Леворукость зависит от времени рождения ребенка

Леворукость

Леворукость – преимущественное использование левой руки, основанное на ее врожденной или вынужденной ведущей функциональности. Особенность проявляется с раннего детства, дошкольного возраста.

Левой рукой ребенок берет ложку, карандаш, игрушки, машет при прощании, опирается при вставании, преодолении препятствий.

У школьников проявляется феномен зеркальных движений, затруднения пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировки «право-лево», формирования навыков письма, счета, чтения. Диагностика проводится методом функциональных проб. Коррекция не требуется.

Термин «леворукость» следует понимать дословно – активность левой руки. Данная особенность бывает врожденной или приобретенной в результате травмы. Основой является ведущая роль правого полушария в обеспечении произвольных движений.

Обратите внимание

От леворукости нужно отличать левшество – устойчивый, неизменный тип организации центральной нервной системы, проявляющийся доминированием левой стороны тела – руки, ноги, глаза, уха. Не всякий леворукий ребенок – левша.

Распространенность изменяется с возрастом: до года она составляет 47%, в 1-2 года – 29%, в 2-7 лет – 20%, после 8 лет – 2-8%. Преобладают представители мужского пола.

Причины леворукости

Леворукость формируется во время внутриутробного развития либо является результатом травмы натального, постнатального периода.

Наибольший интерес исследователей вызывает врожденная функциональная асимметрия: выдвигаются теории о влиянии плохой экологии, ультразвуковых обследований, уровня тестостерона беременной на мануальное моторное доминирование будущего ребенка. Наиболее подтверждено участие следующих этиологических факторов:

  • Состояние здоровья матери. Беременные женщины с хроническими заболеваниями почек, сердечно-сосудистой системы, аутоиммунными патологиями, употребляющие алкоголь, курящие, подверженные стрессу имеют больший риск родить леворукого ребенка. Негативные факторы влияют на формирование полушарий головного мозга.
  • Осложнения беременности. Леворукость может быть спровоцирована гипоксией плода, конфликтом по резус-фактору, системе АВ0, фетоплацентарной недостаточностью. Левое полушарие эмбриона высокочувствительно, подвержено угнетению.
  • Травмы, заболевания. Приобретенная леворукость – результат поражения левого полушария, проявляющегося снижением функций правой руки (правосторонние формы ДЦП, постинсультного паралича). Вынужденная леворукость также развивается при тяжелых травмах конечности.
  • Наследственность. Леворукость в 10-12 раз чаще встречается у детей, имеющих родителя-левшу. Механизмы генетической передачи изучаются.

Феномен леворукости объясняется доминантной ролью правого полушария. Мозг человека разделен на две симметричные, но функционально неравнозначные части. При поражении одного полушария происходит частичная взаимозаменяемость функций, активизируются компенсаторные механизмы.

Левостороннее мануальное предпочтение формируется при пренатальном, натальном и постнатальном поражении левого полушария. Другой патогенетической основой является повреждение непосредственно функционального органа – правой руки. Оно влечет за собой вынужденную перестройку активности полушарий.

Исследования генетической основы леворукости продолжаются: определен ген (LRRTM1), предположительно связанный с левшеством.

Классификация

По внешним проявлениям леворукость классифицируется на явную и скрытую. Второй вариант определяется у людей, переученных с детства. Они пользуются правой рукой, выполняя привычные бытовые дела – письмо, шитье, готовку, прием пищи. В критических ситуациях проявляется доминирование левой. Подробная классификация основана на этиологических факторах. Выделяют следующие виды леворукости:

  • Генетическая. Рассматривается как индивидуальная особенность, вариант нормального развития.
  • Компенсаторная. Вызвана поражением левого полушария. Часто сочетается с нарушениями речи, мелкой моторики.
  • Вынужденная. Возникает при травме правой конечности, подражании леворукому родителю, другу.
  • Псевдолеворукость. Развивается из-за недостаточной латерализации мозговых функций, нарушений межполушарного взаимодействия. Тщательная диагностика выявляет амбидекстрию.

Признаки леворукости

Физически при леворукости определяется большая величина, ширина ногтевых пластин, более развитая мускулатура ведущей конечности.

Функциональная активность проявляется мануальным предпочтением: человек выполняет большинство действий левой рукой, правую использует как вспомогательную.

Письмо, рисование, манипуляции столовыми приборами, зубной щеткой, расческой, швейной иглой, компьютерной мышью, защита от неожиданной опасности производятся ведущей рукой.

Доминирование правого полушария ассоциируется со склонностью к творчеству, развитым конкретно-образным мышлением, повышенной тактильной чувствительностью. Начиная школьное обучение, леворукие дети испытывают сложности при адаптации.

Наблюдается недостаточность развития зрительно-двигательной координации, зрительно-пространственного гнозиса, зрительной памяти. Проявляются проблемы формирования образов букв и цифр, трудности копирования. Дети медленно пишут, читают, путают сходные по написанию буквы, цифры, добавляют лишние и не дописывают необходимые элементы символов.

Почерк неустойчивый, с изменяющимся наклоном, неравномерными штрихами. Встречается зеркальное написание символов (зеркальное письмо).

Осложнением леворукости можно назвать трудности использования инструментов, технического оборудования, созданного для праворуких. Недоступными оказываются некоторые рабочие профессии, например, станочника. Насильственное переобучение провоцирует осложнения невротического характера – усиливается раздражительность, вспыльчивость, плаксивость.

Важно

Дети плохо засыпают, пробуждаются среди ночи, вскрикивают. Эмоциональное напряжение нарастает на фоне медленного прогресса в развитии мелкомоторных движений (письма, рисования, лепки, шитья). Познавательный интерес снижается, ребенок отказывается посещать школу.

Тяжелые случаи сопровождаются психосоматическими реакциями – рвотой, нейродермитом, бронхиальной астмой.

Диагностика

Диагностика леворукости обычно не представляет затруднений. Часто родители самостоятельно определяют данную особенность у ребенка, наблюдая за его ежедневными действиями. Причиной обращения к специалистам становятся сопутствующие трудности развития речи, школьного обучения. Профессиональной диагностикой занимается врач-невролог. Используемые методы:

  • Клинический опрос. Врач собирает анамнез, выявляет существующие патологии ЦНС. Беседуя с родителем, уточняет имеющиеся проявления леворукости.
  • Наблюдение. Дети раннего возраста проявляют предпочтение в актуальных действиях. Левой рукой они тянутся за игрушкой, держатся за маму, опираются, вставая со стула.
  • Функциональные пробы. Дети дошкольного, младшего школьного возраста обследуются экспериментально (спонтанной активности недостаточно). Врач предлагает отрыть/закрыть бутылку с откручивающейся крышкой, завязать шнурки, переложить предмет со стола на полку, поймать небольшой мяч, похлопать.
  • Анкетирование. Для обследования школьников и взрослых используются различные шкалы, определяющие право-, леворукость, амбидекстрию. Распространено применение теста по Аннет, состоящего из 12 вопросов.

Лечение леворукости

Лечение не требуется. Однако трудности, возникающие при обучении, заставляют родителей, учителей задуматься о переучивании ребенка. Данный процесс приводит к изменению межполушарных связей мозга, имеющих биологическую основу.

В итоге программа действия актуализируется в правом полушарии (доминантном), после переносится в левое, координирующее движения правой руки.

Искусственно созданный «обходной» путь является энергозатратным, навыки долго формируются, часто остаются несовершенными.

В отношении леворуких людей стоит говорить не о лечении, а о создании благоприятных условий для учебной и профессиональной адаптации.

Необходимо правильно организовать рабочее место: подобрать удобный угол рабочей поверхности, установить источник света справа, применять инструменты и оборудование, предполагающее использование любой рукой (например, ножницы с одинаковыми кольцами).

От детей не стоит требовать письма с правым наклоном и без отрывов, важно подобрать ручку с не мажущими чернилами.

Прогноз и профилактика

При уважительном отношении окружающих, правильной организации условий обучения и труда прогноз леворукости благоприятный. Дети практически не испытывают трудностей в овладении школьными навыками, легко адаптируются в коллективе, взрослые успешно применяют свои умения в профессиональной сфере.

Профилактика затруднительна, сводится к тщательному планированию беременности, ведению здорового образа жизни будущей мамой.

Чтобы предупредить осложнения, необходимо отказаться от переучивания ребенка, проявлять терпимость к бытовым и учебным трудностям, относится к леворукости как к индивидуальной особенности.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/left-handedness

Леворукость

Леворукость — это преобладание в развитии и функции левой руки над правой, обычно врожденное. Леворукость может быть скрытой, когда левша научился пользоваться главным образом правой рукой. В критическом положении, требующем быстрого и подсознательного (рефлекторного) действия, скрытая леворукость может проявляться попыткой выполнить это действие левой рукой.

А это при обращении с аппаратами, приборами я т. д., рассчитанными на праворуких, иногда грозит опасностью (парашютисты, летчики, шоферы и др.). Скрытую леворукость можно обнаружить по некоторым признакам: левая кисть больше и ногти шире; при переплетении пальцев обеих рук сверху ложится I палец левой, а не правой руки.

Ведущий глаз при леворукости — левый, что при службе в армии не допускает меткой стрельбы с правого плеча. Дети с леворукостью иногда начинают говорить несколько позже, чем следует, в остальном развиваются нормально и умственно и физически. Насильственное, с упреками и насмешками, «переучивание» ребенка-левши часто ведет к его нервозности, заиканию и т. п.

Но писать правой рукой многие левши привыкают без особого труда.

Леворукость бывает и приобретенной (например, после калечащей травмы правой руки); пострадавшему для сохранения прежней профессии могут потребоваться инструменты, специально приспособленные «под левую руку».

Леворукость может быть врожденной (иногда наследственной) и вынужденной — вследствие нарушения функции правой руки.

Различают леворукость явную и скрытую; при последней человек, будучи от рождения леворуким, путем тренировки приучается пользоваться преимущественно правой рукой.

Леворукость, так же как праворукость и одинаковое развитие обеих рук (амбидекстрия), зависит от разных экологических условий происхождения и развития человека. В наших экологических условиях леворукие составляют 3 % всего населения.

Совет

Из 100 детей в возрасте 7—8 мес. (время проявления хватательного рефлекса) у троих отмечается леворукость.

Процент леворуких в других частях нашей планеты варьирует в большой степени (например, у австралийцев он достигает 26%, а у жителей Южной Африки — еще больше).

Асимметрия строения на земном шаре касается не только человека, но и всех живых существ, а также и растений — крон, корневой системы и годовых колец, хорошо различимых на поперечном спиле стволов деревьев.

Скрытую леворукость можно определить по большей величине левой руки у левши, большему развитию вен на тыле левой кисти, большему поперечному размеру ногтей, по более развитой мимической мускулатуре слева, по движению рук во время работы.

При сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой кисти оказывается сверху; при аплодировании более активная левая рука располагается сверху. При ходьбе по прямой линии с завязанными глазами левши сразу отклоняются от прямой линии слева направо, а правши наоборот.

Превалирующее развитие левой половины организмов связано и с изменением направления движения живых существ. Леворукость, праворукость и амбидекстрия некоторыми авторами расцениваются как наследственные признаки. Леворукость может быть у одного из близнецов. В странах, где имеется большой процент леворуких, в школах пишут поочередно правой и левой рукой (Австралия и др.).

Среди леворуких часто встречаются лица, которые пишут в зеркальном направлении справа налево — левой рукой, а слева направо — правой, а иногда пишут строчки по вертикали.

У леворуких два центра речи — один в левом, а другой в правом полушарии, при кровоизлияниях в один из них наступает более быстрая компенсация развития речи. Леворукие, как правило, имеют левый ведущий глаз и левое ведущее ухо, в отличие от праворуких.

Обратите внимание

Они плохо попадают в цель при стрельбе, если прицеливаются с правого глаза, и отлично стреляют, если прицеливаются с левого. Перевоспитание трудом, физкультурой развивает стороны до любого предела, но превалирующей стороной у левшей все же остается левая.

При воспитании не следует угнетать ребенка насильственным режимом перевоспитания из леворукого в праворукого. Ребенок и без такого воспитания прекрасно приспосабливается к окружающей обстановке, труду и механизмам орудий производства.

Это учтено и в школах тех стран, где процент леворуких относительно высок.

В ряде стран (Англия, Япония, Китай) изготовляют орудия производства и для леворуких.

Насильственное воспитание и упреки в адрес леворукого ребенка могут иногда вызывать у него изменение психики, нервозность, нарушение ритма жизни, речи и заикание.

Нечистая речь с неясным произношением буквы «р» чаще встречается у леворуких, так же как дальтонизм, косоглазие и генуинная эпилепсия.

Леворукие дети нередко начинают говорить в более поздние сроки, однако в развитии не отстают от праворуких.

Практика показывает, что у левши, приученного выполнять какую-либо ответственную манипуляцию правой рукой, в критической ситуации может неожиданно проявиться преобладание левой. Это особенно относится к защитным действиям, так как безусловный рефлекс заставляет скрытого левшу действовать левой рукой.

Это должно быть учтено, особенно при отборе парашютистов; надо точно установить надежность у левши приобретенного рефлекса при выдергивании кольца парашюта, расположение которого рассчитано на пользование правой рукой.

При пилотировании самолета, вождении автомашины, при работе на пультах управления, сконструированных для праворуких, в случаях, когда требуется быстрая находчивость и ориентировка, леворукие без достаточно закрепленной тренировки правой руки также могут делать ошибки.

Источник: http://www.medical-enc.ru/11/levorukost.shtml

Тесты и методики для определение леворукости

Определение рукости. Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, так как переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.

В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет. Начиная с 16-20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости.

С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Действия, которые ребенок выполняет одной рукой, редки и просты (за исключением письма и рисования) и состоят главным образом из повторения одного и того же движения (чистка зубов, еда ложкой или вилкой без ножа, расчесывание).

Большая часть повседневной двигательной активности требует участия обеих рук, но каждая рука выполняет свои действия. Приглядитесь, например, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор. Наблюдение покажет вам, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.

Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод количественной оценки с помощью вопросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий.

Этот вариант, как правило, используется при оценке рукости у детей 6—7 лет. Однако не каждый ребенок может объективно оценить, какой рукой он выполняет действия легче, увереннее, лучше. Более эффективно использовать специальные задания.

Наиболее типичные тесты.

Важно

1. Переплетение пальцев рук. Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой .

2. Поза Наполеона — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье .
3. Одновременные действия обеих рук — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой. 4. Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение. 5. Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг. Немецкий исследователь Ф. Кречмер предлагает для определения рукости попросить ребенка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванны и т. д. Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он — левша. Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где находится ребенок, как дается инструкция.

Читайте также:  Салат с бальзамическим уксусом - проверенные рецепты. как правильно приготовить салат с бальзамическим уксусом.

Cистема тестов для определения рукости, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским.

Эта система включает игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах.

Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия: * Лучше, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.

* Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. * Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п.

будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.

Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой.

Часто дети отказываются: «я не умею», «у меня не получится». Можете успокоить малыша: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся» Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.

Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:

Задание Левая рука Обе руки Правая рука
1.  +
2.  +
3.  +

Второе задание — открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.

Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.

Третье задание — «Построй колодец из палочек (спичек)». Сначала из палочек (спичек) строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды

Четвертое задание — «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.

Пятое задание — вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку.

Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт).

Все карточки (10-15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото

Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после этого еще раз сформулировать задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой».

Совет

Для того чтобы ребенку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

Шестое задание — нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание — выполнение вращательных движений.

Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое задание — развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).

В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков — процесс довольно сложный и ребенок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое задание — построить из кубиков дом, ограду и т. п.

Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Если при выполнении задания ребенок активнее работает левой рукой, то ставится знак плюс (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».

Десятое задание — для родителей.

Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в графу «Левая рука», если нет — в графу «Правая рука».

Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребенок скорее всего леворукий.

Внимательно проанализируйте результаты.

Если вы получили все плюсы в графе «Левая рука» за задания 2-9, а за первое — рисование — плюс будет стоять в графе «Правая рука», то это означает, что бытовые действия ребенок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические — правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических заданий.

А как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой?

Нередко он начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые — и педагоги, и родители — придерживаются такой позиции: «какую руку чаще использует, той пусть и пишет».

Обратите внимание

Но одно дело — выполнять привычные бытовые действия, другое — писать. Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (т. е. бывают «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство». Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев «графические левши» оказываются и «бытовыми левшами».

Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты. 1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой рукой.

Как правило, эти дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным . 2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой.

На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой. Очень часто десяти заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой ребенок действует более активно и ловко.

В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например из тех, которые предлагает французская исследовательница М. Озьяс: 1. Выпить воду из стакана..2. Почистить обувь щеткой.3. Вставить стержень в отверстие пуговицы (бусины) и поднять ее.4. Намотать нитку на катушку (лучше использовать деревянные катушки).5. Перелить воду из одного сосуда в другой.6.

Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать «мишень» на листе бумаги или использовать игру «Дартс»).7. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.8. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во фла кон с узким отверстием).9. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.10.

Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.11. Продеть нитку в иголку.12. Стряхнуть с себя соринки, пыль.13. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.14. Достать бусинку ложкой из стакана.15. Позвонить в колокольчик.16. Закрыть, открыть застежку-молнию. В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12, 13, 14.

Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

По материалам книги Безруких М.М. «Леворукий ребенок.»

Источник: http://www.child-psy.ru/levsha/180.html

Активные левосторонние движения плода могут быть признаком влияния материнского стресса на еще нерожденного ребенка

Во время беременности все будущие мамы с нетерпением ожидают того момента, когда впервые почувствуют движение ребенка в животе.

Большинство беременных до 16, а чаще до 20 недели беременности не чувствуют движения плода, так как ребенок еще очень маленький и его шевеление не ощущается.

Тем не менее, если будущая мама очень чувствительна, она может почувствовать толкание крохотных ножек еще до 16 недели беременности, но они столь легкие, что некоторые сравнивают эти едва уловимые движения ребенка в животе матери с движением крыльев бабочки.

Движения крыльев бабочки! Поэтично! Правда?

К сожалению, беременные женщины достаточно часто испытывают стресс, и легкие движения ребенка в животе остаются незамеченными.

Стоит сказать, что в этот ответственный период нагрузка на организм и на нервную систему женщины увеличивается в значительной степени, и поэтому даже малейшие неудобства могут стать причиной стресса.

Как известно, стресс влияет не только на саму мать, но также крайне негативно сказывается и на развивающемся в ее животе ребенке.

Важно

Ученые из разных стран проводят много исследований по изучению влияния материнского стресса на развивающийся плод (уже на 11 неделе беременности эмбрион называется плодом).

Новое исследование, проведенное британскими учеными, показало, что более частые левосторонние движения, которые демонстрирует плод в утробе матери, происходят в период, когда мать находится в стрессовом состоянии.

Активные движения плода влево – эффект материнского стресса

Интернет-издание Medical Xpress рассказывает, что исследователи из Даремского (Durham University) и Ланкастерского университетов (Lancaster University) пришли к выводу, что более частые движения, которые совершает ребенок влево, с более частым использованием своей левой руки, могут указывать на то, что материнский стресс способен оказать временное влияние на еще нерожденных младенцев. Ученые также добавляют, что это исследование подчеркивает важность снижения стресса у женщин в период беременности.

Тем не менее, исследователи подчеркивают, что эта научная работа не предоставила никаких доказательства того, что материнский стресс приводит к развитию фиксированной леворукости у детей после рождения. Ученые отмечают, что некоторые люди могут быть генетически предрасположены к тому, чтобы быть левшой, и есть примеры, когда право- и леворукость может изменяться на протяжении всей жизни человека.

Используя ультразвуковые сканирования в 4D формате, исследователи провели 57 сканирований 15 здоровых плодов, записав 342 касания ребенка к своему лицу.

Сканирование плодов было проведено на четырех различных этапах между 24 и 36 неделями беременности.

Исследователи также попросили будущих матерей фиксировать, насколько много стрессовых моментов они испытывали в течение четырех недель между каждым из этих сканирований.

Ученые обнаружили, что чем о большем количестве стрессовых ситуаций сообщала будущая мама, тем чаще ребенок прикасался к своему лицу с левой стороны.

Исследователи также добавляют, что более значительное число прикосновений плода к своему лицу было сделано левой, а не правой рукой, если матери, вынашивающие малыша, испытывали стресс.

Совет

Ученые говорят, что прикасание ребенка к своему лицу с левой стороны указывало на тенденцию к предпочтению плода к левосторонним движениям.

Поскольку праворукость более распространена среди населения в целом, исследователи ожидали, что в тот период, когда плод будет становиться старше, они смогут увидеть, как плод начнет проявлять явный уклон в сторону предпочтений правосторонних движений.

Читайте также:  Дочь нонны гришаевой поступила в английский университет

Высокий процент поведения по образцу леворукости у плода, наблюдался в основном тогда, когда матери сообщили, что испытывали стресс. Этот факт позволил ученым сделать вывод, что материнский стресс оказывает влияние на поведение младенцев, которые в таком случае проявляют большую левостороннюю активность.

Исследователи отметили этот же факт и во время проведения повторных сканирований.

Результаты этого исследования были опубликованы 3 июня 2014 года в журнале «Латеральность: асимметрии тела, мозг и познание» (Laterality: Asymmetries of Body, Brain and Cognition).

Снижение стресса у беременных женщин

Ведущий автор исследования доктор Надя Рейссленд (Nadja Reissland), работающая в отделе психологии Дартмунского университета, сказала, что эта научная работа показывает, что у матерей, подвергающихся влиянию стресса, дети, развивающиеся в утробе, более часто касаются своего лица левой рукой. Это говорит о том, что материнский стресс может оказывать влияние на поведение ребенка в утробе матери, и подчеркивает важность снижения стресса у женщин во время беременности.

Меры по снижению стресса у беременных женщин должны предусматривать повышенное внимание медицинского персонала к работе с беременной женщиной для предупреждения развития стресса, включая такие методы, как создание классов релаксации в центрах дородового ухода и участие всей семьи для помощи будущей маме в дородовой период.

Материнский стресс не может быть причиной леворукости ребенка после рождения

Хотя ученые наблюдали более высокую, чем ожидалось ранее, степень левосторонней активности детей, находящихся еще в утробе матерей, испытывающих стресс, но они же с высокой долей уверенности утверждают, что материнский стресс не может быть причиной того, что ребенок становится левшой после рождения, так как для этого может существовать целый ряд самых разных причин.

Доктор Рейссленд говорит, что это исследование также позволяет предположить, что плод может помочь обнаружить, когда мать испытывает стресс, и что ребенок, находясь в утробе матери, отвечает на этот стресс.

Профессор Брайан Фрэнсис (Brian Francis) из Ланкастерского университета подчеркивает, что это исследование также показало, что предпочтение левосторонних или правосторонних движений в целом значительно варьировалось в пределах изучения поведения каждого плода от сканирования к сканированию, хотя профессор Френсис отмечает, что все дети показали предпочтение к левосторонним движениям в тот период, когда матери сообщали, что они испытывают стресс. Профессор Фрэнсис также сказал, что в целом не было обнаружено никакого последовательного предпочтения леворукости, которая бы проявлялась у плодов, при этом большинство детей, пребывая в утробе матери, хотя бы раз в течение четырех циклов сканирования переключались на левую сторону, отдавая предпочтение левосторонним движениям.

Стресс повышает уровень кортизола у матери, что может влиять на предпочтение левостороннего или правостороннего поведения плода

Исследователи добавляют, что когда будущих матерей попросили сообщать об уровне стресса на протяжение четырех недель, которые проходили между сканированиями, оказались, что некоторые беременные, возможно, сообщили о стрессе, который они испытывали непосредственно во время обследования.

Предыдущие исследования показали, что материнский стресс во время беременности приводит к повышению уровня кортизола (гормона, который вырабатывается в ответ на стресс) у матерей, и что это обстоятельство может привести к изменению предпочтения левостороннего или правостороннего поведения у детей во то время, когда ребенок еще находится в утробе матери.

Проведенное оригинальное исследование не оценивало уровень стресса плода, и доктор Рейссленд утверждает, что для дальнейшего и более точного определения влияния стресса на предпочтение левостороннего или правостороннего поведения детей во время внутриутробного развития необходимо провести новые исследования, в которых можно было бы изучить уровень кортизола у плода в этот период.

Доктор Рейссленд добавила, что дальнейшие исследования необходимы также и для того, чтобы выяснить, на самом ли деле материнский пренатальный стресс приводит к долгосрочным последствиям в развитии новорожденных младенцев и в развитии детей более старшего возраста.

По материалам Medical Xpress

Источник: https://nebolet.com/beremennost/aktivnye-levostoronnie-dvizhenija-ploda.html

Родителям ребёнка-левши

Когда родители обнаруживают, что их ребёнок предпочитает действовать левой рукой, одни пугаются и пытаются переучить, а другие радуются и принимают ребёнка таким, каков он есть. И тем, и другим полезно знать некоторые особенности левшей и то, чем леворукие люди отличаются от праворуких.

Экскурс в историю

Науке не так много известно о левшах. Для изучения этого «феномена» привлекаются самые разные направления.

К примеру, благодаря археологическим находкам удалось выяснить, что первобытные люди изначально пользовались обеими руками и только через некоторое время стали предпочитать правую руку.

Однако левши, судя по всему, были всегда. Древние орудия труда позволили узнать, что примерно 1,5 миллиона лет назад некоторые люди были леворукими.

Обратите внимание

Но человеческое желание всё подстроить под один стандарт привело к нетерпимости к левшам. В Древнем Риме их называли «sinister», что означало «зло» (близкое значение у этого слова и в современном английском языке).

Некоторые другие народы считали левшей неуклюжими и непригодными к работе, что тоже отразилось в языке. Средневековые служители церкви считали левшей приспешниками дьявола (который, как полагали, предпочитал левую руку) и могли только лишь на этом основании сжечь их на костре.

У мусульман до сих пор левая рука считается «нечистой».

Можно понять об отношении славян к левшам и по русскому языку. Словосочетания «левый товар», «пойти налево», «левая сторона» и другие имеют явно отрицательное значение. И в Советском Союзе, как и во всём мире, долгое время считалось, что левшей нужно как можно раньше переучивать, иначе им будет очень трудно в жизни.

Сейчас отношение к леворуким людям более спокойное, хотя нам ещё далеко до западных стран, где для них существуют разнообразные товары, начиная с канцелярских и кухонных принадлежностей и заканчивая бытовой техникой.

Немного о работе мозга

Предпочтение правой или левой руки зависит от организации деятельности мозга, от того, каким образом он наладил свою работу с организмом.

Каждое из полушарий управляет своей стороной тела: правое полушарие – левой стороной, а левое – правой. У одних людей более развито левое полушарие, и они становятся правшами, а у других доминирует правое – это левши.

В то же время, полушария выполняют свои функции. Левое ответственно за логическое мышление и анализ, благодаря нему мы умеем читать, считать и писать. Правое помогает нам запоминать образы, отвечает за чувственное восприятие. Таким образом, левши, у которых более развито правое полушарие мозга, лучше понимают образы и чувства, чем слова и логику.

Теории появления леворукости

Леворукость изучена недостаточно, и нет единого мнения о том, почему люди предпочитают действовать разными руками. Пока есть только теории, отношение к правдоподобности которых разное.

Наследственный фактор. Большинство учёных склоняются к тому, что истинная леворукость передаётся генетически. По их мнению, доминирование одного полушария мозга над другим закладывается в утробе матери.

В 2008 году учёным Оксфордского университета удалось обнаружить гены, ответственные за праворукость и леворукость – так называемые гены правого и левого сдвига. Они выяснили, что ген левшей передаётся от родителей случайным образом, то есть может «выпасть», а может и нет.

Эта теория легко подтверждается статистикой, согласно которой, в семьях, где оба родителя левши, вероятность рождения леворукого ребёнка составляет 50%. Когда левша лишь один родитель, то 16,7% детей рождаются такими же. Из 100 детей праворуких родителей лишь 6 предпочтут левую руку. Известно также, что леворукость может передаться через несколько поколений.

Считается, что наследственных левшей 9–11% от населения всего Земного шара.

Беременность и роды. Есть данные, позволяющие сделать вывод, что особенности беременности и родов могут стать причиной развития у ребёнка леворукости.

Тяжёлая беременность, нездоровый образ жизни будущей матери, стресс и осложнённые роды могут повредить головному мозгу ребёнка. Если страдает левое полушарие, организм перестраивается и передаёт правому полушарию функции левого. Когда ведущим становится правое полушарие, ребёнок отдаст предпочтение левой руке.

Этим можно объяснить замеченное некоторыми учёными увеличение количества левшей в особо тяжёлые исторические периоды. Значит и большая вероятность рождения левшой одного из близнецов происходит из-за особенностей их внутриутробного развития, когда одному ребёнку может достаться меньше «строительного материала».

Исследования показали, что компенсаторных левшей 12-13%, то есть больше, чем генетических.

Неблагоприятное воздействие УЗИ. Некоторые исследователи заметили увеличение случаев рождения левшей у женщин, которые в период беременности делали УЗИ чаще трёх раз.

Но эта теория не выдерживает критики, потому что леворукие люди существовали задолго до появления любой электронной техники. К тому же тут следует уточнить, по какой причине ультразвуковое исследование проводилось чаще, чем это необходимо. Как правило, дополнительное УЗИ назначается при осложнениях, которые, как мы уже знаем, могут способствовать рождению левши.

Экологическая обстановка. Плохую экологию склонны винить во всех заболеваниях. Но леворукость – это не болезнь, а особенность, ставшая вариантом нормы.

Важно

Лишь опосредованно загрязнение воздуха и пищевых продуктов может стать причиной развития у ребёнка леворукости – если на этом фоне у беременной женщины разовьётся осложнение или заболевание, что с большой вероятностью навредит развивающемуся мозгу плода. Однако доказать эту точку зрения пока не удалось.

Есть среди теорий о причине разделения людей на левшей и правшей и другие.

Некоторые учёные считают, что из-за расположения внутренних органов центр тяжести перемещается вправо, освобождая правую сторону, что позволяет лучше развиваться правой руке.

По другому мнению, древние люди стали правшами во время сражений, левой рукой закрывая сердце, а в правой держа меч. А возможно, левое полушарие мозга стало доминирующим благодаря появлению речи, за которую оно и ответственно.

Однако эти теории не могут объяснить, почему же некоторые всё же рождаются левшами.

Современная наука склоняется к тому, что ответственность за появление леворуких людей лежит на совокупности факторов – генетическом, патологическом и социальном.

Леворукость и левшество

Стоит заметить, что левшой принято называть человека, у которого ведущей является не только левая рука, но и левые нога, глаз и ухо. Человек же, предпочитающий отталкиваться правой ногой, заглядывающий в замочную щель правым глазом, прикладывающий к стене правое ухо, но пишущий левой рукой – просто леворукий.

Скорее всего, у такого человека ведущее полушарие всё же левое. И вполне вероятно, что в какой-то момент он захочет развить свою правую руку, в чём, безусловно, не нужно мешать ему.

Особенности левшей

Дети, к которым левшество перешло от родителей, могут ничем не отличаться от правшей.

У ставших же леворукими из-за сложностей беременности, родов или из-за серьёзной болезни в раннем детстве, часто обнаруживаются разного рода нарушения. Родителям этих детей следует понимать, что леворукость — не причина этих проблем, а особенность, которая, как и те нарушения, стала следствием неблагоприятных факторов развития.

Не все особенности, которые будут перечислены ниже, можно найти у любого левши. Одни будут ярко проявляться, другие – лишь слегка, а третьи – будут совсем отсутствовать.

Совет

Одной из частых проблем левшей является позднее развитие речи, в особенности связной. Они могут долго говорить односложными словами и к трём годам неожиданно начать объясняться сложными фразами.

Такой внезапный переход объясняется тем, что левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила, им проще оказывается запоминать словосочетания и целые предложения.

И когда таких блоков в словарном запасе левши наберётся достаточно, он начнёт говорить.

Многие особенности левшей становятся причинами их плохой успеваемости в школе.

Детям до определённого возраста свойственно зеркальное письмо – когда буквы и цифры пишутся в другую «сторону». Это может проявляться и в рисовании.

Но после 7 лет, когда правши уже не испытывают трудностей с запоминанием и воспроизведением знаков, у многих левшей зеркальность письма остаётся и исправляется у лишь к 9 годам. В большей степени эта особенность характерна для переученных левшей.

Неправильное написание ребёнком букв связано с тем, что пространство для него не имеет чётких границ. По той же причине они путают правую и левую стороны и даже верх и низ.

Из-за сложностей запоминания алгоритмов и последовательностей у левшей возникают проблемы и с устным счётом. Им оказывается неудобно пользоваться привычными большинству, простыми правилами сложения, вычитания, умножения и деления.

И они выдумывают свои подходы, непонятные и сложные для других людей.

Такой нестандартный подход к решению задач очень высоко ценится в некоторых профессиях и может сослужить добрую службу в будущем, но часто становится препятствием к хорошим оценкам.

Обратите внимание

Ребёнок-левша может прослыть медлительным и тугодумом, потому что не может быстро переключиться с одного действия на другое. Ему требуется больше времени на то, чтобы ответить на вопрос, ведь для этого нужно последовательно выполнить несколько задач: выслушать, понять, найти ответ, выстроить его в уме и, наконец, произнести.

На переход от одного процесса к другому требуется время, а стремление к основательному подходу во всём не даёт возможности говорить необдуманно. Лишь со временем, когда у левши сформируется автоматическое выполнение определенного действия (на что уйдёт больше времени, чем у правши), он будет выполнять его быстро и без запинки.

Этот минус компенсируется способностью выполнять несколько задач одновременно, даже обдумывать сразу несколько мыслей. Попав в ситуацию, где нужно выполнять мультизадачу, левша легко и непринуждённо перегонит правшу.

При обучении леворукого ребёнка нужно учитывать особенность его зрения, которое устроено таким образом, что он хуже воспринимает расположенные слева объекты. Поэтому левша часто пытается читать справа налево. Чтобы избежать проблем, старайтесь класть книги и тетради немного правее и сажайте его слева от классной доски.

Читайте также:  Актер орландо блум может общаться с сыном только в присутствии няни

Для родителей левши есть и хорошие новости.

У такого ребёнка, который вынужден с раннего детства приспосабливаться к достаточно агрессивному правостороннему миру и изобретать способы решения разных задач, колоссальные компенсаторные возможности: у него обострена интуиция, он может предвидеть будущее (проанализировав свой прошлый опыт), часто таких детей посещает ощущение дежавю, они видят вещие сны.

Ребёнок-левша, как правило, обладает хорошим слухом, у него отличная память и богатое воображение. Наверно, поэтому люди с доминирующим правым полушарием чаще выбирают творческие профессии.

И, как большинству творческих людей, им присущи чувствительность, впечатлительность, эмоциональность, вспыльчивость, открытость, непосредственность, доверчивость, внушаемость.

По наблюдению исследователей, левшам больше свойственны отрицательные эмоции, в особенности гнев и страх. В детстве они капризны и плаксивы.

Важно

Характерно для них плохое владение собой в стрессовой ситуации: когда нужно быстро принять решение и в соответствии с ним действовать, они сначала действуют, а потом уже обдумывают.

Принимая во внимание эти особенности левши, родители будет проще помочь своему леворукому ребёнку адаптироваться к неудобствам «праворукого» мира.

А ещё вам может быть интересно:

Как помочь ребенку научиться писать красиво и быстро

Психологические особенности ребёнка-левши

Источник: http://YarMalysh.ru/stati/detskaja-psihologija/roditeljam-rebenka-levshi

Ребёнок-левша. Психологические особенности — Психолог

Левшество ребёнка – один из вариантов нормы. Однако, чтобы такое дитя успешно и гармонично развивалось, а его способности возрастали, родителям важно знать о психологических особенностях левшей.

ЛЕВШЕСТВО И ЛЕВОРУКОСТЬ

Необходимо различать левшество и леворукость.  При леворукости доминирующая рука – левая, а не правая как у правшей. При левшестве  активна не только левая рука, но и/или левый глаз, ухо, нога.

Иначе говоря, доминирует уже целое полушарие (правое) и отличия от правшей уже достаточно существенные.

Левое полушарие ответственно за логическое и абстрактное мышление, так как информация им обрабатывается последовательно, правое воспринимает информацию одномоментно, посредством целостного восприятия и сразу формируется образ.

У правшей ведущим является левое полушарие, им более чем левшам свойственна логика, самоконтроль. Отличительной особенностью  левшей является образное мышление, высокий уровень интуиции, сильная эмоциональность и чувствительность. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

«Чистых» правшей и левшей в мире совсем немного, приблизительно по 8-11%. Остальные индивиды – смешанные (парциальные) типы.

Либо правши с чертами левш, либо левши с чертами правш, чаще праворукие или леворукие  (ниже  в статье размещён тест на левшество). Индивиды, у которых активными могут быть как правое, так и левое полушария называются амбидекстрами.

Ярчайший представитель амбидекстров – Леонардо да Винчи.

Левшами становятся по генетическим причинам или при избытки тестостерона во время беременности, а также вследствие замедления развития левого полушария внутриутробно, тогда правое берёт на себя все функции левого. Это компенсаторное левшество.  Леворуким можно стать из-за травмы правой руки – это вынужденное левшество.

ТРУДНОСТИ ЛЕВШЕЙ

Левшам в России до недавнего времени жилось очень непросто. Незаслуженно пренебрежительное отношение к ним сложилось ещё во времена крепостничества. Все орудия труда были приспособлены для правшей. Немудрено, что левши часто калечили себя и других при таких условиях труда.

Повелось переучивать левшей в правшей. Леворукость при этом исчезала, а вот на головной мозг приходилась усиленная нагрузка, ведь при переучивании ему приходится работать противоестественно.

Наши современники-левши, чьё детство протекало в СССР, могут рассказать немало страшилок как привязывали левую руку, приучая леворукого ребёнка писать правой. Подобные изуверства стали исчезать в СССР с началом перестройки.

В 85 году 20 века МИНЗДРАВ принял постановление, запрещающее учить левшей писать правой рукой и снижать оценки за почерк и наклон. Сейчас леворукость и левшество в нашей стране такой же вариант нормы, как и правшевство.

Совет

Несмотря на это, леворукие сталкиваются с рядом проблем, используя технические средства, которые приспособлены под праворуких.
Левшество и леворукость доподлинно можно определить в 4-5 лет. До этого дети могут эксперементировать с руками, беря предметы то правой, то левой.

Родителю важно не настаивать на работе какой-то определённой руки. Доминирующее полушарие само выберет, кем ребёнку быть: правшой, или левшой, или амбидекстром ( человек, у которого могут быть одинаково активны как правое, так и левое полушария). ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Однако наблюдательные родители замечают отличия своих детей-левш от других детей, ещё до определения доминирующей руки. Дети-левши тонки в эмоциях, чувствительны, добры сердцем, очень эмоциональны, они действуют и мыслят нестандартно и творчески подходят к игре. Всё это заслуга усиленной работы правого полушария.

Но вместе с тем у них невысокий самоконтроль эмоций, им часто (не всегда) трудно адаптироваться в детском саду и в школе, поскольку большой коллектив с фиксированными строгими правилами жизни больше подходит для левополушарников, а не для импульсивных и спонтанных левшей. Современная культура ориентирована на людей, у которых преобладает левое полушарие.

И в таких обстоятельствах левши –« белые вороны». На фоне праворуких  они резко выделяются своим оригинальным видением вещей, мышлением, выходящим за привычные рамки, ранимостью, обострённым чувством справедливости, сердобольностью.

Вместе с тем, им больше чем правшам свойственны эмоции со знаком «-»: несдержанность чувств с элементами гневливости, повышенная тревожность, боязливость, сильное смущение, робость, совестливость, чувствительность к несправедливости.

 Особая проблема для левшей,  с которой они сталкиваются ещё в детстве – ориентирование в пространстве (за эту функцию отвечает левое полушарие, которое у левшей уступает правому). Малыши могут врезаться в двери, косяки, стены, у детей постарше изображения на рисунках часто наползают друг на друга.

Родители таких детей нередко беспокоятся за их тяготение к зеркальному письму и рисованию в школе. Их сокровища могут писать зеркально (от последней до первой буквы в слове) и/или снизу вверх, справа налево.

Обратите внимание

Справиться с этой трудностью можно, если выделять первую букву слова в прописи красным цветом и стрелочками указать направление, куда двигаться дальше, чтобы написать слово, свет лампы при этом должен падать справа. Кстати о стрелочках. Не удивляйтесь, если Ваше дитя путается с определением времени по стрелкам.

Часы со стрелками – изобретение правшей и для левшей определять по ним время в детстве достаточно затруднительно.
У леворуких детей труднее, чем у правшей формируются навыки деятельности. Они позднее большинства начинают самостоятельно есть, одеваться. Если маленький левша устанет, то может становиться неуправляемым  или плаксивым, при сильных переживаниях – конфликтным и беспокойным. Желательно следить за тем, чтобы ребёнок достаточно отдыхал и не страдал от перегрузок. У Надежды Кряжевой в её книге «Радуемся вместе» прекрасные упражнения для дошкольников и младших школьников для развития саморегуляции и снятия эмоционального напряжения.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЛЕВШЕЙ

Левши живут в мире правшей, их отличительная черта – гибкость (приобретение от того, что им постоянно приходится приспосабливаться).   Человечество эволюционировало вместе с правой рукой и левым полушарием, культура ориентирована на правшей.

Левши, чтобы выжить в современном обществе, подключают уникальные резервы: опираются не на логику и абстрактное мышление, а на образы и чувства. Продукты их деятельности своеобразны и неповторимы, обладают особой ценностью, несут на себе отпечаток индивидуальности их автора.

Тренеры в спорте ценят левшей в командных видах спорта. Среди чемпионов по фехтованию, боксу, теннису немало леворуких.
Дети-левши намного опережают в развитии эмоциональной сферы правшей и легче адаптируются к тяжёлым климатическим условиям.

Невероятное достоинство, которым левшам важно не пренебрегать – глубина и богатство эмоционального мира. Именно поэтому, за левшами давно закрепилась слава одарённых людей.

На самом деле, им легко достичь успеха в искусстве из-за сильного воображения и образного мышления, особенно в музыке, театре и в тех сферах, где необходим творческий подход.
Левши нестандартные, но очень часто при правильном подходе к их развитию и воспитанию талантливые люди, каждый пятый  гений –

КАК РАЗВИВАТЬ  И  ВОСПИТЫВАТЬ  ДЕТЕЙ-ЛЕВШЕЙ

Левши очень чувствительны к оценкам, нужно поддерживать их уверенность в себе (разумеется, не до самоуверенности). Запрещено сравнивать левшей с кем бы то ни было. Если Вы не можете обойтись без сравнений, то сравните ребёнка-левшу с самим собой. Скажите ему, что результаты, достигнутые им сегодня, намного выше вчерашних.

В совершении повседневных действий левши очень интенсивно задействуют мозг, поэтому родителям необходимо уделять им втрое больше внимания, чем остальным детям, следить за их эмоциональным состоянием, тем более что эмоции – главный индикатор психического благополучия ребёнка.

Им очень полезно  заниматься лепкой, оригами, рисованием красками, особенно пальчиками,  пастелью и цветным песком и т.д.
Категорически недопустимо переучивать левшу – это насилие над его психической природой и чревато возникновением потока заболеваний и уменьшением продолжительности жизни.

Нельзя также приучать писать с правым наклоном и требовать от него безотрывного письма. Буквы левшам лучше писать прямо, без наклона.
В развитии левшей важно сосредоточиться на подкреплении его творческости, не загонять в рамки, когда он творит.

Однако важно соблюдать режим, быть чаще на свежем воздухе, приучать к дисциплине, но пользуясь не назиданиями и приказами, а советуя. Если Вы сторонник жёсткого воспитания, обойдитесь без запугивания. С левшами дело легко может дойти до невроза страха. А вот если пытаться налаживать с ними хорошие отношения и быть им другом, они многое сделают для Вас.

Бэби – йога по утрам (поищите в интернете упражнения по возрасту) прекрасно дисциплинирует и организует. Если Вы предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом или животным, с которым проделывают все эти манипуляции, ему будет весело и интересно выполнять упражнения. Важно избегать рутинность во время развивающих и обучающих занятий.

Важно

Хорошо использовать этот принцип «Долой РУТИНУ с помощью ФАНТАЗИИ!», если возникают школьные затруднения, ведь там, где активно работает воображение и можно максимально проявить оригинальность, левше комфортно и хорошо.
При обучении желательно активно использовать наглядные пособия, рисунки, схемы, формируя у ребёнка яркие образы.

Левша значительно меньше устанет и будет лучше и с удовольствием учиться, если ввести дополнительные занятия в виде мастер-классов, опытов, посещая интерактивные музеи, театры. В школьном обучении делается ставка на слуховое и зрительное восприятия (лекции, чтение) учеников.

Эффективность обучения левши значительно возрастёт, если подключить все модальности его органов чувств: осязание, обоняние, слух, вкус, зрение. Почему бы не изучать географию или историю, готовя с родителями национальное блюдо и знакомясь с традициями народов, постепенно выходя на школьную тематику. Чтение/литературу можно постигать в театре, посещая спектакль по произведению, которое сейчас  проходят в школе. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕВШЕСТВА

Леворукость у ребёнка определяют не раньше 4-5 лет.  До  этого возраста ребёнок может пробовать оперировать то правой, то левой рукой. Однако уже с рождения предопределено кем он будет правшой, левшой или амбидекстром. Нужно пройти серию проб:«Поза Наполеона». Попросите ребёнка скрестить руки на груди. Посмотрите, какая рука сверху: правая или левая. Если левая, то она ведущая.
«Замок». Попросите ребёнка сцепить пальцы рук, переплетая их между собой. Посмотрите, большой палец, какой руки у него сверху: правой или левой. Если левый, то ведущая рука левая.
Попросите ребёнка сцепить руки сзади и посмотрите, какой рукой, какую руку он держит. Если левая взяла правую, то ведущая левая, и наоборот.
«Аплодисменты». Попросите ребёнка поаплодировать артисту. Посмотрите, какая рука у него сверху или совершает основное движение. Если левая, то доминирует леворукость.
«Прыжок». Попросите ребёнка подпрыгнуть вверх. Какой ногой он отталкнулся, та и ведущая.
«Мяч». Попросите ребёнка ударить ногой по мячу, какой ногой он нанёс удар, если правой, то значит он правоногий, если левой, то преобладает левая нога.
«Мишень». Попросите ребёнка прицелиться, глядя на мишень, через кончик карандаша. Пусть зажмурит левый глаз, потом правый, а левый откроет. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, значит, преобладает левый глаз и наоборот.
«Моргание». Попросите ребёнка моргнуть одним глазом. Открытым остаётся ведущий глаз.
«Слух». Скажите ребёнку что-нибудь шёпотом, если он подставит левое ухо, то оно у него ведущее и наоборот. Важно, чтобы острота слуха была одинакова.
«Часы». Дайте ребёнку механические часы и попросите послушать их тиканье. К какому уху он их поднесёт, левому или правому, то и преобладает.
Теперь подведите итоги: насколько у Вашего ребёнка выражено левшество. Это только леворукость, или доминирует левый глаз, а может левое ухо, или левая нога? А может он правша с элементами левшества, если 50/50, значит он амбидекстр.
Уникальность, неповторимость, своеобразие – важнейшие качества личности, гордость человека. Левши, как не кто другие, предрасположены к обладанию всем этим богатством. Для этого очень важно развивать задатки, заложенные природой, и не стремиться её сломать или переделать. Вам на помощь здесь придёт психолог. Я специализируюсь на работе с трудностями, которые могут возникать у детей с левшеством и леворукостью. Вы можете записаться ко мне на приём. Первичная консультация — это всегда диагностика со сбором психологического анамнеза у родителей, диагностической беседой с применением различных методик с ребёнком и рекомендации родителям. Стоимость 1500 руб., включая выезд на дом. Длительность 2 часа. Далее — коррекционные занятия. Они очень доступны по цене и организации (на дому у ребёнка или в приёмной специалиста), 600-800 руб., включая выезд психолога на дом. Записаться на консультацию можно здесь=>=>=>Если вы не в Петербурге, а в другом уголке мира, такая помощь доступна и по скайпу. Подробности на страничке «Услуги детского психолога».

Храмченко Надежда

23.11.2013

Источник: https://www.psyhologvspb.ru/rebyonok-levsha-psikhologicheskie-osobennosti.php

Ссылка на основную публикацию