гнева, могут значительно и надолго изменить структуру детского мозга. Ученые проанализировали 50 малышей, получающих психиатрическое лечение, и сравнили их с 97 здоровыми детьми.

Совет

Они обнаружили, что телесные и словесные наказания вызвали значительное уменьшение мозолистого тела, «кабеля» из нервных клеток, который соединяет два полушария головного мозга.

В результате активность в разных частях мозга снижалась, ухудшались память и внимание, уменьшался приток крови к мозжечку, все это в итоге приводило к потере эмоционального равновесия у детей.

Как перестать кричать на детей

Понаблюдайте за собой, какие ситуации и в какое время вынуждают вас кричать на ребенка: перед завтраком, перед выходом в школу и так далее. Этот шаблон поможет вам найти истинные причины вашего срыва, например, спешка, стресс или усталость. Возможно, ребенок ни в чем не виноват.

Попробуйте предугадать шторм. Чтобы не сорваться на ребенка, нужно время, чтобы успокоиться. Если вы чувствуете, что вот-вот потеряете контроль над собой, сделайте несколько медленных и глубоких вдохов или просто уйдите из комнаты.

Не создавайте завышенных ожиданий. Часто разочарование происходит, когда ваши представления не оправдываются в реальности, например, вы надеялись, что ребенок сделает домашнее задание самостоятельно, но этого не произошло. Важно помнить, что ваш малыш — всего лишь ребенок и он раздражает вас не потому, что ему это нравится, а просто по причине своей незрелости.

Не вините себя. Чувство вины еще больше увеличивает напряженность. Кричать на малыша время от времени — это нормально, иногда они по-другому не понимают. Главное, чтобы это не вошло в привычку.

Помните, что именно вы являетесь для своего ребенка примером для подражания. Поэтому каждый раз, срываясь на него в гневе, подумайте, а хотели бы вы, чтобы он был таким же несдержанным?

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/9242

Ссылка на основную публикацию