12 признаков детского стресса

Особенности стресса у детей

Взрослые склонны смотреть на мир своего ребенка снисходительно, представляя его счастливым и беззаботным.

Большинство людей так устроены, что не помнят своих детских переживаний, а даже если и помнят, то на фоне забот повседневной жизни они кажутся им незначительными. Дети не думают, о том, как заработать деньги, прокормить семью или оплатить кредиты.

Обратите внимание

Не жизнь, а – «малина», живи и радуйся. Действительно, разве могут детские переживания, волнения и заботы сравниться со «взрослыми» проблемами?

Могут! Даже у совсем еще малышей могут быть волнения и заботы, на фоне которых развиваются тяжелые стрессовые состояния.

Причины стресса у детей

Выражаясь математическим языком, стресс является функцией от требований, предъявляемых к человеку и его возможностей их удовлетворить.

 Эти требования приходят в нашу жизнь из внешних источников — семья, работа, друзья, школа и т.д.

 Но они также могут прийти изнутри, будучи связанными с нашими мыслями, когда знание о том, что мы должны сделать, идут в противоречие с тем, что мы способны сделать.

Как видите, исходя из определения стресса, ему могут быть подвержены люди разных возрастов, в том числе и дети. В самом раннем возрасте наиболее частой причинной стресса является страх потерять родителей. В старшем возрасте, причиной стресса могут быть академические и социальные факторы.

Сегодня многие дети слишком заняты, чтобы иметь время для расслабляющих творческих игр или отдыха после школы. Ребенок, как правило, не осознает, что именно вызывает его беспокойное состояние. Неокрепшая детская психика неспособна распознать собственную усталость, поэтому родители должны следить за состоянием своих детей.

Дети, которые жалуются на свое физическое состояние или часто проявляют признаки болезненности, могут быть элементарно перегружены занятиями. Поговорите с детьми о том, что они думают о внеклассных мероприятиях.

 Если они жалуются на загруженность, обсудите с ними плюсы и минусы, и решите от какого вида внеклассной деятельности нужно отказаться.

Если отказ невозможен, постарайтесь найти способы помочь ребенку правильно распоряжаться своим временем, чтобы уменьшить беспокойство.

«Детский стресс» может быть усилен не только тем, что происходит непосредственно в жизни самого ребенка. Дети слышат «взрослые» разговоры о неприятностях на работе, болезнях родственников или становятся свидетелями споров родителей по финансовым вопросам.

Важно

Родители должны следить за тем, что и как они обсуждают в присутствии детей. Дети могут не понимать сути сказанного, но это не защищает их от отрицательных эмоций.

Наоборот, непонимание и отсутствие жизненного опыта еще больше усиливают эмоциональную составляющую детского восприятия, повышают тревогу ребенка до значительно более высокого уровня, чем у взрослого, который понимает суть обсуждаемой проблемы.

Даже программы новостей по телевизору могут вызвать стресс у ребенка.

Дети видят картины разрушений, слушают рассказы о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, естественно, они могут начать беспокоиться о своей безопасности и безопасности людей, которых они любят.

 Поговорите со своими детьми о том, что они видят и слышат, контролируйте их, чтобы вовремя объяснить и помочь понять, что происходит.

Также нужно помнить и об осложняющих факторах, таких как болезнь, смерть близкого человека или развод. Когда эти факторы накладываются на повседневные переживания, стрессовое состояние усиливается.

 Даже самый мирный и интеллигентный развод может стать тяжелым опытом для детей, потому что, несмотря на отсутствие криков, ругательств и драки, их основная система безопасности – семья, переживает жесткие изменения.

Разведенные родители никогда не должны ставить детей перед выбором «с кем ты остаешься» или подвергать их воздействию негативных комментариев, высказываемых в адрес другого супруга.

Следует постоянно учитывать, что некоторые вещи, не имеющие большого значения для взрослых, могут привести к тяжелому стрессу у ребенка. Пусть ваши дети знают, что вы их понимаете, и не считаете, что их переживания и чувства недостойны внимания из-за их малозначительности.

Совет

Хотя наличие стресса у ребенка не всегда легко распознать, краткосрочные изменения поведения такие, как перепады настроения, неожиданные истерики, нарушения сна или ночное недержание мочи – могут служить показателями.

 Одни дети испытывают физические симптомы, например, боли в животе и головные боли. У других детей могут возникнуть проблемы с концентрацией внимания или с выполнением школьных домашних заданий.

 Третьи становятся замкнутыми и много времени проводят в одиночестве.

Дети младшего возраста могут приобрести новые вредные привычки, например, начать сосать палец, крутить волосы, грызть ногти или беспрестанно ковыряться в носу.

Старшие дети начинают лгать или демонстрируют вызывающе поведение.

Из-за стресса, ребенка могут преследовать ночные кошмары и необоснованные дневные страхи, возможны проявления острого реагирования на незначительные проблемы, или резкое снижение успеваемости в школе.

Снижение воздействия стресса

Как вы можете помочь детям справиться со стрессом? Правильный отдых и хорошее питание может повысить устойчивость ребенка, но ничто не сравнится с хорошим воспитанием.

Каждый день находите время для общения со своими детьми. Не важно, будут ли они говорить с вами или только присутствовать рядом. Родители просто должны быть легкодоступными в течение какого-то времени.

Не пытайтесь заставить детей говорить, даже если вы знаете, что они чем-то обеспокоены. Иногда детям бывает вполне достаточно совместного времяпровождения с родителями, чтобы почувствовать себя лучше.

Когда дети становятся старше, общение с родителями продолжает иметь большое значение. Я понимаю, что трудно придя домой после работы, становиться на четвереньки и играть со своими детьми или просто говорить с ними о том как прошел их день, особенно, если этот день был напряженным. Но, проявляя интерес, вы показываете детям, что они важны для вас. Это трудно переоценить.

Помогите своему ребенку справиться со стрессом, анализируя вместе его возможные причины. Вместе вы можете придумать несколько решений, например, сократить внеклассные мероприятия, проводить больше времени вместе, чаще разговаривать, разработать режим дня и вместе его соблюдать, заняться спортом, вести дневник и т.д.

Вы также можете помочь, предвосхищая потенциально стрессовые ситуации и подготавливая к ним детей. Например, пусть ваш сын или дочь заранее знают, что их ждет на приеме у врача.

Всегда учитывайте особенности возрастного восприятия ребенка. Маленькие дети не понимают подробностей, поэтому обилие деталей в вашем объяснении только напугает их еще больше.

А вот подросткам необходимо объяснять все досконально и подробно.

Помните, что определенный уровень стресса — это нормально. Не нужно фанатично уберегать детей от любых отрицательных эмоций.

Обратите внимание

Они должны знать, что гнев, тревога, страх, одиночество – нормальные чувства, которые время от времени испытывают все люди, и вы — родители, тоже испытываете эти чувства, поэтому вы способны понять своего ребенка.

В то же время очень важно убедить детей в том, что вы верите в них и, что они могут справиться с любой, даже самой сложной ситуацией.

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Если дети не могут или не хотят обсуждать свои стрессовые проблемы, начинайте говорить о себе и своих проблемах.

 Это продемонстрирует ребенку, что вы готовы решать сложные вопросы и с вами можно будет поговорить, когда он созреет для такого разговора.

 Если ребенок проявляет симптомы стресса, но в течение длительного времени категорически отказывается говорить с вами, не тяните время и обратитесь к детскому психологу или психотерапевту.

Большинство родителей вполне способно самостоятельно справиться со стрессом у детей, но если ситуация вышла из-под контроля, изменения в поведении сохраняются, и, несмотря на все усилия, вызывают серьезные проблемы у ребенка, без профессиональной помощи вам просто не обойтись.

2012-05-24

Тамара Вовк

Источник: http://ksusha-club.ru/osobennosti-stressa-u-detej.html

Детский стресс: причины и проявления в раннем возрасте

Главная › Стресс в семье и на работе

Не только взрослые люди подвержены травмирующим факторам, в любом возрасте можно столкнуться с болезненной ситуацией. Детский стресс рассматривается психологами как защитная реакция организма.

Наблюдательные родители могут заметить изменения в поведении своего чада, например, шумный малыш стал тихим и вялым, а спокойная девочка на любые действия взрослых начинает плакать.

Рассмотрим основные причины появления стрессового состояния у детей разного возраста, какие симптомы свидетельствуют о неблагополучии?

От рождения до трех лет

В этом возрасте у малыша активно развивается головной мозг, именно в данный период важно участие родителей, особенно матери, в жизни ребенка. Основным стрессовым фактором для маленького человечка становится неправильное поведение близких людей.

Причины появления стресса:

  1. Отсутствие контакта с родителями. Малыша редко берут на руки, игнорируют при плаче, отказывают в необходимой ласке. Такая ситуация считается стрессовым воздействием, в результате такого поведения у детей снижается уверенность, появляются страхи.
  2. Неожиданная разлука с мамой. Если ребенка помещают в незнакомую среду, лишив источника уверенности и защиты в лице матери, то детский стресс неминуем. Сильным травмирующим фактором является помещение в больницу, особенно без присутствия рядом близкого человека.
  3. Конфликтные отношения между членами семьи. Регулярные скандалы в окружении ребенка делают его уязвимым, подрывают доверие к миру. Отрицательно сказывается развод, алкогольные склоки, агрессивное поведение кого-либо из родителей. Постоянный стресс влияет на развитие малыша, страдает эмоциональная сфера, снижается адаптация.
  4. Обучение новым навыкам. Если приучение к горшку, еде ложкой, самостоятельному умыванию и другим навыкам происходит с применением силы, обидных слов, унижений, то любое упоминание об этом вызывает стресс. Обучение должно быть мягким, имеет значение развитие ребенка и его физиологические особенности.

Как проявляется стресс в этом возрастном периоде? Грудные дети могут отказываться от еды, без причины срыгивать пищу, плохо спать, часто малыши путают день и ночь. У детей постарше болезненная ситуация проявляется через крик, раздражительность, истерику. Малыш может не отпускать мать ни на минуту, громко кричать при ее попытках куда-то выйти.

Как помочь детям? Во-первых, наладить спокойную домашнюю обстановку. Лишь одна эта мера может успокоить малыша. Во-вторых, не стоит бояться разбаловать ребенка в этом возрасте.

Ему сейчас необходим тактильный контакт, нужно как можно чаще обнимать кроху, так формируется доверие к миру. В-третьих, справиться с травмирующим фактором можно при помощи игры.

Прятки, игра в ку-ку, бег наперегонки – любимое веселое занятие с родителями раскрепощает маленькую личность.

Стресс у дошкольника

После трех лет дети учатся адаптироваться в обществе. Это время приучения ребенка детскому саду, воспитателям. Новая среда может вызвать сильную стрессовую реакцию у ребенка. Если любимое чадо все это время было окружено только близкими людьми, то социализация вызывает страх.

Помимо адаптации в детском саду, факторами стресса у ребенка могут быть следующие причины:

  • резкое изменение условий жизни, например, в результате переезда, пожара, смерти члена семьи;
  • семейные причины: ссоры, неправильное воспитание;
  • конкуренция в детском саду, во дворе, между братом или сестрой;
  • регулярный просмотр телевизионных передач, раннее приучение к компьютерным играм;
  • конфликт с воспитателем в детском саду;
  • появление страхов в результате испуга, например, боязнь уколов, собак, воды, грозы и т.п.

Если устранить травмирующий источник, то можно помочь дошкольнику справиться с болезненными переживаниями. Но узнать причины стрессовых переживаний иногда сложно. Дошкольник не может выразить словами свои чувства. Помогает наблюдение, игры, рисование. Малыш выражает свои страхи во время игр, например, разговаривая с любимой куклой или мишкой.

Психологи рекомендуют как можно чаще обнимать ребенка, существуют даже определенная норма – от четырех раз в день.

Полезны ролевые игры с родителями, чтение книг пред сном, проведение совместного досуга с взрослыми, например, катание на роликах или велосипеде.

Нельзя заменять общение с сыном или дочкой просмотром телевизора, если чадо все время сидит перед экраном, то проблема социализации усугубляется. Иногда простое ласковое общение с крохой снимает внутреннюю напряженность.

Если проблему не удается решить, то стоит обратиться за помощью к психологу. Полезны совместные занятия с детьми в психологической группе. Для ребенка нужно создать комфортную атмосферу для развития.

Стресс в младшем школьном возрасте

В этом возрасте расширяются границы общения, наступает новый этап – школьный возраст. Если в детском саду дошкольник испытывал стресс от разлучения с родителями, то школьная адаптация намного шире. Травмирующими обстоятельствами могут стать отношения с учителем, одноклассниками, школьная нагрузка.

Другие причины:

  • семейные неурядицы, развод;
  • переезд, катастрофа, смерть близкого человека;
  • пережитый испуг.

Как проявляется детский стресс в этом периоде? Школьник может отказываться посещать школу, нарушается сон, отсутствует аппетит, происходят необъяснимые вспышки гнева, настроение подавленное. Травмирующее переживание может заявлять о себе в виде болезней. Страдает желудок, бывает необъяснимая рвота, возможны кожные заболевания, тики, заикание.

Помощь при стрессе ребенка школьного возраста должна быть комплексной. Обычно семейные скандалы сказываются на школьном поведении и успеваемости, поэтому нужно исключить все возможные причины.

С детьми этого возраста нужно разговаривать, проявлять искренне участие, наблюдать за эмоциональными и проявлениями. Нельзя давить на школьника, он может не справиться с грузом требований.

Психическое напряжение сильно сказывается на здоровье и психике. Для ребенка травмирующие переживания оказываются непосильной ношей. В большинстве случаев негативные эмоции сказываются на личности, деформация может проявиться в агрессивности, пассивном поведении, замкнутости. Психологи рекомендуют помогать детям, создавая им спокойную семейную атмосферу.

Важно

Детский стресс: причины и проявления в раннем возрасте Ссылка на основную публикацию

Источник: https://OStresse.ru/stress-v-jizni/detskij-stress.html

Стресс у ребенка: что делать родителям

ФОТО Getty Images 

Лусине Хачатрян, педиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней МГМУ им. М.И. Сеченова.

Даже в раннем возрасте ребенок может испытывать стресс. Он может быть связан с болезнями, разлукой с матерью (даже краткосрочной), режущимися зубами, первыми посещениями врачей (и в целом встречами с чужими и непривычными для ребенка людьми, в особенности с теми, кто прикасается к нему), походами в детский сад, сменой климата или часового пояса.

гиперактивность (следствие повышенной возбудимости), нетипичное нарушение сна, проблемы с аппетитом (вплоть до полного отказа от еды), беспричинная плаксивость, частые (навязчивые) мимические движения, тики, суетливость или даже агрессия.

  • Cледите за режимом сна и бодрствования. Чем ребенок младше, тем более продолжительный отдых необходим ему (не только ночью, но и днем).
  • Если у ребенка беспокойный сон, то ему подойдут дыхательные упражнения и спокойные игры. Помогут и творческие занятия: рисование, лепка из пластилина. Родителям стоит также следить, чтобы телевизор не был включен слишком часто.
  • Поддерживайте у ребенка чувство безопасности – это одна из базовых потребностей в раннем возрасте. Сохраняйте физический контакт, держите за руку, обнимайте ребенка, ведь ребенок должен чувствовать, что вы рядом.
  • К грядущим переменам, например к посещению детского сада и тем более, ясельной группы ребенка надо готовить заранее.
  • Если ребенок 2-5 лет проявляет агрессию в обыденных ситуациях – по отношению к другим членам семьи или даже игрушкам – то ему будет полезно соответствующее возрасту закаливание и водные процедуры, которые снимают нервное напряжение. Нередко рекомендуют и пет-терапию, когда справиться с различными проблемами помогают животные.
Читайте также:  Актриса сериала "друзья" выходит замуж

Стресс в этот период – реакция организма на изменение привычного хода вещей, которую дети не могут контролировать самостоятельно. Школа радикально меняет уклад жизни, к которому ребенок уже успел привыкнуть.

Режим становится более жестким, появляется много обязанностей, ответственность, неизвестные обстоятельства «новой» жизни. Школа – это первые друзья и первые ссоры, переживания из-за оценок.

Формируются внутренние страхи, так как ребенок более осознанно и критично анализирует происходящее вокруг.

утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании и прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки, кусать губы), замкнутость и изоляция, заикание, частые головные боли, беспричинная раздражительность.

  • Необходимо подстроиться под школьный режим – ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Это особенно полезно при повышенной утомляемости и ухудшении памяти.
  • Душ комфортной температуры (избегать излишне горячей воды) для улучшения качества сна.
  • Правильное питание и дополнительный прием детских витаминных комплексов – причиной чрезмерной раздражительности зачастую бывает нехватка нужных организму веществ.
  • Больше проводите времени вместе, в том числе за играми. Игры помогают детям перенести свою тревогу на игровые ситуации и снять напряжение.
  • Старайтесь аккуратно говорить о том, что волнует ребенка, и обсуждать возможные проблемы, воздерживаясь от оценки.
  • Регулярные физические нагрузки также помогают снять умственное перенапряжение и повышают устойчивость ребенка к стрессовым ситуациям. Бег, катание на велосипеде, лыжи, теннис, танцы, плавание – выбирайте то, что больше нравится ребенку.

Применение лекарств допустимо только в том случае, если препараты разрешены детям и подходят текущим активностям ребенка.

«Для описанных выше ситуаций подойдет Гомеострес, так как этот препарат с комплексом растительных компонентов способен одновременно устранить и психоэмоциональные, и физические проявления стресса, – отмечает доктор медицинских наук Лусине Хачатрян.

– К тому же он нормализует сон, давая организму возможность восстановить свои адаптивные ресурсы и «обнулить» все негативные эмоции, оставшиеся от прошедшего дня.

А препараты на основе валерианы и различные успокаивающие чаи подойдут только тогда, когда ребенок не выполняет задачи, требующие повышенной концентрации внимания».

Источник: http://www.psychologies.ru/roditeli/children/u-rebenka-stress-chto-delat-roditelyam/

Нервный стресс

Стресс является неотъемлемой частью современной жизни. В свое время стресс переживает каждый человек. Если стресс возникает у взрослого человека, то большая вероятность того, что он справится с данной ситуацией без особых проблем и последствий. Стресс у детей протекает немного сложнее.

Стресс возникает у детей после столкновения с чем-нибудь новым, неизвестным.

Бороться с этим они не в состоянии, так как у них отсутствует опыт. Механизм стресса у детей заключается в том, что что-нибудь нехорошее, неизвестное, вторгается насильно  жизнь малыша и начинает преследовать его в виде страхов и воспоминаний.

Очень часто ребенку для того, чтобы справиться со стрессом, необходима помощь родителей, а в некоторых случаях и профессионального психолога.

Все дети постоянно меняются, развиваются. Бывает достаточно сложно определить у них стресс. Иногда родители не обращают на возникновение данного заболевания особого внимания, так как думают, что состояние ребенка связано с признаками недомогания растущего организма. Но все-таки есть некоторые симптомы, по которым можно определить, находится ли ребенок в стрессовом состоянии.

Симптомы стресса у грудничков и детей в возрасте до двух лет:

  • Ребенок становится сильно раздражительным;
  • Его сон потеря аппетита или демонстративный отказ от кормления;
  • Ребенок становится очень неспокойным, ухудшается его сон.

Симптомы стресса у детей в дошкольном возрасте:

  • Частое проявление негодование и возросшая требовательность;
  • Ребенок ведет себя несоответственно своему возрасту. В возрасте три-пять лет, малыш может брать в рот пустышку, мочиться в штаны;
  • Детские страхи сильно усиливаются. Ребенок из-за боязни смерти не может уснуть и так далее;
  • Могут появляться дефекты речи;
  • На новые обстоятельства или на новых людей у ребенка возникает слезная реакция;
  • Ребенок становится гиперактивным или, наоборот, активность снижается;
  • У ребенка часто плохое настроение без особых на это причин, он становится агрессивным, нервозным.

Симптомы стресса у детей в младшем школьном возрасте:

  • Малыш очень быстро утомляется;
  • Часто жалуется на боли головы, боль в области сердца, тошноту.
  • Ребенок часто может видеть ночные кошмары;
  • Возникает желание попасть в какую-то переделку и причинить себе вред;
  • В течение недели или еще дольше ребенок ведет себя очень капризно, вызывающе;
  • Пониженная самооценка;
  • Возникает агрессивное отношение к окружающим людям;
  • Без особой причины ребенок расстраивается;
  • Сверхмерная озабоченность  своим здоровьем;
  • Нежелание гулять с друзьями, посещать школу. Ребенок становится замкнутым, отрешенным от мира.
  • Слишком высокая старательность. Ребенок хочет, чтобы его постоянно хвалили и в школе, и дома, поэтому он очень сильно старается во всех делах;
  • Возникают беспричинные страхи, тревоги, волнения;
  • Внимание и память ребенка ухудшается, успеваемость падает;
  • Нервные тики и дефекты речи. Малыш может наматывать на пальцы локоны, моргать и так далее.
  • Сон и аппетит ухудшается, а в некоторых случаях может быть повышенный аппетит и постоянная сонливость.

Причины возникновения стресса у ребенка

У детей условно можно выделить возрастные причины стресса и причины, связанные с семейной обстановкой. Но эти категории следует рассматривать в совокупности, так как они постоянно переплетаются.

У детей всех возрастов могут быть такие общие причины стресса – расставание с близкими людьми, развод родителей, смерть близкого человека, травмы, катастрофы, переезд в новее место жительства, гибель домашнего животного.

Так же стресс может вызывать применение насилия, появление в семье нового ребенка.

Причины стресса у грудных деток и деток в возрасте до двух лет:

Совет

У грудных детей стресс чаще всего возникает в результате расставания с родными. Очень тяжело малыш переживает длительное отсутствие матери. Так же распространенными причинами стрессов у малышей могут быть любые заболевания, эмоциональное расстройство родителей, изменение режима дня.

Причины стресса у детей в дошкольном возрасте:

Для дошкольников стрессов может быть первое знакомство с социальной средой. Ребенок до этого возраста находится в атмосфере всеобщего восхищения и любви. В его окружении только близкие и родные, которые не чают в нем души. А в возрасте два-три года малыш выходит за рамки своей семьи, начинает общаться со своими сверстниками во дворе или в детском саду.

Самая частая причина, по которой у дошкольников возникает стресс, это поступление в детский садик.

Ребенок  находится в состоянии стресса, потому что здесь впервые он остается без родителей, а во-вторых, он вынужден длительное время находится со своими сверстниками, не имея опыта общения с ними.

Так же причиной стресса является непривычная обстановка, конфликтные ситуации с воспитателями детского сада или с другими детьми.

Другие причины стресса у малышей дошкольного возраста – просмотр телевизионной программы, которая содержит любую негативную информацию, посещение больницы, принуждение в детском саду соблюдать режим, боязнь одиночества.

Причины стресса у детей в младшем школьном возрасте:

Стресс у деток в возрасте пяти — десяти лет возникает обычно из-за напряженного отношения в школе с учителями и с одноклассниками, конкуренция внутри класса, неуспеваемость в учебе.

В таком возрасте ребенок уже может осознавать, что в чем-то он в уступает другим детям – кому-то в красоте, кому-то в талантливости, кому-то у успеваемости. Но одновременно он является недостаточно взрослым, чтобы понять, что это нормально, что быть лучшим во всем и сразу просто невозможно.

Обратите внимание

В результате этого у многих детей младшего дошкольного возраста возникают серьезные стрессы. Каждый из детей в стрессовом состоянии может себя вести абсолютно по-разному – одни пытаются стать самыми умными, другие не хотят тратить времени и сил на то, чтобы изменить себя, избирая тактику унижать других.

Поэтому причин стресса у деток младшего школьного возраста много и на первом месте – оскорбления и издевательства в школе.

Так же стресс может возникнуть в результате внутреннего конфликта. Такая ситуация возникает в том случае, когда малыш самостоятельно раскаивается в том, что он совершил плохой поступок, винит себя, считает себя злым, безнадежным и плохим.

В данном возрасте у детей стресс может возникнуть по причине просмотра какой-нибудь шокирующей программы по телевизору или ролика в Интернете.

В данном возрасте дети сильно впечатлительные, поэтому, услышав новости о природных катаклизмах, военных действиях и так далее, они начинают переживать за собственную жизнь, а так же за жизнь своих близких.

В младшем дошкольном возрасте другие причины стрессов это контрольные, самостоятельные работы, экзамены в школе, знакомства с новыми людьми, постоянные упреки от учителей и родителей за неуспеваемость, возрастные физиологические изменения.

К общим методам борьбы со стрессом у деток относятся обязательные ежедневные прогулки, соблюдение режима дня, хорошее полноценное питание, физические нагрузки, общение с друзьями и родственниками.

Нужно стараться как можно чаще говорить с ребенком по душам. Родители ребенка должны иметь самообладание и спокойствие даже в том случае, если малыш в течение нескольких недель капризничает.

Нельзя повышать голос на малыша, угрожать ему и ругать.

Важно

В качестве борьбы со стрессом можно использовать занятия спортом, рисования, разные игры. Можно за помощью обратиться к детскому психологу. Нужно стараться как можно чаще прогуливаться с ребенком, посещать развлекательные комплексы, кафе и так далее. Нужно стараться, чтобы ребенок длительное время не оставался наедине.

Родители должны иметь со своим ребенком доверительные отношения, постоянно показывать малышу, что его любят и ценят, окружать его заботой и лаской.

Еще одной задачей родителей является оберегать своего ребенка как можно дольше от первых столкновений со стрессовыми ситуациями.

Вместе с малышом не смотреть вместе волнующие программы и ужасающие новости, а так же следует следить за тем, чтобы ребенок не смотрел их самостоятельно. К своему ребенку следует относиться с пониманием, быть внимательными к нему.

Если малыш уже увидел по телевизору или на улице шокирующее событие, то следует обязательно поговорить об этом с малышом. Не нужно полностью малыша ограничивать от воздействия негативных факторов и ответственности. Понемногу малыша нужно подготавливать к  возможным стрессовым ситуациям. Но не стоит его при этом знакомить с темной стороной жизни.

Следует выбрать золотую середину, чтобы ребенок знал и о прекрасной стороне жизни, и о возможных негативных событиях. Нельзя оставлять малыша наедине с возникшими трудностями, помогать ему в освоении новых видов деятельности. Нужно научить ребенка не держать свои эмоции в себе.

Он должен делиться со своими проблемами с родителями или вести дневник, куда он сможет записывать все, что его тревожит.

Следует как можно больше времени уделять своего ребенку и стараться, чтобы он меньше времени проводил в одиночестве. Мама ребенка должна постоянно находиться рядом с ним, как можно меньше оставляя его самого.

Совет

В таком возрасте ребенок может легко заражаться настроением окружающих людей, поэтому в присутствии ребенка родственники не должны находиться в плохом настроении.

Чтобы ребенку не грозил стресс нужно быть добрыми, внимательными и ласковыми родителями.

Чтобы предупредить стрессовые ситуации в дошкольном возрасте нужно позволять детям каждый день находится в тишине. Нужно выключать компьютер, телевизор, радио.

Для профилактики стресса нужно как можно больше общаться с ребенком. Нужно разговаривать с малышом, позволять ему высказывать свое мнение, а так же все, что его беспокоит, делился мыслями и впечатлениями.

Если малыша мучают ночные кошмары или страхи, то обязательно следует поговорить с ним об этом и убедить его в том, что он в полной безопасности и ничего не грозит ему.

Никогда не нужно смеяться над детскими страхами.

Самым главным методом профилактики у детей стресса является демонстрация со стороны родителей и близких любви и заботы. Нужно показывать ребенку, что в любой ситуации он может рассчитывать на поддержку близких ему людей. Кроме этого родители должны быть достаточно честными и откровенными со своими детьми. Если близкого человека нет в живых, не нужно врать малышу, что он куда-то далеко уехал. Нужно постараться более мягко объяснить малышу, что с этим человеком ребенок больше не сможет видеться, что он живет теперь в другом мире. Малышу следует объяснить, что так случается со всеми и что поделать ничего нельзя, нужно дальше жить, при этом храня образ дорогого человека в своем сердце и в памяти.

Так же родители должны быть со своими детьми искренними при разводе. Никогда не нужно ставить ребенка перед выбором с кем он будет жить – или папой, или с мамой. Это должны решать сами родители.

Если у малыша возникли проблемы в школе, то нужно подтолкнуть его к тому, чтобы он решил их самостоятельно, при этом обсудив возможные причины и способы преодоления проблем. Не нужно сравнивать своих детей с другими, а так же не нужно на них оказывать психологического давления.

Родители не должны заставлять малыша быть первым во всем. Нужно стараться повышать самооценку своего ребенка. Следует отыскать такое занятие, которое будет нравиться малышу и в котором он будет первым. Ребенок, который уверен в своих собственных силах подвергается стрессам меньше.

Читайте также:  Новое голливудское поветрие - лунная диета

Источник: https://mamapedia.com.ua/detskie-bolezni/psychiatry/nervnyi-stress.html

5 признаков того, что у ребенка хронический стресс

Высокий темп жизни, нагрузки и стрессы – все это не обходит стороной каждого, даже детей. Как понять, что в жизни ребенка что-то идет не так, и как помочь ему выбраться из стрессовой ситуации?

Прежде всего, родителям нужно адекватно оценить нагрузку ребенка. Посещает ли он кроме школы какие-то кружки и занятия, сколько времени проводит за уроками. Учеба ребенку жизненно необходима, но и тут нужно тонко чувствовать – справляется ли ребенок с возложенной на него нагрузкой.

Кроме того, существуют некоторые признаки, по которым родители могут определить, что ребенку пора передохнуть или снизить темп.

1. Тайные симптомы

Замечала ли ты, что ребенок стал часто жаловаться на головные боли, или боли в желудке? Все это порой расценивается мамами как симуляция или способ пропустить то или иное занятие. Однако такие боли как раз могут указывать на наличие стресса, и родителям не стоит игнорировать жалобы детей.

Решение: наблюдай за поведением и привычками ребенка, попытайся понять интонацию, с которой он жалуется на недомогание – так ты наверняка сможешь определить, симулирует ребенок или нет. Если ты заметила, что ребенок резко снизил активность, скажем, в занятиях любимым видом спорта, тебе также стоит поговорить с ним об этом.

2. Беспокойный сон

То, что дети нуждаются в полноценном сне – знает каждый родитель. Сон ребенка должен составлять от 9 до 12 часов в сутки.

Первые проблемы сна начинаются тогда, когда дети ложатся спать достаточно поздно, а просыпаются в обычное время, чтобы успеть собраться в школу.

Таким образом наступает хроническая усталость, дети, сами того не осознавая, начинают меньше двигаться, меньше уделять внимания друзьям, играм на улице и любимому виду спорта. Все эти факторы также провоцируют стресс, который запускает цепную реакцию нездоровья.

Обратите внимание

Решение: поговори с ребенком и выясни причину, по которой он не может ложиться раньше спать. Возможно, ему не хватает времени, чтобы успеть сделать уроки, а может, ему просто тяжело раньше уснуть?

Если причина в загруженности, попытайся наладить режим ребенка так, чтобы он все успевал делать и при этом полноценно отдыхал. Если же причиной нарушения сна является бессонница, тебе также стоит обратить внимание на то, справляется ли ребенок с возложенными на него обязанностями. В некоторых случаях поможет детский психолог.

Если вдруг ребенок начал приносить домой плохие оценки, вероятно, с ним что-то происходит. В этой ситуации также поможет снижение физической и умственной нагрузки.

Решение: расставить приоритеты. Подумай и реши объективно: нужен ли сейчас ребенку кружок по математике и справляется ли он с нагрузкой в студии танцев. Это не значит, что дети не должны посещать кружки и развиваться, но только не в ущерб здоровью.

4. Подавленное настроение

Перепады настроения у детей и подростков могут быть связаны с гормональными изменениями, и это нормально. В период созревания настроение детей меняется резко, без всякой на то причины.

Подросток может сердиться, и через пять минут уже снова улыбаться тебе. Но вот подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями должно тебя насторожить.

В этой ситуации тебе придется не просто поговорить с ребенком, а вмешаться, прежде чем он попадет под влияние плохой компании, алкоголя и сигарет.

Решение: стань ребенку другом, чтобы выяснить, что с ним происходит. Нельзя давить на ребенка, ругать его и наказывать: так ты вызовешь еще больший протест с его стороны. Попытайся наладить контакт со своим ребенком, добиться его расположения, и тогда он сам откроется тебе.

5. Отсутствие аппетита

То, что ребенок отказывается от пищи, может свидетельствовать о том, что он чем-то обеспокоен, ведь в состоянии стресса у многих людей пропадает аппетит. Но кроме этого, отказ от семейных обедов чреват тем, что ребенок начнет употреблять больше еды из фаст-фудов и сладкой газировки – чтобы перекусить.

Кстати, в недавнем исследовании, опубликованном в журнале Американской ассоциации диетологов, сказано, что подростки, которые питаются вместе с семьям, употребляют больше овощей и фруктов, что естественно положительно влияет на общее состояние их здоровья.

Решение: не позволяй ребенку пропускать приемы пищи. Найди способ заинтересовать его посещать семейные обеды. Это могут быть забавные игры за столом, разговоры по душам, обмен новостями.

Надеемся, что данные советы не только помогут выяснить и устранить причины детского стресса, но и сплотят семью, сделают ее более дружной, здоровой и счастливой.

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/5-priznakov-togo-chto-u-rebenka-khronicheskijj-stress/

Стресс у детей. Причины, симптомы и лечение

Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, требующими от нас собранности, хорошей реакции. Такие ситуации связаны с резкой переменой окружающей среды, смене психо-эмоционального окружения.

Такая резкая смена в устоявшемся укладе жизни человека называется стрессовой ситуацией. Глупо полагать, что стрессу подвержены только взрослые люди, которые сталкиваются с ними чаще всего на работе.

Дети тоже очень часто подвергаются стрессу в повседневной жизни.

Стресс приводит к незначительным перестройкам в организме ребенка, помогающим справиться с переменой окружающей среды. Такие перемены в организме временные, и после нормализации окружающей обстановки ребенка, организм опять перестраивается на повседневную работу.

Изменения в организме, направленные на борьбу со стрессом, «выматывают» организм, так как требуют больших затрат энергии. При длительном стрессе, когда организм не успевает «отдохнуть», могут развиваться стойкие нарушения функции организма, которые будут проявляться в виде различных заболеваний.

Причины стрессов

Стрессовые ситуации могут поджидать ребенка каждый день. С первой стрессовой ситуацией ребенок встречается во время родов. В этот период переходит из одной среды жизни в другую.

В утробе матери ребенок был защищен от любого воздействия окружающей среды, он постоянно получал питание, всегда было тепло. После рождения ребенку приходится самостоятельно поддерживать свою температуру, искать пищу.

У ребенка изменяется тип кровообращения, происходит закрытие некоторых сообщений между сосудами. Это происходи по той причине, что изменяется артериальное давление в сосудах и выделяется большое количество адреналина.

Важно

Так же сразу после рождения у ребенка происходит расправление легких и совершается первый вдох, который сопровождается криком. Это происходит из-за снижения поступления кислорода в головной мозг ребенка. Еще одним стимулятором первого вдоха является снижение температуры окружающей среды.

Следующей стрессовой ситуацией, с которой сталкивается ребенок, становится поиск еды. Еда необходима ребенку для производства энергии, которая накапливается в организме в виде глюкозы (сахара).

Наиболее опасным в плане развития гипогликимии (пониженного содержания сахара в крови) для новорожденного ребенка являются первые 2 часа жизни. В этот период ребенок обязательно должен получить питание. Находясь в утробе матери, ребенок постоянно получал питание, и ему не требовалось делать запасы энергии.

Оказавшись во внешней среде, ребенок тратит большое количество энергии на все перестройки организма, поэтому запасы глюкозы быстро истощаются. Снижение глюкозы вызывает нарушение работы головного мозга, что очень опасно для жизни ребенка, поэтому очень важно покормить ребенка в течение первых двух часов его жизни.

В дальнейшем ребенок учится получать питание при снижении уровня глюкозы в организме. Для этого он сообщает матери о том, что хочет кушать, при помощи крика и плача.

Еще одной стрессовой ситуацией, связанной с периодом новорожденности, является переохлаждение. Новорожденный ребенок не может регулировать свою температуру тела в достаточной степени, как это делают взрослые. Это связано с малой прослойкой подкожно-жировой клетчатки и несовершенством процессов терморегуляции.

Так же при снижении температуры окружающей среды взрослые поддерживают температуру тела при помощи дрожи. Дрожь – это хаотичное сокращение мышц, из-за чего вырабатывается большое количество тепла. Такой термогенез называется дрожательным.

У новорожденных детей такой способности нет, поэтому, при резком снижении температуры окружающей среды, дети не могут поддерживать температуру тела.

Совет

Основными стрессовыми ситуациями в старшем возрасте становятся ситуации с переменой окружающей обстановки и взаимоотношений. Если родители ребенка очень часто меняют место жительства, то это плохо сказывается на приспособительных реакциях детского организма.

Ребенку постоянно приходится привыкать к новой обстановке, к новому детскому саду, к новой воспитательнице, искать новых друзей. В подростковом возрасте дети сталкиваются с проблемами общения и самореализации.

В этот период очень важно присутствие рядом человека, с которым можно поговорить, поделиться своими проблемами, попросить совета.

Не всегда этим человеком могут стать родители, так как не все свои проблемы ребенок может рассказать маме или папе, но очень важно стремится к открытому диалогу с ребенком, стараться участвовать в жизни ребенка, помогать ему советами.

Одним из важных факторов в жизни ребенка является его досуг. В современном мире дети не могут найти себе занятия, организовать досуг. Все основное время детей занимают компьютерные игры и интернет. Дети теряют способность к общению, к поиску друзей, тем для разговоров.

В этом случае важно подобрать для ребенка хобби, которое его бы заинтересовало. Нельзя навязывать ребенку что-то, что ему не нравится (музыкальная школа, бальные танцы и другое), ребенок сам должен сделать выбор, ваше задача его заинтересовать и помочь ребенку сделать выбор.

Еще с более серьезными трудностями детям приходится сталкиваться, если они из неблагополучных семей. Ежедневно им приходится идти домой, где их ждет пьяный отец, отсутствие ужина или, что уже совсем плохо, избиение или насилие. Таких детей очень часто социальные работники забирают из семей, что является также очень большим стрессом для ребенка.

Дети, после того как их забрали из семьи, находятся в больницах, детских домах. Для ребенка такое окружение является непривычным, травмирующим его психологически. Ребенок ощущает свою ненужность, что у него нет никого близкого.

Обратите внимание

В школе, детском саду такие дети очень часто находятся несколько обособленно от остальных, так как они понимают свою социальную «неполноценность».

Еще одним этапом в жизни ребенка, связанным со стрессовыми ситуациями, является получение сексуального опыта. В подростковом возрасте ребенок изучает свое тело, которое в этот период подвергается различным метаморфозам.

Дети, путем проб и ошибок, на собственном опыте изучают все премудрости половой жизни. Такой опыт не всегда бывает удачным, и очень часто первый сексуальный опыт связан с разочарованиями.

Очень часто в этот период дети могут стать объектом насмешек и издевательств со стороны более опытных сверстников.

Симптомы стресса у детей

Как вы заметили, причин для стресса у детей ни на много меньше, чем у взрослых. Каким же образом стресс проявляется у детей?

Стрессовая ситуация требует от нашего организма какого-то действия, а любое действие влечет за собой трату энергии. В стрессовых ситуациях расход энергии в организме ребенка увеличивается в десятки раз.

Помимо энергии еще расходуются микро- и макроэлементы из резервов организма и образуется большое количество вредных веществ. Все это влечет к истощению организма, его изнашиваемости.

Поэтому очень важно, чтобы стрессы были краткосрочными и не повторялись, слишком часто, чтобы организм ребенка успевал «отдыхать» и восстанавливать свои запасы веществ.

Во время стрессовых ситуаций в организме образуется большое количество свободных электролитов, которые оказывают токсическое действие на клеточную стенку. Из-за этого клеточная стенка становится более проницаемой, и в клетки поступает большое количество различных веществ, в том числе и вирусов. Все это ведет к повышенной гибели клеток нашего организма.

Для борьбы со свободными электролитами в нашем организме существуют вещества, обладающие антиоксидантным действием. Эти вещества стабилизируют клеточную стенку и выводят свободные электролиты из организма, связывая их. К таким веществам относятся витамины С, РР, группы В, микроэлемент селен.

Однако запас этих веществ в нашем организме не безграничен, поэтому, когда эти запасы истощаются, появляются симптомы хронического стресса.

Важно

Первой на стресс реагирует кожа. У детей снижается тургор кожи, она становится бледной, появляется склонность к шелушению, образованию угрей. Очень часто при хроническом стрессе у детей из-за снижения количества витаминов в организме появляются заеды в уголках рта (хейлит).

Эти заеды достаточно болезненные, имеют тенденцию к распространению и плохо поддаются лечению. Помимо кожи, первыми на стресс отвечают еще и придатки кожи (волосы, ногти). Волосы теряют свой цвет, становятся тусклыми, ломкими. Очень часто при стрессах у детей может развиться очаговая аллопеция.

Это заболевание связано с укорочением жизни волоса и повышенным выпадением волос. Проявляется данное заболевание в виде участков облысения на волосистой части головы. Ногти становятся ломкими, расслаиваются. Достаточно характерным проявлением хронического стресса является то, что дети грызут ногти.

Из-за этого ногтевая пластинка имеет неровный край, происходит расслоение ногтя.

Очень часто при длительном стрессе наблюдаются нарушения в нервной системе. Это может проявиться в виде нарушений сна (бессонница, беспокойный сон), появления различных тиков. Тики проявляются в виде непроизвольных сокращений различных групп мышц. Это может быть подергивание глаза, искривление угла рта, наклон головы.

При более длительном течении стрессовых ситуаций довольно часто происходит поражение желудочно-кишечного тракта. У детей с хроническим стрессом можно наблюдать стертость верхней кромки зубов из-за постоянного скрежетания ими.

Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется в различных диспепсических расстройствах: боли в животе, тошнота, изжога, урчание живота, запоры или поносы.

Дети теряют в весе, пища плохо переваривается, снижается поступление в организм железа, что так же ведет к ухудшению состояния.

Из-за снижения содержания витаминов в организме ребенка происходит снижение его барьерных систем. Это ведет к снижению устойчивости организма к воздействию вирусов и бактерий, что проявляется в частых простудных заболеваниях.

Помимо развития различных состояний хронический стресс приводит к обострению уже имеющихся у детей заболеваний. Так стрессовые ситуации приводят к увеличению выработки соляной кислоты желудком ребенка, что может привести к обострению хронического гастрита.

Так же существует такое заболевание, как стрессовая язва, и связано оно с развитием язвенной болезни желудка в ответ на частый стресс. Частый стресс приводит к ухудшению течения бронхиальной астмы, усиливает проявления дискинезии желчевыводящих путей. У девочек хронический стресс может вызвать нарушение менструального цикла, вплоть до его отсутствия.

Читайте также:  Звезда 90-х наталья ветлицкая спровоцировала интернет-скандал

Как же бороться со стрессом у детей?

Очень важно постараться оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Это главная забота каждого родителя, чтобы его ребенок был счастлив. Постарайтесь создать для ребенка обстановку, которая не будет его нервировать.

Проводите все свое свободное время с детьми, интересуйтесь их жизнью, старайтесь участвовать в решении каких-то вопросов и проблем, которые возникают у вашего ребенка.

Ничто так не снимает стресс, как поездка на природу, особенно в лес.

Старайтесь вывозить своих детей за город, ходить с ними в лес по грибы и ягоды. Очень важно, чтобы отдых был активным: съездите  на пикник на велосипедах, поиграйте с ребенком в мяч, волейбол, бадминтон.

Совет

Ребенок должен получать сбалансированную пищу, богатую белками углеводами и витаминами. Очень важно наличие в рационе ребенка свежих овощей и фруктов. Помните, в некоторых продуктах питания помимо витаминов содержится еще и эндорфин (гормон счастья). Таким продуктами, богатыми эндорфином, являются бананы, салями и шоколад. Употребление этих продуктов способствует улучшению настроения.

Для снижения токсического действия свободных электролитов на клетки организма ребенок должен получать достаточное количество витаминов. Очень важно поступление в организм ребенка витамина С, который в большом количестве содержится в цитрусовых.

Однако употребление в пищу большого количества цитрусовых плодов может вызвать развитие аллергии. Можно использовать поливитаминные комплексы. Но помните, что прием витаминов должен быть ограниченным 30 днями и не более 2-х раз за год.

Так же очень хорошее воздействие на организм оказывают поливитамины содержащие селен, который обладает антиоксидантными свойствами.

В тяжелых случаях, когда стрессовые ситуации не удается побороть всеми описанными способами, приходится обращаться за медицинской помощью к психологу, психотерапевту и даже психиатру.

Врач педиатр Литашов М.В.

Источник: https://7gy.ru/rebenok/detskie-bolezni-simptomy-lechenie/detskaja-nevrologija/666-stress-u-detej.html

Стресс у детей: когда он возникает и как с ним справиться

Мы привыкли думать, что детство – это счастливая и беззаботная пора, которая лишена всяческих тревог и переживаний. Но наши воспоминания основаны на сравнении взрослой и детской жизни. На самом деле детство – непростой период в плане эмоционального становления.

Ребенок всему учится впервые и познает мир, который не всегда оказывается к нему добр. Родители предъявляют к своему ребенку ряд требований: что он должен уметь в определенном возрасте, как он должен учиться.

Несоответствие ожиданиям родителей и прочие факторы могут привести к сильнейшему стрессу.

Стресс у ребенка: основные причины детского стресса

В каждом возрасте есть свои причины для стресса. Вопреки общепринятому мнению, что дети мало что понимают, а значит всегда счастливы, первый стресс может посетить ребенка еще в новорожденном возрасте. Каждый период становления детской психики сопровождается своими причинами для переживаний и страха: разлука с матерью, болезнь, социализация, половое созревание и т.д.

Определить причину стресса очень важно, так как это позволит родителям объяснить ребенку, как реагировать на стресс и как защититься от него.

  • Разлука. Будь то расставание с матерью, отцом или любимыми друзьями, это всегда стрессовая ситуация. Даже в младенческом возрасте ребенок чувствует, когда мама уходит, и ведет себя не так, как обычно. Малыш привыкает находиться рядом с матерью с первых дней жизни и всегда чувствует, что ее нет. В более взрослом возрасте стресс может спровоцировать отъезд отца, развод родителей, расставание с друзьями в садике, во дворе или школе.
  • Давление со стороны. Ребенок практически постоянно подвергается давлению, начиная от первых шагов, которых ожидает вся семья, и заканчивая давлением сверстников, которые также выдвигают определенные требования к ребенку. В школе это давление может быть особенно сильным, так как утвердиться среди одноклассников бывает довольно трудно даже самому общительному ребенку.
  • Болезнь. Ребенок с хроническим заболеванием, требующим постоянного лечения, подвергается постоянным стрессам. Ему необходимо посещать врачей, он испытывает страх из-за болезненных процедур или самого заболевания. Даже разовое посещение стоматолога может привести к психологической травме, после которой ребенок будет плакать при любой проблеме с зубами.
  • Учеба. С поступлением в школу у ребенка добавляется еще одна причина для переживаний: контрольные, экзамены, срезы, доклады. Каждый взрослый может вспомнить, как он сильно волновался перед экзаменом и как не спал всю ночь перед контрольной.
  • Нарушение привычного уклада жизни. На состоянии ребенка сказывается переезд на новое место, появление нового члена семьи, смена распорядка дня (первая или вторая смена). Все это приводит к необходимости заново адаптироваться к новым условиям.
  • Внутренний конфликт. Родители не всегда понимают, что происходит с ребенком, когда он начинает вести себя непривычным образом, ведь внешние условия не изменились и все хорошо. Иногда причина стресса – это внутренняя борьба, чувство вины за что-то или комплексы.

Признаки стресса у ребенка

Проявления детского стресса могут быть очень заметными или, напротив, настолько скрытыми, что родители долгое время и не подразумевают о наличии стрессовой ситуации. Очень важно вовремя заметить внутреннее беспокойство ребенка и помочь ему справиться с ним.

Влияние стресса на ребенка очень велико. Его проявления могут быть самыми различными в зависимости от характера и стрессоустойчивости ребенка.

Тревоги и обиды ребенка могут проявляться исключительно в поведении или же затрагивать физическое и умственное развитие.

Обратите внимание

Доказано, что постоянный стресс приводит к замедленному развитию, возникновению хронических заболеваний, снижению иммунитета.

Такие дети могут страдать от сильных аллергических реакций, причем количество аллергенов постоянно растет, часто болеют инфекционными заболеваниями, страдают от головных болей.

  • Агрессия. Детская агрессия – это защитная реакция и выход эмоций. Ребенок становится излишне драчливым, ссорится с друзьями и родителями, часто кричит, может ломать вещи. Такие вспышки агрессии чаще всего являются реакций на стресс. Ребенок ощущает свое бессилие в данной ситуации и реагирует на нее таким образом.
  • Возвращение в ранее детство. Это свойственно маленьким детям, дошкольникам, младшим школьникам. Они вдруг начинают вести себя как младенцы: сосут палец, начинают писаться во сне, требуют повышенного внимания, отказываются есть, пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Некоторые дети реагирует на стресс не агрессией, а отстранением от внешнего мира. Они замыкаются, отказываются от общения, стремятся уединиться, часто молчат и не реагируют на попытки их разговорить.
  • Плохой сон. Маленькие дети, испытавшие стресс, часто плачут во сне, а более старшие просыпаются из-за кошмаров, плохо спят, ворочаются, ходят во сне. Также ребенок не может долгое время заснуть, не высыпается, зевает весь день и выглядит вялым.
  • Стремление к контролю. Ребенок, испытавший сильный стресс, стремится избегать его в дальнейшем и все контролировать: он все перепроверяет, постоянно спрашивает у родителей, правильно ли он что-то делает, требует от остальных придерживаться тех же правил. Таким образом он стремится защитить себя от стрессов.
  • Побег. Подсознательное и сознательно желание убежать от проблем присуще большинству детей. Они всячески избегают причин своего стресса: стараются не встречаться с задирой-одноклассником, специально забывают дома учебники или спортивную сумку, симулируют болезни.

Лечение и последствия детского стресса

Родители могут упустить начало сильного стресса у ребенка. Но торопиться с лечением тоже нельзя. Сначала нужно удостовериться, что поведение ребенка отличается от нормального: нужно поговорить с воспитателями в детском саду, с учителями или школьным психологом. Если они подтверждают, что поведение ребенка говорит о наличии стресса, следует задуматься о лечении.

Варианты лечения могут быть различными. Все зависит от конкретного ребенка, родителей и их возможностей. Одни сразу же отводят ребенка к детскому психологу, что поначалу тоже провоцирует стресс, так как ребенок видит в психологе учителя или врача, стремится понравиться ему и давать «правильные» ответы.

Но со временем беспокойство уходит, ребенок понимают, что тут его не будут ругать и ставить двойки, он расслабляется и начинает доверять специалисту. Это определенно полезно.

Даже при отсутствии сильного стресса занятия с психологом помогут избежать его в дальнейшем, однако не всегда родители могут найти деньги и время на групповые или индивидуальные занятия.

В некоторых случаях ребенок сам категорически отказывается посещать психолога, сбегает, нервничает, злится. Приходится прибегать к другим средствам.

Лечение стресса у детей с помощью препаратов должно проходить под строгим контролем врача. Даже относительно безопасные легкие успокоительные препараты типа Тенотена, Афобазола не следует давать без причины. Они рекомендуются детям, которые не могут нормально спать и страдают пониженной концентрацией внимания.

Последствия стресса могут быть достаточно серьезными. Как уже говорилось выше, нередким последствием является энурез. Энурезом называют недержание мочи у ребенка старше 4-5 лет. В это время дети уже просятся на горшок и сами просыпаются ночью, чтобы сходить в туалет.

Родители часто видят в этом проблему, но не видят ее причины. Они начинают наказывать ребенка, стыдить его, ругать за то, что он «как маленький», но это только усугубляет ситуацию. Ребенок после 5 лет уже и сам понимает, что так не должно быть.

В этом случае просто необходима помощь педиатра и детского психолога.

Важно

Психологи считают, что стресс является важным механизмом. Он позволяет укреплять психику, социализироваться, развиваться, но стресс бывает как полезным, так и опасным.

К последнему относится постоянно пребывание ребенка в конфликтных ситуациях, физическое насилие, сильные страхи и навязчивые состояния.

Согласно исследованиям, дети, которые регулярно испытывают сильнейший стресс без возможности избавиться от него, во взрослом возрасте более склонны к онкологическим заболеваниям.

Детский сад: стресс и адаптация

Самой частой причиной стресса в дошкольном возрасте является детский сад. Ребенок длительное время находился дома, с мамой, а затем его принуждают резко сменить обстановку, помещают в определенный коллектив, где нет привычных для него игрушек, нет родителей, а лишь большое количество незнакомых людей.

Большинство родителей понимают, что первый период адаптации не может обойтись без слез. Ребенок плачет по утрам, плачет в детском садике, а воспитатели говорят, что это нормально и само пройдет. Это действительно нормально, но вполне в силах родителей помочь ребенку пройти этот период с наименьшими потерями.

Ребенка необходимо подготовить к детскому саду, больше с ним разговаривать, отвечать на его вопросы.

  • Беседы о родителях. Необходимо объяснить ребенку, почему мама и папа должны работать, что такое деньги и зачем они нужны. Рассказы исключительно о том, что в садике детишки и все туда ходят, могут не сработать, ребенок просто не поймет необходимость детского сада. Лучше поговорить с ним как со взрослыми, объяснить, что по-другому просто не получится.
  • Консультация врача. Не нужно пренебрегать советами педиатров и психологов. Если врач говорит, что в 1,5-2 года данный ребенок еще для детского сада не готов, нужно это учитывать. Эмоциональная незрелость и несформированная иммунная система приведут к тому, что ребенок начнет часто болеть, а вместо работы мама будет постоянно брать больничные.
  • Исключить насилие. Не рекомендуется насильно тащить ребенка в садик, угрожать ему. Нужно приложить все усилия, чтобы превратить это в игру, объяснить, что нужно идти. Некоторые родители используют подкуп или обман: обещают игрушки или говорят, что приведут ребенка в садик только на полчасика. Такие методы чреваты еще большим стрессом и потерей доверия.
  • Верьте своему ребенку. Если ребенок рассказывает, что его в садике обижают, плохо кормят, с ним грубо разговаривают воспитатели, не списывайте это на вранье и попытку избежать садика. Ребенок должен знать, что вы ему верите и защитите. Нужно поговорить с воспитателями, другими родителями, убедиться, что для вашего ребенка действительно созданы хорошие условия.
  • Не сравнивайте. Все дети уникальны. Поэтому попытка застыдить ребенка фразой «Вот Катя уже давно не плачет в садике, а она младше тебя!» ни к чему хорошему не приведет. У ребенка разовьются комплексы, но побороть свой стресс он не сможет.

Как уберечь ребенка от стресса: что могут сделать родители

Каждая мама стремится защитить своего ребенка. Но столкновение с внешним миром неизбежно: так ребенок взрослеет. Защитить его от всего просто невозможно, но можно помочь детям справиться с проблемами и неуверенностью в себе.

Снятие стресса у детей требует обязательного участия родителей. Родители – это единственный источник поддержки для маленького ребенка.

  • Помогите ребенку выплеснуть эмоции. Детям сложно самостоятельно найти выход своим эмоциям. Попробуйте ненавязчиво помочь найти ребенку хобби, любимое занятие. Это может быть спорт, занятия музыкой, пение, ведение дневника, шитье – все, что вызывает положительные эмоции, успокаивает и провоцирует выброс эндорфинов.
  • Не пытайтесь игнорировать проблему. Каждый родитель стремится помочь своему ребенку, но часто эти попытки усугубляют ситуацию. Например, родители пытаются убедить ребенка, что его проблемы надуманны, что он еще ничего не понимает и все себе придумал. Нельзя таким образом успокоить. Ребенок, как и взрослый, считает свою проблему важной, значимой. Отрицание ее приведет к замкнутости.
  • Повышайте в ребенке уверенность в себе. Вера в свои силы очень важна и для детей, и для взрослых. Дети очень чутко относятся к поддержке родителей. Поэтому иногда, чтобы помочь своему ребенку, достаточно сказать, что он со всем справится, что он умный и сильный, а все черные полосы обязательно заканчиваются.
  • Следите за питанием ребенка. От питания во многом зависит иммунитет и стрессоустойчивость детей. Большое количество сладостей приводят к гиперактивности и ослаблению защитных свойств организма.
  • Поддерживайте чувство безопасности. Маленькому ребенку важно знать, что родители ему помогут. Укрепить это чувство помогают физические контакты: обнимайте ребенка, чаще держите за руку. Иногда мальчикам стремятся привить самостоятельность, лишая их чувства безопасности, однако уже доказано, что на мужественности это скажется только негативно.

Помните, что проблемы вашего ребенка всегда можно решить мирным путем. Родители несомненно тоже устают и тоже испытывают стресс, особенно если ребенок первый. Давайте себе отдых, учитесь расслабляться вместе с ребенком, отдыхать вместе. Это укрепит связь между родителем и ребенком и поможет избавиться от стрессов.

Читайте также про детские ссоры.

Источник: http://roditelideti.su/psixologiya-i-vospitanie-detej/stress-u-detej.html

Ссылка на основную публикацию