В россии больше не будет материального стимулирования рождаемости

К вопросу повышения рождаемости в россии

В работе изложены демографические данные за 2016 год касательно рождаемости и воспроизводства населения в России, а также отражены результаты демографических прогнозов на 2025 год. Заложенные в прогнозах сценарии проблематизируют тему низкой рождаемости, ожидаемой к 2025 году. Отдельно рассмотрены показатели прерываний беременности (аборты), т.к.

они играют значимую роль в детерминации уровня рождаемости. С целью стабилизации численности населения России и создания предпосылок для роста населения, государство предпринимает законодательные меры, которые, однако, нельзя считать достаточными для улучшения демографической ситуации.

Таким образом, в работе будут предложены рекомендации в отношении мер по увеличению рождаемости и ограничению абортов в Российской Федерации.

Демографическая ситуация в России

На первый взгляд современное демографическое положение страны характеризуется позитивными тенденциями. «Потрясающий результат», как прокомментировала демографические итоги первого полугодия вице-премьер Ольга Голодец.

Начиная с 2000 года наблюдается увеличение числа родившихся (исключение составили только 2005, 2013 и 2015 годы). По данным Росстата, за первое полугодие 2016 года детей родилось на 0,2% больше, чем за тот же период 2015 года.

Голодец отметила, что наблюдается сокращение рождаемости по отдельным регионам. Данный факт может быть обусловлен особенностями возрастной структуры населения.

Обратите внимание

В регионах европейской части России, характеризующейся более старой возрастной структурой населения, – самые низкие показатели общей рождаемости. В регионах Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока, где население моложе по своей возрастной структуре, показатели выше.

Тем не менее, стоит отметить, что наметившийся рост рождаемости в период 2000-2016 все же уступает по показателям периоду 1971-1990. А прогнозы на 2025 год предполагают глубокий демографический спад. 

В первое полугодие 2016 года, несмотря на увеличение числа родившихся, значение общего коэффициента рождаемости с учетом роста населения продолжало снижаться, составив за первые шесть месяцев в пересчете на год 12,7‰ против 12,8‰ за тот же период 2015 года с учетом Крымского федерального округа.

По словам председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, «сегодня отовсюду звучат бравурные речи о демографическом росте, но это всего лишь временный пик, добрый нам «привет» из конца 1980-х».

Многочисленное поколение, родившееся в 1980-е годы, как раз сейчас входит в брачный и детородный возраст. Эксперт выразил мнение, что Россию ждет демографическая яма к 2025 году, что произойдет из-за сокращения числа женщин репродуктивного возраста.

В результате этого число новорожденных уменьшится не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2012 годом. Кроме того, по прогнозу ООН, к 2030 году сохранения численности населения России хотя бы на нынешнем уровне не предполагается: население сократится до 138,6 миллиона человек.

Общая численность населения России на 1 января 2016 года составляла 146,5 млн человек, включая Крым, по данным Росстата.

Ключевым моментом в пользу некорректности высказываний об улучшении демографической ситуации является тот факт, что для страны с населением более 146 млн человек показатели рождаемости, которые варьируются в пределах одной-двух тысяч, слишком незначительны. Суммарный коэффициент рождаемости сейчас находится на уровне 1,8 ребенка на женщину.

Важно

Между тем золотым стандартом демографической истории считается наличие двух детей в семье. 2,1 ребенка на женщину – это уровень, необходимый для простого долгосрочного воспроизводства населения. Для достижения такого уровня в России должно рождаться примерно 2,5-2,6 млн детей в год в течение 10 лет. На данный момент стабильный достигнутый уровень – 1,7-1,8 млн человек.

Если ориентироваться на предложенные сценарии в демографическом прогнозе Росстата, то в низком варианте суммарный коэффициент рождаемости в 2030 году будет на уровне 1,7 ребенка на женщину, в высоком варианте – рост до 2,0 ребенка на женщину.

Средний вариант прогноза, характеризуемый авторами как «наиболее реалистичный» (в нем учитываются и цели демографической политики, и существующие тенденции), предполагает сохранение показателей рождаемости на уровне 1,8 в 20130 году.

Существуют различные точки зрения о последствиях решения демографической проблемы за счет мигрантов, однако, миграционные потоки стали реалиями современного мира и должны рассматриваться как ресурс экономического и социального развития.

Эксперты заключают, что нынешняя ставка на миграцию может не обеспечить роста населения России. Росстат подчеркнул, что за первое полугодие 2016 года увеличился миграционный прирост в 4,4 раза, что компенсировало естественную убыль населения. В 2015 году мигрантов было меньше по причине ослабления курса рубля.

В 2016 году трудовая миграция в Россию снова активизировалась в связи со стабилизацией курса. Следовательно, мигранты – непостоянный источник роста. Андрей Коротаев, заведующий лабораторией политической демографии НИУ ВШЭ, считает, что и в будущем количество трудовых мигрантов будет зависеть от курса рубля.

Он отмечает: «Если вдруг с нефтью сейчас что-то случится, можно ожидать возобновления оттока». 

Актуальной остается проблема абортов в России, поскольку наша страна входит в число мировых лидеров по их распространенности.

Контролируемая на внутрисемейном уровне рождаемость (в том числе решение об искусственном аборте) является повсеместной практикой в России. В нашей стране аборты разрешены законом и оплачиваются из государственного бюджета.

Аборт по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель; по социальным показаниям (в случае изнасилования) – при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний – на любом сроке беременности.

Старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Виктория Сакевич в ходе круглого стола «Социально-демографические проблемы репродуктивного здоровья населения в России», прошедшего в конце марта 2016 года, отметила: «Россия добилась значительных успехов на пути перехода к более цивилизованному и более гуманному способу контроля рождаемости. С 1988 года по 2014 год количество абортов снизилось в 5 раз. Если в середине 1960-х на одни роды приходилось около трех абортов, то сейчас родов вдвое больше, чем искусственного прерывания беременности». 

Совет

Значительное снижение уровня абортов может свидетельствовать в пользу того, что российские пары стали намного активнее и успешнее использовать методы контрацепции. Тем не менее, Россия характеризуется более высокими показателями абортов, чем другие европейские страны.

Данный факт опосредован недостаточным уровнем контрацептивной грамотности, отсутствием сексуального образования в стране, недостатком информации и отсутствием государственной поддержки в форме научно обоснованных программ по улучшению репродуктивного здоровья.

Это ставит под сомнение устойчивость тенденции уменьшения числа абортов в России. 

Меры по стимулированию рождаемости и поддержка семей с детьми в России

Рассмотрим, какие предлагаются государством пути решения демографической проблемы на данный момент, затем – какие конкретные меры могут привести к росту рождаемости в будущем.

В России вопросы господдержки семьи, материнства и детства регламентированы нормами Семейного кодекса РФ, федеральными законами «Об опеке и попечительстве», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

В 2013 году с целью реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы был подготовлен проект «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Концепция призвана стать основой для разработки и осуществления комплексов мер по реализации государственной семейной политики в субъектах Российской Федерации.

В рамках «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» государство ввело ряд мер, призванных повлиять на рождаемость в сторону ее повышения: ежемесячное пособие по уходу за ребенком неработающим женщинам, увеличение размера пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком работающим женщинам, введение родового сертификата и налоговые льготы. 

Пособие на ребёнка в России выплачивается ежемесячно и зависит от числа и/или возраста детей. Размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законодательством субъектов РФ.

Например, размер ежемесячного пособия на ребёнка до 16 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Московской области, в 2016 году составляет: 

  • для ребенка до 1,5 лет – 2206 руб.
  • для ребенка от 1,5 до 3 лет – 3216 руб.
  • для ребенка от 3 до 7 лет – 1104 руб.
  • для ребенка от 7 лет и старше – 552 руб.

В 2007 году Правительство РФ ввело новую форму государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей, – материнский капитал. В соответствии с действующим законодательством право на дополнительные меры государственной поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года;

2) мужчины, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

Обратите внимание

3) отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления;

4) несовершеннолетний ребёнок (дети в равных долях) или совершеннолетний ребёнок (дети в равных долях), обучающийся по очной форме обучения, до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем).

Материнский капитал может быть потрачен на улучшение жилищных условий, получение образования, здравоохранение или в качестве пенсионных накоплений матери. Размер материнского капитала в 2016 году составляет 453 026 рублей в соответствии с Федеральным законом от 14.12.

2015 N 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год». В 2016 году правительство впервые отказалось индексировать материнский капитал, он останется на прежнем уровне.

Семьи с двумя детьми и более могут получить единовременную выплату из средств материнского капитала за 2016 год (25 000 руб.).

Источник: http://katehon.com/ru/article/k-voprosu-povysheniya-rozhdaemosti-v-rossii

В правительстве спорят, как стимулировать рождаемость

В правительстве спорят, как стимулировать рождаемость

Е. Разумный / Ведомости

В связи с падением рождаемости социальный блок правительства предлагает пакет мер по ее стимулированию, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Необходимо сохранить действующие меры и выработать новые, подтвердил пресс-секретарь социального вице-премьера Ольги Голодец.

После беби-бума 2000 г. – пик пришелся на 2014 г. – рождаемость начала падать. По данным Росстата, в I квартале 2017 г. рождаемость упала на 10,1% в годовом сравнении, естественная убыль населения – 76 100 человек против 34 700 годом ранее (см. график).

Минтруд прислал в Минфин большой список мер, две – основные и требуют больших бюджетных вливаний, говорят чиновники. Совещание по демографии и стимулированию рождаемости у президента намечено на четверг, рассказывают они и подтверждает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Важно

Минтруд предлагает продолжить выплачивать материнский капитал до 2023 г., говорил министр Максим Топилин. Программа была запущена с 2007 г. и пока действует до конца 2018 г. (см. врез). Это около 400 млрд руб. в год – половина расходов государства на поддержку материнства.

Также было поручение премьера Дмитрия Медведева о дополнительном поощрении женщин, родивших второго ребенка до 30 лет. Против одновременного продления материнского капитала до 2023 г.

и нового поощрения возражает Минфин, рассказывает один из чиновников: «Автоматическое продление программы материнского капитала скорее дестимулирует рожать двух детей, поскольку до ее окончания остается еще несколько лет».

И дело не только в значительных долгосрочных обязательствах бюджета, Минфину, как обычно, не нравится отсутствие адресности и критериев нуждаемости, добавляет он.

Минфин (его представитель отказался от комментариев) предлагает альтернативу, рассказывают два чиновника: продлить выплату материнского капитала до 2019 г., а затем переформатировать программу. Министерство, по их словам, выдвигает два условия.

Платить материнский капитал только в регионах, где рождаемость находится ниже средней по России, а также в регионах с естественной миграционной убылью населения. И только тем семьям, чьи доходы после рождения второго ребенка падают ниже 2,5 прожиточного минимума.

Сэкономленные деньги Минфин готов направить, например, на другие меры стимулирования рождаемости, в том числе на новые адресные выплаты и пособия.

Еще одна идея соцблока – значительно увеличить пособие по уходу за ребенком женщинам, которые рожают до 25 лет. Представитель Минтруда подтверждает идею стимулировать женщин не откладывать рождение первенца.

Совет

Но усилится другая демографическая проблема, возражает федеральный чиновник: «Есть риск, что женщина до 25 лет не успеет получить образование, приобрести профессию – и это приведет к уходу женщин с рынка труда, что в условиях сокращения населения трудоспособного возраста еще больше обострит проблему дефицита работников». Вряд ли мера приведет к взрыву рождаемости, сомневается директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева: «Это глобальный тренд: женщина ориентирована на карьеру». Оно «все равно будет копеечным», убежден замдиректора Института мировой экономики и международных отношений им. Примакова Евгений Гонтмахер: «Речь идет о прибавке в 200–500 руб.».

Чиновники финансово-экономического блока солидарны: нужно понять причины снижения рождаемости, прежде чем ее стимулировать.

Падение рождаемости связано с демографическими волнами, говорит один из них: беби-бум 2000-х связан с беби-бумом 80-х, теперь в детородный период вступают дети 90-х – в это десятилетие был провал рождаемости.

Падение рождаемости может быть связано и с ростом бедности, полагает другой федеральный чиновник: и тогда, возможно, нужно бороться с бедностью, а не стимулировать бедных рожать.

Реальные доходы населения падают четвертый год почти непрерывно, за два года кризиса к началу 2017 г. сократились на 12%, оценивали эксперты Института соцполитики ВШЭ. За первые четыре месяца 2017 г. – на 2,2%. За 2014–2016 гг.

доля бедных возросла до 13,5% населения. Еще важнее для рождаемости уровень субъективной бедности, замечает федеральный чиновник. В среднем за 2016 г. 40% населения испытывали проблемы с покупкой еды или одежды.

Читайте также:  Певица альбина джанабаева вернулась с новорожденным сыном в россию

Чтобы рожать, люди должны поверить в будущее, рассуждает чиновник.

Чем помогает государство

Семьи, в которых родился или был усыновлен второй ребенок (и последующие дети), могут рассчитывать на материнский капитал, сейчас это 453 026 руб. Получить выплату можно лишь однажды.

Больше всего людям мешают заводить детей материальные трудности и неуверенность в завтрашнем дне, показал опрос Росстата, проведенный в I квартале (почти половина респондентов). На жилищные трудности ссылались чуть больше трети опрошенных. На четвертом месте в списке препятствий – женщинам не хватает мужчин, а мужчинам – работы.

Обратите внимание

Принято считать, что за 10 лет материнский капитал доказал свою эффективность, но программа действовала на фоне экономического роста, социальной стабильности, благоприятной демографической ситуации, перечисляет Малева.

Сейчас же доходы населения падают, социальная стабильность сменилась напряжением, численность матерей в репродуктивном возрасте «непристойно низкая», указывает она: «Это та демографическая яма, которая сложилась в 1990-х гг.».

Чтобы выросла рождаемость, люди должны снова увидеть хорошие перспективы, а это зависит от общей политики государства, согласен Гонтмахер.

По его словам, подавляющее большинство семей, получивших сертификат на материнский капитал, пока деньги не потратило.

Из трех возможных целей – образование для ребенка, улучшение жилищных условий или пополнение накопительной части пенсии матери – чаще всего деньги тратят на жилье, но далеко не каждая семья в этом нуждается или ей хватит этих денег, рассказывает он, небольшую сумму можно взять наличными и многие этим пользуются.

Поддержать рождаемость могло бы, как и во всем мире, развитие сервисов для семей с детьми, возможностей родовспоможения, строительство детских садов, яслей, развитие рынка услуг нянь, советует Малева. Например, во Франции и Швеции либерализовали трудовое законодательство, ввели дополнительные отпуска, стимулировали развитие сети дошкольных учреждений, продолжает она.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/06/14/694222-stimulirovat-rozhdaemost

В правительство рф будут внесены проекты законов о стимулировании рождаемости

Полное разъяснение по теме: «в правительство рф будут внесены проекты законов о стимулировании рождаемости» от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.

Опубликовал: admin в Льготы и выплаты 13.12.2017 0 145 Просмотров

В правительство рф будут внесены проекты законов о стимулировании рождаемости

По словам министра М. Топилина, уже скоро будут разработаны и внесены в Правительство РФ новые проекты нормативных актов федерального значения в рамках модернизируемой демографической нацполитики.

Таких законопроектов будет два. Первый — о продлении действия госпрограммы семейного капитала и расширении возможностей использования средств. Предполагается, что можно будет использовать такие деньги на дошкольное образование уже с 2-месячного возраста детей, а не с 3-х лет, как указано в законе сейчас.

Второй — об установлении в РФ новых ежемесячных денежных выплатах двух видов:

  • при рождении первенца, появившегося на свет с 1.01.2018 г.;
  • при рождении 2-го ребенка (из средств самого маткапитала).

Однако рассчитывать на все эти выплаты смогут далеко не все, а лишь те семьи, чей средний доход на 1 человека, не более 1,5 ПМ — действующего в регионе показателя для лиц, способных к труду. Материальная помощь будет предоставляться до достижения ребенком 1,5 лет в размере регионального ПМ для детей.

В правительство рф будут внесены проекты законов о стимулировании рождаемости

Опубликовал: admin в Льготы и выплаты 21.12.2017 0 177 Просмотров

В правительство рф будут внесены проекты законов о стимулировании рождаемости

По словам министра М. Топилина, уже скоро будут разработаны и внесены в Правительство РФ новые проекты нормативных актов федерального значения в рамках модернизируемой демографической нацполитики.

Таких законопроектов будет два. Первый — о продлении действия госпрограммы семейного капитала и расширении возможностей использования средств. Предполагается, что можно будет использовать такие деньги на дошкольное образование уже с 2-месячного возраста детей, а не с 3-х лет, как указано в законе сейчас.

Видео (кликните для воспроизведения).

Второй — об установлении в РФ новых ежемесячных денежных выплатах двух видов:

  • при рождении первенца, появившегося на свет с 1.01.2018 г.;
  • при рождении 2-го ребенка (из средств самого маткапитала).

Однако рассчитывать на все эти выплаты смогут далеко не все, а лишь те семьи, чей средний доход на 1 человека, не более 1,5 ПМ — действующего в регионе показателя для лиц, способных к труду. Материальная помощь будет предоставляться до достижения ребенком 1,5 лет в размере регионального ПМ для детей.

В правительство рф будут внесены проекты законов о стимулировании рождаемости

Опубликовал: admin в Льготы и выплаты 13.12.2017 0 81 Просмотров

В правительство рф будут внесены проекты законов о стимулировании рождаемости

По словам министра М. Топилина, уже скоро будут разработаны и внесены в Правительство РФ новые проекты нормативных актов федерального значения в рамках модернизируемой демографической нацполитики.

Таких законопроектов будет два. Первый — о продлении действия госпрограммы семейного капитала и расширении возможностей использования средств. Предполагается, что можно будет использовать такие деньги на дошкольное образование уже с 2-месячного возраста детей, а не с 3-х лет, как указано в законе сейчас.

Второй — об установлении в РФ новых ежемесячных денежных выплатах двух видов:

  • при рождении первенца, появившегося на свет с 1.01.2018 г.;
  • при рождении 2-го ребенка (из средств самого маткапитала).

Читайте так же:  Льготы молодым семьям в 2019 году

Однако рассчитывать на все эти выплаты смогут далеко не все, а лишь те семьи, чей средний доход на 1 человека, не более 1,5 ПМ — действующего в регионе показателя для лиц, способных к труду. Материальная помощь будет предоставляться до достижения ребенком 1,5 лет в размере регионального ПМ для детей.

В правительство рф будут внесены проекты законов о стимулировании рождаемости

По словам министра М. Топилина, уже скоро будут разработаны и внесены в Правительство РФ новые проекты нормативных актов федерального значения в рамках модернизируемой демографической нацполитики.

Таких законопроектов будет два. Первый — о продлении действия госпрограммы семейного капитала и расширении возможностей использования средств. Предполагается, что можно будет использовать такие деньги на дошкольное образование уже с 2-месячного возраста детей, а не с 3-х лет, как указано в законе сейчас.

Второй — об установлении в РФ новых ежемесячных денежных выплатах двух видов:

  • при рождении первенца, появившегося на свет с 1.01.2018 г.;
  • при рождении 2-го ребенка (из средств самого маткапитала).

Однако рассчитывать на все эти выплаты смогут далеко не все, а лишь те семьи, чей средний доход на 1 человека, не более 1,5 ПМ — действующего в регионе показателя для лиц, способных к труду. Материальная помощь будет предоставляться до достижения ребенком 1,5 лет в размере регионального ПМ для детей.

В правительство рф будут внесены проекты законов о стимулировании рождаемости

Опубликовал: admin в Льготы и выплаты 27.01.2018 0 79 Просмотров

В правительство рф будут внесены проекты законов о стимулировании рождаемости

По словам министра М. Топилина, уже скоро будут разработаны и внесены в Правительство РФ новые проекты нормативных актов федерального значения в рамках модернизируемой демографической нацполитики.

Таких законопроектов будет два. Первый — о продлении действия госпрограммы семейного капитала и расширении возможностей использования средств. Предполагается, что можно будет использовать такие деньги на дошкольное образование уже с 2-месячного возраста детей, а не с 3-х лет, как указано в законе сейчас.

Второй — об установлении в РФ новых ежемесячных денежных выплатах двух видов:

  • при рождении первенца, появившегося на свет с 1.01.2018 г.;
  • при рождении 2-го ребенка (из средств самого маткапитала).

Однако рассчитывать на все эти выплаты смогут далеко не все, а лишь те семьи, чей средний доход на 1 человека, не более 1,5 ПМ — действующего в регионе показателя для лиц, способных к труду. Материальная помощь будет предоставляться до достижения ребенком 1,5 лет в размере регионального ПМ для детей.

В правительство рф будут внесены проекты законов о стимулировании рождаемости

Опубликовал: admin в Льготы и выплаты 13.12.2017 0 103 Просмотров

В правительство рф будут внесены проекты законов о стимулировании рождаемости

По словам министра М. Топилина, уже скоро будут разработаны и внесены в Правительство РФ новые проекты нормативных актов федерального значения в рамках модернизируемой демографической нацполитики.

Таких законопроектов будет два. Первый — о продлении действия госпрограммы семейного капитала и расширении возможностей использования средств. Предполагается, что можно будет использовать такие деньги на дошкольное образование уже с 2-месячного возраста детей, а не с 3-х лет, как указано в законе сейчас.

Второй — об установлении в РФ новых ежемесячных денежных выплатах двух видов:

  • при рождении первенца, появившегося на свет с 1.01.2018 г.;
  • при рождении 2-го ребенка (из средств самого маткапитала).

Нет видео!

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако рассчитывать на все эти выплаты смогут далеко не все, а лишь те семьи, чей средний доход на 1 человека, не более 1,5 ПМ — действующего в регионе показателя для лиц, способных к труду. Материальная помощь будет предоставляться до достижения ребенком 1,5 лет в размере регионального ПМ для детей.

В правительство рф будут внесены проекты законов о стимулировании рождаемости

Опубликовал: admin в Льготы и выплаты 13.12.2017 0 213 Просмотров

В правительство рф будут внесены проекты законов о стимулировании рождаемости

По словам министра М. Топилина, уже скоро будут разработаны и внесены в Правительство РФ новые проекты нормативных актов федерального значения в рамках модернизируемой демографической нацполитики.

Таких законопроектов будет два. Первый — о продлении действия госпрограммы семейного капитала и расширении возможностей использования средств. Предполагается, что можно будет использовать такие деньги на дошкольное образование уже с 2-месячного возраста детей, а не с 3-х лет, как указано в законе сейчас.

Читайте так же:  Льготы пенсионерам по транспортному налогу в москве

Второй — об установлении в РФ новых ежемесячных денежных выплатах двух видов:

  • при рождении первенца, появившегося на свет с 1.01.2018 г.;
  • при рождении 2-го ребенка (из средств самого маткапитала).

Однако рассчитывать на все эти выплаты смогут далеко не все, а лишь те семьи, чей средний доход на 1 человека, не более 1,5 ПМ — действующего в регионе показателя для лиц, способных к труду. Материальная помощь будет предоставляться до достижения ребенком 1,5 лет в размере регионального ПМ для детей.

В правительство рф будут внесены проекты законов о стимулировании рождаемости

Источник: https://ugmk-insur.ru/v-pravitelstvo-rf-budut-vneseny-proekty-zakonov-o-stimulirovanii-rozhdaemosti/

Правительство может отказаться от материального стимулирования рождаемости

Наталия Шишкина, эксперт Центра научной политической мысли и идеологии 

«Благодаря мерам, принятым в 2005-2006 годах в сфере здравоохранения и демографии, мы можем говорить о достигнутых результатах, – заявил министр труда и соцзащиты России Максим Топилин на Гайдаровском форуме[i]. – В России сейчас хороший тренд рождаемости, второй год идет естественный прирост населения. Окончательные цифры за 2014 год будут немного позже, мы надеемся, что прирост сохранится».

«Сохранять, несмотря на кризис»

Министр отметил, что «возможности дополнительного материального стимулирования процессов, связанных с рождаемостью, исчерпаны».

«На программу материнского капитала, дополнительных пособий семьям с детьми тратятся достаточно серьезные финансовые ресурсы, – сообщил Максим Топилин – Мы сейчас двигаемся в той конструкции, в которой не предполагаем стимулировать рождаемость дополнительными материальными мерами».

Основное внимание, по мнению министра, следует уделить созданию благоприятной среды для уже родившихся детей и их родителей, увеличения продолжительности жизни. Однако премьер-министр на том же Гайдаровском форуме заявил, что государственную поддержку семей с детьми надо сохранять, несмотря на кризис[ii].

Тем не менее, витавшие ещё в конце 2014 года идеи о прекращении программы материального стимулирования рождаемости, против которых тогда выступал Топилин, свидетельствуют о высокой вероятности отказа в скором будущем от этой программы.

Зарегистрированный прирост населения на самом деле небольшой – за январь-ноябрь 2014 года в целом составил 37 тысяч человек, за 2013 год 23 тысячи.

В пересчете на 1000 человек населения в январе-ноябре 2014 года родилось 13,3, при этом умерло 13,1.

Следует отметить, что уже в ноябре наблюдалась естественная убыль населения, поэтому окончательные результаты 2014 года вряд ли будут отличаться в лучшую сторону от показателей января-ноября.

Рождаемость в России повысилась лишь в некоторых регионах, в большинстве из которых с уже имеющимися проблемами безработицы и бедности до сих пор не могут справиться, а регионы традиционного проживания русского населения так и остались вымирающими.

Изменение рождаемости на 1000 человек, по данным Росстата

Важно

Итак, на настоящий момент только обеспечивается замещение населения, рождаемость превышает смертность не настолько сильно, чтобы говорить о «хорошем тренде» рождаемости.

Рождаемость не обогнала смертность

Более 75% всех детей рождаются у матерей в возрасте от 20 до 34 лет. Смертность перестала обгонять рождаемость в 2012 году, когда 83% детей родились у матерей 1978-1992 годов рождения, в 2014 году 1980-1994 годов рождения. Однако наименьшая рождаемость была в 1998-1999 году.

Читайте также:  Как похудеть в лице и убрать пухлые щеки?

То есть говорить о том, что Россия успешно решила проблему «русского креста» и тренд повышения рождаемости устойчив слишком рано – девочки 1998-1999 года рождения вступят в возраст 20 лет только в 2018-2019 году.

При условии сохранения рождаемости на уровне замещения населения и невысоком уровне миграционного прироста, вследствие, например, неблагоприятной экономической ситуации и возрастающей эмиграции, к 2025 году количество женщин в возрасте 20-34 лет будет значительно меньше, нежели в 2012-2014 годах.

Соответственно, это приведет к тому, что последствия демографической ямы конца 1990-х годов дополнятся и ухудшатся последствиями демографической ямы ближайших 10-15 лет.

Стоит также отметить, что, несмотря на меры по поддержке семей с детьми, помощь была недостаточной, о чем свидетельствует постепенно возрастающее количество малоимущих семей с детьми – при уменьшении количества малоимущих бездетных семей. 

Изменение процентного соотношения бездетных и семей с детьми среди всех обследованных малоимущих домохозяйств, %, по данным Росстата

По медицинским показателям

Причиной снижения рождаемости будет не только демографическая яма 1999 года и тяжелые экономические условия, но и медицинские показания, возможности и стоимость медицины. Всё это будет происходить на фоне обеднения российского населения и, как следствие, ограничение доступа к квалифицированной медицинской помощи и консультации.

Основное внимание на Гайдаровском форуме было направлено в сторону увеличения эффективности управления здравоохранением, причем преимущественно в части подготовки менеджеров и «не только главврачей, но и циничных экономистов». Как отметила министр здравоохранения, учитывается опыт международной организации по стандартизации, и международное сотрудничество по этому вопросу будет продолжаться.

Подтвердился тренд коммерциализации здравоохранения[iii], который «прячется» под вывеской государственно-частного партнерства.

Плюс грядущего кризиса

Как и в случае со здравоохранением, сокращение бюджета на образование приведет к коммерциализации образования – именно увеличение государственно-частного партнерства и было названо на форуме плюсом грядущего кризиса.

Совет

Можно услышать несколько постоянно повторяемых мантр о том, какие есть проблемы, какую пользу принесет грядущий кризис и какие плодотворные результаты принесли проводимые либеральные реформы – по некоторым показателем мы вышли на европейский уровень.

Но, во-первых, Россия – страна с огромными территориями и ресурсами, намного превосходящими не только отдельно взятые Европейские страны, но и территорию ЕС в целом.

При соседстве с перенаселенным Китаем и Индией, трудностях доступа к образованию и здравоохранению, которые неизбежны при стимулировании частников и обеднении населения, в условиях всё более возрастающей эмиграции проблема обезлюживания территории России выглядит ещё более тревожной.

Во-вторых, ЕС уже столкнулась с проблемой повышения пенсионной нагрузки на трудоспособное население в связи со старением населения.

Решение недостатка трудовых ресурсов нашли в стимулировании миграции, в результате столкнувшись с проблемой инокультурной экспансии именно за счет высокой рождаемости приезжих мусульман. Это, в свою очередь, стимулирует распространение националистических настроений в Европе.

Так, на выборах в Европарламент Германии 2014 года 1 место – пока одно – получила национал-демократическая партия Германии, определяемая ведомством по охране Конституции ФРГ как правоэкстремистская.

Для России межнациональные конфликты будут иметь даже более разрушительный эффект, нежели для Европы.

Учитывая качество мер и не комплексный подход к профилактике межнациональных конфликтов, тенденцию снижения патриотических настроений и повышения недовольства властью, ведение подрывной деятельности международных исламистских организаций на Северном Кавказе, грядущий экономический кризис и ухудшение гуманитарной обстановки, в стране может сложиться ситуация, когда любое, на первый взгляд незначительное, событие станет искрой. Усугубляется это идеологической неясностью, отсутствием национальной идеи в условиях жесткой информационно-психологической войны.

Обратите внимание

К сожалению, вероятность реальных перемен и смены существующей либеральной модели страны крайне низка – не позволяют об этом сказать ни программы развития, ни масштабные проекты и реформы, ни высказывания официальных лиц, из которых ясны намерения российского правительства интегрироваться в глобализированное мировое сообщество и сохранять текущий курс.

[i] http://www.rg.ru/2015/01/14/matcapital-site.html

[ii] http://ria.ru/society/20150114/1042513900.html

[iii] http://www.gaidarforum.ru/news/view/novosti/Veronika-Skvortcova-Sejchas-v-nashej-strane-osobuyu/

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Источник: http://rusrand.ru/events/pravitelstvo-mozhet-otkazatsja-ot-materialnogo-stimulirovanija-rozhdaemosti

Врач — о том, почему стимулирование рождаемости в России зашло в тупик

Но и они не спасут от резкого снижения численности населения, если рождаемость будет так быстро падать. За январь-май этот показатель  сократился на 6,7% по сравнению с прошлым годом.  Основной цифрой, на которую на текущий момент ориентируется Правительство России и которая включена в оценку работы губернаторов, является суммарный коэффициент рождаемости (СКР).

Если упрощенно, то этот коэффициент показывает, сколько детей приходится в среднем на 1 женщину детородного возраста. Так, в России этот показатель был выше 2-х в 60-70 гг, начиная с 90-х годов, отмечалось резкое снижение, и в отдельные периоды времени показатель достигал значения 1,2. Тенденция к снижению наблюдалась вплоть до 2007 года.

Именно в этом году был принят закон о Материнском капитале, по которому за второго и последующих детей выдается денежный сертификат. И, как мы видим, суммарный коэффициент рождаемости стал ежегодно увеличиваться. В 2007 году он составлял 1,416, в 2015 – уже 1,75.

Однако, начиная с 2017 года, показатель наметил тенденцию к снижению (в 2017 – 1,62). В соответствии с планами Правительства цель по данной цифре к 2021 году 1,7, но все понимают, что в идеале хотелось бы больше 2,0. Тогда угроза вымирания грозит нам в меньшей степени, да и должно быть молодое поколение, которое на свои отчисления от заработной платы будет содержать пенсионеров.

Каждый регион в дополнение к федеральным мерам поддержки рождаемости, как правило, разрабатывает свои программы.

И получается так, что дети, проживающие в разных субъектах РФ,  изначально оказываются  в неравных условиях, будь-то расширенный календарь прививок, обеспечение детским питанием или приданным для новорожденного.

Меры поддержки должны быть едины по всей стране, даже если эта ответственность переложена на региональный бюджет.

Важно

В Ивановской области на 2017 году был разработан и принят ряд мероприятий, направленных на стимулирование рождаемости. Одним из них было предоставление «студенческого капитала» молодым родителям при рождении ребенка при возрасте роженицы  до 24 лет (50 тысяч) и капитала на улучшение жилищных условий (100 тысяч рублей) при условии рождения второго ребенка в течение 3х лет после первого.

Дополнительно работникам социальной сферы, у которых есть дети до 3-х лет, предоставлялась компенсация для оплаты частного детского сада.  Однако данные меры поддержки оказались не эффективными, рождаемость в 2017 году по сравнению с 2016 сократилась примерно на 9%, такая же тенденция спада рождаемости наблюдается в первой половине 2018 года.

Что бы ответить на вопрос о том, как стимулировать рождаемость, необходимо понять, а кто эти люди, которые находятся в детородном возрасте. Ценностные ориентиры разных поколений различаются, соответственно их необходимо по-разному мотивировать на рождение детей.

Сейчас в детородном возрасте находится поколение Y, которое не хочет повторять ошибок своих родителей, которые рано создавали семьи, начинали самостоятельную жизнь и жили для того, чтобы работать.

Это поколение разностороннее, любознательное, они охотно совмещают учебу, работу и занятия спортом. Практически все имеют компьютер, акаунты в соцсетях и многие находятся он-лайн постоянно.

Вместе с ними изменился и рынок профессий, они стараются быть не привязанными к своему рабочему месту, но четко выполняют поставленные задачи, они ценят свободу.

И именно это поколение государство должно стимулировать на рождение второго, третьего и последующих детей. Для них не так важен детский сад с длительным пребыванием, но необходимо в достаточном количестве групп кратковременного пребывания. Это поколение готово выходить на работу и до достижения ребенком  3-х лет, они стремятся к самосовершенствованию и саморазвитию.

И государство должно предоставить им такую возможность, а именно обеспечить в полном объеме ясельными и детсадовыми группами. На текущий момент во многих регионах РФ устроить ребенка в сад возможно только по достижению им трехлетнего возраста, да и то с трудом.  Конечно, нет смысла затевать многомиллионные стройки, которые в дальнейшем при очередном спаде рождаемости будут не востребованы.

Совет

Оптимальное решение это развитие частно-государственного партнерства для коммерческих яслей и садов, что благоприятно скажется, в том числе на малом бизнесе.

Достаточно большим ограничителем для женщин при рождении ребенка является наличие верхнего порога суммы выплаты в декретном отпуске, целесообразно выплату сделать не менее 90% от заработной платы за последние 2 года, хотя бы до достижения ребенком 1 года.

Материнский капитал продлили до 2021 года, но последние время, он перестал на столько хорошо стимулировать рождение вторых и последующих детей, как это было в начале.

Это связано с тем, что в 2007 году, при принятии этой меры Правительство стимулировало рождение второго и последующих детей у поколения Х, теперь прошло более 10 лет и вторых и третьих детей уже рожают «Игреки», у которых другие ценности.

Как правило, квартирным вопросом они озадачиваются еще до рождения ребенка, и с учетом тенденции к снижению ставки по ипотеки, квартирный вопрос стоит не настолько остро.

 Целесообразно при рождении второго и последующих детей снижать ставку по ипотеке (регрессивная шкала – чем больше детей, тем ниже ставка и полное ее субсидирование при рождении четвертого и последующих детей) и расширить варианты использования материнского капитала, добавив возможность использовать денежные средства на покупку автомобиля российского производства.

Поколению Y нужна свобода и уверенность, и именно эти меры позволят им это дать.

Немного сложнее с поколением Z, это люди, которые родились с «гаджетом в руках», для них виртуальный мир и 3-D реальность неотъемлемая часть их жизни, они интересуются биомедициной, робототехникой и искусственным интеллектом. Поколение Z абсолютно не интересуются историей и с большим трудом может найти разницу между консервативными и либеральными ценностями.

Еще одной отличительной чертой Z-поколения является оторванность от реальности, возникшая в результате массовой культуры и использования IT-продукции. Они инфантильны и не готовы взять на себя ответственность. И именно поэтому, рождение детей будут откладывать на более поздний срок. Это поколение сложнее замотивировать и стимулировать экономически.

Обратите внимание

Обязательно к мерам социально-экономической поддержки рождения детей должна добавляться мощная информационная составляющая, в обществе должны быть сформированы тренды на семейные ценности, на рождение первых детей в возрасте 21-27 лет, на бережное отношение к своему репродуктивному здоровью.

И это не статьи в газетах или передачи на телевидении, нужен креативный подход, который будет восприниматься поколением Z.

Источник: https://medrussia.org/18868-vrach-o-tom-pochemu-stimulirovanie-rozhd/

«Ведомости»: Минтруд и Минфин поспорили о мерах повышения рождаемости

Минтруд прислал в Минфин большой список мер по стимулированию рождаемости, две из которых требуют больших бюджетных вливаний, пишет газета «Ведомости».

После беби-бума (пик пришелся на 2014 год) рождаемость начала падать. Социальный блок правительства предлагает пакет мер по стимулированию. Так, Минтруд рекомендует продолжить выплачивать материнский капитал до 2023 года.

Программа маткапитала была запущена в 2007 году и пока действует до конца 2018 года. Это около 400 млрд рублей в год — половина расходов государства на поддержку материнства.

Кроме того, было поручение премьера Дмитрия Медведева о дополнительном поощрении женщин, родивших второго ребенка до 30 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=CCgT4WfPujU

Против одновременного продления материнского капитала до 2023 года и нового поощрения возражает Минфин, рассказал изданию федеральный чиновник: автоматическое продление программы материнского капитала, по его словам, скорее дестимулирует рожать двух детей, «поскольку до ее окончания остается еще несколько лет».

«И дело не только в значительных долгосрочных обязательствах бюджета — Минфину, как обычно, не нравится отсутствие адресности и критериев нуждаемости», — пояснил он.

Минфин предлагает альтернативу: продлить выплату материнского капитала до 2019 года, а затем переформатировать программу. Подчиненные Антона Силуанова при этом выдвигают два условия.

Минфин хочет оставить материнский капитал только в регионах, где рождаемость находится ниже средней по России, а также в регионах с естественной миграционной убылью населения.

Важно

И платить его чиновники предлагают только тем семьям, чьи доходы после рождения второго ребенка падают ниже 2,5 прожиточного минимума.

Сэкономленные деньги Минфин готов направить, например, на другие меры стимулирования рождаемости, в том числе на новые адресные выплаты и пособия.

Еще одна идея соцблока — значительно увеличить пособие по уходу за ребенком женщинам, которые рожают до 25 лет. Представитель Минтруда подтверждает идею стимулировать женщин не откладывать рождение первенца.

Правда, как предупреждает федеральный чиновник, имеется риск, что женщина до 25 лет не успеет получить образование, приобрести профессию — «и это приведет к уходу женщин с рынка труда, что в условиях сокращения населения трудоспособного возраста еще больше обострит проблему дефицита работников».

Чиновники финансово-экономического блока считают, что нужно понять причины снижения рождаемости, прежде чем ее стимулировать.

Принято считать, что за 10 лет материнский капитал доказал свою эффективность, но программа действовала на фоне экономического роста, социальной стабильности, благоприятной демографической ситуации, рассказала изданию директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Сейчас же доходы населения падают, социальная стабильность сменилась напряжением, численность матерей в репродуктивном возрасте «непристойно низкая», указывает она.

Читайте также:  Спустя 10 лет затворничества, моника левински снова вышла в свет

Поддержать рождаемость могло бы развитие услуг для семей с детьми, возможностей родовспоможения, строительство детских садов, яслей, развитие рынка услуг нянь, советует Малева. Например, во Франции и Швеции либерализовали трудовое законодательство, ввели дополнительные отпуска, стимулировали развитие сети дошкольных учреждений.

Источник: https://www.newsru.com/finance/14jun2017/matcapital.html

Купить ребенка — «Профиль» еженедельный журнал

Бессмысленно пытаться увеличить рождаемость в стране с помощью материнского капитала и иных точечных мер госполитики. Главная задача – бороться с бедностью, риск которой увеличивается с каждым очередным ребенком в семье.

Рождаемость в России третий год падает. За первые 4 месяца 2017 года число новорожденных сократилось на 11,2% (к первым 4 месяцам 2016 года), или на 68,7 тыс. чел.

До этого с 1999 года по 2014 год она почти беспрерывно росла. После 3 лет прироста с 2016 года возобновилась естественная убыль населения (смертность выше рождаемости).

Это по Росстату, а по статистике ООН, убыль и не прекращалась с 1992 года.

Совет

Власти озаботились проблемой. А как же иначе? Ведь президент Владимир Путин не раз говорил об этом как о своем самом главном достижении: «люди нам поверили». А перед его возможным четвертым сроком, оказывается, перестали верить?

19 июня 2017 года Путин провел специальное совещание по демографии, поставив 4 вопроса: дальнейшие перспективы материнского капитала, соцпособия для семей с детьми, обеспечение их яслями и жильем. Но ни о каких решениях, принятых на этом совещании, неизвестно.

Что на самом деле происходит с рождаемостью в стране, почему она росла и почему стала падать?

От ответа на этот вопрос зависит, какие госпрограммы надо использовать для исправления ситуации и можно ли ее исправить вообще или лучше перед госпрограммами ставить иные задачи.

Разрушенная пирамида

Российская история прошлась катком по демографии – ни в какой другой стране мира не удалось найти столь ярко выраженной демографической волны, как в трех постсоветских странах – России, на Украине и в Белоруссии.

Два удара через поколение (Гражданская и Великая Отечественная войны) и два «бэби-бума» тоже через поколение (НЭП и 50‑е годы) вслед за ними породили резонанс – резкое усиление амплитуды демографической волны, которая будет сказываться на динамике населения вплоть до конца XXI века.

Сейчас принято во всем винить 90‑е годы. И когда заходит речь о рождаемости, чаще всего кивают на то, что в репродуктивный возраст входит малочисленное поколение 90‑х годов. Но почему оно было малочисленным? Потому что было мало их родителей (поколение 60‑х), дедов (военные дети 40‑х) и прадедов (дети войны и революции середины 10‑х–середины 20‑х годов).

А после 2000 года рождались внуки послевоенного «бэби-бума», который пришелся на 50‑е–начало 60‑х годов (хрущевская «оттепель»), они же – правнуки НЭПа.

В начале 90‑х кривые смертности и рождаемости резко пересеклись и поменялись местами, с 1992 года идет естественная убыль населения. Это настолько необычная фигура на демографическом графике, что она даже получила название «Русский крест» (иногда – «Славянский крест»).

Многие оптимисты предполагали, что в 10‑х годах этого века произойдет обратное пересечение – «Обратный крест». Но, согласно Росстату, произошло только прикосновение двух кривых («Поцелуй смерти»), а потом они вновь стали расходиться.

По статистике ООН, даже этого пересечения не произошло, кривые сблизились, и только.

Обратите внимание

Изменение в численности поколений – главный фактор динамики рождаемости. Второй фактор – число детей в семье.

Росстат считает суммарный коэффициент рождаемости (число детей на 1 женщину).

Тут действует мировая закономерность – демографический переход от системы с высокой смертностью и рождаемостью (первый тип воспроизводства населения) к системе с низкой смертностью и рождаемостью (второй тип воспроизводства). Падение этого коэффициента – закономерный процесс, который сложился в России с нисходящим трендом демволны в 60‑е годы, а затем в 90‑е.

В развитом мире (со вторым типом воспроизводства населения) падение коэффициентов рождаемости достигло минимума к началу нулевых годов и, оттолкнувшись от «дна», стало расти. То же, только чуть более сильно, проявилось и в России, потому что сложилось с восходящей волной демографического тренда.

В этом и заключается объяснение всей демографической динамики в стране. Сейчас мы на гребне демографической волны и начали соскальзывать с нее вниз.

Стимулирование рождаемости в России

Российская политика в части стимулирования материнства и детства весьма ограниченна и очевидно неэффективна. Это показывает простой индикатор, который можно рассчитать по данным выборочных обследований Росстата.

Возьмем долю семей с определенным фактором бедности среди малоимущих семей и такую же долю среди всех семей. Назовем их соотношение «риском бедности». Вот что выяснится.

Бездетность – это фактор богатства, риск бедности тут всего 60% (все, что ниже 100%, – это ситуация лучше среднего, сокращение риска). Даже один ребенок сразу меняет все, риск бедности растет вдвое – до 137%.

Двое детей погружают семью в бедность с риском 192%. Трое и более детей – 343% (данные за 2015 год).

Трое и более детей – это самый мощный из всех обследуемых факторов бедности, сильнее наличия в семье безработного или места проживания (например, депрессивная деревня).

Эти цифры наглядно показывают, что никакие из применяемых мер госстимулирования не меняют положения вещей – ни единовременные выплаты при рождении ребенка, ни ежемесячные пособия по уходу за ребенком до полутора лет, ни программы помощи малоимущим.

Введение материнского капитала в 2007 году мало что изменило. Прежде всего потому, что это позволяло решать некоторые проблемы долгосрочного порядка (в основном – улучшение жилищных условий), но почти никак не помогало семьям с детьми в части увеличения текущих доходов (экономии текущих расходов).

Важно

Посмотрите на графики – статистика бесстрастно показывает, что введение материнского капитала произошло уже на волне роста рождаемости в нулевых годах, в середине этой волны. Говорить о том, что эта мера сменила демографические тенденции, не приходится.

Отследить на статистике ее влияние вообще очень трудно, заметных всплесков даже в суммарном коэффициенте рождаемости нет.

Возможно – только возможно! – что материнский капитал усилил и продлил эффект роста рождаемости, сложившийся в России до и независимо от его введения.
 

Материнский капитал

Программа запущена с 1 января 2007 года. Маткапитал выплачивается при рождении или усыновлении 2‑го и последующих детей, но только единожды. Программа была рассчитана до 31 декабря 2016 года. Продлена на 2 года – до конца 2018‑го. Сумма маткапитала в 2016 году – 453 026 руб. Не индексируется уже 2 года (2016–2017).

Индексация приостановлена до 1 января 2020 года. В дополнение к федеральной в ряде регионов есть региональные программы. В Амурской области маткапитал составляет 295 тыс. руб. (2014 год), в Московской области и на Став-рополье – 100 тыс. руб., в Челябинске и Алтайском крае – 50 тыс. руб. (+ ежегодная индексация).

В регионах с высокой рождаемостью, как правило, регионального маткапитала нет. В Москве тоже нет, но есть «лужковская» единовременная выплата при рождении/усыновлении ребенка (75–150 тыс. руб.) молодым семьям (родителям – до 30 лет).

За 10 лет по программе выдано 7,6 млн сертификатов.

Полностью использовало их больше половины семей – 4,2 млн. Маткапитал можно использовать на приобретение жилья (в т. ч. оплату ипотеки) – именно на это потрачено свыше 90% денег.

Совет

 А также на образование детей, накопительную пенсию мамы, на адаптацию детей-инвалидов, получение части суммы наличными (такое было в 2010‑м и 2015–2016 годах, в 2016 году – 25 тыс. руб., на 2017 год не предусмотрено).

Всего использовано средств маткапитала (полностью или частично) на общую сумму 1,7 трлн руб.

На какую общую сумму начислено маткапитала – открытых данных в ПФР нет.

Вообще, маткапитал – это издевательство над экономическим смыслом. Использование слова «капитал» в названии социальной программы – не более чем дань популизму. Никаким капиталом эта сумма не является.

«Материнские» деньги реально не накапливаются, не инвестируются, не приносят дохода. Единственный способ распоряжения этим, с позволения сказать, «капиталом» – это потратить его. Его как бы и нет до того момента, когда граждане подают заявление в Пенсионный фонд о его расходовании. Всего лишь бумажка, сертификат.

Это не реальные деньги, а, скорее, долг государства. Причем странный, на него нет реестра обязательств, а есть только учет выданных сертификатов в ПФР. Ни в Пенсионном фонде, ни в Минфине нет открытых данных о том, какая сумма обязательства по материнскому капиталу накоплена.

Есть только данные о том, какая часть его потрачена в текущем году, и всё.

В конце 2016 года программа заканчивалась. Было принято решение о продлении ее на 2 года – аккурат до выборов президента страны весной 2018‑го. Что делать с этой программой дальше – решений до сих пор нет.

С одной стороны, социальный блок правительства настаивает на ее продлении в существующем виде.

1 июня 2017 года министр труда и соцзащиты России Максим Топилин внес в правительство проект федерального закона о продлении программы маткапитала в существующем виде еще на 5 лет – до 31 декабря 2023 года. Однако согласования с экономическим и финансовым блоками правительства нет.

В 2014 году министр экономразвития Алексей Улюкаев предлагал свернуть эту программу. На 2017 год Минфин сумел пробить прекращение выплат из маткапитала наличными. Минфин эта программа серьезно тревожит: выплаты по ней в 2016 году составили 365 млрд руб.

Ведомство хочет если не отменить, то реформировать систему в 2019 году, выплачивая МК только:

– в регионах, где уровень рождаемости ниже среднего по России, и в регионах с естественной миграционной убылью населения;

– семьям, чьи доходы после рождения второго ребенка падают ниже 2,5 прожиточного минимума.

Обратите внимание

А сэкономленные деньги пустить на другие программы стимулирования рождаемости. Очевидно, что Минфин планирует сэкономить часть этих расходов, иначе он не выходил бы со своими предложениями.

Во время «прямой линии» 15 июня Владимир Путин никакой ясности в то, что произойдет с материнским капиталом, не внес. Хотя пообещал рассмотреть вопрос о возобновлении выплат из него наличными.

С одной стороны, предложения Минфина логичны. Зачем стимулировать рождаемость в регионах, где она и так высокая? По некоторым данным, лидерами в получении средств по этой программе являются Чечня, Татарстан, Башкортостан, Ингушетия. Самый большой по численности населения регион – Москва – не вошел даже в десятку.

Но если рассматривать маткапитал как элемент соцполитики, помощи многодетным семьям, то получается, что именно самым многодетным семьям государство и откажет в его получении. Выглядит абсурдно. То же и с критериями нуждаемости: логично стимулировать к рождению ребенка семьи, где детей мало, – это как раз богатые семьи.

Решений власти на эту тему пока нет. Если их и не будет, с 31 декабря 2018 года программа закрывается.

Второе уже принятое решение – отказ от индексации маткапитала до 2020 года (если его будут выдавать после 2018‑го). Все остальное подвешено.

Раскол в правительстве не дает определиться, а президент – единственный, кто может принять решение, – пока отмалчивается. Но наверняка он выскажется ближе к выборам‑2018.

Помимо просто продления есть много предложений, как расширить программу маткапитала. Выдавать часть его наличными, использовать на лечение ребенка, на покупку автомобиля, отменить правило одноразовости (давать маткапитал второй и третий раз, причем в увеличенной сумме), разрешить использовать на образование отца или матери и др. Но все это до сих пор «висит в воздухе».

Мошенничество с материнским капиталом

– Подделка документов о рождении ребенка или о приобретении/строительстве жилья – Покупка жилья у родственников с возвратом денег. – Использование специально разработанных юристами схем (услуги посредника стоят от 30 тыс. до 100 тыс.руб.). – Завышение цены жилья/условий ипотеки. Приобретение ветхого или негодного жилья. – Мошенничество с материнским капиталом преследуется по ст. 159.2 УК РФ.

– «Мошенничество при получении выплат». Это хищение в крупном размере, и наказание – от штрафа 100–500 тыс. руб. до 6 лет тюрьмы.

Важно

Правильно ли вообще ставится задача, может ли программа маткапитала или какая-то другая повлиять на рождаемость в России? Существенно повлиять на демографические тренды можно, что доказывает, например, резкое снижение рождаемости в Китае, но это требует мощнейшей идеологической кампании (1 семья – 1 ребенок) и жесткого административного давления на людей. И действует только в сторону снижения, отказа от рождений.

Добиться увеличения рождаемости мерами госполитики – таких примеров почти нет. Взять нефтедобывающие арабские страны.

Несмотря на огромные доходы и мощнейшую господдержку (намного сильнее, чем в России, например, выдача квартиры молодой семье при заключении брака без всяких разговоров и условий и т. п.

), во всех этих государствах все равно резко падает рождаемость и фертильность (число детей на 1 женщину в детородном возрасте). Чем лучше люди живут, тем меньше детей они заводят.

Впрочем, погружение в бедность также не дает всплеска рождаемости, как это доказывает, например, российская ситуация 90‑х или последних трех лет: реальные доходы населения упали почти на 16%, но и рождаемость тоже стала падать.

Влияние госполитики на демографические процессы существенно лишь в случае социальных катаклизмов (войны, голод), и то в негативную сторону. А вот в позитивную – практически нет. Нигде в мире.

Что же делать?

Если влияние госполитики на рождаемость сильно преувеличено, стоит ли тогда заниматься такой политикой, помощью семьям с детьми? Конечно, стоит. Надо просто понимать, что это вряд ли стимулирует рождаемость, и не ставить перед собой таких задач.

А пытаться решить традиционные задачи социальной политики – снижение бедности и неравенства.

И с этой точки зрения отмена или существенное переформатирование (с сокращением) самой сильной российской демографической программы – программы маткапитала, – конечно, приведет к усилению бедности и дифференциации материального положения семей в зависимости от количества детей.

Совет

Очевидная проблема в том, что программа материнского капитала оказалась «заточена» под строительные компании, девелоперов и банки с их ипотекой под высокие проценты.

Все крупные российские социальные программы разрабатываются почему-то не для людей, а для бизнесов. Вот, например, программа продовольственных карточек – она мало поможет людям (менее 1000 руб./мес.

), но зато окажет помощь российским аграриям (по ней покупать можно только российское) и торговле. Так же и с программой маткапитала.

Задача, которую надо ставить, –  не рост рождаемости, а нивелирование риска бедности при рождении детей. Сейчас их рождение – это удар по финансовому состоянию семьи. Надо сделать это если не выгодным для семей, то хотя бы нейтральным фактором. Конечно, решение долгосрочных проблем с жильем с помощью материнского капитала – это здорово.

Хотя его размер для этого все-таки маловат (0,45 млн руб. при среднем размере ипотечного кредита 1,7 млн руб. – около четверти кредита). Впрочем, для некоторых регионов и это решение. Но главное, маткапитал никак не решает проблему дефицита текущего дохода в семьях с детьми.

Включая и то, как они будут расплачиваться по остаткам ипотечных кредитов в будущем.

Чтобы сократить риск бедности при рождении детей, нужно существенно расширять программы финансирования текущих расходов – от прямой помощи малоимущим семьям до увеличения общих расходов на медицину и образование (чтобы сократить поборы в школах и т. п.).

Сейчас все делается явно в обратную сторону: соцпособия не индексируются или индексируются не полностью, расходы бюджетов на человеческий капитал сокращаются.

Программу маткапитала имеет смысл реформировать из ее узкой ипотечной направленности на получение значительных сумм ежегодных выплат из нее наличными. А саму сумму надо, конечно, индексировать и восстановить такую индексацию с 2016 года. Все это – значительные расходы бюджетов всех уровней.

Обратите внимание

Но резервы экономии есть – от прекращения политики сокращения дефицита бюджета до сокращения военных расходов и воровства на госзакупках.

Впрочем, для этого нужно менять и политическую систему, восстанавливать «сдержки и противовесы», иметь сильную оппозицию в парламентах, независимый суд и прессу, реальные общественные дискуссии и «гражданский сектор», в том числе благотворительные организации (включая церковь) для адресной помощи… Насколько это реально в ближайшем будущем – судите сами.

Источник: https://profile.ru/economy/kupit-rebenka-6045/

Ссылка на основную публикацию