Воспитай меня строго: выживет ли ребенок с советским воспитанием в современном обществе?

Воспитай меня строго: выживет ли ребенок с советским воспитанием в современном обществе?

Советское воспитание принято идеализировать.

Пионерлагеря, костры, дружеское плечо, вера в светлое будущее, всеобщая равность, никаких «айфонов» и «фейсбуков»… Старшее поколение вспоминает с ностальгией, младшее все чаще – с иронией.

Если отбросить все условности, в советском воспитании действительно было много хорошего. Однако давайте подумаем, насколько реально было бы воспитывать по этим принципам современных детей.

Принцип первый. Государство о тебе позаботится

Советские дети росли с твердой уверенностью, что их жизнь определит государство: предоставит образование, профессию, место работы, обеспечит жильем и медицинским обслуживанием. Естественно, все – бесплатно. Естественно, не каждый становился директором или начальником. Однако каждую профессию принято было называть почетной.

Наши дни. Государство определяет базовые права и свободы гражданина. Каждый строит свою жизнь самостоятельно. Надеяться можно только на себя. Ребенок, воспитанный по принципу «Государство мне должно» обречен на разочарования и жизненные провалы.

Принцип второй. Все – для коллектива

«Интересы коллектива выше интересов личности» — так или примерно так говорил авторитетный в СССР педагог Макаренко.

Обратите внимание

В советском коллективе изгоями становились дети, которые искали в первую очередь выгоду для себя, избегали общественных обязанностей и работ.

А вот загнать детей на бесплатные сельхозработы в каникулы считалось нормой – им прививалось трудолюбие под лозунгом «помощи нашим советским колхозникам». Справедливости ради скажем, что многим детям «общественная нагрузка» действительно была по душе.

Наши дни. Сейчас именно те, кто стараются защищать свои интересы, обречены на успех. Жить в пользу коллектива в наше время – значит, превратиться в человека, на котором будут «ездить» все – сначала одноклассники, а потом и начальство с коллегами по работе.

Принцип третий. С детьми надо построже

Не разбаловать ребенка, не дать ему лишней воли, пересечь «вредительские» инициативы – по таким принципам учили советских родителей воспитывать собственных детей.

Двухмесячный малыш плачет в кроватке? Ни в коем случае не подходить! Воспитываем характер! Ребенок клянчит игрушку? Не покупать – разбалуется! Подросток увлекся рок-музыкой? Насильно состричь его «патлы» и запереть дома! Дать добрую материнскую или отцовскую затрещину малышу считалось нормой.

Наши дни. Современные мамы все чаще жалуются, что новые принципы воспитания детей превращают родителей в рабов собственного ребенка. С первых лет жизни малышей мамы «привязаны» к ним, не имея времени для себя и своей карьеры.

Дети «завалены» игрушками, которые им покупают по первому желанию. Строгость в воспитании заменили попытками разговаривать и уговаривать детей (не всегда успешными). Неудивительно, почему современные мамы все чаще с ностальгией вспоминают старые добрые «принципы строгости».

Хорошо это или плохо? Каждая семья определяет сама.

Принцип четвертый. Никаких разговоров «про это»

«Мама, откуда берутся дети?», «Мама, а Миша рассказывал, что у его сестрички нет «краника», как у меня с ним. Он еще вырастет?». И мама тушуется, рассказывает небылицы об аистах и капусте и отсылает любопытную кроху к папе.

Отец, тушуясь не меньше, повторяет мамины небылицы. Все – нравственное воспитание завершено, ребенок защищен от вредных знаний о сексе.

Свои первые «настоящие» знания он получит от старших ребят во дворе, перестав после этого искренне доверять родителям.

Наши дни. Хотим мы этого или нет, но сейчас информация сексе сала открытой. Секс везде: в рекламе, по ТВ и радио, в журналах.

Уберечь ребенка от него можно только заперев малыша в комнате без окон и средств связи.

Важно

Поэтому современным родителям приходится покупать книги умных психологов и, стесняясь и сбиваясь, рассказывать интересующимся малышам о сексе. На доступном, естественно, уровне.

Современным родителям нужно взять из старого воспитания самое лучшее: доброту, взаимопомощь, веру в свои силы – и пытаться прививать это ребенку совместно с принципами современного воспитания. Это и будет «золотой серединой» для большинства семей.

Источник: https://zhenskoe-mnenie.ru/themes/maternity/educate-me-strictly-the-survival-of-the-child-with-the-soviet-education-in-modern-society/

Как мы выжили: 11 колоссальных отличий советского воспитания от современного

Воспитание детей всегда стояло во главе всех ежедневных хлопот и жизненных приоритетов. Но вопрос в том – как? Что значит воспитывать ребенка: давать ему личное пространство или ежеминутно заботиться, заставлять съесть завтрак-обед-ужин до последней крошки или стараться «вложить» в ребенка здоровую пищу независимо от ее количества?

Различные методики воспитания детей все больше прорываются на пространство постсоветских стран – наш «мир» избавился от накрывающего его колпака и впитывает новые формы жизни. Лилит Мазикина на страницах pics.

ru поразмыслила о вечном – воспитании детей – и определила, как и чем отличается советское воспитание восьмидесятых-девяностых и современное воспитание нулевых-десятых.

Всего несколько десятков лет, а такая «наука», как воспитание детей, кардинально поменяла векторы.

Читай также: 15 откровений о воспитании детей от многодетных родителей

Ребенку может быть больно!

Кажется поразительным, но во времена нашего детства для абсолютного большинства взрослых плач, крики, беспокойство ребенка при болезненных медицинских процедурах или, например, растяжке на кружках танцев и гимнастики воспринимались как блажь и капризы, которые необходимо побороть. За то, что тебе делают больно, тебя же и стыдили!

А в наше время педиатры нового поколения вслух говорят, что, если массаж слишком болезненный, то он не только не поможет, но, наоборот, навредит. Многие тренеры отказываются от калечащих практик растяжки и переходят на те же, которые предлагаются взрослым в фитнес-центрах. А родители стали наконец-то утешать детей после укола или другой неприятной процедуры.

Тыжедевочка

Признаем, фраза отлично существовала десятилетиями и отравляла жизнь не одной из нас. Но такого безумия вокруг простого факта женского пола ребенка прежде не было.

В восьмидесятых и девяностым большинству тыжедевочек все же не пеняли за любовь к спортивным и просто подвижным играм, научную любознательность, драку ради отстаивания девчоночьей чести, желания носить брюки и равнодушие к розовому, лиловому и сиреневому цветам. На нынешних девочках как будто затягивают невидимые корсеты.

Отношение к здоровью

Совет

Родители в среднем стали куда внимательнее к здоровью детей и намного настойчивей в вопросах требования медицинской помощи, когда замотанный педиатр еще ничего не заметил, а мама с папой уже обнаружили странности. Возможно, причиной тому – неуверенность в том, что, если болезнь запустить, можно будет получить нормальное лечение. Даже в девяностые на официальную медицину надеялись куда больше, чем сейчас.

Читай также: 19 неожиданных фактов о воспитании детей от семейного психолога

Пеленки

Наши родители считали, что неглаженые пеленки не должны коснуться младенца. То ли он тогда заболеет, то ли еще что-нибудь страшное.

А сегодняшние все чаще следуют совету педиатра избегать глажки нижнего и постельного белья для малышей: так, мол, кожа в нем лучше дышит.

Тем более, что эпидемиологическая обстановка в наших домах хорошая и жестких складок, благодаря полоскателям для белья, больше на пеленках после сушки нету.

Школьная программа

В восьмидесятые и девяностые родители ожидали, что школа сама даст знания. Ну, может быть, придется нанять репетитора, чтобы ребенок лучше знал иностранный язык или подготовился по профильным предметам для вступления в ВУЗ.

Сейчас же оплата репетиторов или кружков по самым обычным школьным дисциплинам (и вовсе не для углубленного изучения!) входит в большинство семейных бюджетов, где ребенок дорос до школы.

Естественно, времени и денег на кружки по интересам остается куда меньше. Детям приходится переходить на те хобби, которым можно обучиться по видео в интернете, и кооперироваться в соцсетях, чтобы обмениваться опытом и хвастаться результатом.

Питание

Девиз восьмидесятых – ребенок должен кушать плотно. В девяностых ребенок был должен съесть, что дают, а не перебирать едой. Теперь же главное – погоня за полезностью питания. Чипсы в руках первоклашки способны вызвать у многих окружающих припадок.

Обратите внимание

Накормившая в минуту душевной слабости дитятко бургером мать еще месяц мучается угрызениями совести. Фото подростка, жующего полную холестерина жареную курицу, вызовет шквал гневных комментариев.

Еда для детей (и притом вовсе не для малышей ясельного возраста) помногу, пристрастно, придирчиво обсуждается в интернетах. Зато никто больше не заставляет доедать.

Читай также: Опыт звезд: как Надежда Мейхер воспитывает 3-месячную дочь

Мотивация

Большая часть наших родителей в принципе не задумывалась над таким способом взаимодействия с ребенком. Надо – значит, надо. Будешь плохо учиться – станешь дворником. Будешь хорошо учиться – станешь учительницей и будешь получать как дворник, зато работать в тепле. А по заднице не хочешь? Наши дети признают, кажется, только осознанную необходимость.

Ну, то есть, надо убедить, что действительно надо, и нормально объяснить, почему. Отнимает много времени и сил, а вот работает ли лучше старых добрых угроз – пока только предстоит выяснить. Ученые вот стали утверждать, что легкий стресс способствует изучению нового. Легкий, мы сказали.

У детей есть мнение

С ним необязательно соглашаться, а многие и принимать во внимание не спешат, но его больше не отрицают как факт. Вопрос “да какое у тебя может быть мнение, в третьем-то классе?” – примета нашего детства, но, по счастью, не наших отпрысков.

Никакого ключа на шее

В большинстве семей восьмидесятых-девяностых ребенок, доросший до школы, дорастал и до того, чтобы самостоятельно ходить по городу или сидеть дома в одиночестве, спокойно лопая холодные котлеты или бутерброды с маргарином и сахаром.

Теперь в интернете родители рассказывают, что дети по закону не имеют права находиться без надзора взрослых до 12 лет. И действительно, увидеть одиннадцатилетку, спокойно переходящего оживленную улицу на перекрёстке, стало трудно. То ли закон точно есть, то ли все в него верят.

Читай также: «Боже, я не справляюсь!» Что нужно знать о комплексе «плохой мамы», мнение психолога

Личное пространство

Важно

Личное пространство детей все еще активно нарушается самими родителями, но в целом хотя бы признается. Наличие своей комнаты или уголка для ребенка стало считаться обязательным – это мы притыкались, где могли, а уж если гордо владели комнатой (обычно на пару с братом или сестрой), то родители заходили туда без стука и стеснения.

Квартира ведь их, значит, и комната тоже их, нам просто давали там спать и сидеть. Если мы найдем дневник ребёнка и заглянем в него, будем потом терзаться муками совести. В наши дневники заглядывали с непринужденностью читателей на абонементе.

Разговоры о сексуальной безопасности

Наши родители, похоже, боялись, что если предупреждать о педофилах, насильниках, юных приставалах, о том, как все это происходит и как его избегать, то мы слишком заинтересуемся сексом и немедленно пойдем на улицу в проститутки.

Более того, часто, если всплывал факт приставания или изнасилования, к девочкам нашего поколения и относились, как к проженным шлюхам, независимо от возраста, в котором они пострадали. Так что большинство предпочитало молчать.

Мы наконец-то перенесли фокус внимания с жертвы на насильника (по крайней мере, если жертвой стал или может стать наш ребенок) и, мекая, бекая, краснея и потея от натуги и неловкости, проводим профилактические разговоры.

Читай также: Как научить ребенка хорошо вести себя за столом

Как мы выжили?

Вопрос, который так любят пафосно задавать в интернетах и на который иногда хочется ответить: чудом. Дело не в том, что наши родители не старались. Дело в том, что, во-первых, советская педагогика рассматривала ребенка прежде всего не как личность, а как заготовку будущего строителя коммунизма.

Все, что отвлекало от процесса изготовления строителя, считалось вторичным, и голоса в защиту учета индивидуальности были слабы и робки. И, во-вторых, нашим родителям было действительно некогда. В 1980-ых многие матери занимались тем, что доставали. Нет, не понтовые джинсы и магнитофоны, а неравномерно выбрасываемое на прилавки: сапоги, овощи или фрукты, туалетную бумагу…

Читайте также:  Салат из корейской моркови с фасолью - лучшие рецепты. как правильно и вкусно приготовить салат с корейской морковью и фасолью

Да и быт был куда суровее, чем сейчас. За стиркой-уборкой-готовкой (все вручную и из сырейшего сырья!) времени и сил на детей толком не оставалось.

Совет

В конце концов, это за нами же убирали, нас же обстирывали и кормили. В девяностых родители были заняты выживанием семьи.

Многие матери стали одиночками, и многие – “челноками” и рыночными торговками с ненормированным рабочим днем. Нам давали столько, сколько могли.

Как даем сейчас мы, исходя из наших возросших возможностей и новых трудностей времени (проблем с образованием, например).

Вопрос, не слишком ли мы стараемся, кажется, поднимают только глупцы… и ученые, которые стали утверждать, что дети, лишенные “обычных” детских опасностей, например, чуть рискованных прогулок на природе или возможностей, которые давала детская площадка, изыскивают новые возможности рисковать.

Куда более опасные, чем мы ожидаем. Возможно, следующее поколение будет спрашивать не “почему над нами не тряслись родители?”, а “почему над нами так тряслись?” и приходить от многих наших задвигов и методов в ужас. Кто знает.

Но, честное слово, все же хорошо, что теперь у ребенка есть мнение и личное пространство.

Читай также: Когда я стану мамой, я никогда не…: 19 обещаний, которые мы не выполняем

Читай также: Как наладить отношения с ребенком: о чем забывают даже самые хорошие родители

Читай также: Мама, я тебя не люблю: что делать, если ребенок шантажирует любовью 

Источник: http://www.uaua.info/ot-3-do-6/psihologiya-i-vospitanie-ot-3-do-6/news-44646-kak-my-vyzhili-11-kolossalnyh-otlichiy-sovetskogo-vospitaniya-ot-sovremennogo/

«Как мы выжили?»: как воспитывали детей сегодня и в СССР — 10 отличий

Не нужно много времени, чтобы увидеть разницу между советскими детишками и современными тинэйджерами. И дело тут не только в том, что время было другое или возможностей стало больше.

К сожалению или к счастью, но принципы воспитания у родителей менялись из поколения в поколение. А вместе с этим и дети становились другими. Вот 10 отличий, которые все больше отдаляют современных детей от сурового советского воспитания!

1. Ребенок может испытывать боль!

Если советские мамы и папы воспринимали плач ребенка от прививки как капризы, то современные родители стараются облегчить страдания малыша. Такую чуткость в воспитании одобряют не только родители, но и детские психологи.

Embed from Getty Images

2. Девочки должны быть девочками!

Именно эту фразу все чаще произносят родители своим дочерям, когда те вместо юбки пытаются влезть в спортивные штаны и обрезать шикарные косы. А ведь люди в СССР не были зациклены на длине волос у женского пола и спортивных костюмах. В приоритетах было стать достойным гражданином своей страны.

Embed from Getty Images

3. Гипертрофированная забота о здоровье!

Детей Советов было принято закалять и, в случае чего, советоваться с докторами и смело отдавать малышей в их руки. Современные мамы и папы не только побаиваются лишний раз обдать ребенка летней водой, но и болезни своим чадам придумывают гораздо раньше, чем они на самом деле появляются.

Embed from Getty Images

4. Обычные пеленки выходят из моды!

Родители и доктора в СССР считали обычные пеленки необходимостью, ведь тугое пеленание не позволит ребенку совершить резких движений и он не испугается. Сейчас же эту методику называют пережитками прошлого и считают, что ограничивать движения малыша вредно.

Embed from Getty Images

5. Школа требует больше, чем дает!

Поэтому современные родители все чаще нанимают своим детям репетиторов. В свое время советские ребятишки такого не видели, так как любой учитель занимался с неуспевающими детьми дополнительно и бесплатно.

Embed from Getty Images

5. Никто не заставляет доедать!

Раньше считалось, что ребенок не должен перебирать, а после еды тарелка должна оставаться пустой. Психологи и диетологи на сегодняшний день рекомендуют мамам и папам не заставлять детей есть то, что они не хотят, и, тем более, через силу.

Embed from Getty Images

6. Появилась мотивация!

Если детишки Советов что-то должны были сделать, то они это делали. Никто из родителей не считал нужным заниматься долгими упрашиваниями и пояснениями, почему нужно выполнить ту или иную задачу. Сейчас родители стараются мотивировать детей, чтобы не нарушать детскую психику и не отбить желание к чему-либо вообще.

7. С мнением детей считаются!

В прошлом такого не было, ведь взрослые люди, которые жили в СССР, не допускали мысли, что у ребенка может быть свое мнение. Теперь же этим принято не только интересоваться, но и считаться, чтобы он чувствовал свою значимость в этом мире.

8. Ребенок не должен находиться один!

Связано такое убеждение современных родителей с ростом преступности на улицах. На сегодняшний день есть один способ обезопасить ребенка от неприятностей – находиться с ним рядом. Хотя в СССР даже первоклашки спокойно возвращались домой со школы, а дошколята заигрывались во дворах до самой темноты.

9. Неприкосновенность личного пространства!

С недавних пор это стало одним из пунктов воспитания. У многих детей есть не только своя комната, но и личные переписки в социальных сетях, которые недоступны родителям. Во времена Советов любой взрослый считал своей обязанностью контролировать круг общения своего ребенка, а детская комната была огромной роскошью.

10. Обсуждение сексуальной безопасности!

В СССР эту тему обходили стороной и сексуальным воспитанием никто не занимался. Все родители просто делали вид, что их ребенка «это» никогда не коснется, а если и коснется, то он сам разберется. Сейчас детей стараются информировать о сексуальной безопасности не только дома, но и в школах.

Такое жесткое советское воспитание и стало отправной точкой для того, чтобы наши дети получили на капельку больше уюта, тепла и уверенности в том, что их любят. Конечно же, у современного воспитания тоже есть свои недостатки, но, возможно, именно они и делают его настолько подходящим, насколько этого требует суровый современный мир.

Источник: http://mama-likes.ru/trogaet/kak-my-vyzhili-v-sssr.html

Рожденные в СССР – последствия советского воспитания

– Мама, а социализм – это когда все были счастливы? – спрашивает четырнадцатилетняя дочь моей подруги.

– Нет, социализм – это когда только говорили, что все счастливы, но на самом деле все было не так.

– Посмотри на нас с мамой, – смеюсь я, – мы – жертвы социализма.

 Сегодня нередко поколение тридцатилетних-сорокалетних людей взахлеб расхваливают свое счастливое советское детство, когда были пионерская и комсомольская организации, не было компьютера и сотовых телефонов, по телевизору показывало всего три канала, мороженое было слаще, а люди добрее. Да, хорошие были времена. Но скольких людей сгубил дух коллективизма и те установки, которые вдолбили нам в головы с детского сада?

 Когда деревья были большими

Что может ребенок рассказать о своем детстве? Только то, что показали ему родители, как, впрочем, и на все остальные вопросы он ответит так, как научили мама с папой. Любое детство в разные эпохи было счастливым, кроме военных времен, конечно.

Детство – это пора, когда нет забот и не надо принимать серьезных решений, поэтому все сопутствующие атрибуты будут идеализированы как иллюзорные помощники создания счастливой атмосферы. На самом деле все не так просто.

У каждой эпохи и у каждого общественного строя есть свои строго отведенные задачи и запрос на людей определенного склада.

Обратите внимание

 С первого дня жизни ребенка начинают воспитывать в той или иной атмосфере. Это только кажется, что младенец ничего не понимает, на самом деле он впитывает все, как губка, уже в первые месяцы своей жизни.

В его подсознании записывается информация о климате, царящим в семье, как принято здесь жить, когда просыпаться, когда укладываться спать, молчать или кричать, терпеливо объяснять или бить.

С годами границы познания окружающего мира раздвигаются и одновременно сужаются под воздействием запретов и предписаний, выработанных в обществе.

Так общеизвестные правила гласят, что плакать нельзя, обижать товарища нельзя, спорить со взрослыми нельзя, доверять незнакомым людям нельзя, также как нельзя слишком сильно проявлять свои эмоции, драться нельзя даже, если тебя оскорбили, слушать никого не нужно, кроме родителей, и т.п.

 Получается, что взрослеющий ребенок, обрастая новыми установками дома, во дворе, в школе, не имеет право вести себя так, как ему хочется. Несомненно, определенные ограничения необходимы человеку для упорядочивания жизни.

Но проявление эмоций искусственно контролируется обществом с целью вырастить молодое поколение, которое будет вести себя желательным для его блага образом, а не для их личного.

Эти незримые манипуляции никогда не рассматривались как составляющая воспитания подрастающего поколения, стоящая на службе государства, поэтому люди не могут трезво оценить, до какой степени контроль над обменом эмоциями полезен лично для них, а до какой степени – вреден.

 Представьте себе, что при рождении каждому ребенку надевают маску, с помощью которой можно контролировать количество поступающего воздуха. Сначала отверстие в маске широко открыто и ребенок дышит свободно.

Важно

По мере взросления, когда малыш активизируется и начинает выполнять нежелательные действия, отверстие в маске постепенно закрывают и открывают только тогда, когда он удовлетворяет нужды взрослых. Младенец сам не имеет права свободно обращаться со своей маской в силу беспомощности, такое право имеют только другие люди.

Такое положение делает детей отзывчивыми к требованиям тех, кто контролирует доступ воздуха. Страх сурового наказания не дает маленькому человеку возможности снять маску и в дальнейшей жизни, даже если она легко снимается. Возможно, некоторые люди и хотели бы снять свои маски, но общество назвало бы их преступниками, извращенцами или шизофрениками.

Большинство детей стремились хорошо себя вести, чтобы гарантировать себе постоянный приток воздуха. Тем же, кто не хотел трудиться на благо родины, «перекрывали кислород».

 Наши маски – это строгие правила, регулирующие обмен эмоциями. У каждой эпохи – свои маски, целенаправленно сконструированные обществом. В СССР воспитание было направлено на обезличивание человека под воздействием духа коллективизма и всеобщего равенства.

Человек без маски, который ведет себя не так, как все, опасен и представляет угрозу, потому что ведет эгоистичный образ жизни, следует только своим желаниям, а не желаниям общества. Родителям отводилась роль пропагандистов и контролеров поведения детей, иначе они заслужили бы общественного порицания.

За хорошие поступки следовала похвала, за нежелательные – наказание. Во многом советское воспитание было построено на идеализации человеческих отношений.

 Достаточно вспомнить небылицу из далекого детства: «Мама, откуда берутся дети?» В ответ: «Аист принес» или «Нашли в капусте». Ведь секса в советские времена не было. Родители были вынуждены скрывать истину.

А когда с возрастом ребенок узнавал эту истину, любимая иллюзия детства рушилась. Чтобы сохранить чистоту собственных родителей, он вынужден был оправдывать свою мать, иначе пришлось бы признаться самому себе, что мама предала тебя. Таких иллюзий было немало.

Совет

Многие дети, например, считали, что, если будут поступать, как велят мама и папа, с ними ничего не случится. На деле все выходит не так. Развенчание детских иллюзий – самый болезненный процесс, вынести который не каждому под силу.

Но рано или поздно приходится признаться самому себе, что Деда Мороза не существует, а мир реален и не содержит условностей.

 Издержки воспитания

В судьбе каждого человека есть некая основа, и она явно положительного характера. Откуда же берутся алкоголики, наркоманы, жертвы насилия, убийцы? За последние двадцать-тридцать лет общество стало более страдающим. Понятие «кризиса среднего возраста» дополнилось новым – «кризис первой четверти жизни».

Современное общество зачастую выдвигает невыполнимые требования к молодому поколению. Рекламные кампании пропагандируют обязательность раннего успеха в любом начинании. Под влиянием успешности в спорте, бизнесе и других сферах деятельности возраст высших достижений в жизни смещается на период от 18 до 23 лет, что способствует наступлению кризиса к 25 годам.

Читайте также:  Кейт уинслет не скрывает целлюлит

Вот и получается, что основы такой пропаганды были заложены еще в счастливые советские времена.

 Социалистический коллективизм, характеризующийся тем, что люди с рождения интегрированы в сплоченные группы, привел к тому, что человек не может отдельно от группы позаботиться о себе. Мужчины ориентированы на материальный успех, женщины – на улучшение качества жизни. Но не всех мальчиков при этом научили самостоятельности, а девочек – женственности.

Во многих семьях дети росли и учились быть абсолютно беспомощными, постоянно проживая ситуации «спасения». Человек, привыкший к тому, что его «спасают» от рождения до смерти и не умеющий нести ответственность, – типичное порождение советского строя. Государство было заинтересовано в выращивании людей подобного рода, ими легче манипулировать.

 Но произошли изменения в общественно-политическом и экономическом устройстве России, и люди, неподготовленные к этим изменениям, пережили настоящую трагедию. Многие хорошие мальчики и девочки из интеллигентных семей оказались на обочине жизни.

В школе и дома учили, что надо быть честным, справедливым, аккуратным, исполнительным, вежливым, добрым, отзывчивым и трудолюбивым. Надо окончить институт, и тогда тебе дадут хорошую работу и квартиру. На деле оказалось все не так.

Обратите внимание

Квартиру никто не дал, работу пришлось искать самому, и то начальник – тиран, вор, лгун, подхалим и лицемер. Тонкая психика многих хороших мальчиков не выдержала, они стали алкоголиками, наркоманами и даже убийцами.

Многие девочки примерили на себя мужские роли, взвалив на хрупкие плечи груз непомерной ответственности. В результате было подорвано здоровье целого поколения.

 Никто не научил в детстве, что всего надо добиваться самому, государство не поможет, друг предаст, жена обманет. Спасовали бывшие пионеры перед суровыми реалиями жизни.

Недавние исследования ООН последствий аварии на Чернобыльской АЭС показали, что максимальный ущерб жителям этого региона был нанесен не радиацией, а нарушением связей в семьях и воспитанием поколения иждивенцев, жизнь которых направлена на ожидание льгот от государства.

Каждый год в России от передозировки наркотиков умирают более 100 тысяч молодых людей. Привычный коллективизм заменился на дикий индивидуализм, где каждый должен отстаивать свои права, но не все этому научены.

Бывшие патриоты своей страны не сумели подстроиться под новый стиль русской жизни, воспитания не хватило. Самый легкий способ жить дальше – алкоголизм и наркомания, ответственности нести не надо, вот туда и отправились миллионы детей, рожденных в 70-80-е годы.

 Пошатнулся и институт семьи, поскольку в советские времена пропагандировались равные возможности мужа и жены, реальное равенство. Но для создания реального равенства не было ни правовой практики, ни массовых примеров в обществе.

Важно

Многим вновь создавшимся семьям на рубеже эпох пришлось на ходу перестраиваться, уходя от традиционного представления о половых ролях, что способствовало созданию благоприятной почвы для семейных ссор, домашнего притеснения и служебных конфликтов.

Бесспорно, были и есть «советские» люди, которые удержались на плаву и даже добились успехов. Но счастливы ли они? Ведь идеология была одна для всех, как же искоренить ее из своего сознания?

 Как жить дальше

Как же жить человеку, если с детства его учили, что обижаться, завидовать, злиться, плакать и драться – это плохо и нельзя. А если ты уже обиделся или завидуешь кому-то? Ненавидеть себя за слабость всю оставшуюся жизнь? Не случайно сейчас в обществе происходит брожение. Это переходный период, который ведет к переоценке ценностей.

Все, что есть в тебе – это твое и это хорошо. Хочешь – завидуй, злись, обижайся, выплескивай эмоции, чтобы на душе стало легче. Только пройдя через все эти состояния, человек может прийти к положительному решению и выходу из затруднительной ситуации.

Сказки про белого бычка и наложение запретов еще никому не помогли по-настоящему решить проблему.

 Жаль, что государство в гонке за создание армии законопослушных граждан уводит людей в сторону от их подлинных целей.

Человек окончательно лишается свободы выбора и вскоре может превратиться в деталь огромного энергоинформационного механизма, где он уже не отвечает за свои действия. Процесс запущен, ведь для подчинения не обязательно применять физическую силу.

Достаточно сформировать мировоззрение людей нужным образом, чтобы они не имели представления о своей свободе. Человек отдает много энергии, следуя разным общественным правилам, законам и установкам, и поделать с этим ничего нельзя, поскольку мы живем в обществе.

Но стоит попробовать реагировать на эту «борьбу» осознанно и спокойно. Телевидение, Интернет и другие СМИ отнимают огромное количество энергии, поэтому по возможности нужно уделять им меньше внимания, пропускать мимо ушей любую негативную информацию.

 Будьте сами ответственность за свою жизнь

У каждого человека есть своя цель в жизни. У кого-то это организация бизнеса, у кого-то – фермерство и садоводство, у кого-то творчество, воспитание детей или строительство дома.

Не отходите ни на шаг от своей цели, даже если кто-то захочет навязать свои мысли, втянуть в какие-то сомнительные группы, увлечь или запутать. Иногда даже лучшие друзья могут внушить ненужную вам мысль, за которой последует непоправимый поступок.

Всегда задавайте себе вопрос: нужно ли это мне? Впускайте и ищите информацию, касающуюся только вашей цели. Слушать советы окружающих нужно, но следовать им необязательно. Даже советы и предписания родителей – не всегда правильны лично для вас.

По сути, родители такие же люди, вовлеченные в идеологическую игру общественного строя. Не стоит их осуждать за это, – понять, простить и объяснить суть вещей. Пусть не сразу в силу своей идеологической зашоренности, но они поймут.

Совет

 Придумывая с каждым годом все больше и больше законов, общество забывает о самом главном законе всех времен и народов – о библейском законе. Десять заповедей, оставленных Христом, отражают все основные действия, поведение и мировоззрение нормального здорового человека.

Больше ничего знать и не надо, миссия человека на земле – прожить жизнь, следуя этим заповедям. Еще ни у кого не получилось безупречно достичь этого.

По большому счету, нужно знать два правила: не сотвори себе кумира и возлюби ближнего, как себя самого, причем сначала надо возлюбить себя, а только потом ближнего. Из поколения в поколение общество исковеркало этот простой человеческий закон.

Советское лозунги гласят: думай о других, а не о себе, в результате, много хороших людей стало жертвами подобного альтруизма. Люби себя наравне с другими людьми, ничто и никого не обожествляя – остальное приложится!

 Вы заметили, что в детстве мы делали больше добрых дел, чем во взрослой жизни? Сегодня мы перестали творить добро, а почему? Может, в том и состоит наша беда, что мы перестали отдавать, привыкли только брать и просить у Господа еще больше.

Поколение незрелых людей… Возможно ли построить социалистический рай, где все будут равны, счастливы и дороги друг другу? Конечно, нет, это утопия, но можно значительно улучшить свою жизнь, если сумеем извлечь из глубины души все самое лучшее, заложенное в нас природой.

Тогда мы станем зрелыми, любящими и любимыми людьми, а не поколением, запутавшимся в лабиринте собственных грез и иллюзий.

 Автор Юлия Савельева

Источник Сибирский медицинский портал

Источник: https://krsk.sibnovosti.ru/society/235193-rozhdennye-v-sssr-posledstviya-sovetskogo-vospitaniya

Воспитание детей в советские времена и сегодня

«Нас воспитывали по-другому», – говорят представители старшего поколения.  И они правы. Представления обо всём, что касается детей, меняются с каждым годом, не говоря уже о десятилетиях. Особенно это касается постсоветских стран, которые долгое время были под «колпаком», защищающим их граждан от «чужих» форм жизни. Что же изменилось за каких-то 20-30 лет?

Гендерный вопрос

Стереотип «тыжедевочки» и «тыжемальчика» не был столь выраженным, как сейчас, хотя и имел кое-какие проявления. Сегодня же сам факт женского пола детей стал аргументом во многих спорных вопросах.

Научная любознательность, равнодушие к розовому цвету и спортивным играм, к примеру, для девочки 80-90-х не были чем-то необычным. Сейчас же на девочке нередко затягивают такой себе «социальный корсет».

Здоровье

Среднестатистический родитель в нынешнее время стал более настойчивым, когда речь идёт о здоровье ребёнка. Он уже начитался в Интернете о симптомах и даже рискует сам поставить диагноз.

Почему так? Многие мамы боятся, что если запустят болезнь, то шансов вылечиться без последствий будет мало. Вот и воспитывается установка на то, что чуть что – надо сразу к доктору.

Вроде и правильный подход, однако зачастую он основан на неуверенности в качестве современной медицины.

Мотивация

Старшее поколение в принципе не очень-то и задумывалось о том, как мотивировать ребёнка. Всё просто, если понимаешь значение слова «надо». Если будешь получать двойки в школе, останешься на следующий год, а вырастешь – станешь дворником.

А вот как станешь отличником,  будешь учителем, инженером, врачом.

Не слушаешься родителей? Это как так вообще? А по попе не хочешь? Так вот, теперь чтобы мотивировать детей на учебу или спорт, родители стремятся показать лучшие стороны этих процессов, поощряют и внушают, что их отпрыск самый умный и самый талантливый.

Личное мнение

Мы справедливо полагаем, что до определенного периода в ряде вопросов дети не могут самостоятельно принимать решение.

Но с обретением независимости тот же третьеклассник стремится сам решить, хочет ли он заниматься спортом или играть на гитаре. В советские времена об этом речь не шла.

«Ты ещё маленький, какое мнение, слушай родителей – они лучше знают», – примета детства в СССР, но не наших отпрысков.

Образование

80-е и 90-е – это времена, когда люди были уверены, что школа все даст.  Ну разве что иностранный надо будет подтянуть или подготовиться к экзамену по профильному предмету для поступления в вуз. Вот тогда могли прибегнуть к репетиторству.

Сейчас же дополнительные занятия по обычным школьным дисциплинам перестали кого-либо удивлять.

Более того, за образование детей мы начинаем браться чуть ли не с пелёнок: методики раннего развития, билингвизм (параллельное осваивание двух языков) стали модными и весьма практикуемыми.

Обратите внимание

Хуже стало или лучше? Стало по-другому в силу доступности технологий, перехода из более суровых в комфортные условия быта, прихода совершенно иных педагогических принципов.

Конечно, в сегодняшних вузах будущие учителя все ещё конспектируют произведения советских «мэтров» педагогики.

Тем не менее, вряд ли даже через несколько эпох человечество сможет признать какой-либо подход к воспитанию детей правильным и универсальным.

Источник: https://zabota.pro/blog/togda-i-seychas-5-otlichiy-vospitaniya-v-sssr

Особенности воспитания детей в Советском Союзе

Современные методы воспитания строятся на принципах заботы о ребёнке, его потребностях, личных интересах. Совсем иначе растили малышей в старину.

Тогда было принято подчиняться воле родителей, действовали патриархальные убеждения. Отдельного внимания заслуживает воспитание в СССР.

Педагогику прошлого столетия можно рассматривать по-разному, однако нельзя отрицать факт, что она серьёзно повлияла на формирование нынешнего общества.

Как воспитывали детей в Советском Союзе?

Из всех методов воспитания периода СССР, пожалуй, самым значимым является система, созданная А. С. Макаренко. С самого начала её применения (двадцатые годы прошлого века) стало ясно – это революционное открытие в педагогике. Позже ЮНЕСКО выделит Макаренко и ещё 3 специалистов, как самых влиятельных учёных в области педагогического воспитания ХХ столетия.

Особенности советской педагогики – это гуманизм и научный подход. Принципы методики Макаренко:

  • комплексное, гармоничное развитие, направленное на воспитание интеллекта и творческих способностей, культуры, физическое развитие;
  • социальная принадлежность, ответственность перед обществом;
  • трудовое воспитание.

Несмотря на то, что огромное значение в воспитательном процессе отводилось семье, всё же ребёнок воспитывался в первую очередь как социальная единица, принадлежащая обществу и коллективу.

Читайте также:  Экономить деньги мужчины - не уважать себя

Педагогическая система Макаренко оказалась очень результативной, многие её положения по-прежнему являются образцом правильного воспитания.

Немного о советском детстве

Как воспитывали детей в СССР? Начиная с пелёнок, в детском саду, школе, летнем лагере – везде и всюду государство активно занималось подготовкой достойной, патриотичной смены. Поэтому советское детство было насыщенным и интересным.

Если в наше время родители самостоятельно решают, как правильно кормить, учить, любить своих малышей, то в Советском Союзе условия диктовало коммунистическое общество. Популяризация равенства, единой идеи, общности интересов были определяющими факторами личностного развития маленьких членов социума.

Как росли и воспитывались советские дети? В соответствии с навязанными шаблонами, распространяющимися на выбор одежды, правила поведения и даже образ мышления. Общественное порицание было нормой, так как человек отвечал за свои поступки, прежде всего, перед коллективом.

В каждом действии прослеживался патриотичный подтекст, в каждом кабинете висел портрет В. И. Ленина, верховного идейного учителя, как символ той эпохи, того строя.

Воспитательные методы СССР преследовали самые высокие цели:

  • привитие детям общих человеческих ценностей (доброта, честность, уважительное отношение к старшим, забота о слабых, справедливость);
  • правильное отношение к дружбе, взаимопомощи;
  • любовь к Родине;
  • приучение к труду, самостоятельности (помощь родителям, способность позаботиться о себе и членах семьи, общественно-полезный труд);
  • воспитание культурных, образованных, интеллектуально развитых представителей общества (каждый ученик стремился хорошо учиться, кроме школьных занятий посещал разные развивающие кружки, занимался спортом, наукой, много читал);
  • ориентация на семейные ценности (семья – ячейка общества).

Как воспитывались советские дети по отношению к материальным благам? Их учили быть скромными, непритязательными в еде, одежде, быту.

Сложно себе представить, каким образом методы воспитания СССР могут перекликаться с современными направлениями педагогики. Но стоит вспомнить старые добрые советские мультфильмы, сказки, кино, которые вдохновляли на подвиги, пробуждали в малышах самые лучшие качества. Они были бы очень полезны для нынешнего продвинутого, но безразличного поколения.

Источник: https://soroban.ru/blog/osobennosti-vospitanija-detej-v-sovet/

Советское воспитание детей оказалось отличным от российского

Лидия Окольская, старший научный сотрудник Института социологии РАН, сравнила советскую и российскую воспитательные модели. Для этого она проанализировала два исследования. Первое, под названием «Советский человек», провели в 1989 и 1999 годах.

Его автор — известный социолог Юрий Левада. Другая масштабная работа называется «Всемирное исследование ценностей». Она затрагивает 1990, 1995, 2006 и 2011 годы. Участие в каждом из этих опросов приняли 2000 человек (последний опрос охватил 2500).

Во всех случаях респондентам предлагали список качеств, которые они хотели бы видеть у своих детей. Например, бескорыстие, ответственность, трудолюбие, независимость, бережливость, настойчивость, послушание, неэгоистичность и другие. Человек должен был выбрать не более пяти из них.

Важно

Согласно выводам Лидии Окольской, в советской воспитательной модели доминировали такие качества, как честность, порядочность и любовь к дому и своей стране. В то же время в конце 90-х на первый план выходят уже другие, более «эгоистичные».

Желание получить звание или хорошую работу потеснили стремление «трудиться ради общего блага» и «уважать родителей». Последние стали чаще делать акцент на индивидуалистических качествах и самостоятельности ребенка.

Честность и порядочность оказались важны как для советского человека, так и для россиянина, но в 80-е эти качества все же ценились больше.

Данные исследования «Советский человек», СССР/РФ, 1989 и 1999 годы / ©Иллюстрация РИА Новости. А.Полянина

Интересный вывод касается религии. Среди людей, для которых важным аспектом является религиозное воспитание, оказалось много «эгоистов».

Пара «религия исключительно важна» и «не упускать своего» часто фигурирует в исследовании, несмотря на то, что базовые ценности православия и ислама нельзя назвать «эгоистичными».

Также видно, что роль религии в российском обществе постепенно возрастала после краха СССР. 

Воспитательные модели Российской Федерации претерпели немало метаморфоз за прошедшие десятилетия: они отличаются не только от советской модели, но и друг от друга.

В 90-е произошел крен в сторону настойчивости, решительности и независимости, а в 2000-е на первое место выходят самостоятельность и нонконформизм.

Совет

Но уже после 2006-го произошло неожиданное усиление ценности послушания, хотя и самостоятельность оставалась весьма важным «трендом».

Всемирное исследование ценностей, СССР/РФ, 1990, 1995, 2006, 2011 годы. РИА Новости / ©Иллюстрация РИА Новости. А.Полянина

Работа Лидии Окольской опубликована в 2017 году в книге «Россия реформирующаяся» (стр. 479–515).

Источник: https://naked-science.ru/article/sci/sovetskoe-vospitanie-detey-okazalos

«Честью семьи — дорожи». Советское воспитание

Добавил: admin

Тема: Дети

«Это все ваше советское воспитание», — говорят сегодня, пытаясь выразить несогласие с тем или иным поведением.

Было время, когда советское воспитание мы пытались выжечь каленым железом и из себя, и из общества. Не поддается.

И не потому, что многие социальные институты задуманы и реализованы задолго до возникновения СССР, просто базис советского воспитания во многом координирует действия нынешнего поколения.

Преподают все те же дети из СССР, на руководящих должностях — те, кто учился в советской школе, изобретают сегодня те, кто освоил дидактику обучения, сформированную «советскими специалистами».

Немного о моральном аспекте советского воспитания.

Нас, советских детей, сегодня часто обвиняют в зависимости от коллективных идей и неспособности креативно и целостно реорганизовать свое мышление в ногу с прогрессом.

Часто все тех же детей СССР, воспитанных на морально этических принципах строителя коммунизма, высмеивают за альтруизм, излишнюю толерантность. А так ли уж плохо быть «добреньким» в наши дни? Не плохо — нелегко.

Сама суть многих ценностей, заложенных советским воспитанием себя, увы, изжила.

Коллективизм был нерушимым принципом советского воспитания. И это единственная возможность что-то созидать. Сегодня, под стать традиционной в Японии системе поощрения с детства, мы воспитываем поколение людей нацеленных на результат, свой собственный, любой ценой.

Раннее развитие, усидчивость в учебе, достижения в физической культуре, стремление к лидерству, способность оставаться в «теме» или плавать на волне технических новшеств — за этим не просто гонка воспитания, это все составляет жизненную необходимость современного сообщества.

Обратите внимание

Интернационализм — воспитание в СССР не подразумевало иного мышления. Сегодня социальные и политические разногласия рождают нетерпимость, и непримиримость, кастовость и открытое противоборство менталитетов, и борьбу за ассимиляцию друг друга на тех или иных территориях.

Патриотизм — мы с детства воспитывались в СССР на подвигах наших соотечественников, на идее Любви к Родине, благо в истории масса тому примеров, мы гордились воинами, строителями, своей культурой. Сегодня нам не хватает уверенности и защищенности, каждый из нас сам за себя. Космополитизм и индивидуализм — не преступление, но если они «коллективны», это путь к ослаблению общества.

Сегодня в детских садах и школах, где закладывают первые социализации помимо семьи, все так же говорят о подвигах, отмечают День Победы и 23 февраля, но дети нацелены скорее на праздник, чем на повод, по которому этот день отмечен красным в календаре.

По-прежнему, как и в СССР, воспитывают любовь к ближнему, однако все больше одиноких и брошенных в современном обществе с незримым лозунгом: «Выживет сильнейший».

Виктория Мальцева

Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 10

Источник: http://22-91.ru/statya/chestju-semi—dorozhi-sovetskoe-vospitanie/08.10.2014

Последствия строгого воспитания ребенка – Развитие ребенка

Исследования показывают, что большинство людей считают строгость и наказания лучшими способами воспитания детей. На самом же деле строгий, авторитарный стиль воспитания развивает у детей низкую самооценку и провоцирует плохое поведение. Попробуем разобраться в том, почему это происходит и какой стиль воспитания наиболее эффективен.

Строгое воспитание мешает детям научиться самодисциплине и ответственности. Жесткие рамки и ограничения дают лишь временный эффект и не позволяют ребенку взять ответственность за свое поведение. Нет ничего более ценного для ребенка, чем самодисциплина.

Но она развивается только тогда, когда ребенку устанавливают рамки с любовью. Никому не нравится сильный контроль, поэтому нет ничего удивительного в том, что дети протестуют против ограничений.

У таких детей нет стремления к хорошему поведению – они видят лишь контроль со стороны родителей.

Авторитарное воспитание и ограничения основаны на страхе. А это приводит к плохому поведению ребенка. Дети учатся на собственном жизненном опыте и примере родителей.

Поэтому, если они делают то, что вы им скажете только по причине сильного страха – ваше воспитание ничем не отличается от запугивания. Когда вы кричите на детей, они учатся кричать на других.

Когда вы применяете силу – они аналогичным образом учатся применять силу.

Дети, к которым применяют наказание, склонны к злости и депрессии. Это происходит потому, что авторитарное воспитание подразумевает неприятие родителями определенных аспектов психики ребенка и отсутствие помощи ему при возникновении сложных эмоций и чувств. Дети остаются один на один со своими эмоциональными импульсами и чувствуют себя одинокими.

Дети, которых воспитывают в строгости, уважают правоту сильного. Они учатся подчиняться, но не умеют формировать собственное мнение. В старшем возрасте они не ставят под сомнение авторитет лидеров, хотя это зачастую очень необходимо, они не берут ответственность за свои поступки, оправдываясь тем, что «делали как все» или их «заставили».

Дети, которых воспитывают в строгости, более склонны к неповиновению. Исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в сильной строгости, в подростковом возрасте проявляют жестокость и неповиновение. Чтобы понять причины этого феномена, посмотрите, как он работает у взрослых.

Каждого из нас воспитывали более или менее строго, и нам это не нравилось. В результате это приводит к проблемам с саморегуляцией. Мы злимся или возмущаемся, когда кто-то пытается нам указывать на то, что нужно делать. Иногда мы бунтуем против ограничений, которые сами же себе и устанавливаем.

Также по результатам исследований, такие дети имеют склонность к ожирению.

Строгое воспитание заставляет детей больше врать. Если детей воспитывали по принципу «делай, как тебе сказано», они склонны попадать в неприятные ситуации. Также они вырастают искусными лжецами.

Авторитарное воспитание отдаляет родителей от детей. Родителям, которые наказывают своих детей, приходится подавлять своё природное сочувствие. Это делает взаимоотношения между ними более напряженными.

Родителям в таких случаях намного сложнее воспитывать детей, потому что дети теряют интерес к тому, чтобы делать приятное своим родителем, да и справиться с ними становится сложнее. Строгое воспитание приводит к тому, что родители становятся несчастными.

А дети, которых воспитывали строго, чувствуют обиду на родителей и испытывают недостаток любви во взрослой жизни.

Строгое воспитание не срабатывает, если дети ведут себя хорошо. По сути, оно убивает всё хорошее, что родители могут дать детям, и не дает им научиться управлять своими эмоциями.

Позволять ребенку всё, что он захочет – не выход. Психологи утверждают, что оптимальной стратегией является так называемое «авторитетное воспитание» или «ограничения с сочувствием». Мы должны устанавливать для ребенка определенные границы, но делать это с сочувствием. Дети соблюдают границы только тогда, когда вы устанавливаете их с любовью.

Важно

Это вовсе не означает, что такой стиль воспитания – нечто среднее между строгостью и вседозволенностью.

Иногда родители действительно разрешают ребенку многое («Хорошо, ты можешь сегодня лечь спать попозже»), и, в то же время, наказывают его за проступки. Например, ставят в угол.

Это не очень хороший способ воспитания, потому что родители вынуждены идти на компромисс, а дети, поскольку их наказывают, всё равно ведут себя плохо.

Все, что необходимо сделать родителям – установить разумные границы и озвучить свои ожидания. Это нужно делать с любовью и поддержкой. Сочетание ограничений и сочувствия – золотая середина, которая поможет правильно воспитать ребенка и поможет ему достичь максимальных результатов во всех сферах жизни. 

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/upbring/3982/

Ссылка на основную публикацию