Благополучная атмосфера в доме способна вылечивать мозговые аномалии у детей

Аномалии развития головного мозга

Аномалии развития головного мозга — пороки, заключающиеся в аномальных изменениях анатомического строения церебральных структур. Выраженность неврологической симптоматики, сопровождающей церебральные аномалии, значительно варьирует. В тяжелых случаях пороки являются причиной антенатальной гибели плода, они составляют до 75% случаев внутриутробной смерти.

Кроме того, тяжелые церебральные аномалии обуславливают около 40% случаев гибели новорожденного. Сроки манифестации клинических симптомов могут быть различны. В большинстве случаев церебральные аномалии проявляются в первые месяцы после рождения ребенка.

Обратите внимание

Но, поскольку формирование головного мозга длится до 8-летнего возраста, целый ряд пороков дебютируют клинически после 1-го года жизни. Более чем в половине случаев церебральные пороки сочетаются с пороками соматических органов.

Пренатальное выявление церебральных аномалий является актуальной задачей практической гинекологии и акушерства, а их постнатальная диагностика и лечение — приоритетными вопросами современной неврологии, неонатологии, педиатрии и нейрохирургии.

Причины

Наиболее весомой причиной сбоев внутриутробного развития является влияние на организм беременной и на плод, различных вредоносных факторов, обладающих тератогенным действием. Возникновение аномалии в результате моногенного наследования встречается лишь в 1% случаев.

Наиболее влиятельной причиной пороков головного мозга считается экзогенный фактор. Тератогенным эффектом обладают многие активные химические соединения, радиоактивное загрязнение, отдельные биологические факторы.

Немаловажное значение здесь имеет проблема загрязнения среды обитания людей, обуславливающая поступление в организм беременной токсических химических веществ.

Различные эмбриотоксические воздействия могут быть связаны с образом жизни самой беременной: например, с курением, алкоголизмом, наркоманией. Дисметаболические нарушения у беременной, такие как сахарный диабет, гипертиреоз и пр., могут также стать причиной церебральных аномалий плода.

Тератогенным действием обладают и многие медикаменты, которые может принимать женщина в ранние сроки беременность, не подозревая о происходящих в ее организме процессах. Мощный тератогенный эффект оказывают инфекции, перенесенные беременной, или внутриутробные инфекции плода.

Наиболее опасны цитомегалия, листериоз, краснуха, токсоплазмоз.

Построение нервной системы плода начинается буквально с первой недели беременности. Уже к 23-му дню гестации заканчивается образование нервной трубки, неполное заращение переднего конца которой влечет за собой серьезные церебральные аномалии.

Примерно к 28-му дню беременности образуется передний мозговой пузырь, в последующем разделяющийся на 2 боковых, которые ложатся в основу полушарий мозга. Далее образуется кора головного мозга, его извилины, мозолистое тело, базальные структуры и т.

д.

Важно

Дифференцировка нейробластов (зародышевых нервных клеток) приводит к образованию нейронов, формирующих серое вещество, и глиальных клеток, составляющих белое вещество. Серое вещество отвечает за высшие процессы нервной деятельности.

В белом веществе проходят различные проводящие пути, связывающие церебральные структуры в единый функционирующий механизм. Рожденный в срок новорожденный имеет такое же число нейронов, как и взрослый человек. Но развитие его мозга продолжается, особенно интенсивно в первые 3 мес. жизни.

Происходит увеличение глиальных клеток, разветвление нейрональных отростков и их миелинизация.

Сбои могут произойти на различных этапах формирования головного мозга. Если они возникают в первые 6 мес. беременности, то способны приводить к снижению числа сформированных нейронов, различным нарушениям в дифференцировке, гипоплазии различных отделов мозга. В более поздние сроки может возникать поражение и гибель нормально сформировавшегося церебрального вещества.

Виды аномалий мозга

Анэнцефалия — отсутствие головного мозга и акрания (отсутствие костей черепа). Место головного мозга занято соединительнотканными разрастаниями и кистозными полостями. Может быть покрыто кожей или обнажено. Патология несовместима с жизнью.

Энцефалоцеле — пролабирование церебральных тканей и оболочек через дефект костей черепа, обусловленный его незаращением. Как правило, формируется по средней линии, но бывает и асимметричным. Небольшое энцефалоцеле может имитировать кефалогематому.

В таких случаях определить диагноз помогает рентгенография черепа. Прогноз зависит от размеров и содержимого энцефалоцеле. При небольших размерах выпячивания и наличии в его полости эктопированной нервной ткани эффективно хирургическое удаление энцефалоцеле.

Микроцефалия — уменьшение объема и массы головного мозга, обусловленное задержкой его развития. Встречается с частотой 1 случай на 5 тыс. новорожденных.

Сопровождается уменьшенной окружностью головы и диспропорциональным соотношением лицевого/мозгового черепа с преобладанием первого. На долю микроцефалии приходится около 11% всех случаев олигофрении.

При выраженной микроцефалии возможна идиотия. Зачастую наблюдается не только ЗПР, но и отставание в физическом развитии.

Макроцефалия — увеличение объема головного мозга и его массы. Гораздо менее распространена, чем микроцефалия. Макроцефалия обычно сочетается с нарушениями архитектоники мозга, очаговой гетеротопией белого вещества.

Основное клиническое проявление — умственная отсталость. Может наблюдаться судорожный синдром. Встречается частичная макроцефалия с увеличением лишь одного из полушарий.

Как правило, она сопровождается асимметрией мозгового отдела черепа.

Кистозная церебральная дисплазия — характеризуется множественными кистозными полостями головного мозга, обычно соединенными с желудочковой системой. Кисты могут иметь различный размер. Иногда локализуются только в одном полушарии.

Множественные кисты головного мозга проявляются эпилепсией, устойчивой к антиконвульсантной терапии.

Единичные кисты в зависимости от размера могут иметь субклиническое течение или сопровождаться внутричерепной гипертензией; зачастую отмечается их постепенное рассасывание.

Голопрозэнцефалия — отсутствие разделения полушарий, в результате чего они представлены единой полусферой. Боковые желудочки сформированы в единую полость. Сопровождается грубыми дисплазиями лицевого черепа и соматическими пороками. Отмечается мертворождение или гибель в первые сутки.

Агирия (гладкий мозг, лиссэнцефалия) — отставание развития извилин и тяжелое нарушение архитектоники коры. Клинически проявляется выраженным расстройством психического и моторного развития, парезами и различными формами судорог (в т. ч. синдромом Веста и синдромом Леннокса-Гасто). Обычно заканчивается летальным исходом на первом году жизни.

Пахигирия — укрупнение основных извилин при отсутствии третичных и вторичных. Сопровождается укорочением и выпрямлением борозд, нарушением архитектоники церебральной коры.

Микрополигирия — поверхность коры мозга представлена множеством мелких извилин. Кора имеет до 4-х слоев, тогда как в норме кора насчитывает 6 слоев. Может быть локальной или диффузной. Последняя, полимикрогирия, характеризуется плегией мимических, жевательных и глоточных мышц, эпилепсией с дебютом на 1-ом году жизни, олигофренией.

Гипоплазия/аплазия мозолистого тела. Часто встречается в виде синдрома Айкарди, описанного только у девочек. Характерны миоклонические пароксизмы и сгибательные спазмы, врожденные офтальмические пороки (колобомы, эктазия склеры, микрофтальм), множественные хориоретинальные дистрофические очаги, обнаруживаемые при офтальмоскопии.

Фокальная корковая дисплазия (ФКД) — наличие в коре головного мозга патологических участков с гигантскими нейронами и аномальными астроцитами. Излюбленное расположение — височные и лобные зоны мозга.

Отличительной особенностью эпиприступов при ФКД является наличие кратковременных сложных пароксизмов с быстрой генерализацией, сопровождающихся в своей начальной фазе демонстративными двигательными феноменами в виде жестов, топтания на одном месте и т. п.

Гетеротопии — скопления нейронов, на этапе нейронной миграции задержавшихся на пути своего следования к коре. Гетеротопионы могут быть единичными и множественными, иметь узловую и ленточную форму.

Совет

Их главное отличие от туберозного склероза — отсутствие способности накапливать контраст. Эти аномалии развития головного мозга проявляются эписиндромом и олигофренией, выраженность которых прямо коррелирует с числом и размером гетеротопионов.

При одиночной гетеротопии эпиприступы, как правило, дебютируют после 10-летнего возраста.

Тяжелые аномалии развития головного мозга зачастую могут быть диагностированы при визуальном осмотре. В остальных случаях заподозрить церебральную аномалию позволяет ЗПР, гипотония мышц в неонатальном периоде, возникновение судорожного синдрома у детей первого года жизни.

Исключить травматический или гипоксический характер поражения головного мозга можно при отсутствии в анамнезе данных о родовой травме новорожденного, гипоксии плода или асфиксии новорожденного. Пренатальная диагностика пороков развития плода осуществляется путем скринингового УЗИ при беременности.

УЗИ в I триместре беременности позволяет предупредить рождение ребенка с тяжелой церебральной аномалией.

Одним из методов выявления пороков головного мозга у грудничков является нейросонография через родничок. Намного более точные данные у детей любого возраста и у взрослых получают при помощи МРТ головного мозга.

МРТ позволяет определить характер и локализацию аномалии, размеры кист, гетеротопий и других аномальных участков, провести дифференциальную диагностику с гипоксическими, травматическими, опухолевыми, инфекционными поражениями мозга.

Обратите внимание

Диагностика судорожного синдрома и подбор антиконвульсантной терапии осуществляется при помощи ЭЭГ, а также пролонгированного ЭЭГ-видеомониторинга. При наличии семейных случаев церебральных аномалий может быть полезна консультация генетика с проведением генеалогического исследования и ДНК-анализа.

С целью выявления сочетанных аномалий проводится обследование соматических органов: УЗИ сердца, УЗИ брюшной полости, рентгенография органов грудной полости, УЗИ почек и пр.

Лечение аномалий мозга

Терапия пороков развития головного мозга преимущественно симптоматическая, осуществляется детским неврологом, неонатологом, педиатром, эпилептологом. При наличии судорожного синдрома проводится антиконвульсантная терапия (карбамазепин, леветирацетам, вальпроаты, нитразепам, ламотриджин и др.).

Поскольку эпилепсия у детей, сопровождающая аномалии развития головного мозга, обычно резистентна к противосудорожной монотерапии, назначают комбинацию из 2 препаратов (например, леветирацетам с ламотриджином).

При гидроцефалии осуществляют дегидратационную терапию, по показаниям прибегают к шунтирующим операциям.

С целью улучшения метаболизма нормально функционирующих мозговых тканей, в какой-то степени компенсирующих имеющийся врожденный дефект, возможно проведение курсового нейрометаболического лечения с назначением глицина, витаминов гр. В и пр. Ноотропные препараты используются в лечении только при отсутствии эписиндрома.

При умеренных и относительно легких церебральных аномалиях рекомендована нейропсихологическая коррекция, занятия ребенка с психологом, комплексное психологическое сопровождение ребенка, детская арт-терапия, обучение детей старшего возраста в специализированных школах. Указанные методики помогают привить навыки самообслуживания, уменьшить степень выраженности олигофрении и по возможности социально адаптировать детей с церебральными пороками.

Прогноз и профилактика

Прогноз во многом определяется тяжестью церебральной аномалии. Неблагоприятным симптомом выступает ранее начало эпилепсии и ее резистентность к осуществляемой терапии. Осложняет прогноз наличие сочетанной врожденной соматической патологии.

Эффективной мерой профилактики служит исключение эмбриотоксических и тератогенных влияний на женщину в период беременности.

При планировании беременности будущим родителям следует избавиться от вредных привычек, пройти генетическое консультирование, обследование на наличие хронических инфекций.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/brain-anomalies

Влияние атмосферы в семье на возникновение психических расстройств у детей

Астраханцева Валерия Владимировна
Забайкальский государственный университет

Astrakhantseva Valeria Vladimirovna
Transbaikal State University

Библиографическая ссылка на статью:
Астраханцева В.В. Влияние атмосферы в семье на возникновение психических расстройств у детей // Современная педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2210 (дата обращения: 07.02.2019).

Гармоничное развитие личности ребенка возможно лишь при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние психического, физического и социального благополучия человека. Психическое здоровье включает в себя благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, неврно-психическом состоянии детей и подростков.

Г. Ньюфелд и Г. Матэ отмечают, что естественные родительские инстинкты заложены природой и нацелены на создание здорового поколения, а значит и развития человеческого рода в целом. Однако воспитание детей никогда не было легким занятием, и, порой, решить проблемы и не упустить ребенка крайне тяжело.

Зачастую проблемы возникают не из-за самого ребенка или его родителей, а вследствие отношения к нему. Родителем можно стать биологически, в результате брака или усыновления, но сохранить отношения в семье может исключительно взаимная связь. Если связь между родителями и детьми прочна, препятствий в диалоге легко избежать.

Из этого понимания и искренней заинтересованности родителей в воспитании детей рождается естественное знание – источник успешного воспитания. И все же зачастую семье приходится сталкиваться  с ситуациями, которые негативно отражаются на общей атмосфере в доме, а она, в свою очередь, крайне губительно влияет на пластичную детскую психику.

Важно

Дело еще в том, что проблема может быть вызвана еще и в виду ориентации ребенка на сверстников. Ориентация на ровесников может мешать здоровому развитию личности, так как дети не могут знать что им необходимо, хотя и знают чего они хотят, к тому же их восприятие реального мира отличается от жестокой действительности, для них границы ответственности размыты и далеко не ясны.

Впервые эти идеи выдвинул американских психолог, доктор Джеймс Коулман в 1960-х годах, отметив, что любое негативное влияние, будь то атмосфера в семье или воздействие ровесников, могут привести к серьезным психическим расстройствам впоследствии.

Психическое расстройство – это термин, используемый в России вместо устаревшего понятия “душевная болезнь”. Он включает в себя: слабоумие, психическое расстройство временное, психическое расстройствохроническое, а также иное болезненное состояние.

Психическое расстройство – нарушение психической деятельности вследствие химических, физиологических, психологических, социальных и биологических причин. Психические заболевания различаются по длительности, тяжести и прогнозу.

Современные российские исследователи делят их на две крупные категории: эмоциональные расстройства, которые встречаются во врачебной практике часто, например тревога и депрессия, а также тяжелые нарушения восприятия и мышления, сопровождающиеся бредом и галлюцинациями, именуемые психозом. Отечественные д-ра мед.

Читайте также:  Курица в майонезе - лучшие рецепты. как правильно и вкусно приготовить курицу в майонезе.

наук считают, что многообразие действий причинных факторов определяет типы психических расстройств. Одни из них возникают остро и носят преходящий характер, другие развиваются и протекают медленно, с нарастанием и углублением тяжести нарушения. Третьи, обнаруживаясь в раннем детстве, не прогрессируют.

Ряд психических заболеваний протекает в форме приступов или фаз, оканчивающихся полным выздоровлением. В этой статье хотелось бы выяснить причину и характер психических расстройств, которые возникают в раннем детстве и юности, но не являются исключительно врожденной патологией.

Согласно заявлению представителя России в ВОЗ по психиатрии д-ра мед.наук Зураба Кекелидзе, каждый четвёртый-пятый человек в мире страдает тем или иным психическим расстройством [1]. Выявлено, что большинство страдающих психическими расстройствами приходится либо на возрастную группу несовершеннолетних, либо на группу людей пенсионного возраста.

Совет

В свете данной информации стоит подчеркнуть, что дети страдают душевными расстройствами чаще, чем взрослые, зачастуюони переживают трудности в одиночку, потому что не каждый родитель способен выявить у ребенка психическое расстройство, а значит и вовремя оказать помощь, обратиться к специалисту.

Расстройства психической деятельности человека, какой бы природы они ни были, всегда обусловлены нарушениями работы головного мозга, но причины многих психических расстройств до конца не ясны. Самыми распространенными катализаторами психических расстройств являются биологические, психологические и социальные факторы от наследственности до стрессовых событий.

Особое значение необходимо уделять социальным регуляторам психических расстройств [2].

Устойчивость к психическим расстройствам зависит также и от физических особенностей индивидуума и его общего психического развития.

Разные люди по-разному реагируют на душевные страдания и проблемы, но что касается детей, то очевидно, что ребенку, в силу возраста и недостатка опыта, сложнее адаптироваться и труднее справиться с проблемами или тяжелой болезнью, да даже с небольшой неудачей.

Субъективно считается, что ребенку нужны мать и отец, понимающие, любящие люди, способные дать поддержку и помочь решить любую проблему, ставшую на пути, и совершенно неважно какой эта трудность предстанет.

В действительности же ребенку зачастую не столь важны тесные контакты и желание родителей служить им вечной опекой, детям нужнысвобода и поле для самоидентификации, пишет Джеймс Коулмэн в своей книге «Общество вечных подростков». Важно все же, что ребенку действительно необходимы здоровая атмосфера в семье, уважение и понимание родителей.

По мнению советских психологов (Элконин Д.Б., Занков Л.Д. и др.), потребности ребенка с момента рождения не сводятся только к органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, а социального характера.

Обратите внимание

Общение со взрослыми и ровесниками рассматривается как один из важнейших факторов развития ребенка в первые годы, который и в дальнейшем влияет на общее психологическое, социальное развитие личности. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет самой важной средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни, за будущее здоровое поколение. Факторы, которые влияют на личность ребенка специалисты условно подразделяют на три группы:

  1. Социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира.
  2. Внутри- и внесемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд, являющийся методом социализации человека и его приобщения к будущей жизнедеятельности.
  3. Собственно семейное воспитание, комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

Отсутствие одного из факторов влечет за собой нарушения полноценности развития личности ребенка. Воспитание необходимых качеств, таких как отзывчивость, эмоциональное соучастие, понимание, толерантность и терпимость, более всего и происходит в области педагогики отношений, дефекты которой порождают последующие отклонения в поведении.

Изучая поведение подростков-правонарушителей из благополучных семей – полных и материально обеспеченных и напрямую плохо не влияющих на ребенка – ученые из лаборатории ранних этапов развития психики НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР обнаружили два типа семей, в которых выросли преступники.

Первый – с потребительским стилем воспитания, где материальное благополучие сочеталось с отсутствием духовности, и второй – где, исключались эмоциональные контакты родителей с детьми.

Дело в том, что детская психика чрезвычайно пластична и внушаема, поэтому ребенок воспринимает любое действие или бездействия критично, четко фиксируя у себя в сознании. В дальнейшем это может привести к появлению патологий психического развития.

Те или иные сдвиги в психическом здоровье являются следствием не только врожденных, но и зачастую приобретенных аномалий психического развития, нервно-психических заболеваний, изменений головного мозга.

Психические расстройства у детей, обозначаемые для краткости современными психологам как нервные нарушения, иди нервность, содержат разнообразный спектр своих проявлений. По степени распространенности их можно разделить:

1)      мозговая недостаточность(дисфункция);

2)      невропатия;

3)      невропатические реакции, неврозы, психосоматические заболевания;

4)      органические нарушения нервной системы;

5)      психическое недоразвитие, умственная отсталость;

6)      психопатии;

7)      психические заболевания.

По различным оценкам от 12 до 20 % всех несовершеннолетнихимеют психические расстройства. Врач-невропатолог Н.И. Зуева пишет, что нервность мальчиков чаще проявляется в неполной семье.

Важно

У них чаще возникает агрессивность в общении со сверстниками или несамостоятельность, зависимость, инфантилизм, страхи. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, упрямство и негативизм.

Все перечисленное самым негативным образом влияет на социализацию личности, если под последней подразумевать процессы воспитания [3].

Понять причину различных семейных аномалий помогает взгляд на неврозы у детей как на отражение характера отношений внутри семьи и общей атмосферы в доме. Проанализировав имеющиеся данные автор выделяет причины дефектов развития у несовершеннолетних, которые формируются внутри семьи:

1) отсутствие одного из родителей: Утрата близкого члена семьи, развод;

2)Нервно-психическая перегрузка одного из членов семьи, связанная с работой,

3) Открытые конфликтные отношения матери и отца, частые ссоры и общая стрессовая ситуация,

4) Скука, инертность, отсутствие ярких побуждающих впечатлений, сжатость в доме,

5) Чрезмерная строгость в отношении обоих родителей или же агрессивное поведение одного и полное безразличие другого,

6) Патологии в развитии одного или обоих родителей, наследственные заболевания,

7) Избыток родительского внимания, лишение личной свободы ребенка,

8) Отсутствие духовного воспитания, ориентированность семьи на материальные блага.

История знает немало примеров того, как атмосфера внутри семьи отразилась в становлении личности детей, как перенесенные в детстве травмы повлияли на всю дальнейшую жизнь. Роберт Берделла, каннибал и серийный убийца, родился в штате Огайо 31 января 1949 г. в католической семье фабричного рабочего и домохозяйки.

Хорошо учился, особенно тяготел к живописи. Однакородители интересы к живописи не одобряли, часто водили его в церковь, заставляли молиться и читать перед сном Библию. Будучи пухлым мальчиком с вьющимися каштановыми волосами, среди сверстников получил прозвище «девчонка».

Девушки у него не было в виду непопулярности среди сверстников и роли в их коллективе «забитого мальчика». В юношестве он понял, что гомосексуален. Когда ему было 16 лет, умер его отец, это событие Берделла переживал очень тяжело. Он любил своего отца, пусть и строгого и беспринципного.

Совет

Именно тогда он действительно замкнулся и впал в тяжелую депрессию, забросил рисование и пошел учиться на повара – начал искать самого себя. Берделла, желая затопить душевную боль, он реализует любую возможность хоть на миг почувствовать себя счастливым.

Учеба ему нравится, хотя бы потому что заработанных денег в кафе хватает на то, чтобы съехать от матери. В этот же период, он начал торговать и употреблять наркотики. Его мать, убитая горем после смерти отца, не обращала вниманияна подавленного сына и его проблемы.

Роберт Берделла был арестован за хранение наркотиков, в частности ЛСД и марихуанны, но обвинения были сняты за отсутствием доказательств. Купив свой собственный дом, он подался в предприниматели – и открыл необычный магазин под названием «Базар Боба», где продавал различные оккультные редкости и мистические экспонаты для людей с неординарным вкусом.

Он был вновь задержан 4 апреля 1988 г., после того как одна из его жертв, Кристофер Брайсон.

Над ним маньяк измывался почти неделю, после чего юноша голым выпрыгнул со второго этажа из домаБерделлы и добрался до соседа Берделлы, жившего через улицу, который сразу же вызвал полицию.

К весне 1988 г. за плечами маньяка было минимум 6 похищений молодых людей, каждого из которых он пытал и насиловал.

После ареста Берделла утверждал, что пытался помочь некоторым из его жертв, давая им антибиотики после пыток. Также стало известно о том, что в одном случае он выдавил глаза одной из жертв, желая понаблюдать, что же будет с нею дальше. Берделла заявил, что идеями о совершении убийства он заразился еще когда был еще подростком.

Согласно исследованному материалу, выявлено, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей.

Обратите внимание

Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, воспитание в атмосфере жестокости и духовности или полного равнодушия – обстоятельства, травмирующие детскую психику, а впоследствии ведущие к развитию психических расстройств и тяжелых заболеваний.

Библиографический список

  1. Интервью З.Кекелидзе в программе «Угол зрения» (группа «Эксперт») // «Эксперт Online», 16.03.2010 г.
  2. Скрипкарь М.В. Понятие и классификация социальных регуляторов // Вопросы управления. 2011. № 16. С. 197-201.
  3. Скрипкарь М.В. Поливариантность социологических категорий (на примере трактовок понятия «социализация») // Вестник Забайкальского государственного университета. 2012. № 1. С. 105-110.

Источник: http://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2210

Последствия и лечение нейрофизиологической незрелости коры головного мозга у новорожденного ребенка

Родители, заметив отклонения в поведении, умственном развитии и эмоциональном восприятии ребенка, без промедления обращаются за помощью к специалистам. Часто в замешательство приводит поставленный диагноз – незрелость коры головного мозга.

Волнения прибавляет всем доступный интернет, на просторах которого они получают информацию о том, что диагноза как такового не существует.

Попробуем разобраться, что имеют в виду специалисты, давая заключение «нейрофизиологическая незрелость мозга» новорожденным детям.

Что такое незрелость коры головного мозга?

Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества.

Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой.

Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.

У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.

Причины и признаки

Если говорить о новорожденных детях, то к причинам нейрофункциональной незрелости часто относят сложное протекание или патологию беременности, преждевременные роды, тяжелое родоразрешение, а также воздействие токсических веществ на организм беременной женщины в течение длительного времени. К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа или инфекционные заболевания.

Проявление дисфункции мозга у новорожденных напрямую связано с причинами, провоцирующими патологию. Основные ее признаки представлены в таблице:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как делается НСГ головного мозга у новорожденных?

Причина – провокатор мозговой дисфункции Состояние Признаки мозговых нарушений
Патология беременности, инфекционные заболевания беременной Гипоксия (рекомендуем прочитать: чем опасна гипоксия у новорожденных детей?)
  • вялость;
  • ослабление/отсутствие рефлексов.
Тяжелые или длительные роды
Недоношенность (рождение ранее 38 недель) Гестационная незрелость
  • отсутствие или слабая выраженность сосательного рефлекса;
  • гипотрофия в 1-ый год жизни (подробнее в статье: какие бывают степени гипотрофии у детей?);
  • инфекционный токсикоз;
  • нарушение двигательной активности;
  • слабый мышечный тонус и рефлексы;
  • большой размер головы;
  • неспособность удерживать температуру тела.
Анизокория (врожденная и приобретенная) Разница в диаметре зрачков более 1 мм
  • разная степень реагирования глаза на свет;
  • разный диаметр зрачка.
Умственная отсталость Врожденное ограничение умственных способностей и задержка психического развития (подробнее в статье: симптомы задержки психомоторного развития у детей).
  • системное нарушение интеллекта;
  • отсутствие самоконтроля.

К общим симптомам поражения мозга у новорожденных относятся следующие:

  • головная боль;
  • повышенная раздражительность;
  • гипервозбудимость;
  • нестабильность(скачки) внутричерепного давления;
  • нарушение сна;
  • низкая концентрация внимания.
Читайте также:  Домашние вафли: венские, бельгийские, хрустящие, мягкие - лучшие рецепты. как правильно испечь вафли в домашних условиях.

По мере взросления детей к указанным признакам добавляется расстройство речи. О недоразвитии мозга у ребенка 5 лет говорят существенные речевые дефекты, еще в раннем возрасте родителей должно насторожить отсутствие лепета у малыша.

Специалисты утверждают, что указанные признаки непостоянны: могут прогрессировать, а при соблюдении режима дня и питания быть обратимыми. Задача родителей – своевременное обращение к врачу за грамотным лечением. Это гарантирует полное избавление от патологии.

Как диагностируется?

Состояние и работу мозга изучают с помощью разных методик, выбор которых зависит от причины, приведшей к мозговой дисфункции.

Повреждение центральной нервной системы вследствие гипоксии диагностируется при рождении с помощью шкалы Апгар (норма — 9-10 баллов), учитывающей состояние дыхания, кожи, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы (рекомендуем прочитать: гипоксия у новорожденного: что это такое и как лечится?). При гипоксии показатели значительно снижаются.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: оценки по шкале Апгар

Для диагностики различных повреждений ЦНС прибегают к ультразвуковому исследованию, компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяющим увидеть точную картину нарушений работы мозга. Ультразвуковая допплерография оценивает состояние кровеносных сосудов, выявляет их врожденные аномалии, которые могут стать одной из причин гипоксии плода и новорожденного.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: гипоксия у новорожденного: что это?

Популярны методики, основанные на действии электрического тока – нейро / миография, электроэнцефалография. Они позволяют выявить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития.

Для диагностики анизокории требуется консультация врача-офтальмолога и невролога, а также вышеуказанные исследования. Часто дополнительно назначаются анализы крови и мочи.

Возможные последствия

Однако в отдельных случаях данные патологии сопровождают пациента всю жизнь, могут спровоцировать такие последствия, как ухудшение состояния здоровья, и привести к тяжелым болезням: нейропатии, эпилепсии, ДЦП, гидроцефалии.ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: гидроцефалия головного мозга у детей до года: фото

Особенности лечения нейрофизиологической незрелости мозга

Лечить мозговую дисфункцию у ребенка должны специалисты. Терапия включает психолого-педагогические и психотерапевтические коррекционные методики, медикаментозные средства и физиотерапевтические процедуры.

Терапевтический курс назначается после комплексной оценки состояния здоровья и работоспособности пациента, обследования санитарно-гигиенических и социальных условий жизни. Результат лечения во многом зависит от участия семьи.

Благоприятный психологический микроклимат в семье – залог полного выздоровления. Специалисты рекомендуют разговаривать с ребенком в мягкой, спокойной и сдержанной манере, ограничивать доступ к компьютеру (не более 60 мин.

), редко использовать слово «нет», делать массаж.

Таблетки Нитразепам 5 мг 20 штук

Лекарственные средства назначаются для устранения какого-либо из симптомов. Применяют следующие препараты:

  • снотворные – Нитразепам;
  • седативные – Диазепам;
  • транквилизаторы – Тиоридазин;
  • антидепрессанты;
  • улучшающие аппетит – Фенибут, Пирацетам и др.;
  • витаминно-минеральные комплексы.

Физиотерапевтические процедуры направлены на максимальное восстановление функций ЦНС. Для полного выздоровления недостаточно вышеуказанных процедур — важно соблюдать режим дня, питания. Главным лекарством для малыша станет любовь и внимание родителей.

Источник: https://VseProRebenka.ru/zdorove/zabolevaniya/nezrelost-kory-golovnogo-mozga-rebenka.html

Порок развития головного мозга у детей: виды, диагностика, терапия

Аномальное развитие головного мозга у детей составляет 1/3 от всех аномалий врожденного типа. Именно порок мозга чаще всего становится причиной гибели плода на внутриутробной стадии развития.

Только четверть всех детей выживают с ним, но он становится причиной смерти ребенка сразу после рождения практически в 40% случаев.

Нередко у новорожденных не выявляют этих дефектов при осмотре в роддоме, и они начинают проявляться значительно позже, приводя к печальным последствиям. 

Формирование органа и развитие аномалий

Пороки развития головного мозга — это неправильное (аномальное) формирование церебральных структур анатомического строения.

Все это влияет на проявления неврологических симптомов, которые могут быть как слабовыраженными, так и тяжелыми. Именно последние становятся причиной смерти плода в утробе матери.

Важно

Церебральная аномалия приводит к тому, что новорожденные умирают в первые несколько месяцев жизни.

Порок головного мозга в 50% случаев сочетается с аномалиями соматических органов, таких как:

  • врожденный порок сердца;
  • атрезия пищевода;
  • сращенные почки;
  • поликистоз почек и т. п.

Гинекологи и акушеры стараются выявить проблемы с развитием органов еще на перинатальной стадии. Чаще всего их выявляют при исследовании плода на УЗИ или по результатам лабораторных исследований. Нервная система человека начинает формироваться с первой недели беременности. На 23 день у плода уже сформирована нервная трубка.

На 28 день развития у плода формируется передний мозговой пузырь, который в дальнейшем разделится на 2 полушария. И только потом начнет образовываться кора головного мозга, извилины, мозолистое вещество и т. п.

Из нервных клеток зародыша формируются нейроны, которые лягут в основу серого и белого вещества. Первое курирует высшие нервные процессы, а второе формирует пути, по которым будет идти активность церебральных структур, объединенных в единое целое.

Самое интенсивное развитие мозговых тканей приходится на первые 3 месяца жизни малыша, и в дальнейшем этот процесс развивается вплоть до 8 лет.

Что приводит к паталогии

Аномалия может начать формироваться на любом этапе развития головного мозга:

  • первые 6 месяцев беременности — влияют на количество нейронов, из-за низкого количества которых возникают нарушения в разделении клеток, гипоплазии любого отдела головного мозга;
  • после 6 месяцев — возникают поражения и гибель полноценного церебрального вещества.

Чаще всего причиной этих аномалий является негативное влияние на мать и плод самых различных факторов с тератогенным воздействием. На пороки, сформировавшиеся из-за моногенного воздействия, приходится только 1% всех патологий. Поэтому самой частой причиной медики называют экзогенные факторы. К ним относят:

  1. Воздействие активных химических соединений. Нередко это происходит из-за отравления вредными веществами, в том числе и медикаментами или плохой пищей. Нередко возникнет из-за отравления выхлопными газами и вдыхания паров химических реактивов или других опасных веществ.
  2. Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Безусловно, этот фон должен находиться в пределах нормы, но благодаря разным авариям некоторые районы полностью непригодны для жилья, хотя люди там живут.
  3. Токсическое загрязнение воздуха, из-за которого чаще всего страдают жители мегаполисов или заводских районов.
  4. Неправильный образ жизни матери, когда эмбриотоксическое воздействие возникает из-за курения, злоупотребления алкоголем, зависимости от наркотиков.
  5. Проблемы со здоровьем у беременной дисметаболического плана — сахарный диабет, гипертиреоз и т. п. Особенно если они не корректируются с помощью специальных препаратов.
  6. Прием медикаментов, обладающих тератогенным воздействием. Чаще всего на ранней стадии, когда женщина не знает о беременности. Отсутствие контроля половой жизни нередко становится результатом того, что от этого страдают дети.
  7. Инфекционные болезни на любой стадии беременности. Самые опасные из них для плода — токсоплазмоз, листериоз, цитомегалия, краснуха.

Пороки головного мозга: виды

Порок развития, формирования головного мозга может относиться к одному из ниже перечисленных видов:

  • Анэнцефалия. Что это такое? Когда у ребенка отсутствует сам мозг и кости черепа. На их месте развились кистозные и соединительные ткани, которые могут быть как покрытые кожей, так и без нее. С таким пороком жить невозможно.
  • Энцефалоцеле. Церебральные ткани и оболочки проходят через костную ткань черепа, который чаще всего не заращен. Может формироваться по центральной линии или стать асимметричным. Нередко малые энцефалоцеле путают с кефалогематомой, поэтому точный диагноз возможен только после прохождения рентгена. Небольшого размера энцефалоцеле устраняют хирургически.
  • Микроцефалия, при которой мозг имеет малый объем и вес, означающие недоразвитость органа. От этой патологии страдает 1 ребенок на 5000. Голова малыша становится меньше, а также выражены диспропорции между лицом и черепом. Именно от этого вида порока страдают 12% всех детей, больных олигофренией. И чем выраженнее он, тем больше шансов, что ребенок будет подвержен идиотии и отставанию в физическом развитии.
  • Макроцефалия, когда головной мозг слишком большой и по объему, и по массе. В отличие от предыдущего вида менее распространен и чаще всего идет в тандеме со сбоем в архитектонике мозга, точечной гетеротопией в белом веществе. Этим врожденным порокам всегда сопутствуют отсталость в умственном развитии и судорожные синдромы. У детей может встречаться патология, когда увеличено будет одно из полушарий, что становится причиной уродств из-за асимметрии черепа.
  • Церебральная дисплазия кистозного типа состоит из множества кистозных полостей в головном мозге, которые соединяются с системой желудочков. Они могут быть разного размера. Локализация также может быть повсеместной или только в одном полушарии. Больные страдают от припадков эпилепсии, которые сложно подавить даже сильными антиконвульсивными средствами. Если кист мало, то и проявления симптомов будут менее выраженными, провоцируя внутричерепную гипертензию. Они могут рассосаться сами по себе.
  • Голопрозэнцефалия, когда полушария не разделены и являются цельной сферой, в которой боковые желудочки сформировались в цельную полость. Такой порок органов приводит к грубой дисплазии лица и патологиям соматического типа. С этим не живут, поэтому дети рождаются мертвыми или гибнут в первые сутки жизни.
  • Агирия или гладкий мозг, при котором извилины органа неразвиты, а архитектоника коры сильно нарушена. Дети страдают от психических и моторных расстройств, парезов и судорожности, что приводит к смерти в течение первого года жизни.
  • Пахигирия, когда основные извилины слишком крупные без третичной и вторичной извилин. Присутствует сбой в архитектонике коры церебрального типа, а также борозды будут укорочены и выпрямлены.
  • Микрополигирия, при которой кора головного мозга изрезана большим количеством малых извилин и насчитывает 4 слоя, когда нормой является 6 слоев. Характеризуется очагами или диффузией. Из-за этого дети страдают от эпилепсии, плегии мимики, а также мышц жевательного и глотательного типа, олигофрении.
  • Гипоплазия мозолистого тела, которая развивается преимущественно у девочек. Характеризуется миоклоническими пароксизмами, сгибательными спазмами. Ей присущи врожденные пороки офтальмологического типа, большое количество хориоретинальных дистрофических очагов.
  • Корковая дисплазия фокального типа возникает из-за поврежденных участков мозга, где будут огромные нейроны и аномальные астроциты. Преимущественная локализация — височная и лобная зона. Больные могут делать хаотичные движения или длительно топтаться на одном месте.
  • Гетеротопия, характеризуется скоплением нейронов, которые не успели в нейронной миграции попасть в кору головного мозга. Эти очаги бывают как одиночными, так и множественными. Не накапливают контраст, как в случае с туберозным склерозом. Ей характерна олигофрения, эпилепсия. Если очагов мало, то первые симптомы могут проявляться после десятилетнего возраста.

Диагностика пороков

Для выявления некоторых патологий не нужны специальные исследования, особо тяжелые случаи диагностируются визуально. Другие патологии диагностируют по:

  • ЗПР;
  • гипотонии мышечной ткани в неонатальный период;
  • судорожности в первые дни жизни.

Для исключения патологии головного мозга из-за гипоксии или родовой травмы изучают анамнез, где будет прописана вся информация о родовой деятельности. В период беременности пороки головного мозга у плода выявляют с помощью ультразвукового исследования. Уже в первом триместре будут видны серьезные сбои, поэтому женщине предлагают избавиться от такого плода.

Безусловно, на такое решение не стоит соглашаться, имея данные только с одной лаборатории. Но если их подтвердят другие независимые учреждения, то не стоит медлить с решением.

Ведь чем дольше плод находится в женщине, тем больше она к нему привыкает и любит.

Совет

После аборта или искусственных родов женщине нужна не только поддержка семьи, но и квалифицированного психолога, чтобы легче перенести такой поступок.

Ряд пороков выявляют с помощью нейросонографии через родничок ребенка, но более информативным и результативным считается МРТ, которое покажет не только характер и локализацию патологии, но и размер кисты, гетеротопии. С ним легко провести дифференциальное исследование при поражении мозга от травмы, гипоксии, опухоли, инфекции. При наличии судорожности подбор терапии проводят с помощью ЭЭГ.

Если церебральные аномалии передаются по наследству, то без консультации у генетика не обойтись. Он проведет генеалогическое исследование и ДНК-анализ. Чтобы выявить сопутствующие аномалии, проводят:

  • УЗИ сердца, почек, брюшины;
  • рентген грудной полости;
  • МРТ других органов.

Терапия

Лечение патологий врожденного типа в головном мозге зачастую симптоматическое. Его проводят детские:

  • неврологи;
  • педиатры;
  • эпилептологи.

Для подавления судорожных симптомов назначают препараты антиконвульсионного типа, как Карбамазепин, Ламотриджин и Вальпроат. Но ввиду того что эпилептические припадки у детей крайне стойки к такому лечению, для их устранения назначают комбинацию антиконвульсивных средств. Не всегда это положительно сказывается на самочувствии ребенка, что усложняет терапию и подбор лекарственных препаратов.

Чтобы убрать гидроцефалию, назначается дегидратационное лечение, в крайних случаях проводят шунтирование. Для улучшения метаболических процессов в нормально развитых тканях мозга, которые могут компенсировать дефект в мозге, назначают нейрометаболическое лечение.

В нем будет преобладать Глицин и ряд витаминов. Ноотропные средства могут быть задействованы только при отсутствии эпилептических припадков.

Если ввести их наряду с эпилептическими приступами, ребенок может погибнуть из-за того, что последние серьезно усложнятся, и совершенно не будут поддаваться коррекции.

Если церебральные пороки имеют легкую форму, то эффективной окажется коррекция нейропсихологического типа, активная работа психолога и его сопровождение ребенка длительное время. Полезны терапия рисунком и обучение малыша в специализированных образовательных учреждениях.

Читайте также:  Химическое вещество на бумаге для кассовых чеков опасно для здоровья

Все это позволит приучить ребенка к самообслуживанию, снизить выраженность олигофрении и дать малышу социальную адаптацию. Чаще за такими детьми нужен постоянный присмотр, который преимущественно осуществляют родители, не отказавшиеся от него после получения диагноза.

Чем тяжелее порок, тем менее положительный прогноз для ребенка. Еще хуже, если эпилептические припадки начались рано, и их сложно корректировать. Ухудшают положение ребенка и сопутствующие патологии. Такой тандем редко совместим с жизнью.

Обратите внимание

Нужно понимать, что такая жизнь – это мучения и ребенка, у которого не будет полноценной жизни, и его семьи, т. к. уход за ним нужен постоянный, и он не всегда легок, как кажется.

Поэтому если диагностируют патологию на ранней стадии беременности, нужно прислушиваться к врачу и не давать жизнь, которую такому ребенку будет невероятно сложно прожить.

Источник: https://GolovaUm.ru/zabolevaniya/vrozhdennye/porok-razvitiya-golovnogo-mozga.html

Минимальная мозговая дисфункция (ММД)



Загадочная аббревиатура ММД в детской неврологии появилась относительно недавно. Так обозначают легкие изменения центральной нервной системы. На их фоне у малышей могут наблюдаться нарушения поведения, трудности в обучении, речевые расстройства.

И хотя речь идет о легких нарушениях, неприятностей они могут доставить много — и ребенку, и его родителям. Неусидчивых и невнимательных, шумных или наоборот слишком «тихих» — таких детей уже с детсадовской поры воспитатели записывают в неудачники.

Им пророчат карьеру двоечника в школе, а подчас и вовсе «списывают со счетов», полагая, что больших успехов эти «лодыри» все равно не добьются. А между тем, детишки с ММД нисколько не уступают в интеллектуальном развитии своим сверстникам. Более того — зачастую они талантливее и восприимчивее к знания, чем остальные дети.

Просто обучаться нашим героям труднее, а значит и подход к ним должен быть особенным. Им нужна помощь, а вовсе не обвинения в лени и невнимательности.

Самая частая причина ММД — родовая травма

Самая частая причина ММД — это родовая травма, которая в карте новорожденного может фигурировать под диагнозами «асфиксия», «гипоксия плода», «повреждения шейного отдела позвоночника», «перинатальная энцефалопатия» и др. Причем, по оценке специалистов, число таких детей сегодня составляет 70-80%. 

Стремительное прохождение по родовым путям, окситоциновая стимуляция, кесарево сечение, возможные ошибки акушерки — все это может спустя годы аукнуться ослаблением той или иной функции детского организма. Почем же не сразу? Требуется время, чтобы ребенок дорос до очередного этапа, на котором проявится давно заложенное нарушение.

Вот и получается, что диагноз ММД чаще всего появляется в карточке ребенка лишь во время диспансеризации перед школой, а то и в первом классе. Малыш начинает учиться, его нервная система получает серьезную нагрузку, и симптомы ММД заявляют о себе во всеуслышание. Бывает, что ребенок бойко читает, а в тетради выводит каракули.

Важно

Или, наоборот — с почерком проблем нет, а слова разбирает по слогам, как маленький. Могут «подкачать» устный счет, внимание или память. Некоторые дети путаются в пространственных ориентирах «право-лево», «верх -низ», зеркально воспроизводят числа и буквы… Бывают и другие отклонения, но всплывают они уже в школе или на подготовительных занятиях.

Однако внимательные родители смогут заподозрить неладное задолго до ученической поры.

Как можно заподозрить у ребенка ММД?

Искать приметы ММД следует не только в плохом поведении и неуспеваемости малыша. Известно, что нервная система вместе с мышечной, костной и системой кровообращения — это единое целое.

И нарушение функции со стороны одной из них всегда вызывает сбой в других. Поэтому ММД — всегда комплекс симптомов, набор проблем, причем у каждого ребенка – индивидуальный.

Как можно заподозрить у ребенка ММД ?

  • В младенческом возрасте он был очень беспокойным, много плакал, кричал без видимых на то причин, у него был нарушен мышечный тонус.
  • Малыш чуть позже стал переворачиваться, ползать (или вообще не ползал), самостоятельно сидеть, вставать, говорить первые слова, простые предложения. Долго ходил на цыпочках.
  • У него чересчур вытянутая, слишком большая или нестандартной формы голова, не несимметричное лицо, слишком оттопыренны уши (избыточная лопоухость)
  • Кроха носит очки, чтобы исправить косоглазие или прогрессирующую близорукость, дальнозоркость или астигматизм.
  • Малыш непоседлив, раздражителен, неуправляем, все время торопится, суетится, капризничает по пустякам. Или наоборот, излишне «гиподинамичен», тихий и незаметный всегда и во всем.
  • На развивающих занятиях он приступает к заданию, не дослушав инструкции. Делает много ошибок и не исправляет их. Ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.
  • Кроха просыпается несколько раз за ночь, крутится в постели, вскрикивает во сне и дергает ногами. Вечером с трудом засыпает, а утром прячется под одеяло, отказываясь вставать. Скорее всего, вы считаете его «совенком».
  • Часто подхватывает вирусные инфекции, круглый год ходит с насморком, у него случаются отиты, аллергодерматозы, носовые кровотечения.
  • Он склонен к проблемам с пищеварением: дисбактериозу, запорам, болям в животе, метеоризму.
  • Ребенок слишком быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит, врачи диагностируют у него плоскостопие, нарушение осанки или Х- образную форму ног.
  • Он периодически жалуется на головные боли, головокружения, у него бывают немотивированные обморочные состояния.
  • Малыш страдает энурезом (ночное недержание мочи)
  • Он неважно чувствует себя при перемене погоды и магнитных бурях.
  • Заикается или неправильно произносит слова, плохо запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.
  • Ему плохо удаются спортивные игры, он никак не может обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстаёт от сверстников.
  • Он испытывает затруднения при выполнении мелких движений: застегивании пуговиц, шнуровании ботинок, шитье, при пользовании ножницами.

Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего дошколенка, не откладывайте визиты к специалистам.

Лечение ребенка с ММД всегда должно быть комплексным: наблюдаться придется у невропатолога, логопеда, ортопеда и других специалистов. Не пренебрегайте назначениями врачей — иначе симптоматика может усиливаться.

Но в то же время, имейте в виду, что главное в процессе лечения ММД — благоприятная атмосфера в семье, режим и коррекционные мероприятия, способствующие выздоровлению малыша.

ММД: памятка для родителей

Еще раз остановимся на том, что дети с ММД иначе, чем остальные малыши воспринимают и усваивают информацию, они чуть по другому мыслят. Потому такие дети требуют к себе особенного отношения. И, конечно, важная роль здесь отводится родителям:

  • Самое главное – соблюдать режим дня. Постарайтесь следить за тем, чтобы малыш вставал, ел, гулял, занимался уроками, ложился спать каждый день в одно и тоже время. Привычные действия синхронизируют работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.
  • Не расстраивайтесь, если ребенок не усваивает учебный материал сразу. Терпеливо занимайтесь с ним, повторяйте, возвращайтесь к пройденному. Малыш фиксирует информацию (даже если вам кажется, что это не так!), накапливает и однажды обязательно выдаст её на-гора.
  • Во время занятий давайте короткие, четкие и наглядные инструкции. Например, чем говорить: «Отступи четыре клеточки», лучше просто покажите пальцем.
  • Если ребенок требует вашего присутствия при выполнений каких-либо заданий – посидите рядом. Зачастую малышу нужна даже не помощь, а просто ваша поддержка. Не переживайте: со временем его самостоятельность обязательно проявится.
  • Не заставляйте кроху сидеть неподвижно всё время занятий, чаще устраивайте физкультминутки. У детей с ММД нарушена подвижность диафрагмы: чтобы нормально дышать, им просто необходимо двигаться! Если же во время занятий ребенок перевозбудился, используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Старайтесь, чтобы ребенок спал не меньше 10 часов в сутки. Желательно сохранить и дневной сон. Если малыш плохо засыпает по вечерам, можно увеличить физические нагрузки в течении дня (но не вечером!). Не перегружайте ребенка занятиями, особенно по вечерам. Помните, что умственное переутомление вызывает бессонницу, а вот если ваш малыш устанет физически, то заснет без проблем.
  • Почаще предлагайте ему творческие занятия: лепку, мозаику, паззлы, конструктор, аппликацию. Это поможет ребенку разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память, пространственную ориентировку и усидчивость.
  • Следите за тем, чтобы рацион ребенка включал продукты с повышенным содержанием магния (рыба, орехи, соя, хлеб с отрубями, тахинная халва, свежие фрукты, ягоды, зеленый лук, укроп, петрушка). Недостаток магния в крови усугубляет течение ММД.
  • Из спортивных занятий вашему малышу полезны плавание, хореография, художественная гимнастика, танцы и гармонизирующие восточные единоборства – ушу, айкидо (но не каратэ!).
  • Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Если замечаете, что ребенок устал от общения с товарищем, аккуратно предложите детям на сегодня игры закончить. Перевозбуждение вашему малышу ни к чему.
  • Договаривайтесь заранее обо всех волнительных мероприятиях (походу к врачу, примерном поведении в театре и т.д.).
  • Минимизируйте «общение» с телевизором и компьютером! (не более 30 минут в день!)
  • Скорректировать состояние малыша помогут лечебные ванны: солевые (2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды) или с пустырником. Температура воды – 37-39 °. После процедуры малыша следует ополоснуть водой на 1° прохладнее, надеть пижаму и уложить в постель.
  • Старайтесь, чтобы в доме ребенка окружала доброжелательная атмосфера, терпение и мягкое руководство. И никаких семейных ссор при малыше!

Лечение минимальной мозговой дисфункции в клинике «Остмед»

В лечении ММД хорошо зарекомендовал себя такой относительно новый метод, как остеопатия. Врач-остеопат, в отличие от узких специалистов работает сразу со всеми системами, рассматривая организм как единое целое.

Мы уже говорили, в основе ММД чаще всего лежит травматическое воздействие, отчего у малыша нарушается мозговое кровообращения и венозный отток. Задача остеопата понять — что мешает этим жидкостям свободно циркулировать.

При осмотре ребенка сверхчувствительные руки врача-остеопата работают как датчики и улавливают любую дисфункцию.

Если выясняется, что все дело в травме шейного отдела позвоночника и в смещении отдельных позвонков или в блоке швов основания и свода черепа, остеопатическое лечение может быть очень эффективным.

Очевидно, что никакими лекарственными средствами механические последствия травмы устранить невозможно.

В арсенале остеопата более 3000 «мягких» техник, с помощью которых можно снять напряжения в шейном отделе позвоночника, мягко «поправить» косточки и тем самым убрать препятствия для хорошего кровообращения и тока ликвора.

А организм дальше начнёт работать сам. Можно сказать, остеопат как бы направляет развитие ребенка в здоровое русло, запускает процесс самовосстановления.

Совет

Более того, опытный остеопат сможет уловить и едва наметившиеся отклонения в развитии ребенка. При обычном медицинском осмотре они не распознаются. Определив такие отклонения, удается предупредить дисфункцию.

Остеопатическое лечение безболезненно, прикосновения доктора — легкие, мягкие, нежные. При лечении детишек процедуры длятся 20-25 минут и назначаются один раз в неделю. Обычно за 4-5 процедур удается значительно оптимизировать кровоснабжение, хотя, конечно, необходимое количество процедур всегда определяется индивидуально для каждого ребенка.

Татьяна: Внуку (5 лет) поставлен диагноз ММД. Посещает логопедический детский сад. Проблемы с усидчивостью (гиперактивность), нежелание заниматься, но память хорошая. Стихи запоминает быстро. Не любит читать книги. Тяжело концентрируется на занятиях. Частая смена настроения. Беспричинная капризность. Чем помочь? Как его правильно подготовить к школе, т.к. далее проблем будет больше?.Ответ врача:Здравствуйте, Татьяна! Необходима консультация специалиста-остеопата. Правильная остеопатическая работа с ребенком способна решить многие проблемы с концентарцией, усидчивостью, вниманием и другими проявлениями страдания нервной системы.

С уважением, Шумейко Анна Сергеевна

Врач-остеопат, невролог, врач спортивной медицины.Читать далееМоему сыну, 1,1 год, поставили диагноз ММД с состоянием психоволевой дисфункции. Что это значит? АленаОтвет врача:Здравствуйте, Алена! Поражение психоволевой сферы означеает, что ваш малыш возможно будет плаксив, у него будут быстрые смены настроения, причем из крайности в крайность. Также возможно будет снижен волевой компанент, т.е. вряд-ли из него выйдет хороший спортсмен, или ему будет сложно отказаться от определенных привычек, сказать себе нет, или наоборот ДА. Сейчас сложно сказать, что будет, надо думать, что делать, как воспитывать, какую обстановку создать вокруг малыша, как кормить, как построить режим дня, чтобы свести к минимуму проявления данного диагноза.

С уважением, Шумейко Анна Сергеевна

Врач-остеопат, невролог, врач спортивной медицины.

Задать вопрос

Просмотров статьи: 9227

Источник: http://www.ost-med.ru/chto-mi-lechim/minimalnaya-mozgovaya-disfunkciya.html

Ссылка на основную публикацию