Как менялись предпочтения женской красоты

Как менялись представления о красотев разные эпохи?

Красота — одна из самых субъективных и переменчивых категорий. То, что всего несколько лет назад было эталоном женской привлекательности, сегодня уже не просто не является таковым, но даже может показаться вызывающим и неуместным. Как менялись представления о красоте в разные эпохи? И что станет эталоном в ближайшем будущем? Попробуем разобраться.

Древний Египет (XIII-XI вв. до н. э.)

Настоящими красавицами в Древнем Египте считались девушки с длинными и прямыми тёмными волосами, обрамляющими лицо. Об этом свидетельствуют и многочисленные изображения египтян, которые дошли до наших дней. Тогда же, кстати, появилось и первое подобие косметики: египтянки первыми научились наносить чёрную краску вокруг глаз, чтобы придать взгляду выразительность.

  • Стройная фигура
  • Высокая талия
  • Узкие плечи

Древняя Греция во главу угла ставила всё мужское, и даже женская красота не сталаисключением. Идеальным считалось мужское тело, и поэтому женщины в Древней Греции очень часто стыдились своих форм, а к своему телу относились как к «неудачной копии мужчины». С изменением мышления изменились и эталоны красоты.

  • Пышные формы
  • Склонность к полноте
  • Светлый тон кожи

В этот период женщины считались воплощением добродетели и часто были отделены от мужчин, как в обществе, так и дома. Поведение и внешний вид женщины отражал статус её мужа. Именно поэтому на первый план в Эпоху Возрождения выходят те черты внешности, которые подчёркивают женственность и утонченность.

  • Бледная кожа
  • Пышные бедра и грудь
  • Светлые волосы
  • Высокий лоб

В викторианском обществе смена идеалов красоты была тесно связана с изменением ценностей, которые пропагандировались тогда в обществе: хозяйственность, семья и материнство. Эти добродетели воплощала собой королева Виктория, в честь которой и получила название эта эпоха. Тогда в моду вошли корсеты, которые делали талию тонкой, а фигуру женщины — похожей на песочные часы.

В этот период женщины в США, получив право голоса, почувствовали равноправие и свободу. В моду вошла внешность, которая сочетает в себе и мужские, и женские черты — так называемая андрогинность: дамы стремились визуально сделать талию ниже и предпочитали бюстгальтеры, которые сплющивали грудь.

  • Мальчишеская фигура
  • Отсутствие пышных форм
  • Маленькая грудь
  • Стрижка «боб»

В это время в Голливуде был принят этический кодекс, который накладывал ограничения на роли в кино для женщин. Женственность и пышность форм снова вошла в моду: ярчайший пример воплощения женской красоты той эпохи — известная актриса Мерилин Монро.

  • Пышные формы
  • Фигура «песочные часы»
  • Тонкая талия

За последующие 10 лет стандарты красоты вновь успели перевернуться кардинально. В 60-е годы в обществе зародились феминистические настроения, а в моду вошли мини-юбки и А-силуэты в одежде. Пышные женственные формы отошли на второй план, уступив место худосочности и угловатости.

  • Гибкое и стройное тело
  • Длинные и худые ноги
  • Маленькая грудь

Модным увлечением многих женщин в 1980-е годы была аэробика. Девушки начали заниматься спортом, чтобы быть в хорошей форме. Вместе с их взглядами менялся и типаж внешности, считавшейся идеальной — все девушки стремились быть похожими на супермоделей. Одним из эталонов красоты того времени стала Синди Кроуфорд: высокая, стройная, спортивная, и при этом полногрудая.

  • Спортивное тело
  • Стройные руки, ноги, талия
  • Высокий рост

С расцветом телевидения и интернета представления об идеалах красоты стали транслироваться нам с экранов телевизоров и мониторов. Героини рекламных роликов и видеоклипов стали казаться совершенством — девушками без единого недостатка.

Но так ли это на самом деле? Большинство фотографий и видеоматериалов проходят несколько стадий обработки, чтобы мы могли восхищаться идеальными формами и внешностью без изъянов.

Всё это привело к формированию эталонов красоты современного общества.

Что считается эталоном сегодня?

  • Пышная грудь
  • Округлая попа
  • Плоский живот
  • Идеальная кожа

Каноны красоты сменяют друг друга очень быстро. Иногда всего за 10 лет представление об идеальной женской внешности переворачивается с ног на голову.

Сегодня так хочется быть похожей на тех стройных красавиц с округлыми формами, но где гарантия, что через пару лет на смену этому стереотипу не придёт новый и в моду не войдет именно твоя внешность? Самая главная задача для каждой из нас — научиться любить себя такими, какие мы есть.

Тогда все популярные представления о привлекательности померкнут, и ты заметишь, что с каждым днём ощущаешь всё больше уверенности в себе и внутренней силы.

Источник: https://ad.school.mosreg.ru/promo/dove-standards-of-beauty

Женщины уже не те. Как и почему менялись представления о женской красоте

Кошки, с точки зрения котов, прекрасны все до единой. Кобелю совершенно все равно, какого цвета у встретившейся ему собачьей дамы ушки и какой длины хвост.

Большинство самок у животных куда менее привлекательны, чем самцы: у них нет пышных грив, разноцветных хвостов и высокохудожественных пятнышек на жабрах, потому что у их видов именно кавалеры конкурируют за дам при помощи своей красоты.

А почему у мужчин вида homo sapiens тогда все наоборот? Почему у нас красивой должна быть женщина, в то время как мужская красота — это скорее излишество. То есть хорошо, конечно, если она есть, — а нет, так проживем и так?

Обратите внимание

Конечно, сейчас биологи знают много видов, у которых, как и у людей, привлекательность самки имеет важное значение для ее шансов на продолжение рода (например, женская конкуренция существует у некоторых видов обезьян, скажем, у бонобо).

И все эти виды объединяет одно свойство — они живут группой, у них самцы долго ухаживают за самкой, а потом принимают активное участие в воспитании ее детенышей. Такая стратегия оказалась выигрышной для животных, у которых рождается малое количество детенышей, на выращивание которых требуется огромное количество ресурсов — времени, сил, корма и т. д.

У этих видов самки, умеющие привязывать к себе самца или нескольких, оказывались в вы­игрыше по сравнению с самками, которые не пользовались таким успехом. И чем прочнее привязанность самца к самке, тем дольше он кормит ее детенышей — причем сплошь и рядом в этом ему помогают другие кавалеры его дамы, которых у групповых видов вокруг предостаточно.

Вот таким образом наши женщины и стали красавицами, а наши мужчины сделались очень придирчивы в отношении женской внешности.

Так как мужчинам приходится тратить массу сил на завоевание женщины, разгон соперников и выкармливание ее потомства, им очень важно, чтобы это потомство родилось высококачественным, выжило и выросло сильным, крепким и, в свою очередь, привлекательным сексуально для будущих партнеров (если мы, конечно, рассчитываем на то, чтобы иметь внуков с правнуками и как-то укрепиться на эволюционном древе).

Внешность и физиология женщин видоизменялись, подчиняясь трем основным эволюционным требованиям нашего вида.

1. Женщина должна демонстрировать свое здоровье, хорошую форму и фертильность.

2. Женщина должна сохранять сексуальную привлекательность для партнеров максимальное количество времени — даже когда она неспособна к зачатию, в том числе во время беременности и после родов.

3. Женщина должна сохранять в своей внешности детские черты, чтобы «обманывать» партнера, вынуждая его заботиться о ней, как о детеныше.

И во внешности женщины присутствуют все эти элементы. Пышные бедра говорят о легкости деторождения, а талия подчеркивает их ширину.

Женский голос высок, как у ребенка, а тело, прежде всего лицо, почти лишено волос, как у всех детенышей.

Пышные волосы, белые зубы, гладкая кожа говорят о здоровье хозяйки, как и стройная осанка, а симметричные черты лица — о хорошей генетике и минимуме вредных мутаций.

Важно

После того как мы обрели способность к прямохождению, женщины повысили свою сексуальную притягательность для мужчин, за несколько десятков тысяч лет разместив копию основного сексуального сигнала  на верхней части тела.

Да-да, для большинства приматов ярко окрашенные гениталии и округлость нижней части туловища были основным способом пригласить партнера к спариванию.

А после того как мы встали на ноги, скрыв эту неземную красоту, женщины обзавелись пухлыми, контрастного цвета губами и круг­лой, налитой грудью, имитирующей эти священные знаки: яркое отверстие и два полушария, которые вошли в нашу эволюционную программу еще с тех времен, когда мы мельтешили в жалком виде под ногами у всяческих динозавров.

И составляя эти приметы, мы в целом можем создать портрет идеальной партнерши у homo sapiens.

Она невысока ростом и скорее коротконога, чем длиннонога (приметы детеныша). У нее очень большая грудь и яркий, чувственный рот (­сексуальность). У нее достаточное количество жира, чтобы выглядеть пухленькой, а талия выражена лишь в сравнении с грудями и бедрами, которые весьма велики (физическое состояние). У нее большой зад и широкий таз (фертильность, древнейший сексуальный сигнал). Она кокетлива и сексуальна. Она румяна, у нее длинные волосы, мелкие черты лица, большие глаза, высокий голос (здоровье, приметы детеныша). У нее светлая кожа и мягкие волосы (приметы детеныша).

Выглядит это примерно так: «Виллендорфская Венера», 24 тыс. лет до н.э., «Венера Вестоницкая», 29 тыс. лет до н.э.

Виллендорфская ВенераВенера Вестоницкая

Список можно было бы значительно расширить, но уже и в таком виде понятно, что человечество далеко не всегда придерживается этих естественных для себя канонов женской красоты и в разные эпохи на знамя поднимаются Венеры совсем иного типа. Чем же это вызвано?

Почему древняя красота иногда 
 отменяется?

Потому что человек, кроме всего прочего, относится к видам с так называемой К-стратегией. Эти виды отличаются тем, что они очень долго живут, очень много времени и ресурсов тратят на выращивание детенышей и жестко контролируют свою численность.

Механизмы этого контроля чрезвычайно разнообразны и порой чудовищны, мы не будем сейчас их разбирать и остановимся на одном-единственном: в ситуации, неблагоприятной для рождения детенышей, виды с К-стратегией часто обращают сексуальный интерес к не подходящим для деторождения партнерам.

То, как человечество высчитывает максимально допустимую для себя численность популяции в данной конкретной местности, сейчас выясняют этнографы, нейробиологи и антропологи — но общий принцип уже известен.

Совет

Чем скученнее живет общество, чем выше уровень шума и чем меньше вокруг свободного пустого пространства, тем меньше рождаемость.

И тем больше идеал красоты этой эпохи отдаляется от «Венеры исконной» — причем удаление может идти в совершенно разных направлениях.

И, напротив, после серьезных потрясений, повлекших резкое снижение численности популяции (после глобальных войн, эпидемий, сильного голода), происходит беби-бум, а кисти художников и лиры поэтов начинают воспевать красавиц, которые вполне могли бы потягаться с пещерными Венерами в плане первобытных норм красоты.

Автор этой статьи однажды несколько недель находился в поездке по Раджастану — одному из самых бедных штатов Индии, специализирующемуся на сельском хозяйстве самого примитивного толка. Сплошные поля и пустоши с небольшими деревеньками.

И в один прекрасный момент он с изумлением понял, что у него резко поменялись представления о внешности индийских дам.

Если сперва всех участников поездки восхищали точеные тонкорукие и смуглолицые красавицы в замызганных сари, продающие по обочинам пирожки самса, то спустя пару дюжин дней в ходе общей беседы мы признались друг другу, что теперь лучше понимаем пристрастие Болливуда к коротконогим белолицым пухляшкам.

В Индии они почему-то смотрятся гораздо привлекательнее, чем в Европе, в то время как девы модельных форм удивительно быстро теряют свое очарование, ибо худоба тут неразрывно связана с бедностью, изможденностью и принадлежностью к низшим кастам.

И теория К-стратегии это обстоятельство прекрасно объясняет. Перенаселенность — требуется снижение популяции, интересы переключаются на внешне неплодовитых дам.

Обратите внимание

Обилие свободного пространства и пустые горизонты вокруг — требуется увеличение популяции, желательно с партнершей, чья упитанность свидетельствует о том, что вокруг имеется достаточное количество корма.

Сегодня, просматривая изображения женщин за всю историю человеческого искусства, почти безошибочно можно сказать, в каких условиях жили люди, создававшие эти портреты.

Читайте также:  Как бороться с офисными недугами

  Древний Египет  

Население ­толпится на узкой полоске земли, в больших городах — перенаселение, голода нет, войны регулярны, но не обес­кровливают страну. Красавицы на фресках узкобедры, плоскогруды, длинноноги, высоки и похожи на мальчиков (даже если не считать привязываемых на шнурках искусственных бородок у цариц), как «Танцовщицы на пиру» с фрески гробницы вельможи Небамона в Фивах, XV в. до н.э.

  Древние греки  

Горожане живут в небольших полисах, большая часть населения крестьянствует вне городов. Перенаселения нет, голод ­редок. Дошедшие до нас статуи богинь и красавиц представляют нам плотные тела с выпуклыми округлостями, пышущие здоровьем симметричные лица с округлыми щеками, женственные формы, как у «Афродиты Книдской» Праксителя, 350 г. до н.э.

  Аравия и Персия, VIII–IX век н.э.   

Излишки населения регулярно погибают в боях, питание у населения скудное, большинство живет вне пределов больших городов. И вот описание совершенной красавицы из «Тысячи и одной ночи»: «Две руки ее круглые и гладкие… а груди ее точно две шкатулки из слоновой кости, сиянье которых заимствуют луна и солнце.

И живот у нее в свернутых складках, как складки египетских материй, расшитых парчой, и складки эти подобны бумажным свиткам.

…И стан покоится на бедрах, похожих на кучи песку, и сажают они ее, когда она хочет встать, пробуждают ее, когда она хочет спать, и таз ее обременяют две ляжки, округленные и гладкие…» Этот типаж еще долго будет господствовать в арабско-персидском мире, о чем свидетельствует миниатюра «Адам и Ева», «Манафи аль Хайаван» Ибн Бахтишу.

  Япония, X век  

Половина населения всей Японии живет в одном городе — столице Хэйан. Скученность чудовищная. Голода нет. В главном романе этой эпохи «Гэндзи-моноготари» мы встречаем очень много описаний красавиц. «Руки ее были так тонки, что он заплакал от умиления».

«Она казалось такой слабой и беспомощной, что сердце сжималось». «Гэндзи поднял красавицу на руки и подивился ее малому весу». «Она была хрупка и мала ростом, лишь немногим больше ребенка, а волосы струились за ней по земле на три сяку».

Главный герой, перебрав множество дам, в конце концов женится на десятилетней Мурасаки и живет с ней долго и счастливо. Детей у них нет.

  Средневековая Европа  

Важно

К середине XIV века Европа превратилась в урбанистический кошмар своего времени — численность ее населения составляла около 100 миллионов человек, что при таком уровне производства, агрокультуры, строительства и так далее приводило к хроническому голоду, чудовищному дискомфор­ту и крайней скученности людей в жилищах.

И идеальные красавицы той эпохи — это холодные, асексуальные, очень бледные, рахитичные, безбровые, прячущие свои волосы и бреющие лоб худые и обескровленные фигуры, еще и носящие фальшивые животы, имитирующие беременность на позднем сроке, что тогда считалось верхом изящества, — полюбуйтесь на «Портрет дамы» Рогира ван дер Вейдена, 1460 г.

  Европа после Кризиса позднего Средневековья  

С прихода в 1348 году первой чумы из Азии начался так называемый Кризис позднего Средневековья. Голод, войны и, прежде всего, эпидемии выкашивали города и деревни — к началу XVII века численность населения Европы сократилась минимум наполовину, а в отдельных регионах и на четыре пятых.

При таком снижении популяции, ­конечно, никак невозможно было и дальше ­поклоняться бледным тонким мадоннам — в ближайшее столетие красоту будут видеть только в очень пышных фигурах, идеально точно подпадающих под стандарты первобытной красоты, как на картине «Похищение дочерей Левкиппа» Питера Пауля ­Рубенса, 1618 г.

  Европа, середина XIX века  

Плотность населения постепенно достигала докризисного уровня, и дамы опять начали худеть, мельчать и бледнеть.

Однако развитие сельского хозяйства и промышленности отчасти смягчало пресс перенаселения — с реальным голодом большая часть людей не сталкивалась, жизнь стала намного комфортнее, и возврата к средневековому аскетичному стандарту не последовало.

Красавица середины XIX века — это невысокая, с детским личиком, маленьким ротиком, крошечными ручками и ножками отчаянно зашнурованная женщина-девочка, обладающая тем не менее утрированной с помощью кринолина женственной фигурой, как у «Женщины с книгой» Альфреда Стивенса, 1856 г.

  Чехарда XX века  

Особенно хорошо стало видно, как человечество спешно меняет свои приоритеты красоты, с началом ХХ века, когда история, по известному выражению, стала двигать собой в полный рост и эпохи закрутились, сменяя друг друга ­подобно узорам в калейдоскопе.

Эпоха декаданса начала ХХ века подарила нам образ маленькой бледной и нервной женщины в черном, с огромными синяками под глазами, одержимой мыслями о самоубийстве. Воплощением архетипа стала кинематографическая звезда декаданса Вера Холодная.

Первая мировая война, забрав множество жизней, не привела, ­однако, к реальному уменьшению городского населения — так как в города хлынули жители деревень.

Реакция вкусов была мгновенной: женщина конца 1920-х — начала 1930-х стала более широкоплечей и спортивной, детскость ушла, на смену пришла мужественность, дамы обрезали волосы и юбки, начали курить и избавились от талии, ­избрав кумиром киноактрису Марлен ­Дитрих.

Совет

После Второй мировой, потеряв сотни миллионов во всепланетной мясорубке, человечество на какое-то время вновь вернется к идее Вечной Женственности — бедра, грудь, обаятельный целлюлит на крепких ножках, детские щечки и кудряшки. Секс-символ 1950-х — модель Бетти Бросмер.

Но уже в 1960-х годах на арену мира выпорхнет на ножках-веточках анорексичная Твигги — крошечный, но бодрый скелетик, реакция мира на беби-бум.

  Начало XXI века   

Сегодня, когда обитатели нашей планеты достигли почетного рубежа в 7 с лишним миллиардов, творцы моды отдают золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей» сербской модели Андрею Пежичу, который недавно успешно провел операцию по смене пола и превратился в почти настоящую женщину.

(Не будем осквернять сайт его фотографией. Погугли сам, если интересно.) Впрочем, многие мужчины и без операции легко теснят с подиумов женщин, потому что современные идеалы красоты рисуют нам не женщину, но андрогина.

Двухметровый рост, длиннейшие ноги, минимум груди и бедер, крупные черты лица, хранящего вечно каменное ­выражение…

Венере палеолита остается только непонимающе пожать складками на плечах и удалиться со сцены до лучших… точнее, до худших времен.

Источник: https://www.MaximOnline.ru/longreads/get-smart/_article/beauty/

Как менялся идеал женской красоты в разные эпохи

Идеалы женской красоты постоянно меняются и то, что считалось эталоном 100, 50 и даже 10 лет тому назад сейчас будет казаться уродством, не говоря уже о переменчивости взглядов на протяжении всей истории.

На протяжении всех времён женщины постоянно меняли свою внешность и часто кидались в крайности от чрезмерной полноты до болезненной худобы, чтобы соответствовать идеалу присущему тому или иному периоду времени.

Стандарты красоты будут меняться бесконечно, такова уж человеческая природа, и на какую фигуру будет «мода» в следующем десятилетии можно только догадываться.

Древний Египет

Начнем с азов. В Древнем Египте царило равноправие полов, общество было раскрепощенным и свободным. Но при этом существовал весьма определенный идеал красоты эпохи — стройное тело с удлиненной талией и узкими плечами, длинные черные волосы, классические строгие черты лица и выразительные глаза, подведенные черной краской.

Древняя Греция

Идеал женской красоты мы можем увидеть в сохранившихся древнегреческих скульптурах,в частности, в скульптуре Афродиты.

В то время активно продвигалась идея физического совершенства, греки даже рассчитали формулу красоты женского тела,в которой приводится соотношение размера стоп, кистей и других частей тела друг к другу.

Лицо греческой красавицы должно было быть симметричным и ровным,с большими глазами, а также прямым носом. Идеальным типом фигуры считалась «груша» с небольшой грудью,но объемными бедрами.

Идеал красоты Средневековья

В средние века отношение к внешности по сравнению с античностью сильно поменялось. Красота в этот период считалась греховной. Но некий канон все же существовал. Идеал красоты Средневековья — это девушка с очень бледной, белоснежной кожей, худая и изможденная.

Овал удлиненного лица обрамлен светлыми волнистыми волосами. Рот маленький и скромный, глаза — большие и слегка навыкате. Чтобы достичь бледности,девушки не только натирали лицо лимоном, но и делали кровопускания. В Средневековье многие также сбривали брови.

Так что портреты красоток тех времен выглядят довольно странно.

Эпоха Возрождения

Классический примеры идеала женской красоты в эпоху Возрождения — Мона Лиза, а также Венера Боттичелли. Все та же бледность и высокий лоб, но выражение лица становится загадочнее, а волосы теперь свободно уложены.

Пышная фигура становится одной из главных ценностей этого периода. Полные руки, широкие бедра, мягкие и плавные черты — все это ценилось в эпоху Возрождения.

Что касается прически, то идеальным вариантом были светлые волнистые волосы.

Барокко и рококо

17−18 века диктуют новые правила женской красоты. Одно из основных — это тонкая талия. Наступает эпоха корсетов, некоторые девушки умудряются стянуть свою талию до 33 см. При этом в пару к корсету всегда идет очень глубокое декольте. Красавицы тщательно охраняют себя от солнца, ведь в моде белоснежная кожа. Дамы в кружевных оборках напоминают красивые статуэтки из фарфора.

19 век

Приходит время стиля ампир, в котором ценится естественная красота. Девушка должна быть стройной, в легком платье из муслина, с большими глазами и белой кожей. Одновременно с этим в 19 веке было и другое направление — пышные платья с тугими корсетами и сложные укладки. И в том, и другом стиле в моде была так называемая болезненная женственность: бледность, слабость и обмороки.

20 век

Эта эпоха подарила нам немало разных идеалов женской красоты. В 20-е годы в моду вошла андрогинная внешность — корсет был забыт, ценились мальчишеские фигуры с небольшой грудью, а также впервые за многие столетия женщины начали носить короткие стрижки.

В 30−50-е, в эпоху золотого Голливуда, в моду вернулась женственность.

Фигура «песочные» часы с тонкой талией, большой грудью и объемными бедрами, пышные укладки с локонами,длинные ресницы, румянец и алые губы — идеалом красоты эпохи была Мэрилин Монро и другие актрисы.

В 60-е годы самой популярной моделью была Твигги с ее стройным телом, длинными ногами и маленькой грудью. В 80-е идеал снова стал другим: в моду пришла аэробика, а также супермодели — высокие, спортивные и подтянутые. К 90-м идеал сместился немного в другую сторону, в моду вошла болезненная худоба и бледность.

21 век

Современный идеал красоты — понятие довольно сложное. Сегодня ценится здоровье и стройность, но не анорексичная худоба, как в 90-е годы. Плоский живот, большая грудь и упругая попа считаются идеальным вариантом.

Который, как мы знаем, практически недостижим. К счастью, все больше людей склоняются к идее естественной красоты во всем ее многообразии.

Но для того, чтобы эта идея действительно стала популярной,понадобится еще немало времени.

По материалам

Источник: https://4tololo.ru/content/12385

Как менялись эталоны красоты в разные эпохи

Красота подарок на несколько лет.

Оскар Уайльд

Каждая из нас слышала в свой адрес восторженную фразу: «Вы такая красивая!», часто мы сами говорили такие комплименты подругам или коллегам. Уже десятки лет все стремятся к заветным 90-60-90, шоколадному загару и чувственным губам, а в прошлом веке это считалось образцом безвкусицы. Но что мы вкладываем в смысл слова «красота» сейчас и что вкладывали в него наши предшественники? Если бы мы были рождены лет сто назад, считали бы нас тогда красавицами? Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к истории, ведь женская красота ценилась во все времена, но представления об идеале претерпевали существенные изменения.

Понятия о красоте в Древнем Египте во многом совпадали с современными взглядами. Красивой считалась стройная египтянка с полными губами и большими миндалевидными глазами.

В связи с этим жительницы Древнего Египта очень ярко подводили глаза, придавая им образцовую форму, и красили губы в красный цвет. В то время они уже использовали множество косметических средств для достижения своих целей.

Известны даже письменные работы о косметике, например, трактат Клеопатры «О лекарствах для лица». В макияже особой популярностью пользовался зеленый цвет, так как он считался эталоном красоты, а сам краситель получали из оксида меди.

Обратите внимание

Древние египтянки были большими модницами, ведь ученые считают, что именно они начали первыми пользоваться зеркалами, румянами, ароматами и даже носить полупрозрачную одежду. Яркими представительницами древнеримских красавиц являются Клеопатра и Нефертити.

Для образа настоящей красавицы Древнего Китая как нельзя лучше подойдет всем известная фраза «Красота требует жертв». Крошечная ступня, очень маленькое и хрупкое тело, белое лицо, зубы с оттенком золота – именно так представлял себе идеальную женскую красоту древний китаец.

Чтобы соответствовать эталону, уже с детства девочкам приходилось терпеть боль от перематывания бинтами ступней. Раз в неделю их снимали на несколько минут и затягивали еще сильнее. Постепенно пальцы ног становились согнутыми и закручивались под ступню.

Эта традиция зародилась сначала среди самых богатых слоев общества, а потом перенялась и средним классом. Ходить на таких крошечных ножках было чрезвычайно сложно, и в окружении благородной красавицы всегда находилось несколько человек, чтобы помогать ей при ходьбе.

Также большое внимание китайские женщины уделяли своим волосам: они должны были быть очень длинными и заплетенными в сложную косу.

В Древней Руси залогом красоты тоже считались волосы. Существовало поверие, что чем длиннее волосы, тем больше духовных сил получает женщина. Почти все женщины того времени заплетали себе косы, а расчесывание волос было подобно священному ритуалу.

Читайте также:  Суп гороховый - рецепт с фото и пошаговым описанием

По различным свидетельствам русские женщины лишь тогда считались красавицами, когда достигали веса не менее восьмидесяти килограммов! Очень ценилась в Древней Руси светлая кожа и яркий румянец, такое описание мы с вами не раз встречали в известных с детства сказках.

В связи с этим древнерусские красавицы пользовались белилами для лица, а щеки часто просто натирали свеклой. Некоторые женские предпочтения проносятся через века, например, любовь к украшениям. Из ювелирных украшений были широко распространены серьги, гривны, перстни, кольца, ожерелья, браслеты.

Их отличала чрезвычайная тонкость работы мастеров ювелирного дела.

В Древней Греции образ идеальной женщины во многом складывался под влиянием науки и спорта. Эталоном женской красоты считалась скульптура легендарной Афродиты: ее рост 164 см, объем груди 86 см, талии – 69 см, бедер – 93 см.

Важно

Дошедший до нас афоризм «греческий профиль» подразумевает прямой нос и большие глаза. Прежде всего, ценились голубые глаза, золотые кудри и светлая, блестящая кожа. Греческие красавицы очень тщательно ухаживали за телом, которое должно было иметь мягкие и округлые формы, они посещали бани, принимали ванны с травами и ароматическими маслами.

Так же, как и в Древней Греции, в Древнем Риме идеалом красоты считались светлая кожа и белокурые волосы. В погоне за эталоном римлянки научились осветлять волосы, использовали сливки и молоко для ухода за телом, изобретали различные способы завивки волос.

В Индии с древних времен считают, что вся прелесть женщины сосредоточена в ее пышном теле, поэтому индийские женщины никогда специально не ограничивали себя в приемах пищи.

На свое лицо женщины накладывали довольно яркий макияж, золотили губы и красили свои зубы в коричневый цвет. Их брови и ресницы должны были быть черными, а ногти – красными.

В зависимости от положения женщины в обществе они украшали мочки ушей: чем выше положение, тем больше и массивней украшения. По такому же принципу различалась национальная индийская одежда – сари. На участки тела, не покрытые тканью, наносились разнообразные рисунки хной.

А между двух бровей уже тогда наносили всем известную точку – бинди. Она символизирует мистический третий глаз. Как вы заметили, эталон женской красоты и взгляд на внешний вид женщины в Индии не менялся кардинально уже не одно столетие.

В отдельных племенах Африки еще с давних времен существуют, пожалуй, самые необычные обязательные элементы красоты. Женщины вытягивают себе мочки ушей, делают в них дырки и заполняют различными бусинками, палочками, проволками. Хоть для современного модника это и выглядит жутковато, зато не несет сильного вреда здоровью. Чего нельзя сказать о традициях Восточной Бирмы.

С детства на шею девочек надевают одно за другим медные кольца. Благодаря этому с возрастом высота шеи достигает 30-35 сантиметров. Все кольца вместе весят больше десяти килограммов, из-за постоянной тяжести происходит сильное опущение груди, мышцы шеи сильно атрофируются, и они не в состоянии сами держать голову.

Красота в отдельных регионах Африки не только жертвенна, но и опасна для жизни!

В раннее Средневековье образ современной красивой девушки претерпел сильные изменения, в первую очередь, из-за влияния церкви. Телесную красоту стали воспринимать как источник грехов, поэтому светлые волосы стали покрывать головными уборами, женственную фигуру прятать за платьями свободного покроя.

Дева Мария с ее внешностью и покорным характером стала идеалом и примером для подражания. Бледная кожа, маленькие губы, истощенное тело с длинными конечностями – именно такой женский образ будоражил мысли и фантазию мужчин раннего Средневековья. В XIII веке с зарождением рыцарства стали меняться и взгляды на женщин.

Совет

Рыцарям нужны были музы для совершения подвигов, героини, покоряющие их сердца. Появляется культ Прекрасной дамы. От покорства и отказа от излишеств стали переходить к великолепию.

Стройное тело, волнистые светлые волосы, яркие губы, узкие бедра, маленькая грудь и большие ступни – именно такой должна была быть принцесса для своего рыцаря.

Следующая по хронологии эпоха Возрождения привнесла очень большие перемены в понимание женской красоты. Бледность и худоба исчезают из обязательных элементов привлекательности, а им на смену приходят широкие бедра, округлое лицо и полные плечи.

Воплощение красоты того времени запечатлены в гениальных работах Тициана, Рембрандта, Рубенса, ну и, конечно же, известная всем картина «Мона Лиза». Во времена расцвета эпохи рококо, особый акцент делается на женские прически.

Здесь работал принцип: чем пышнее и сложнее конструкция на голове, тем лучше! Зачастую, чтобы сохранить сложную и дорогую прическу, модницам приходилось не мыться и не расчесываться по несколько недель. Тогда же в моду входят духи, чтобы перебить запах, исходящий от тела.

В начале XIX века образцовой красавицей считалась Жозефина – первая жена Наполеона Бонапарта. Она была поклонницей естественной красоты, завышенной талии в одежде из тонких тканей, украшенной кружевами и оборками. Это была эпоха ампира, которая вернула в моду красоту в греческом понимании.

Идеальной считалась фигура «песочные часы», в связи с этим за несколько лет в моду входят корсеты, пышные юбки, оголяются шея и зона декольте. Часто платья для светских выходов весили больше 20-ти килограммов! Также светские красавицы почти всегда носили перчатки и ходили с зонтом.

Ведь в этот период загар считался дурным тоном, уделом низшего класса и деревенских жителей.

В течении XX века взгляды на женскую красоту очень стремительно менялись. В начале века идеальной считались спортивная фигура с широкими плечами, узкие бедра, маленькая грудь. Но уже к 30-м годам столетия ситуация принимает противоположную сторону.

Образцом женственности становятся широкие бедра и пышная грудь. В тот период иконами и абсолютными красавицами считались Марлен Дитрих и Грета Гарбо, затем Мэрилин Монро и Джина Лоллобриджида.

Обратите внимание

Их красота сводила с ума миллионы мужчин, а женщины очень старались, чтобы быть хоть чуточку похожими на звездных кумиров.

Источник: http://bishkekchanka.kg/article/vrema-krasoty-etalony-krasoty-v-raznye-epohi

Эталоны красоты в разные эпохи

Во все времена человек старался создать что-то необычное, неуемным было стремление окружить себя не просто удобными предметами, а вызывающими положительные эмоции, красота которых вызывала бы восхищение.

Стремление к красоте и к прекрасному у людей

Можно назвать шедеврами работы народных умельцев. Практиковалась резьба по дереву, роспись посуды, вышивка. И хотя тяжелый труд крестьян и ремесленников отнимал много времени, оставались силы для того, чтобы хоть немного украсить свой быт.

Красота присутствовала во всем, даже в мелочах, люди окружали себя предметами с росписью, вышивали рушники и декорировали одежду.

Художники имели свой взгляд на мир, умели разглядеть прекрасное в травинке или листочке, фиксировали разнообразие форм, линий, красок.

В каждой исторической эпохе был свой взгляд на красоту, и многое зависело от климатических условий, жизненного уклада, нравственных норм и иных особенностей общественной жизни. Да и критерии красоты не едины, это комплекс внешних и внутренних качеств. Многие пытались раскрыть тайну о природе прекрасного, писали философские трактаты, дискутировали и рассуждали на эту тему.

В зависимости от временного периода меняется эстетический идеал, но остаются незыблемыми ряд качеств.

В творениях известных мастеров живописи, скульпторов прослеживался образ идеальный, и основная масса людей стремилась приблизиться к совершенству. В этом помогали различные средства по уходу за телом, косметика.

Конечно, женщины уделяли этим вопросам больше времени чем мужчины, и это понятно. Ценителями красоты всегда выступали мужчины, недаром в греческих мифах упоминается противостояние трех богинь, и трудно было рассудить кто из них красивее.

В некоторых источниках упоминалось, что Афродиту уличили в использовании косметических средств: помады и пудры.

Стремление к чистоте наблюдали на ранних этапах развития человека, уход за телом стал естественным процессом, и сегодня трудно представить, чтобы человек не мылся месяцами. Для создания образа используют различные косметические средства, в том числе и для устранения недостатков, а сейчас, в век пластической хирургии, сделать это намного проще.

Уход за волосами и телом в разные времена

В Древнем Египте женщиной с идеальной внешностью считалась обладательница стройной фигуры. Очаровывали полные губки и большие глаза, им придавали форму миндалин с помощью специальных контуров.

Волосы занимали особое место, а дополняла образ высокая прическа. Зрачки расширяли с помощью сока растений, таким образом, появлялся блеск в глазах.

Зеленые глаза были редкостью, поэтому красавицы подводили их зеленой краской, но после заменили на черную.

Важно

У египтянок уход за телом и создание идеального образа не обходился без белил. При их нанесении кожа приобретала необычный оттенок, ее желтый цвет символизировал землю под лучами солнца.

Румянец вызывали с помощью сока ириса, раздражающее действие этого цветка продолжительное время оставляло на щеках красные следы. Особое отношение было к волосам. И женщины, и мужчины носили парики, которые были изготовлены из овечьей шерсти.

У знати они были объемными и высокими, а простолюдины позволяли себе небольшие парики.

Женщины научились делать косметические средства. Уход за волосами предполагал использование жира черных быков для окраски, а жира львов, тигров для роста пышной шевелюры. Есть свидетельство того, что уже тогда была пудра, лак, краски. У мужчин было принято брить лицо, но при этом они носили накладные бороды. Делали их из шерсти овец, украшали металлическими нитями.

Пределом мечтаний мужчин в Древнем Китае была хрупкая красавица с маленькой ножкой. С юных лет девочкам стягивали ступню, помещали в специальную обувь, а цель была одна: остановить рост стопы. Такие мучения были обусловлены традицией и воспринимались нормально. Лицо выбеливали, на щеки наносили яркий румянец, брови красили в черный цвет и корректировали длину.

Особое внимание уделяли ногтям. Их отращивали длинными, красили в красный цвет, чтобы не сломать надевали защитные чехлы, которые делали из металла или вырезали из кости.

Уход и красота по-японски

Японки маскировали все недостатки на коже лица и шеи с помощью белил, и наносили их очень густо. Брови сбривали, на их месте рисовали черточки черной краской.

Если женщина была замужем, то зубы необходимо было покрывать черным лаком. Прическа была сложносочиненной, высокий узел закреплялся на затылке с помощью специальной палочки.

Совет

На ночь волосы не распускали, а обладательницы прически спали в определенном положении, чтобы ее не нарушить.

Для мужчин нормальным было носить наклеенные усы или бакенбарды. При этом лоб и затылок выбривались, а оставшуюся на макушке растительность формировали в пучок, который декорировали различными шнурами. Японцы уделяли особое внимание уходу за телом, регулярно мылись в воде, и она непременно была горячей, пользовались мазями.

Поворотный момент: 12-13 век

Восприятие красоты менялось, и на рубеже 12 и 13 веков культура становится светской. Воспеваются женщины с тонким станом и белокурыми пышными локонами, утонченные и изящные. К 15 веку в моду входят фигуры, имеющие изогнутость в форме буквы S. Дамы подкладывали в область живота подушки, одежда сковывала движения, длинные полы волочились по полу.

Эпоха Возрождения диктовала свои правила, при которых красивыми считались женщины, формы которых располагали к фантазии, были пышными, с широкими бедрами.

Читайте также:  Мигрень: плацебо творит чудеса

Предпочтения в цвете волос меняются на золотистый, даже рыжий, так называемый, «цвет Тициана». При этом в образе должно присутствовать благородство, бледность кожи уже не привлекает мужчин.

Приветствуется сочность, пышная грудь, румянец, и отсутствие в области декольте даже легка заметных косточек.

На исходе 16 века изменилось и отношение к красоте. В моду вошли прически невообразимой высоты, их делали долго и немногие рисковали испортить это великолепие. Поэтому подолгу не мылись, а неприятный запах заглушали духами. Не обошла стороной мода и мужчин, и они носили пышные парики, украшали их различным декором в виде лент и шнурков.

Времена диктовали свои правила и эталоны, сейчас трудно представить себе, как бы воспринимали такую красавицу в наше время, и сколько поклонников она привлекла.

В то же время современная мода настолько непредсказуема, общество богато фриками и людьми, которые желают эпатировать публику, что по сравнению с прошлыми проявлениями модных тенденций, они превосходят их по оригинальности во много раз.

Обратите внимание

Оставаться привлекательной и красивой женщиной можно на протяжении всей жизни, для этого необходима гармония внутри себя, доброжелательность, умение любить, и тогда любая внешность станет неотразимой. И это не пустые слова, так как жизнь много раз доказывала, что не всегда красота синоним счастья.

Источник: https://MedAboutMe.ru/obraz-zhizni/publikacii/stati/krasota/etalony_krasoty_v_raznye_epokhi/

Как менялись идеалы женской красоты в разные эпохи. Видео, фото, исторические факты

Древний Египет (1292-1069 гг. до н. э.)

Женщины в Древнем Египте обладали правами почти наравне с мужчинами. Женщины могли владеть собственностью независимо от своих мужей, имели право инициировать развод, подавать в суд, записывать детей на своё имя, свободно передвигаться по стране, составлять договора, присутствовать в качестве свидетеля и даже наследовать титул фараона. В общем, женщина в Древнем Египте занимала высокое положение в сравнении с большинством прочих развитых цивилизаций того периода — от Шумера и Аккада до Древней Греции и Римской империи. Проживающие в Египте эпохи Птолемеев гречанки, зависящие от мужчины-покровителя кириоса (др.греч. κύριος), завидовали свободе и независимости египтянок.Важным аспектом женской красоты этой эпохи в Древнем Египте считались длинные плетеные волосы. Вокруг глаз женщины наносили специальную черную краску, делающую их взгляд более выразительным. Эталоном красоты женского тела считались следующие показатели:- Стройное тело- Высокая талия- Узкие плечи

Древняя Греция (500-300 гг. до н. э.)

Женщины в Древней Греции были полностью отстранены от публичной жизни и властной сферы общества. В древнегреческой философии положение женщины объяснялось ее биологической природой, а при употреблении понятия «человек» неизменно действующим лицом выступал мужчина. Женщины не участвовали в общественной жизни, они не имели гражданских прав, которыми обладали мужчины, не распоряжались имуществом, не могли выходить на улицу без сопровождения. Греки одни из первых среди древних народов начали придерживаться принципа единобрачия. Считалось, что иметь много жен — это варварский обычай, недостойный благородного эллина. Но все же к семейным узам было довольно прохладное отношение. Любовь мужчинам дарили гетеры и куртизанки после обильных пиршеств, а невнимательное отношение к жене было нормой, правилом. Супруга должна была рождать мужу сыновей и воспитывать их до семилетнего возраста, когда их по заведенной в обществе традиции должны были забрать на воспитание. Дочерей мать оставляла при себе, приучая к домашней жизни и обучая женским наукам и добродетели. Для грека его жена, как правило, являлась лишь первой среди служанок.

Аристотель называл женские формы того времени «деформируемыми мужскими». Действительно, Древняя Греция была очень ориентированной на всё мужское: на мужскую силу, мужское идеальное тело. К женскому телу относились, как к «неудачной копии мужчины».

Хотя нагота была неотъемлемой частью древнегреческого общества, скульптуры и картины обнаженных женщин были часто покрыты.

Первой важной женской обнаженной скульптурой в классической Греции стала Афродита Книдская, которая показала, что красота в Древней Греции означает следующее:

— Аппетитные формы- Склонность к полноте- Светлая кожа

Эпоха Хань (206-220 гг. до н. э.)

Китайское общество было патриархальным с древних времен. Патриархальный строй правления сводил к минимуму роль и права женщин в обществе. И все же во времена Хань, вне зависимости от того, к какой категории населения принадлежала женщина, была ли она аристократкой или простолюдинкой, у нее было чуть больше личной свободы и больше личного жизненного пространства, она была более независимой и легче давала волю чувствам. В эпоху Хань еще не было так развито мнение о целомудренности вдовы и существовало равноправие в делах любви и брака, а отношение социума к женщине было весьма терпимым. Согласно законам династии Хань, положение женщины в обществе приравнивалось к положению мужчин. Жена могла убить мужа, уличённого в измене. Муж бог бить жену, так же как и жена могла бить мужа. Весьма снисходительно относились и ко второму браку женщины. Существовал закон, который гласил: «໿⅏㗠ྏ㞾႕ˈপ㗙࣓㔾» («Женщине не воспрещается повторно выходить замуж, если её муж скончался»).А эталоном красоты считалась женщина, во внешности которой сочетались следующие параметры:- Тонкое, стройное тело, излучающее внутреннее свечение- Бледная кожа- Длинные черные волосы- Красные губы- Белые зубы- Плавная походка- Маленькая стопа

Эпоха Возрождения (1400-1700 гг.)

Женщины эпохи Возрождения должны были воплощать в себе все добродетели и часто были отделены от мужчин, как в обществе, так и дома. Значение и ценность женщины была связана с ее служением Богу, отцу или мужу. Женщины должны были всегда оставаться преданными, даже при том, что их мужья могли иметь отношения вне брака. Некоторые представительницы высшего класса имели преимущество в получении образования по сравнению с крестьянками. Однако они были вынуждены бросать свое образование сразу после свадьбы. Мысли и чувства женщин в обществе эпохи Возрождения не были выражены, поскольку их не считали важными.И все же развитие идей гуманизма и просвещения оказало существенное влияние на изменение представлений о социальных ролях мужчины и женщины в обществе и искусстве. Хотя изначально в трудах гуманистов не признается возможность рассматривать женщину равной с мужчиной, тем не менее, концепция гуманизма, показывающая человека как личность, со своими взглядами, устремлениями, самосознанием оказала большое влияние на формирование новых гендерных отношений.Революционное значение Ренессанса в сфере отношений мужчины и женщины главным образомсостояло в раскрепощении духа и плоти человека. После столетий жестокого террора Средневековья чувственность, любовь между мужчиной и женщиной, ее воспевание, наконец, получили свое яркое воплощение в произведениях искусства. Красота эпохи Возрождения означала, что женщина должна обладать следующими критериями внешности:- Бледная кожа- Пышные формы, включая полные бедра и большую грудь- Светлые волосы- Высокий лоб

Викторианская эпоха (1837-1901 гг.)

Парламентская реформа 1832г. утвердила определенное социальное положение женщины. Впервые в английской истории в законодательном акте появился термин «male person», использование которого позволило парламентариям лишить женщину возможности участия в выборах, мотивируя это тем, что граждане, чьи интересы являются частью интересов других граждан (male persons), должны быть лишены политических прав. В категории таких граждан оказались дети, а также женщины, чьи убеждения всегда должны были соответствовать убеждениям их отцов или мужей.Последнее означало абсолютную зависимость женщины не только юридически и экономически, но и политически. Женщина была во всех смыслах созданием зависимым, в особенности замужняя женщина, чье имущество, доходы, свобода и сознание едва ли не целиком принадлежали мужу. Собственность, которая принадлежала ей в девичестве, теперь переходила в распоряжение мужа, даже в случае развода. Доход жены также полностью принадлежал мужу, так же, как и право на опеку детей в случае чего отходило отцу. Он был в праве запретить любые контакты между матерью и детьми. Появилось также движение за моральную реформу, пропагандирующее «Доктрину истинной женственности» — женщина принадлежит только дому и должна служить семье.Женское тело рассматривалось как эдакий оплот чистоты и непорочности. Женщине не полагалось пользоваться косметикой и украшениями или носить открытую одежду. Проституция между тем запрещена не была, она была допустимым явлением. На мужчину, пользующегося услугами проститутки, смотрели совершенно спокойно, это было общепринято. Если же муж заподозрил свою жену в чем-то аморальном, он в полном праве был выгнать ее из дома, и это была наиболее частая причина разводов. Оказываясь на улице, у женщины часто не было другого вывода, кроме как торговать собой.Женщина того времени носили корсеты, как можно плотнее затягивая их, благодаря чему талия становилась тоньше. Эталоном женственности считалась фигура, похожая на песочные часы. Несмотря на наличие тонкой талии, красивыми считались округлые формы и склонность к полноте.

Кричащие двадцатые (1920-е)

В 1920 году женщины в Соединенных Штатах получили право голоса, в России они получили права чуть пораньше. Дамы, которые получили рабочие места во время Второй мировой войны, изъявили желание продолжать работу и после окончания войны. В моду вошла так называемая андрогинная внешность, женщины старались визуально скрыть разницу между талией и бедрами, носили бюстгальтеры, которые сплющивали грудь. Красивой считалась женщина с мальчишеской фигурой, полным отсутствием пышных форм, с маленькой грудью. Также в моде была стрижка боб-каре.

Золотой век Голливуда (1930-1950 гг.)

Золотой век Голливуда длился с 1930-х по 1950-е года. Так называемый Кодекс Хейса, этический кодекс, принятый в Голливуде Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов, создавал нравственные параметры относительно того, что может или не может быть сказано и показано в кино. Кодекс накладывал ограничения на роли в кино, доступные женщинам. Красивыми считались девушки, обладающие следующими параметрами:- Аппетитные формы- Тип фигуры “песочные часы”- Пышная грудь- Тонкая талия

Свинговые шестидесятые (1960-е)

В 60-х годах активнее проявляли себя феминистские движения во многих странах мира. На рабочих местах можно было наблюдать всё больше женщин. Появились противозачаточные средства. В моду вошли мини-юбки и так называемые А-силуэты в одежде. Телосложение девочки-подростка считалось идеальным. А самой популярной моделью того времени стала Твигги, чья худоба задала новый тренд в эталонах красоты. Пышные женственные формы отошли на второй план, уступив место худосочности и угловатости. Женщина считалась красивой, если она обладала следующими параметрами:- Гибкое и стройное тело- Длинные и худые ноги- Маленькая грудь

Эра супермоделей (1980-е)

Благодаря Джейн Фонда, весь мир узнал, что такое аэробика. Этот вид спорта стал модным увлечением большинства женщин в 1980-е годы. Женщины хотели быть в хорошей форме. В моду вошёл типаж внешности как у супермоделей. Одним из эталонов красоты стала Синди Кроуфорд, обладающая идеальным телом той эпохи: высокая, стройная, спортивная, но при этом полногрудая. Для этих лет также характерен всплеск анорексии, который некоторые эксперты связали с внезапным интересом к упражнениям и желанию сбросить лишний вес. Идеальная женщина 80-х должна была сочетать во внешности следующее:- Спортивное телосложение- Стройные подкаченные руки и ноги, талия и пышные формы- Высокий рост

Героиновый шик (1990-е)

После материализма и перенапряжения 1980-х, мода качнулась в другую сторону. Тонкая, замкнутая и бледная Кейт Мосс стала символом новой эпохи, символизирующей героиновый шик начала 90-х. Употребление героина в это время набирало бешеные обороты. Хрупкость, тонкие запястья, чрезмерная худоба, полупрозрачная кожа считались в те времена красивыми. Популярными становятся модели, обладающие гермафродитной внешностью.

Эпоха постмодернизма (от 2000…)

К современным женщинам предъявляется множество различных требований относительно её внешних данных. Чтобы войти в число привлекательных красавиц, она должна выглядеть худой, у нее должен быть плоский живот, тонкие руки и ноги, но при этом — пышная грудь, округлая попа. В природе это взаимоисключающие вещи, поэтому женщины массово стали прибегать к пластической хирургии…

Источник: https://radulova.livejournal.com/3685605.html

Ссылка на основную публикацию