Социализация детей от года: советы родителям

Социализация без детских учреждений

Сторонников домашнего воспитания (без садика) и семейного образования (без школы) всегда ждут вопросы от окружающих касательно пресловутой социализации.

Ну ладно академические знания и практические навыки, но как он научится общаться с людьми?? Хорошо, если этот вопрос задают в вежливой форме, с реальным интересом и попыткой понять. Но часто об отсутствии социализации домашнего ребенка говорят как о непреложной истине, которую глупо даже пытаться оспаривать.

Пишу сейчас не для последней категории людей, а для тех, кто допускает идею о том, что родители могут воспитывать и учить ребенка без традиционной системы детских учреждений.

Итак, почему мы, родители, так беспокоимся о социализации? Да потому, что понимаем – ребенок может быть очень умным, талантливым, интересным, но без навыков общения ему будет не только сложно добиться чего-то в жизни, но и наверняка будет тяжело морально.

Обратите внимание

Людям, не умеющим находить общий язык с другими, в любом случае придется вступать во взаимодействие с кем-либо: дружить или, по крайней мере, сотрудничать, вступать в брак, воспитывать собственных детей.

Поэтому, разумеется, уметь общаться для человека, как социального существа, крайне необходимо.

Однако сразу возникает вопрос: почему же большинство людей считает, что социализация ребенка возможна лишь в рамках замкнутых детских групп? Думаю, причин несколько.

Основная – в том, что садики и школы укладываются в нашу концепцию жизни, «все так делают», мы в этом выросли, мы так привыкли и не можем представить, что может быть иначе.

Кроме того, отдать процесс воспитания и обучения на аутсорс однозначно проще, чем пытаться справляться своими силами. И это в принципе нормально, что родители стремятся облегчить свою жизнь. В наше смутное время воспитывать ребенка не так-то легко.

Много информации, свобода выбора, с которой непонятно что делать, отсутствие связи поколений. Еще одна причина – родители даже не рассматривают вариант домашнего воспитания/образования в силу материальных сложностей или давления окружающих.

И все-таки давайте рассмотрим сам термин «социализация». Вот что нам говорит Википедия: «Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе».

Заметьте, речь в определении не идет об общении со стандартизованной группой одновозрастных сверстников. Социализируясь, ребенок постепенно впитывает нормы и установки среды в целом.

Он узнает о том, что приемлемо в обществе, а что нет, как правильно взаимодействовать с людьми разного возраста, как выполнить действия, необходимые для жизни и требующие контакта с кем-либо.

Социализация нужна для того, чтобы по мере взросления у ребенка не вызывали затруднений ситуации, требующие общения как с детьми разных возрастов, так и с взрослыми.

Казалось бы, организуй ребенку обычную жизнь, а точнее, грамотно включи его в свою: пусть находится рядом с родителями, когда они работают, общаются с друзьями и соседями, ходят в гости.

Добавь кружки, детские площадки и детские центры – вот и сверстники. Кажется, как раз получится естественная, ненасильственная социализация… Но нет, противники домашней жизни детей скажут: это всё не то.

А как же постоянные друзья из садика/школы, детские «группировки», первая любовь?

А я вот сразу думаю – да, многие из нас вспоминают хорошие моменты из школьного детства (садик обычно мало кто помнит).

Важно

Но не сходно ли это со «стокгольмским синдромом», когда сознание людей, оказавшихся в заложниках, не могло принять сей факт, и они начинали оправдывать и возвеличивать террористов? Память сглаживает негативные моменты прошлого, и мы вспоминаем детство как нормальное, хорошее, а школу как важную и нужную «школу жизни».

Но действительно ли так нужна нам была именно та дружба, навязанная обстоятельствами, именно та первая любовь (а если честно, наверняка ведь там и не любовь была)? Или мы просто смирились с тем, что было, и для самоуспокоения решили, что это было лучшее из возможного?

Еще один момент про усвоение социальных норм. Ребенок учится у своих сверстников. У замкнутой группы детей, волей случая ставших одной «командой». Но как можно научиться чему-то у того, кто сам еще незрел ни интеллектуально, ни морально? В условиях аквариума, в оторванности от самых близких и важных людей – родителей.

Неудивительно, что в школах процветает жестокость по отношению к неблагополучным или отличающимся чем-то от других одноклассникам. Я вспоминаю травлю двух мальчиков в двух классах, где я училась. Избиений не было, но! Один, из начальной школы, в итоге ушел в другую школу, а другой всю среднюю страдал от шуточек и даже оскорблений в свой адрес.

Вот такие жертвы обстоятельств. Зато другие впитали «социальные нормы»… Уверена, сейчас большинство моих сверстников достаточно зрелые люди, чтобы не позволить себе оскорбить кого-то только за внешность или медлительность. А искусственная детская среда часто жестока, и это вполне логично.

Дети мстят (подсознательно) окружающему миру за свою слабость, невозможность изменить то, что не нравится.

Одна из основных проблем воспитания/обучения в детских учреждениях – это нарушение привязанности к родным, в первую очередь, родителям. Об этом много и хорошо пишет Ньюфелд.

Ребенок в садике, и особенно в школе начинает рассматривать мир через призму мнения сверстников, он отдаляется от главных в его жизни людей. Интересы детей поверхностны, сами дети эгоистичны – это нормально и естественно.

Но нахождение в замкнутой группе сверстников приводит к тому, что ребенок волей-неволей принимает за норму поведения в обществе именно детское поведение и отношение к другим людям. Он не усваивает нормы общества, он усваивает нормы детского общества.

Кстати, дети, выросшие в детдоме, имеют серьезные проблемы с социализацией. Именно потому, что учились у других таких же незрелых детей, не видели настоящей взрослой жизни. Вот это нужно для социализации – больше, чем всё остальное!

Последний довод, который приводят сторонники детсадовской и школьной социализации – это важность осознания, что мир не добрый. Это если сказать кратко. Формулировки обычно такие: «чтобы знал, что такое конфликты», «нечего растить тепличного», «пусть знает, что не все с ним будут сюсюкаться, как родственники».

Совет

Но мне кажется, не нужно бояться дать ребенку больше любви и счастья в детстве, напитать его комфортом и благополучием по максимуму, дать поверить, что мир хороший. А позже он будет притягивать к себе счастье, как магнит. По себе знаю, что качество детства накладывает огромнейший отпечаток на всю жизнь.

Не зря очень многие взрослые люди находятся в плену детских травм (не только связанных с родителями, но и, например, с детским коллективом, неудачной первой «любовью»). А потом приходится заново учиться верить, что не везде стоить ожидать угрозы, не всегда ты будешь отвергнут.

Тепличных, изнеженных людей, по-моему, намного меньше, чем побитых жизнью.

В заключение скажу: у меня нет цели оскорбить и принизить воспитание и обучение в детском саду и школе. Я не считаю, что они всегда и всем вредны. Я не психолог и не идеальный родитель. Но мне хочется разобраться в вопросе, какой именно должна быть социализация ребенка.

И логика мне подсказывает, что подневольное посещение заведения, где один/два/три взрослых «управляют» группой детей – это не социализация. Исторические факты о воспитании дворянских детей и опыт знакомых, вставших на путь семейного образования, подтверждают мои мысли.

Идеальная социализация в моем понимании – это воспитание ребенка в спокойной и гармоничной среде, где есть дети и взрослые, люди разного образования и профессий, включенность в общение родителей с их друзьями и коллегами, участие с малых лет в родительской деятельности, путешествия по миру, посещение мероприятий и занятий (кружков и мастер-классов) по интересам ребенка, общение в детско-родительских клубах и многое-многое другое. Да, это может быть сложно, да, это не для всех – но все-таки реально. То, что социализация возможна только в садике и школе – просто установка. Можно упереться в нее рогом, а можно принять, что бывает и по-другому. И, возможно, по-другому – это лучше, хотя бы для этой конкретной семьи.

я — автор lovingmama.ru

Нашей младшенькой скоро исполнится год (а старшей 7), и мне захотелось написать о том, как он прошел с точки зрения разницы в возрасте между девочками….

Источник: http://LovingMama.ru/entry/1100-socializaciya-bez-detskih-uchrezhdeniy

Социализация ребенка: как помочь маленькому человеку найти себя в обществе

Находясь в постоянном взаимодействии с окружающим миром, с самых ранних лет ребенок выстраивает свою социальную идентичность. Каковы этапы этого процесса?

Учиться жить в обществе

Социализация представляет собой процесс, когда ребенок усваивает нормы и ценности общества, в котором он развивается.

И это происходит раньше, чем мы думаем – с самого рождения малыш вступает в мир, чьи правила ему приходится принимать и уважать. Месяц за месяцем он выстраивает свою социальную индивидуальность.

Обратите внимание

И наиболее эффективно это происходит, когда ребенок развивается в группе, но в самом начале ему важно осознать собственную идентичность.

С самого момента рождения ребенок понимает свою уникальность и со временем отделяется от матери – это неоспоримый закон, без которого начало социальной идентификации невозможно.

Затем ребенок знакомится с другими детьми в своей семье, с родственниками, которые его окружают. Это общество способствует социализации с самого раннего возраста, потому что именно общаясь, взаимодействуя с другими, ребенок развивает коммуникативные навыки, выстраивает связь с людьми.

2-8 месяцев

В период от двух до восьми месяцев жизни ребенок начинает отделять себя от других при помощи улыбки, которая является ответной реакцией на чье-то действие. Так запускается социализация. Примерно в шесть месяцев, когда ребенок уже ползает, он делает первые шаги в общении с другими детьми в игре.

В шесть месяцев малыш четко отличает своих родителей и других людей. Примерно в восемь месяцев может появиться такой феномен, как боязнь чужих людей.

К этому моменту он уже очень чутко различает, кто рядом с ним – кто-то свой или чужой. С восьми месяцев, когда малыш ползает. Он может приближаться к тому, кто ему нравится.

Улыбаться ему, касаться его – это важнейшие ступени социализации. В это же время появляется ревность.

8 месяцев-4 года

С течением времени малышу становится все труднее усидеть на месте. Сначала он ползает, затем начинает ходить, с интересом изучая мир вокруг себя. В 12-18 месяцев ребенок уже ходит, и в его жизни начинается новый этап – он становится все более независимым, но вместе с тем продолжает учиться жить в обществе, играя с другими детьми и со своими родителями.

Важно

В три-четыре года очерчиваются границы личного пространства. Например, ребенок может выбрать – играть в группе или одному. К четырем годам отношения внутри группы детей становятся более структурированными.

6-13 лет

В 6-7 лет наступает важнейший этап в жизни ребенка – он начинает учиться, постоянно находится в окружении сверстников и взрослых людей. В этот период у ребенка уже существует понятие дружбы, уважения другого человека.

В 8 лет проявляется эмпатия – понимание другого человека, способность мысленно поставить себя на его место.

В десять лет достигается определенная автономия, которая затем будет усиливаться, чувство справедливости, ощущение лжи.

В 10-11 лет ребенок обретает свой круг друзей, собственную компанию, как в среде школьных товарищей, так и сверстников за пределами школы. Он учится уважать законы, по которым строится общение.

В двенадцать лет усваиваются правила поведения, которые приемлемы и неприемлемы в обществе.

Мальчики и девочки

После детства наступает период отрочества. Ребенок уже вырос и усвоил достаточное количество правил жизни в обществе. Подростки начинают обосабливаться, отделять себя от родителей, что может происходить как малозаметно, так и достаточно болезненно в зависимости от его характера и семьи. Но у девочек и мальчиков разные этапы протекают в разных ритмах.

Период противопоставления себя окружающим у девочек происходит в 12-13 лет, у мальчиков – в 14-15. Это время отрицания, которое можно сравнить с «нет» и «я не хочу» в возрасте двух лет.

Совет

Позже у подростков наступает период, когда им необходимо самоутверждение. У девочек это 13-16 лет, у мальчиков – 15-17 лет.

Подростки активно противопоставляют себя обществу, в котором живут, требуя уважения к себе, своим желаниям, настаивая на собственной взрослости и независимости. Это очень трудное время как для самих подростков, так и для их родителей.

Читайте также:  Суп на курином бульоне - лучшие рецепты. как правильно и вкусно приготовить суп на курином бульоне.

Роль последних очень важна, потому что им необходимо заново завоевать доверие своих детей, обеспечивая им поддержку.

Дать шанс на общительность

Родители играют первостепенную роль в процессе социализации своего ребенка. Семья – это неоспоримо главное место, где он получает пример и навыки общения с другими людьми. Индивидуализация ребенка начинается еще в период, когда он находится в младенческом возрасте.

Постепенно он растет и развивается, готовясь к отдалению от своей матери, которая в первые месяцы жизни практически не покидает его и все время рядом. Но в будущем мать должна позволять ребенку быть самостоятельным и проявлять свою личность и строить отношения с другими людьми.

Для этого существуют кружки, секции, где ребенок может заниматься спортом, театров, танцами и другими видами коллективной деятельности. Это даст не только навыки общения, но и разовьет в ребенке чувство самоуважения.

Помочь застенчивому ребенку

Застенчивость, стеснительность, отсутствие уверенности в себе, низкая самооценка всегда идут из семьи. Если над ребенком подшучивали старшие братья и сестры, родители, происходит блокировка, возникает чувство страха общения с другими людьми и нежелание начинать общение и развиваться в социуме.

Роли родителей в решении этой проблемы отводится первое место. Они должны всячески способствовать общению ребенка с друзьями, его вращению в кругу сверстников, поощрять его инициативы, развивать интеллект, ориентировать на коллективную деятельность.

Обратите внимание

Что нужно делать родителям, чтобы их ребенок не замкнулся в себе? Прежде всего, никогда в его присутствии не говорить ему чего-то, что унижает его. Напротив, необходимо всячески подбадривать его, показывать свою гордость и довольство, не критикуя и не предъявляя слишком высоких ожиданий.

Источник: http://www.womenclub.ru/children/4240.htm

Миф о ранней социализации детей

Замечательная статья, её стоит прочитать до конца. Особенно хотелось бы отметить для себя следующие моменты:

1) «Здоровая социализация действительно происходит у домашних детей, дети, обучающиеся на дому, принимают участие в ежедневной жизни сообщества. Совершенно точно, что они не изолированы от людей; на самом деле, они общаются и чувствуют себя ближе ко всем типам людей».

2) «Что дает ранее обучение для маленьких детей, доктор Ньюфелд просто ответил: «Единственная выгода — это освобождение родителей от ухода за детьми».

3) «К пятому году жизни, если все протекает непрерывно и безопасно, начинается эмоциональная близость.

Ребенок отдает свое сердце тому, к кому он привязан, и это — невероятно важно … Самое главное — это установить сильные и глубокие эмоциональные связи с теми, кто воспитывает ребенка.

И на этом должен делаться акцент в нашем обществе. Если бы мы это делали, мы бы посылали наших детей в школу позже, а не раньше».

А вот и полная версия статьи, приятного чтения)))

Дети должны идти в школу позже, а не раньше, считает канадский психолог развития доктор Гордон Ньюфелд. Он добавляет, что программы «раннего развития» не дают маленьким детям никаких преимуществ. Почему тогда наше общество идет по противоположному пути?

«Я хочу быть уверен в том, что мой сын учится общаться с окружающими,»- скажет один родитель. Другой добавит:«Моя дочь застенчива. Я хочу, чтобы она находилась с другими детьми, это ей поможет выйти из ее «скорлупы».» Третий может с энтузиазмом сообщить, что его ребенок любит всех своих друзей в садике: «Она ждет — не дождется, чтобы пойти туда и провести с ними время!»

Важно

Это только некоторые из вещей, которые говорят родители, когда речь заходит о преимуществах, которые они видят в социальных условиях, обеспечиваемых дошкольными учреждениями, садиками и шестичасовым нулевым классом. Родители справедливо обеспокоены тем, умеют ли их дети общаться друг с другом.

Однако, правда ли то, что раннее взаимодействие со сверстниками оказывает позитивное воздействие на социализацию маленьких детей? Канадский психолог развития, доктор Гордон Ньюфелд говорит, что это не так, особенно когда речь идет о том, что маленьких детей помещают в «социализирующую» среду прежде чем они к этому готовы.

Что такое социализация?

Слово «социализация» может означать разные вещи для разных людей. Доктор Ньюфелд разъясняет что не является социализацией для маленьких детей: «Наверное, самым большим мифом является идея, что общение с равными приводит к социализации».

Социализация означает, что детей воспитывают приспособленными для жизни в обществе, чтобы они могли вырасти и стать такими взрослыми, которые приносят пользу, могут с уважением общаться с другими людьми как на работе, так и дома, с коллегами, с семьей и с друзьями.

Тема успешной социализации приобретает особый интерес там, где в средствах массовой информации регулярно появляются сообщения о травле в школе. Для доктора Ньюфелда и его коллег из Института Ньюфелда, социализация — это нечто большее, чем просто умение хорошо ладить со сверстниками. Социализация включает в себя умение строить отношения с окружающими, оставаясь в то же время самим собой.

Как из одного получить другое?

В качестве примера, доктор Ньюфелд рассказывает об учительнице, которая неспособна высказать свое мнение из страха создать конфликт. Представьте собрание персонала, на котором эта учительница предпочтет смолчать, а не кому-то возразить.

Создается видимость, что учительница «очень приятный человек» и хорошо умеет ладить с другими — возможно, она советует делать то же самое и своим ученикам.

В действительности же она просто не может сохранить свое собственное «я» перед лицом конфликта.

Постоянное согласие со всеми и стремление «быть хорошим» могут на самом деле быть скрытыми признаками незрелой личности.«Необходимо быть в достаточной степени отдельной личностью, чтобы, общаясь с равными, не терять своей индивидуальности», — говорит доктор Ньюфелд.

Совет

Он добавляет, что тот, кто всегда «ладит» со всеми, возможно не сможет дипломатично общаться без потери своей целостности. Если такая форма зрелого самовыражения может быть сложной для взрослых, насколько труднее детям?

«Преждевременная социализация, — говорит доктор Ньюфелд, — всегда считалась самым большим злом в воспитании детей… Когда детей слишком рано помещают вместе, прежде чем они могут быть самими собой, они становятся такими же как все, и это ломает их индивидуальность, а не оттачивает ее.»

Привязанность прежде всего

Одной из проблем помещения большого количества малышей в группу — проблема ориентации на сверстников. Это означает, что маленькие дети привязываются к своим сверстникам, а не ко взрослым.

Понятие привязанности, которое в основном было разработано психологом Джоном Боулби, обозначает инстинкт, который заставляет взрослых заботиться о детях и детей принимать эту заботу от взрослых.

Крепкая привязанность в раннем возрасте необходима для эмоционального развития взрослого. По словам Боулби, привязанность — это тенденция «человеческих существ создавать сильные эмоциональные связи с важными для них людьми.»

Люди — очень общительные существа. Но некоторые отношения для нас являются более приоритетными, и мы очень избирательны в том, кто занимает эту позицию. Именно через такие отношения мы развиваем свое самосознание.

Что важно, важные для нас люди (или те, кого мы чаще видим и по-настоящему любим) должны быть постоянными в нашей жизни. Эти люди не должны исчезать из нашей жизни — сильная привязанность это совсем не то, что маленькие дети должны «перерасти».

Это одна из причин почему сотрудники детских садов никогда не смогут заменить родителей: работа — это всего лишь работа, служащие меняют место жительства или место работы постоянно.

Привязанность и социализация работают вместе. Для того, чтобы дети выросли зрелыми взрослыми, которыми мы хотели бы их видеть, они должны проводить время со взрослыми, к которым они привязаны, а не с их аналогично незрелыми сверстниками.

Обратите внимание

Это означает, что, если забрать человека, к которому привязан ребенок, из его жизни — что может случится в результате смерти, болезни, отвлечения на другие дела, помещения ребенка в садик или любого другого нарушения в привязанности, и заменить на привязанность к сверстникам — ребенок становится кем-то вроде 'Повелителя мух', потому что такое 'социализированное' поведение является простым копированием, оно не исходит изнутри. Оно способно к развитию, но может и «недоразвиться».

Если родители не знают об этом, они могут интерпретировать отрицательное развитие как положительное. Трехлетка, который не может дождаться того, чтобы побыть со своими друзьями в садике, может фактически начать привязываться к своим сверстникам, а не к родителям, потому что привязанность заставляет нас стремиться быть с теми, к кому мы привязаны.

Проблема в том, что чем больше дети привязываются к сверстникам, тем меньше они привязаны ко взрослым — и это может привести к тому, что таких детей очень сложно будет воспитывать и чему-то обучать.

Когда маленькие дети проводят слишком много времени со своими сверстниками, они будут подражать тем, кого они видят рядом с собой.

Доктор Ньюфелд говорит о «затухании передачи привязанности по вертикали» в культуре, которая происходит в результате. «Сегодня у нас существует детская культура.

В Европе сейчас кризис, молодежь не интегрируется в основной «поток» общества и есть те, кто полагает, что то же самое происходит в Северной Америке».

Проблема может быть еще в том, что молодежь интегрируется в новую культуру большинства, которая не является вполне зрелой. «Дети сейчас стали частью сообщества, которое не воспроизводит себя и не сотрудничает со всем обществом в целом,» — говорит доктор Ньюфелд.

Поддержка разнообразия

Создание разнообразной среды, уважение к ребенку и предоставление возможности для его процветания — сегодня это одни из самых популярных фраз, которые используются для запудривания мозгов.

Однако, раннее помещение детей, с еще неразвитыми личностными характеристиками в обстановку группового ухода в течение долгих часов, когда они еще не в состоянии «держаться» за свои собственные особые, уникальные личности, создает сходство, а не индивидуальность.

Это является одной из причин, по которой родителям было бы неплохо отложить начало обучения в школе для своих детей на более позднее время.

Важно

Как ни странно, некоторые из тех, кто защищает домашнее обучение, делают это именно по причине необходимости надлежащей социализации для ребенка. В статье «Домашнее обучение и проблема социализации», автор Ричард Г.

Медлин подчеркивает то, что здоровая социализация действительно происходит у домашних детей, что «дети, обучающиеся на дому, принимают участие в ежедневной жизни сообщества.

Совершенно точно, что они не изолированы от людей; на самом деле, они общаются и чувствуют себя ближе ко всем типам людей.»

По словам Хелен Вард, проблема с детьми, социализирующимися в школе, состоит в том, что они могут быть непостоянными в своей дружбе. «Друзья» ребенка не являются в действительности «друзьями» в полном смысле этого слова.

Они не являются зрелыми людьми, которые знают, что делать в ситуации чужого страдания или расхождения во мнениях.

«Сверстники хотят, чтобы вы были такими же как они, — говорит Вард и резюмирует, — В результате выражение индивидуальности и личностный рост замедляются».

Разрушение духа детства

Когда-то в 1988 году детский психолог Дэвид Элкинд написал свою книгу «Ребенок, которого подгоняют». Элкинд беспокоился, что детей все более и более воспринимают как мини-взрослых.

Копируя взрослую жизнь, ребенка подвергают академическому давлению в садиках и подготовительных школах. Детские спортивные команды используют профессиональную униформу и несчастных игроков маленького роста исключают из игры. Детская одежда походит на взрослую.

Это беспокоило Элкинда двадцать лет назад, и ситуация сегодня мало изменилась.

Еще одним доказательством, что даже самые маленькие из детей подвергаются взрослым стандартам, является «Акт раннего развития» (EDI). Под предлогом улучшения помощи детям, этот акт заставляет учителей отвечать на кучу совершенно субъективных вопросов о физическом, академическом и эмоциональном мастерстве ребенка, а затем регистрировать как и каким образом дети «отстают».

Совет

Активисты используют эти некорректные исследования, чтобы лоббировать более ранние образовательные программы для все более младших возрастов. В Онтарио, например, специальный советник премьер-министра Макгинти желает создать школы как центры, где детей можно будет оставить на целый день, возможно в течении круглого года, чтобы достичь большей «готовности к школе».

Когда Франсуа Лего, член «Коалиции для будущего Квебека» недавно предложил, что средняя школа должна продолжаться столько же сколько работа с 9 утра до 5 вечера, некоторые сочли это провокацией.

Читайте также:  Ювелирные украшения расскажут о характере женщины

В действительности же, те ученики младших классов, которых помещают в группы присмотра до и после школы, уже имеют взрослый рабочий день, и то же самое можно сказать относительно малышей в садике.

Жизнь ребенка расписана до минуты и у него остается совсем немного времени на то, чтобы побыть просто ребенком.

Когда доктора Ньюфелда спросили, что дает ранее обучение для маленьких детей, он просто ответил: «Единственная выгода — это освобождение родителей от ухода за детьми. Но нет никакого выигрыша для выполнения родительских обязанностей. Это совсем другое дело».

Что делать?

Доктор Ньюфелд подчеркивает что то, кем являются родители для своих детей имеет большее значение, чем то, что они делают.

Это исследование не предназначено для того, чтобы испугать родителей, чьи маленькие дети находятся целый день в садике. Однако было бы полезно понять, зачем ваши дети находятся там. Некоторые родители помещают своих детей в садик именно с целью социализации; согласно исследованиям, это ошибочная причина.

Тем родителям, чьи дети должны находиться в садиках, было бы полезно узнать, что «раннее обучение» может происходить только в обстановке привязанности ко взрослым.

Обратите внимание

Иногда родители сами оказывают давление на воспитателей, чтобы те обеспечивали «обучающие материалы» для все более младших по возрасту детей.

Когда родители получают «табель успеваемости» своих детей с плохими отметками, это еще более усиливает беспокойство родителей, которые считают, что их дети отстают.

Согласно доктору Ньюфелду, способность к здоровым отношениям закладывается у ребенка в первые шесть лет жизни. «Это — основа всего, — говорит он. — К пятому году жизни, если все протекает непрерывно и безопасно, начинается эмоциональная близость.

Ребенок отдает свое сердце тому, к кому он привязан, и это — невероятно важно … Самое главное — это установить сильные и глубокие эмоциональные связи с теми, кто воспитывает ребенка.

И на этом должен делаться акцент в нашем обществе. Если бы мы это делали, мы бы посылали наших детей в школу позже, а не раньше».

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/375849969-347655180/

Как помочь социализироваться ребенку

В три года у ребенка наступает первый ответственный этап: большинство из них отправляются в детский сад. И если один малыш легко преодолевает эту черту, то другому детский сад представляется камерой пыток. Как научить ребенка общаться со сверстниками и воспитать его открытым коммуникабельным человеком?

Мы привыкли, что для жизненного успеха сегодня нужны не только знания, но и немалые социальные навыки. Умение нравиться людям, вести продуктивный диалог, завязывать контакты во многом определяют и дальнейший уровень жизни, и карьерный рост. Так как воспитывать малыша, чтобы социализация развития ребенка не превратилась для вас в катастрофу?

Как научить ребенка дружить

  • Поможет личный примерБольшинство моделей поведения дети заимствуют в семье. Поэтому если вы сами нелюдимы и не любите гостей, не удивляйтесь, что у ребенка возникают проблемы при общении со сверстниками. Учить его дружить следует прежде всего на личном примере. Приглашайте домой своих друзей с детьми, устраивайте совместные поездки, чтобы ваш малыш привыкал общаться с разными людьми в разных ситуациях.
  • Учите дружбеЧто делать, если у ребенка нет друзей? Общение со сверстниками может оказаться для ребенка не таким простым делом. Поэтому если ваш ребенок не общается с детьми в детском саду, попробуйте научить его общению. Поиграйте в сцену знакомства, используя любимые игрушки. Пусть, например, мишка решит познакомиться с собачкой, а их роли исполните вы и ваш малыш. Так в игре ребенок запомнит, что при первом знакомстве нужно проявить вежливость, улыбаться и заинтересовать собеседника. Посмотрите вместе мультфильмы о дружбе, а затем обсудите с ребенком увиденное. Пусть его заинтересует общение со сверстниками, а вы сами, возможно, увидите в мультфильмах примеры, которые подскажут, как научить ребенка дружить.
  • Больше бывайте среди детейБольше проводите времени на детской площадке, чтобы ваш ребенок мог пробовать знакомиться со сверстниками и поддерживать отношения. Устраивайте детские дни рождения, позвольте ребенку приглашать к себе друзей, чтобы он мог в комфортной обстановке учиться общению. Эти меры помогут, если ребенок не общается с детьми в детском саду.
  • Больше общайтесь в семьеПриняты ли у вас в семье задушевные разговоры? Может быть, ребенок не общается с детьми в детском саду, потому что видит, что и его родственники в домашнем кругу скорее молчаливы, чем открыты? Больше расспрашивайте малыша о его впечатлениях, пусть он делится с вами мыслями и чувствами, заодно обучаясь выражать их словами, вступать в диалог.

Задать вопросЗаписаться на пробное занятие

Чего делать не стоит

  • Ругать ребенка и упрекать его в глупостиВы не поможете делу, оскорбляя малыша, а только разовьете чувство неуверенности в себе, и замкнутость будет только нарастать. Ваш благожелательный тон, терпение, любовь помогут больше, чем критика.
  • Заваливать малыша игрушкамиПолучая самые разнообразные игрушки, ребенок приучается играть с ними, а не строить совместные игры со сверстниками. Социализация развития ребенка проистекает среди живых детей, а не среди плюшевых и механических игрушек.
  • Торопить событияСоциализация детей начинается примерно в три года. Не стоит пытаться научить его общению со сверстниками раньше, когда он еще не готов делиться и не заинтересован в них. И даже если ваш трехлетка предпочитает играть один, не торопите его, а лучше мягко покажите преимущества общения с другими детьми.

Что должно насторожить

Иногда замкнутость может быть признаком развития аутичности. Если ребенок не умеет общаться, обратите внимание, присутствуют ли в его поведении следующие особенности:

  • Ребенок долго не говорит, либо начинает говорить внезапно, без стадии лепета.
  • Чаще всего ребенок играет, расставляя игрушки в ряд.
  • Его интересы крутятся вокруг одной сферы, которой он полностью поглощен.
  • Ребенок чаще всего отводит глаза, его беспокоит зрительный контакт.
  • Ребенок не скучает без родителей и легко переносит их отсутствие.Сами по себе эти факторы еще не свидетельство заболевания, однако повод обратиться к врачу или психологу, которые помогут выяснить, почему ребенок не умеет общаться.

Социализация детей – непростой и довольно длительный процесс. Если вы задаетесь вопросом, что делать, если у ребенка нет друзей, обратитесь в развивающие детские студии.

Здесь ребенок в дружелюбной атмосфере учится взаимодействовать с коллективом и вместе со сверстниками достигать общих целей.

Важно

Так, например, достичь успехов помогает методика Марии Монтессори, которую практикуют в детском центре «Апрель».

И помните, что тяга к общению – весьма индивидуальная черта. Если ваш ребенок любит быть в одиночестве и не рвется в коллектив, позвольте ему развиваться в собственном темпе. Вместо того, чтобы задумываться, как научить ребенка дружить, будьте сами ему надежным другом.

Задать вопросЗаписаться на пробное занятие

Источник: http://centraprel.ru/kak-pomoch-sotsializirovatsya-rebenku/

Социализация детей 6-10 лет

Социализация — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.).

Социализация — результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания и формального обучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.[1] При широком толковании понятие «социализация» представляет собой процесс вхождения в социальную действительность через развитие психики и личности ребенка.

Социализация как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Воспитание, обучение, развитие относят к формам социализации личности, как управляемые и целенаправленные процессы социализации.

Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, способной к самореализации, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.

Тенденция роста деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, тревожность) имеет свои истоки в дошкольном детстве. Несформированная в старшем дошкольном возрасте социализация ведет к аутизму, низкой успеваемости, агрессивности, применению физической силы.

Именно в возрасте 6-8 лет закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя пути развития и успешной адаптации в социуме. Одним из ведущих механизмов социализации личности является социальная адаптация.

Психологами отмечены особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста и их влияние на успешность социальной адаптации. Возрастные особенности развития определяют основную линию социализации детей 6-8 лет . К ним относится игровая деятельность, через которую ребенок воспроизводит систему социальных отношений в обществе. С точки зрения Д.Б.

Эльконина, игра — это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. Кроме того, игра является средством освоения социальных ценностей, ролей и моделей поведения. Высокий уровень развития игры влияет на уровень популярности ребенка.

[6] Протекание процесса социализации детей 6-10 летнего возраста раскрывается через показатели: полоролевое поведение; способность разрешения конфликтов; самосознание; самооценка; усвоение социальной информации.

Функции социализации

Совет

Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества: — нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте; — личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно — мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений; — ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей определяющих образ жизни человека; — коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни; — прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом; — творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя; — компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека. Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности. [3] Особенности социализации детей 6-10 лет Физиологические особенности детей 6-10 лет Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связной аппарат легко растягивается. Постепенно формируются изгибы позвоночника, к 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 – поясничная. Позвоночник обладает большой подвижностью у детей до 8 – 9 летнего возраста. Поэтому у младших школьников нередки случаи нарушений осанки и деформации позвоночника. Длительное сидение на занятиях в школе и при выполнении домашних заданий способствует этому. В связи с этим одной из важнейших задач должно быть обеспечение правильного формирования скелета, укрепление мышечной системы и предупреждение нарушения осанки. Созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо). В младшем возрасте продолжается развитие головного мозга. Совершенствуется нервная система, развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитические функции коры. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств.[4] Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики, что может приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, быстрому утомлению. Большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствует лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков. Этим объясняется тот факт, что дети 6 – 10 лет легко могут овладевать достаточно сложными формами движений. В то же время у них слабая устойчивость к воздействию посторонних раздражителей. Это следует учитывать особенно при упражнениях на выносливость и чаще практиковать переключения с одного вида мышечной деятельности на другой. Нервная система: расширяются аналитические возможности. Ребенок размышляет над своими поступками и окружающих. Все же в поведении ребят младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.

Возрастной кризис семи лет

Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, а у других очень болезненно. Независимо от характера протекания кризиса, появления его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» к отношениям с окружающим.

Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменение в детском самосознание – формирование внутренней социальной позиции. Кризис семи лет – это кризис саморегуляции [5]. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным.

Читайте также:  Салаты со сметаной - подборка лучших рецептов. как правильно и вкусно приготовить cалаты со сметаной.

С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы. Переходный период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами — не может сдерживать, но и не умеет управлять ими.

Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Основная потребность – уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как к взрослому, на признание его суверенитета.

Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль.

На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или анархический. Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства. С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.

Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: визиты к врачу, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.

Обратите внимание

В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

На момент прихода в школу отношения школьников друг к другу регламентируются в основном нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых. Проявление кризиса шести – семилетнего возраста говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.

Сущность этого кризиса в том, что у ребенка происходит разделение внутреннего и внешнего мира. Дошкольник замыкается и становится неуправляемым, возникает внутренняя жизнь. Кризис связан с осознанием своего места в системе общественных отношений. [4]

Психосоциальные особенности детей 6-10 лет

Интеллектуальное развитие ребенка 6-7 лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений. «Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяют произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск.

Наблюдается сенсорное развитие – совершенствование различных видов ощущения, восприятия, наглядных представлений. Ребенок овладевает перцептивными действиями, т.е. вычленяет из объектов наиболее характерные свойства и усваивает такие сенсорные эталоны, как геометрические формы, цвета спектра, музыкальные звуки, феномены языка.

Более трудным для ребенка является восприятие времени — ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты)». [1] Возраст, охватывающий период жизни от 6 до 10 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.

Важно

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.

Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно – вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения.

Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам.

Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом.

Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях.

Совет

Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах. В этом возрасте дети переполнены энергией, любят действовать. В своих действиях проявляют индивидуальность, часто сорятся. Стремятся к самостоятельности. Сверхчувствительны к критике.

Любят новые и интересные занятия, в которых можно проявить свои способности и посоревноваться. Характерной особенностью психоэмоциональной сферы детей в возрасте 7-10 лет является любознательность, живой интерес ко всему новому и яркому.

Эта черта сочетается с выраженным стремлением многому подражать, а иногда что-то копировать без достаточно критического отношения к объекту внимания, поэтому личный пример родителей, их приемы нравственного и эстетического воздействия на ребенка имеют исключительно важное воспитывающее значение.

[6] Атмосфера дружелюбия, любви взрослых друг к другу, взаимное уважение и понимание, чуткая готовность немедленно прийти на помощь только облагораживают детей, способствуют формированию у них самых добрых душевных качеств, развивают мир их чувств, мыслей, взглядов в самом благоприятном направлении.

Дурной пример родителей может быть причиной формирования у ребенка безразличия к нормам поведения в общественных местах, неуважительного и даже грубого отношения к старшим, лицам женского пола, товарищам. Если в семье царят лицемерие и обман, постоянные ссоры и скандалы, все это обязательно наложит глубокий отпечаток на психику и поведение ребенка, может сделать его нервнобольным или человеком злым и жестоким, грубым и деспотичным, лживым и беспринципным. Детям 7-8 лет свойственны непосредственность и доверчивость. Взрослые должны с этим считаться и бережно относиться к проявлениям честности, искренности, прямолинейности в рассуждениях и поведении детей.[6] Ускоренное развитие интеллекта в связи с обучением в школе создает основу для более совершенного формирования эстетических и нравственных чувств у детей, для тонких переживаний, рожденных общением с природой, литературой, искусством, а главное — с людьми. Воспитание чувств у младших школьников можно считать эффективным, если родители и педагоги сумеют приобщить их к красоте природы, привить любовь к прекрасному, научат ценить душевное богатство человека, его поступки, достойные подражания. Б.А. Титов выделил несколько направленностей личности в процессе социализации на: осознание принадлежности к социально-исторической общности, усвоение и соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей, проявление социальной инициативы, природу, искусство, учение, труд, на других людей, на себя. [3]

Литературные источники

1. Лысенко Е.М.Возрастная психология. «Владос Пресс» Москва 2006г. 2. Мудрик А.Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 2006. 3. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. — СПб, 1997 4. Урунтаева Г.А. «Психология дошкольного возраста» М., «Академия » 2011г. 5. Шаграева О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс. Учебное пособие для вузов/ О.А. Шаграева. М.: Владос, 2001

6. Эльконин Д.Б. Детская психология/Д.Б. Эльконин. М.: Академия. 2000

Источник: http://pedsovet.su/publ/75-1-0-2878

Особенности социального развития ребенка: От полу года до 7 лет

      Процесс социализации ребенка начинается еще с рождения и продолжается всю оставшуюся жизнь. Именно на первой стадии знакомства с социальными аспектами  жизни закладываются азы, необходимые для правильной адаптации ребенка в обществе.

Особенности социального развития ребенка

     В самые первые дни после рождения ребенок начинает активно познавать мир. Позже он учится наблюдает за поведением родителей, устанавливаются первые контакты с его окружением.

Социальное развитие ребенка заключается в освоении им всех навыков. Соответственно, ему нужен предмет для подражания.

Для того чтобы социализация крохи проходила успешно нужно как можно чаще помещать его в окружение взрослых и других детей постарше, разговаривать с ним, уделять как можно больше внимания, с каждым днем  расширять его кругозор, показывая новые вещи.

Социальное развитие ребенка и влияющие на него факторы

      Социальное развитие ребенка подразумевает под собой процесс усвоения традиций, культуры и правил, принятых в определенном обществе.

Для осуществления данного процесса должны присутствовать определенные социальные факторы развития ребенка. В качестве них выступают всевозможные объекты окружающей среды. Кооперация всех факторов составляет особенности социального развития детей.

Данные факторы можно подразделить на:

  • микрофакторы (к ним относится семья, школа, друзья, ближайшее социальное окружение)
  • мезофактры (к ним относятся условия, в которых растет ребенок, средства массовой коммуникации, региональные условия и другие)
  • макрофакторы (здесь играют роль процессы и вещи мирового масштаба: экология, политика, демография, экономика, государство и общество)

Социальные факторы развития ребенка

     Самым первым проводником, гидом и помощником на пути к освоению общественных норм становится семья. Опыт, полученный ее членами, передается младшим представителям от старших.  Правильная психологическая атмосфера дома играет здесь первоначальную роль.

Процесс знакомства с социальной иерархией происходит во время общения. Ребенок учится познавать основные социальные роли каждого человека и свои в том числе.

Начиная с возраста 6-ти месяцев, ребенок нуждается не только в любви и внимании, но и в помощи со стороны взрослого. В этом возрасте начинается новая ступень социализации, когда ребенок познает мир и требует активной помощи от взрослых.

Внеситуативно-познаваельная форма наступает в возрасте 3-5 лет. Овладев речью, малыши начинают задавать бесчисленные вопросы. В такой период он поглощает знания просто в гигантских объемах и с большим рвением познает мир. Вот тут то от родителей потребуется немалое терпение.

Достигнув возраста шести – семи лет ребенок переходит к личностной форме общения. Социальные факторы развития ребенка данного возраста зависят от взрослых и их поведения.

     На данном этапе можно заметить, что его вопросы становятся менее спонтанными, обдуманными и чаще всего продиктованы желанием чада понять смысл человеческого предназначения.

В этот период дети начинают активно перенимать повадки взрослых, которые становятся главными объектами подражания. Личность ребенка подвергается большому влиянию со стороны внешних факторов.

Для развития полноценного индивидуального члена социума, необходима комфортная психологическая обстановка.

      Желание подражать взрослым в игровой форме тоже часть социализации. Дети любят представлять себя в виде врачей, учителей, родителей, создавать выдуманные ситуации. Такая форма знакомства с социальными ролями полезна еще и тем, что во время нее ребенок учится выходить из сложных ситуаций, решать возникшие сложности.

Помогать процессу социального развития ребенка нужно с детства. Полезным помощником в этом деле станет детский сад или всевозможные подготовительные курсы к школе и кружки.

Интеллектуальная и практическая деятельность, эстетическое развитие для ребенка просто необходимы.

Обратите внимание

Ну и конечно же помощь со стороны родителей, благоприятная домашняя обстановка помогут ему во время социально-личностного становления.

Источник: http://razvitiedetei.info/psixicheskoe-razvitie/osobennosti-socialnogo-razvitiya-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию