«как хорошо уметь читать!»

Стихи про чтение, уметь читать

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай еще страницу». Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять

И почитать!

Валентин Берестов

*****

Как хорошо уметь читать! Взять книгу в руки и узнать, Что в мире было до меня И для чего родился я. К каким галактикам слетать, Что посмотреть, кем быть, кем стать Мне книга может рассказать,

Ведь только ей дано все знать.

Поляков Коля

*****

Читать ужасно интересно: Вы можете сидеть, лежать И — не сходя при этом с места — Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ! Да-да! Читать — ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ За ручку с мамой, после — сами.

Обратите внимание

Ходить — ведь это же пустяк, Не бойтесь сделать первый шаг! Споткнулись раз, другой… И вдруг вы Прочли подряд четыре буквы, И вы пошли, пошли, пошли — И слово первое прочли! От слова к слову — как по кочкам — Помчитесь весело по строчкам… И так научитесь читать — Как бегать, Прыгать… Как летать! Я знаю, скоро по странице Порхать вы будете, как птицы! Ведь необъятен и велик, Как небо —

Мир волшебный книг!

Андрей Усачев

*****

Чему первым делом Научится кошка? — Хватать! Чему первым делом Научится птица? — Летать! Чему первым делом Научится школьник?

— Читать!

Валентин Берестов

*****

Читайте, мальчишки! Девчонки, читайте! Любимые книжки Ищите на сайте! В метро, в электричке И автомобиле, В гостях или дома, На даче, на вилле — Читайте, девчонки! Читайте, мальчишки! Плохому не учат Любимые книжки! Не всё в этом мире Легко нам даётся, И всё же упорный И мудрый — добьётся Того, к чему доброе Сердце стремится: Он клетку откроет, Где птица томится! И каждый из нас Облегчённо вздохнёт, Поверив, что мудрое Время — придёт! И мудрое, новое

Время — придёт!

Пикулева Н.

*****

В библиотеке для ребят На полках книги в ряд стоят. Бери, читай и много знай, Но книгу ты не обижай. Она откроет мир большой, А если сделаешь больной Ты книжку — навсегда

Страницы замолчат тогда.

Блажнова Т.

*****

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Сергей Михалков

*****

…Лежу на диване. Удобно. Приятно. Смотрю телевизор, и всё мне понятно. Другие придумали — мне показать.

Не надо ни думать, ни воображать.

Но мама сказала: — Ты видишь чужое. Занятие это, считаю пустое. А с книгой полезнее время твоё:

Читаешь чужое, а видишь своё!

На книжном пути сам себе режиссёр, Художник, артист, музыкант, каскадёр… Когда интересную книгу читаешь,

С писателем вместе свой мир сочиняешь:

Ты воин-герой, ты спаситель миров, Ты храбрый Комарик для всех Пауков. И сказка и быль, и мгновенье и вечность…

Над книжной страницей лететь в бесконечность!

Важно

Сказала когда-то мне мама сама, Что книги читать — это пища ума. Твой ум развивается воображеньем,

И чтение — лучшее в мире ученье!

*****

Давайте представим, хотя бы на миг, Что вдруг мы лишились журналов и книг, Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире, И слыхом не слыхивал о Мойдодыре, Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого? Так здравствуй же, умное, доброе слово! Пусть книги, друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь — набирайтесь ума!

Юрий Энтин

*****

Мама мне читает книжку Про зайчишку и лисёнка… Я б послушал про войнушку,

Только мама ведь — девчонка.

Будет ей, наверно, скучно, Так, что даже зазевает. Ладно, завтра про войнушку

На ночь папа почитает.

А сегодня про зайчишку И про плюшевого мишку. Хоть про мышку, хоть про шишку —

Всё равно, была бы книжка!

Корнилов А.

*****

Я — это мир, а мир стал мной, Едва открыл страницу! Могу в героя книги я Мгновенно превратиться! Стихом и прозой говоря, Рисунком и словами, Страницы книг ведут меня

Волшебными путями.

Я в мире слов перешагну Любых времён границы, Могу теперь весь шар земной Я облететь, как птица! Страницы, главы и слова Летят перед глазами. Мы с книгой стали навсегда

Хорошими друзьями!

Матюхина А.

*****

Кто детских книжек не читал, Считай, полжизни потерял, Друзей прекрасных не узнал. С книжкой вы не расставайтесь. Детьми подольше оставайтесь. Ведь взрослым вовсе не понять, Как можно взять и полетать. А Мэри Поппинс, Питер Пен Летать научат вас, А добрый Карлсон — супермен

Поддержит в трудный час!

*****

Если хочешь много знать, Вслушайся в советы. Научись распознавать

Книжные секреты.

В каждой книжке — свой секрет,
И ненужных книжек нет.

Если быстрый самолет В небо устремился, Знает свой секрет пилот.

Он ему учился.

В каждой книжке — свой секрет,
И ненужных книжек нет.

Если мама на обед Варит щи и кашу, У нее есть свой секрет,

Тоже очень важный.

Знайте, все девчонки, Знайте, все мальчишки: В каждой книжке — свой секрет!

Все читайте книжки!

Гусельникова Л.

*****

Я книги выбираю с наслажденьем — На полках, в тишине библиотек, То радость вдруг охватит, то волненье, Ведь книга каждая — как будто человек. Одна — стара, мудра, зачитана до дыр,

В другой — все необычно, странно, ново.

Мне книги открывают целый мир, За шагом шаг иду от слова к слову.

На Севере могу я побывать

И в тропиках — там, где растут бананы. Какая радость — открывать, читать Рассказы, сказки, повести, романы! Могу узнать, что было век назад, И что когда-нибудь, наверно, будет. О многом книги людям говорят,

Во многом книги помогают людям.

Охотницкая Л.

*****

Снова в печке огонь шевелится, Кот клубочком свернулся в тепле, И от лампы зеленой ложится

Ровный круг на вечернем столе.

Вот и кончены наши заботы — Спит задачник, закрыта тетрадь. Руки тянутся к книге. Но что ты

Будешь, мальчик, сегодня читать?

Совет

Хочешь, в дальние синие страны, В пенье вьюги, в тропический зной Поведут нас с тобой капитаны,

На штурвал налегая резной?

Зорок взгляд их, надежны их руки, И мечтают они лишь о том, Чтоб пройти им во славу науки

Неизведанным прежде путем.

Сжаты льдом, без огня и компаса, В полумраке арктических стран Мы спасем чудака Гаттераса,

Перейдя ледяной океан.

По пещерам, подземным озерам Совершим в тесноте и пыли, Сталактитов пленяясь узором,

Путешествие к центру земли.

И без помощи карт и секстанта, С полустертой запиской в руке, Капитана, несчастного Гранта,

На безвестном найдем островке.

Ты увидишь леса Ориноко, Города обезьян и слонят, Шар воздушный, летя невысоко,

Ляжет тенью на озеро Чад.

А в коралловых рифах, где рыщет «Наутилус», скиталец морей, Мы отыщем глухое кладбище

Затонувших в бою кораблей…

Что прекрасней таких приключений, Веселее открытий, побед, Мудрых странствий, счастливых крушений,

Перелетов меж звезд и планет?

И, прочитанный том закрывая, Благодарно сходя с корабля, Ты увидишь, мой мальчик, какая,

Тайны полная, ждет нас земля!

Обратите внимание

Вел дорогой тебя неуклонной Сквозь опасности, бури и мрак Вдохновленный мечтою ученый,

Зоркий штурман, поэт и чудак.

Всеволод Рождественский

Источник: http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-chtenie-umet-chitat/

Как хорошо уметь читать! Актуально ли это сегодня?

Действительно, какое-то время назад чтение книг было излюбленным занятием миллионов школьников. Помню, как однажды с подружками, перечитав дома все возможные детские книжки, мы придумали очередную забаву.

Выносили на улицу несколько прочитанных книг и устраивали своего рода ярмарку: кратенько рассказывали друг другу содержание и пытались поменяться приглянувшимися экземплярами. А потом с радостью уносили домой новых «друзей» и погружались в неведомый мир приключений и волшебства.

Наверное, сейчас в этом нет ничего таинственного и необычного: кто не меняется книгами, кто не берет у приятелей и коллег расхваленную новинку? Но так обыденно это выглядит только в жизни взрослой, а в детстве всё было иначе. Свои же книги назад мы возвращали редко.

Как правило, в следующий раз, обменивались этими же экземплярами уже с очередными претендентами, а случалось и такое, что книга настолько проникала в детскую душу, что расставаться с «добрым другом» не хотелось и вовсе, в таком случае выменянный экземпляр занимал почетное место на домашней полке…

Читать я научилась довольно рано, года в три. Спасибо моей мамочке, которая быстро и увлекательно открыла для меня этот новый и увлекательный мир, что зовется чтением. И вот как сейчас помню очередную забавную историю из своего детства. Дело было так… Книг в нашей скромной офицерской квартирке было очень много, а места, как вы понимаете, довольно мало.

После того как всевозможные подписные и коллекционные издания заняли доступные места в книжном шкафу и на полках, детские книги перекочевали в наши с сестрой шкафчики. А так как книг было огромное множество, то те, что предназначались для детей постарше, разместились в столе-тумбе.

Помните, наверное, такой традиционный предмет интерьера всех советских квартир?

Почему-то в раннем детстве мне казалось, что читать новую книгу тайком — это намного интереснее… А поскольку брать что-то спрятанное без разрешения взрослых было непозволительно, и к тому же, если учесть, что крышка того самого стола была довольно тяжела для ребенка пяти лет, то можно себе представить, с какими эмоциями я проникала «в хранилище» за очередным томиком детской литературы… Ежедневно в обед, дождавшись, когда мама убаюкает новорожденную сестренку, и уставшая за ночь уснет с ней рядышком сама, я отправлялась в очередное книжное приключение… Приподнимала сбоку крышку стола, насколько позволяли силы, на корточках заползала в заветное местечко, выбирала, затаив дыхание, приглянувшуюся новинку и дабы никто не увидел, вот так под столом с упоением читала, читала, читала… Это сейчас уже смешно вспоминать, какой тяжелой казалась мешавшая крышка стола, зачем нужно было обязательно сидеть с каждым новым изданием именно под столом, а не где-нибудь в кресле, и почему, например, тогда было просто не попросить книгу у родителей… Наверное, современные дети на такие поступки вряд ли способны…

Важно

Судите, друзья, сами. Как показывают социологические опросы, россияне перестали быть самой читающей нацией, уступив пальму первенства не только индийцам и китайцам, но и таиландцам, филиппинцам и египтянам. По данным экспертов, больше всех сейчас читают индийцы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю.

У россиян этот показатель составляет чуть более 7 часов, в то время как среднемировой равняется 6,5. Согласно опросу, проведенному фондом «Общественное мнение» весной прошлого года, более или менее регулярно что-либо читают три четверти россиян. Каждый второй читает газеты, каждый третий — книги, каждый четвертый — журналы.

Кстати, четвертая часть респондентов заявила, что не читает НИЧЕГО вообще.

Между тем, пару лет назад председателем Российского книжного союза (РКС) была утверждена Национальная программа поддержки и развития чтения, целью которой является повышение грамотности и интеллектуального уровня граждан нашей страны.

И вот, наконец-таки, эта программа постепенно начала реализовываться и в моем родном Волгоградском регионе, где стартует пилотный проект по обеспечению сельских библиотек современными качественными изданиями. Как известно, в настоящее время библиотеки страны испытывают недокомплектацию новой качественной литературой и периодикой.

Соответственно гарантом решения подобных проблем может стать объединение ресурсов власти: федерального и регионального, исполнительного и законодательного.

Так, например, в Волгоградской области решено организовать представительство Российского книжного союза и помимо этого в целях развития книжного дела планируется подписание соглашения между администрацией региона и Российским книжным союзом.

На сегодняшний день РКС уже передал в дар одному из детских домов Волгоградской области сертификат на 500 книг самых популярных серий, изданных в стране. Конечно, это капля в море, но все же почему-то хочется верить, что так со временем хорошая книга вернется в библиотеки и школы, наши дети поймут, в чем преимущество обычной печатной книги перед ее электронной версией, а россияне вновь станут самой читающей нацией в мире… Кстати, друзья, а вы любите читать? А ваши дети?

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/21280/

Как хорошо уметь читать..

Источник статьи

Автор статьи: Ирина ВЛАСЕНКО

Книга — великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты», — так можно перефразировать мудрое изречение.

Чтение — это двигатель познания жизни, без него она лишается чего-то очень важного, тускнеет, мертвеет и напоняется пустотой. Книга, особенно умная и добрая, добавляет оптимизма и учит размышлять, изменяет жизнь и преобразовывает пространство.

Но как все это объяснить своему ребенку, которому вместо чтения хочется поноситься во дворе с футбольным мячом или посидеть у экрана телевизора и компьютера?

Совет

Ничего не имею против футбольных мячей, ракеток, скакалок, кроссовок и спортивных костюмов. Свежий воздух, здоровый сон после хорошей прогулки, подвижные игры — это зорово! Но если единственным способом познания мира для вашего ребенка становятся боевики, сериалы и компьютерные игры, пожалуй, пора забить тревогу.

Читайте также:  Как избежать типичных ошибок первого интимного свидания

Мне часто приходится слышать разговоры мамочек о том, что заставить сына или дочь почитать книгу бывает практически невозможно. Хочу поделиться своим опытом, как проблема отсутствия желания читать превратилась в другую: оторвать от чтения можно только с помощью большой палки.

ИГРЫ С КНИГОЙ

Игра — основной способ освоения окружающего мира и существования ребенка примерно до 9-10 летнего возраста. Игра — основной способ освоения окружающего мира и существования ребенка примерно до 9-10 летнего возраста.

Игры формируют привычки, интересы и нравственные ориентиры. В игре нет никакого принуждения, напротив, очень высокая мотивация и эмоциональная насыщенность информации.

Поэтому то, что усвоено в игре, надежно закрепляется в сознании и входит в золотой запас вашего ребенка.

Самые простые игры с книгой:

«Озвучивание» — это рассматривание картинок с самыми маленькими и их звуковое сопровождение. Ребенку очень нравится мычать, как коровка, мяукать, гавкать, шипеть. Очень важно и самой играть всей душой, чтоб эмоционально вовлекаться в процесс. Тогда контакт и удовольствие будут полными.

«Игра в прятки» — еще одна интересная форма игровой деятельности, развивающая внимательность. Ослик потерялся, шел, шел по лесу и заблудился, давай-ка его найдем. Вы увидите, с каким восторгом обнаружит ваш ребенок этого ослика на самой последней странице книги.

Только если вы тоже будете участвовать в этом процессе и комментировать ваши долгие и упорные поиски. Варианты пряток могут быть самые разнообразные. Все зависит от вашей фантазии. Вы можете искать что-то определенного цвета, размера, формы.

Таким образом расширяя кругозор ребенка, впоследствии, когда начнете изучать буквы, можно сыграть в прятки с буквой «А» и др.

«Копирование картинки»- это очень интересная игра, которая заставляет вашего малыша внимательно всматриваться в изображенное. Вы вместе с ним изображаете в лицах и с помощью предметов то, что изображено на картинках.

Вы не просто комментируете происходящее, а как будто все время обращаетесь к тексту книги: “Посмотрим, что там написано дальше про Медвежонка, тут сказано, что он очень развеселился. Как, по твоему, смеется наш медвежонок? Молодец! Очень здорово! А потом он присел на пенечек.» И т.д. Нужно все время провоцировать малыша, чтоб он заглянул в книгу.

Она должна стать ему другом, и не просто другом, а самым любимым и интересным. Очень часто в процессе такой игры ребенок учится творить книгу самостоятельно, он сам придумывает сценарий. Поощряйте подобные проявления. Это бесценный опыт его самостоятельной творческой вовлеченности в процесс чтения.

Обратите внимание

На картинке не всегда изображено именно то, что написано в книге. Поэтому большинство картинок вы имеете возможность воспроизвести самостоятельно вместе с ребенком, опираясь на текст.

«Иллюстрирование книги» — эта игра подойдет детям постарше, которые еще не умеют читать, но уже умеют рисовать. Прочитайте какой-то эпизод и попросите своего ребенка нарисовать его.

Чем младше ваш иллюстратор, тем большая помощь ему потребуется. Но не увлекайтесь. Было бы ошибкой самому схватить кисти и краски и начать рисовать за маленького художника. У вас, конечно, получится намного лучше.

Но польза от такого рисунка минимальная.

Сложные игры начинаются тогда, когда простые уже освоены и стали неинтересны. По мере взросления малыша, можно усложнять его общение с книгой.

«Игра в Карлсона» или в Красную шапочку, Серого волка, кота Матроскина и т.д.- это совместное фантазирование и проигрывание в обыденной жизни придуманных вами эпизодов из жизни любимых героев. Ваш ребенок может стать на какое-то время деревянным мальчиком Буратино и будет убирать за собой игрушки в полосатом колпачке.

Ему придется научиться двигаться, как Буратино, как будто он деревянный. Все должно быть предельно достоверным, иначе игра теряет смысл. К слову сказать, эти игры дают вам возможность использовать заинтересованность ребенка и научить его одеваться, убирать за собой, аккуратно есть, чистить зубы и т.д.

вы можете играть в любимых героев и в трамвае, и на даче, и в магазине. Не забывайте все время „советоваться» с любимой книжкой. Она должна быть под рукой. Вы продолжаете читать ее вместе с ребенком.

Увлекаться этой игрой не стоит, потому что ребенок, идентифицируя себя с Буратино, котом в сапогах или еще кем-нибудь, может оторваться от действительности и забыть, что он на самом деле Петя Иванов. Поэтому иногда побыть Буратино придется и вам.

«Сочинение сказки» — игра, которая вам понравится, но потребует определеных творческих способностей. Сочинять сказки не так-то просто, но чрезвычайно интересно. Если у вас есть компьютер, вы можете напечатать сказку, снабдить ее иллюстрациями.

И пусть ваше чадо активно участвует в этом процессе. Но лучше создавать книгу вручную. Каждый день по страничке. Бережно храните эти алмазы творческой активности ребенка. В процессе создания книги все большая доля участия должна приходиться на него.

Когда он научится писать, постарайтесь минимально участвовать в этом.

Если вы не смогли заинтересовать малыша, никогда не заставляйте его играть насильно. Такие действия могут только навредить ему и не принесут ни удовольствия, ни пользы.

И все это время читайте ребенку умные и красивые книги!

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ

Как научить читать и не травмировать при этом психику, не заставлять, не понукать, а наоборот, вызвать интерес и желание? Если вы активно играли с малышом, привлекая при этом книгу, то это значительно облегчит задачу.

Помните о формировании у ребенка нетерпеливого желания наконец научиться самостоятельно проникать в увлекательный мир книги: «Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать, не надо бабушку просить…»

Но первые неудачные опыты могут начисто отбить охоту. Он понимает, что научиться читать не так-то легко и с трудом повторяет попытки. Еще буквы выучить туда-сюда. А вот соединить их в слова и прочитать, а потом понять, что ты прочитал — это довольно тяжело. Но постепенно вы преодолеете и эту трудность.

Важно

Учитесь читать в игре. Существует много методик обучению чтению. Но главное, о чем вы должны помнить, не насилуйте себя и малыша.

Не превращайте это в неприятную обязанность, не сравнивайте своего ребенка с соседским мальчиком, который давно сам читает, ни в коем случае не ругайте, если что-то не получается. Это только затормозит процесс.

Тут вам пригодятся терпение, любовь, последовательность, фантазия. Можно процесс обучения обыграть, превратить в праздник, в увлекательную игру. Пусть она будет коротенькой, но ежедневной и действенной.

«Дружные ребята» — модификаций у этой игры может быть множество. В ней буквы одушевляются. Они друзья и вместе составляют слово. Одна буковка словно бежит навстречу другой. И мы произносим, тянем звук «Д», пока он не достигнет нового звука «А». А вместе они заговорят и скажут нам коротенькое слово «да».

Можно пробовать соединять разбежавшихся друзей в любую свободную минутку. Мы, например, занимались этим на кухне, в троллейбусе, рисуя буковки на стекле, сидя на диване. Несколько минут неутомительного занятия. И ребенок постепенно начинает привыкать связывать буквы в слоги, а потом в слова.

«Найди близнецов» — игра заключается в том, что уже прочитанный слог ребенок ищет в печатном тексте. Интереснее, когда это любимая книга или просто подвернувшийся по руку текст газеты, журнала, вывески. Малыш понимает, что книги бывают разные, не только с красивыми иллюстрациями.

Все это нужно неизменно соповождать вашими комментариями и хвалить за достигнутые успехи, тогда играть в эту игру интересно. Обязательно проговаривайте найденные слоги, чтоб они ассоциировались не с двумя разными звуками, произнесенными раздельно, а с одним.

Постепенно визуальное привыкание к виду слогов приведет к автоматическому соединению букв в слоги.

«Абракадабра» — попытайтесь из абракадабры, которая получается, когда читаешь слово по буквам, составить слово, чтоб понять смысл зашифрованной записки.

Не умеющий читать Разведчик-слоненок должен обязательно понять задание центра, чтоб выполнить секретную миссию. Вы увидите, как будет смешно ребенку услышать исковерканные неумелым разведчиком слова. И как он будет гордиться своей способностью помочь ему .

Иногда абракадабры получаются такие смешные, что вы от души посмеетесь вместе со своим „слоненком».

Не заставляйте читать

Уже после того, как ваше чадо научилось самостоятельно складывать буквы в слоги и слова, пройдет еще немало времени, пока он овладеет беглым чтением. И это не будет вызывать у него негативных переживаний, связанных с медленным воспроизведением и пониманием прочитанного. Поэтому в этот период, кроме его самостоятельных опытов, ребенок должен чувствовать вашу поддержку.

Продолжайте читать ему вслух и обсуждать прочитанное. Умышленно дочитывайте до самого интересного места и вдруг неожиданно вспоминайте о необходимости срочно отойти в магазин, приготовить ужин, постирать и т.д. Книгу, естественно оставляйте на самом видном месте. Рано или поздно ребенок сам потянется к ней, чтоб узнать, что там дальше.

Можете спровоцировать его на это, если он не догадывается. Выкажите заинтересованность в судьбе героев книги и удивитесь, что он до сих пор сам не дочитал ее. А если дочитал, обязательно похвалите и попросите пересказать интересующий вас эпизод. Только искренне интересуйтесь. Он должен понимать, что это не обязанность, что его не заставляют, что это он сам.

И поэтому молодец!

Я читала своим детям лет до 8. Мы вместе придумывали продолжения сказок и сочиняли свои. Иногда перед сном хохотали до упаду. Потому что любили юмористические развязки или неожиданные повороты сюжета.

Совет

Истина, которую я усвоила, пройдя период обучения чтению и сына, и дочери — это никогда не заставлять! Напротив, предлагалась такая мотивация: «Если ты уберешь со стола, я разрешу тебе перед сном немного почитать.»

Чтение — это познание, удовольствие, развитие. Когда вы сами понимаете это, не надо читать на эту тему морали сыну или дочери. Потому что ваш пример оказывается очень заразительным!

Источник: http://mammamia.blog/page/kak-horosho-umet-chitat

Как хорошо уметь читать!

Каждый родитель сам решает, когда начать заниматься с ребенком чтением. Одни ратуют за раннее знакомство с буквами и правилами, другие надеются на школу.

zahod

На самом деле, готовность к обучению чтению нам демонстрирует сам ребенок. Некоторые в три года сами проявляют интерес, легко запоминают буквы и «откуда-то» понимают, как читать слоги и слова. А с другими и в шесть лет замучаешься повторять по сто раз, – не запоминает, рвется играть, просит самим почитать ему.

Универсальное средство обучения в любом возрасте и настроении – это игра. Современные дети хорошо умеют играть не только в предметные игры, но и мгновенно осваивают интерактивные забавы. Использовать компьютерную игру в обучении детей – эту идею педагоги подхватили еще на заре развития компьютерного пространства.

Дети любят подражать взрослым, поэтому, естественно, видя родителей у монитора, тоже хотят узнать, что там есть интересного.

А интересного очень много! Игры, общение, фотографии, видео, – «окно в мир» дома не выключается.

Лучше всего, когда игра, помимо развлечения, включает в себя обучение или тренировку полезного навыка. Именно для этих целей создан и активно развивается Портал обучающих игр Мерсибо.

Хотите, чтобы ребенок учился читать с удовольствием? Легко и просто! Добро пожаловать на Мерсибо!

Итак, ребенок зарегистрировался на Мерсибо и получил свой Дневник, где будут отражены все его успехи и время, проведенное за играми. Родители могут контролировать и проверять Дневник своего малыша, объяснять правила игр и, если надо, подсказывать.

Выбираем игры на обучение чтению и приступаем!

Начинаем со знакомства с буквами.

Буквы можно нарисовать на бумаге, слепить из теста или пластилина, а можно найти в интерактивном Конструкторе картинок. Легко запомнить буквы в играх, спасая Принцессу или помогая Волку учить буквы.

Звук и буква, как отличить?

Звук мы произносим, а буквы пишем. На Мерсибо много логопедических игр, направленных на развитие речевого слуха ребенка. Можно поиграть в Паровозики, в Свинок-копилок или украсить лепестки цветов на Цветочном базаре. Главное, слушать и верно соотносить звук и букву.

От букв переходим к слогам.

В разделе «Слоги» можно найти много полезных игр – почитать со Слоговой Избушкой или со Сладкоежкой, сразиться в Слоговое домино с Инопланетянином или поиграть в Хитрые половинки.

От слога к слову.

Легко читаете слоги? Пора переходить к словам и предложениям.

Обратите внимание

Главное, действовать постепенно, наблюдая, как усвоил ребенок предыдущую ступень. Ребенка нельзя торопить и ругать за то, с чем он еще не справляется.

Только терпение, вера в его силы и интересная игра – те силы, которые помогают развиваться детям и легко постигать любые науки.

Все игры доступны тем, кто оформил подписку на развивающие игры Мерсибо. Выбирайте срок подписки, оплачивайте и играйте.  Но чтобы познакомиться с играми, достаточно просто зарегистрироваться!

Ждем Вас и Ваших детей на Мерсибо.

Читайте также:  Владислав доронин и наоми кэмпбелл снова вместе

Игр хватит на всех!

Играйте, учитесь и радуйтесь жизни вместе с нами!

Источник: https://domashniy.ru/semya_i_dety/kak_horosho_umet_chitat/

«Как хорошо уметь читать»

Праздник «Как хорошо уметь читать»

Цели:

воспитание у учащихся интереса к чтению;

привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас праздник «Как хорошо уметь читать». С 1 сентября вы добросовестно учились по Азбуке. Изучали буквы, звуки составляли слоги, слова. Теперь все вы умеете читать и писать, потому что вы очень хорошо трудились. Азбука познакомила вас не только с буквами. Её страницы учили вас быть дружными, добрыми и воспитанными учениками.

Ученик 1: Бушкова А.

Мы сегодня очень радыВсех приветствовать гостей. Всех знакомых, незнакомых,И серьёзных, и весёлых.Первый класс, первый класс

Пригласил на праздник вас.

Ученик 2:Варкентин И.

Знают взрослые и дети И шахтер и водолаз,Что трудней всего на свете

Самый первый школьный класс.

Ученик 3:Дюсюмбаева Д.

Первый класс – это первый задорный звонок.Первый класс – это первый серьёзный урок.Первый класс – это первая в жизни оценка,

Это шумная, радостная переменка.

Ученик 4:Хамзин Б.

Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:Первый класс – это первая школьная книжка.Учились по этой книге всегда,

А книга эта – Азбука.

Ученик 5:Кармышов А.

Она научила буквам нас,И письму, и чтению,Дружбе крепкой и труду,

А еще терпению.

Ученик 6:Иванова М.

Нас сегодня не узнать:Стали бойко мы читать,Очень грамотными стали,Поумнели, возмужалиИ теперь без передышки

Мы прочтем любые книжки.

Встречайте, к нам в гости пришла Азбука.

Азбука:– Вы знаете меня, ребята? 

Я пришла к вам 1 сентября и буду напоминать вам о первом школьном дне, о первом звонке, о самой первой вашей ступеньке к вершине знаний.

Я – Азбука, учу читать, меня никак нельзя не знать.Меня изучишь хорошо и сможешь ты тогдаЛюбую книжку прочитать без всякого труда.А в книгах есть про всё, про всё: про реки и моряИ, что у неба нет конца, и круглая земля,Про космонавтов, к облакам летавших много раз,

Про дождь, и молнии, и гром, про свет, тепло и газ.

– А сегодня я пришла к вам, чтобы посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли нового узнали.

Садись Азбука, будь сегодня самым желанным гостем на нашем празднике.

Азбука учила нас читать, познакомила с русским алфавитом.

Ну- ка буквы, стройтесь в ряд!

А

Абрикос, арбуз, айва –Очень сладкие слова.

И все на букву А.

Б

Букве Б и страх неведом:
Бой, баран, боец, победа!

В

Ветер воет в чистом поле,
Волком воет он на воле.

Г

Гриб растёт среди дорожки, 
Голова на тонкой ножке.

Д

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.

Е, Ё

Ель на ёжика похожа –
Ёж в иголках, ёлка – тоже.

Ж

Жук упал, и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.

З

В звезде найдёшь ты букву З,И в золоте, и в розе,Земле, алмазе, бирюзе,

Заре, зиме, морозе.

И

Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

Й

Йод ребёнок знает каждый,
Йодом врач нам раны мажет.

К

Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.

Л

Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.

М

Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёда, много пчёл.

Н

На коне наездник мчит:
Настоящий он джигит!

О

Ослик был сегодня зол –
Он узнал, что он осёл!

П

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

Р

Роет землю серый крот –
Разоряет огород.

С

Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.

Т

Таракан живёт за печкой,
То-то тёплое местечко.

У

Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.

Ф

Флот плывёт к родной земле,
Флаг на каждом корабле.

Х

Ходит по лесу хорёк,
Хищный маленький зверёк.

Ц

Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.

Ч

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

Ш

Шалуны, прибавьте шагу!
Скорей несите мушкетёру шпагу!

Щ

Щёголь щётку уважает,
Щёткой щёголь пыль счищает.

Ъ, Ь

Мягкий знак живёт беспечно,Он без кепки ходит вечно.А упрямый твёрдый знак

Кепку носит только так.

Э

Экскаватор землю роет,
Это школу детям строят.

Ю

Юнга – будущий матрос –
Южных рыбок нам привёз.

Я

Я сказала про себя:– Хоккеист известный я.Шайба прямо в цель летит –

Гол! Закончен алфавит.

Стихи

Ты эти буквы заучи. Вдовина П.Их три десятка с лишком,А для тебя они – ключи

Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь Плотников А.Ключей волшебных связку.В любой рассказ найдёшь ты путь,

Войдёшь в любую сказку.

Прочтёшь ты книги о зверях, Дегтярева К.Растеньях и машинах.Ты побываешь на морях и на седых вершинах.Тебе чудесные края

Откроет путь от «А» до «Я».

Вооружись учебником-книгой, Федосеев В.С детства мозги развивай и двигай!Помни про школу – только с ней

Станешь строителем радостных дней.

Но не всегда буквы были такие дружные. Вот какая история произошла однажды с ними.

Сценка «Буква Я»

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/kak_khorosho_umiet_chitat

Как хорошо уметь читать

В каждом лагере, в любой стране ко мне непременно подходит кто-нибудь из пап или мам с вопросом: «Как научить ребёнка читать?» или даже «Как заставить его читать» Я не знаю ответа на этот вопрос. Сама я читать очень люблю, и читаю довольно много.

Более того, я люблю ездить на метро, а не на машине, как раз потому, что в метро я могу читать.

Дети мои читают ещё больше, чем я, и часто они мне советуют, что почитать. При этом Галя начала читать в 4 года, а Гришка — ближе к восьми. Дети разные, и с разными детьми срабатывают разные способы.

Важно

Но самое главное, что срабатывает, это то, что вокруг ребёнка есть много книг. Есть большая библиотека. И есть интерес к книгам в семье.

У нас в каждом лагере есть библиотека, я потом покажу картинки оттуда. И мы стараемся собрать в библиотеку те книги, которые дети и родители будут с удовольствием читать вместе. Но с чего же начать? Нужны ли азбуки и буквари? Я очень люблю тоненькие книжечки

«Пип и его друзья» Юли Луговской,

потому что это не просто книга, а целая игра на каждом развороте. Если нарисована груша и подписана груша, то это не так интересно читать. а вот если нарисован мальчик с хвостом из верёвочки и подписано «тигр», то ребёнок сам включается в игру.

Ещё есть чудесные книжки «Чей бок» Тани Руссита

Софья Аксельрод «Я учусь читать» смешные и короткие тексты, хорошие картинки, большие буквы — как раз то, что надо!

и ещё вот такое издание «Я умею читать», кажется, в нём крупнее шрифт

Когда ребёнок уже знает многие буквы и умеет читать отдельные слова, переход к фразам и текстам по-прежнему для многих детей очень сложен.
В такой ситуации отлично идут «книжки-разрезалки»,

Книжки-разрезалки — моя любимая идея, я опробовала её давным-давно на собственных детях, и они такие обожали. Долгое время я пыталась уговорить разные издательства такое напечатать, но все отмахивались. Хорошо, что в итоге МЦНМО всё же взялось за этот странный проект. Это такая книжка-игрушка, которые можно листать — и хохотать, получая смешные фразы.

Синий комар плывёт на юг.

перелистываем часть страничек и получаем
Синий медведь летит к пруду.
Лохматый корабль бредёт в дупло.

Кто-то из родителей мне недавно высказал мне такое своё мнение про эти разрезалки: «Я считал, что это ерунда, и какой смысл платить за картинки с подписями, но потом нам такую книжку подарили, и я своё мнение изменила. Ребёнок неделю играл непрерывно в эту книжку и дома, и в машине, и даже ipad не просил!»

А ещё я видела, что даже дети, отлично умеющие читать, любят играть с этими книжками, выискивать «самое-самое смешное сочетание», потом начинают придумывать свою такую же книжку.

Кроме того, эти разрезалки страшно нравятся тем детям, для которых русский язык — не вполне родной, они на нём говорят, но им очень нелегко читать.

Например, дети, живущие в другой стране, хорошо говорят на языке страны, охотно общаются с мамой и папой по-русски, но начать так же свободно читать по-русски им сложно.

А если ты читаешь «разрезалки», то ты начинаешь намного больше слов просто узнавать в лицо! И потом это помогает тебе читать другие книги. Кроме этого «разрезалки» помогают детям прочувствовать построение фразы, согласование. Мы подчёркиваем подлежащее, сказуемое, определение, и даже если не обращать внимание ребёнка на эти подчёркивания, он в какой-то момент сам понимает, как ведут себя разные части речи.

Совет

Но главное — даже не это, а то, что с этими книжками ребёнок понимает самую важную идею: можно читать для своего удовольствия, а не только из-под палки!

Идею книжек с описанием игр в картинках мы с художником Настей Варнавской продолжили в книжке «Сашка, Сашка, что в кармашке». Там тоже нарисовано больше, чем написано в тексте, и можно из картинок взять себе идеи для игр с тем, что под рукой.

Книг для первоначального чтения на русском языке, увы, ужасно мало. В последние 5-6 лет стали появляться отличные переводные книги, но в некоторых из них очень мелкие буквы, в других — слишком вычурный шрифт.

В любом большом книжном магазине в Англии или в Америке вы найдёте целый большой стеллаж с книжками-картинками, так называемые picture-books, книжки с большими и подробными картинками, и при этом текста там — буквально 2-3 строчки на страницу. Эти книжки хороши как для двухлеток, которые впервые знакомятся с книгами, и для начинающих читателей.

С таких книжек хорошо начинать читать, если вы эти книжки ещё не зачитали до дыр.

И ещё хорошо, если ваш ребёнок может читать вслух младшему братишке или сестрёнке, когда он частично помнит книжку наизусть, а всё же поглядывает на страницу — и привыкает правильно интонировать текст, реагировать на точки и запятые, учится правильно читать «-ться, что, еГо, у неГо» и прочие мелочи, которые мы обычно не замечаем.

Это могут быть любимые книжки Дональдсон про Груффало,

«Если в домике тесно»,

«Хочу к маме»
Это может быть серия книг про кошку Мяули,

или книжка про тигра, который зашёл выпить чаю,

или смешная книжка «Если дать мышонку печенье»

Или серия про кота по имени Шмяк и мышонка по имени Сырник

Ещё есть очень смешные книжки Майера «Я всё могу сам», там смешные картинки и совсем мало текста, но некоторым детям надо прочитать много-много маленьких книжек с одной строчкой текста на каждой страничке, прежде чем они расхрабрятся на более длинный текст.

Для тех, кто любит истории про зверей, есть чудесные маленькие книжки Чарушина с его собственными иллюстрациями. Я их в детстве читала и перечитывала — про Томку, про Никиту…

Про умную собачку Соню — текста уже больше, но истории интересные и смешные, и их приятно перечитывать.

Для первых прочитанных книг важно, чтобы текст был смешной и не слишком сложный, чтобы дети могли сами уследить за сюжетом, и чтобы им хотелось узнать, что же дальше. Как-то с одним знакомым мальчиком мы расчитывались на книжке «Зоки и бада», которую мальчик знал и любил, и готов был перечитывать снова и снова.

Дочь моя неожиданно для всех научилась читать, пока листала любимые сборники стихов — Берестова, Маршака, Ренату Муху, Вадима Левина. Она их листала и рассказывала на память — где какая картинка, там и рассказывала. А потом вдруг научилась и новые книжки стала с той же скоростью читать — года в четыре.

Я, кстати, тоже именно так и училась читать — читала и перечитывала наизусть любимые тонкие книжки.

Брат мой, наоборот, хотел сразу читать толстую серьёзную книжку, и он начал читать с толстого тома рассказов Носова.
А сын мой стал читать с «Хоббита» — прочёл её за лето после первого класса, и с тех пор не останавливается, читает днём и ночью…

Есть дети, которые любят читать стихи, и готовы перечитывать тонкие книжки, и по моим наблюдениям им легче научиться читать, потому что они соотносят текст, который они знают, и написанные буквы. А вот детям, которые уже знают буквы и хотят каждый раз читать новую книжку, начать читать бывает сложнее.

Малышовые книжки им читать неинтересно, а на сложные — не хватает навыка.

С такими детьми иногда срабатывает способ — прочитать первые 2-3 главы увлекательной толстой книги, и они настолько увлекаются, что хотят сами дочитать и узнать, что дальше.

Обратите внимание

Есть и третий вариант: навык чтения у ребёнка есть, технически он может прочитать любой текст, но е получает от чтения удовольствие. Может быть, его много заставляли, и чтение было обязаловкой. Или его просили непременно пересказывать и отвечать на вопросы по тексту.

Читайте также:  Дочь ким бэссинджер встречается с девушкой

А может, чтение было формой наказания или способом усадить подвижного ребёнка «хоть чуть-чуть посидеть тихо».

Или мама и папа подсовывали ребёнку книги, которые им самим нравились в детстве, а у ребёнка эти книги «не пошли», и он над ними страдал… Или родители отнимали у ребёнка «всякую муру», а он в итоге перестал читать муру, но и серьёзное тоже перестал читать.

В общем, бывают дети, которые читать умеют, но не читают.

Что предложить в такой ситуации? Во-первых, можно читать вслух то, что вы сами любите, и те книги, про которые вы полагаете, что потребуются ваши пояснения. Во-вторых, можно попробовать записать по ролям аудио-сказку, или поставить спектакль.

Текст читать, да ещё по ролям, многим детям интереснее.

А ещё бывают самые разные словесные игры. И есть всякие игры на объяснение слов, например «элиас» и «шляпа».

Это тоже помогает научиться формулировать и понимать — и зачастую помогает продвинуться в чтении.

А ещё недавно вышла изумительная книжка с анаграммами, то есть с перепутанными буквами. Для тех детей, которые умеют читать свободно и для взрослых — это невероятный источник цитат и просто повод посмеяться. Для детей, которые уже умеют читать короткие тексты — повод познакомиться с таким типом словесных игр.

«Зубака» — это такая своеобразная коллекция удивительных и невероятных животных, отличное сочетание коротких текстов и смешных картинок, наслаждение для всей семьи.

Написал эту книжку Антон Тилипман, vokati , человек с потрясающим языковым чутьём и автор массы каламбуров и шуток. Он, кстати, ещё и один из авторов городской игры «ПроУлочки», автор многих задач для этой городской игры.

А у ваших детей какие были самые любимые книги, которые они часто перечитывали — или просили вас перечитать?
С каких книг ваши дети начали читать?

Источник: http://janemouse.ru/kak-horosho-umet-chitat

Как хорошо уметь читать…

Начнем с того, что мы, учителя начальной школы, очень хорошо знаем, что традиционные занятия с ребенком, проводимые логопедами и педагогами, к сожалению, зачастую не приносят ожидаемых результатов.

Дело в том, что если в процессе занятий основное внимание фиксируется на правильном произношении звуков и последующем озвучивании различных наборов звукосочетаний, часто абсолютно лишенных смысла, то ребенок обучается не чтению, а озвучиванию.

Тренировка на «звукослияние» приводит к тому, что ребенок усваивает формальные законы звуковой организации слов русского языка, что на начальном этапе обучения чтению позволяет ученику легко и бегло читать вслух, не понимая смысла читаемого текста.

Важно

Технику чтения такой ребенок успешно сдает, но читать книги не может и не хочет, так как часто не понимает смысла прочитанного.

Как пишет Людмила Ясюкова в своей книге «Психологическая профилактика проблем в развитии и обучении школьников», для исправления дефектного навыка чтения в первую очередь надо обеспечить понимание ребенком читаемого им материала.

Именно поэтому тексты на начальном этапе обучения чтению должны быть короткими, фразы простыми, слова – знакомыми, шрифт крупный. Лучше, чтобы рядом с текстом была картинка, которая поможет плохо читающему малышу понять содержание прочитанного.

И конечно же, текст должен быть интересен ребенку. Может быть, кому-то это и покажется странным, но всеми этими качествами обладают комиксы и рекламные проспекты, на которых дети лучше всего и учатся правильно читать.

Но не следует предлагать современному ребенку стилизованные «псевдорусские» комиксы, т.к. лубочные иллюстрации малопонятны детям.

Нам могут возразить, сказав, что таким образом мы можем сформировать у развивающегося ребенка дурной литературный вкус. Возможно, но если он сейчас не научится читать, то, скорее всего, не возьмет в руки ни одной книги. Тогда о каком же литературном вкусе вообще может идти речь?!

Однако обращаем еще раз ваше внимание, уважаемые читатели, на то, что нельзя требовать от ребенка громкого чтения вслух, что бы он не читал (тексты параграфов, условия задачки, подписи под картинками).

Пусть читает молча, «глазами» или пришептывая, как ему удобно. Дело в том, что озвучивание (чтение вслух) и осмысливание (понимание текста) – две независимые и параллельно осуществляемые операции.

При беглом чтении они как бы сливаются, и кажется, что понимание происходит сразу с произношением.

Попробуйте провести небольшой эксперимент. Прочитайте громко вслух любую газетную передовицу, посвященную экономической тематике, или незнакомый научный текст. Затем перескажите смысл прочитанного.

Ну как, получилось? Да, действительно, пересказать смысл малопонятного текста будет довольно сложно, он как бы ускользает. Вам придется еще раз пробежать текст глазами, чтобы выделить в нем основные смысловые моменты.

А вот чтение подобных текстов «про себя» позволит вам сразу вникнуть в их смысл.

Когда мы заставляем ребенка сразу читать вслух, ему не удается распределять свое внимание так, чтобы озвучивать и понимать прочитанное одновременно. Он может делать только что-то одно.

И часто ребенок обучается озвучиванию читаемого без понимания.

Совет

В результате ученик не может сразу пересказать прочитанное, ему требуется несколько раз вернуться к тексту, просмотреть его молча «про себя» и только потом пересказать.

А теперь о пересказе. Следует полностью исключить простой пересказ, когда мы просим ребенка близко к тексту по памяти воспроизвести содержание.

Запоминание текста в этом случае достигается путем многократных прослушиваний или прочтений и пересказа (сначала по частям, а потом и в целом). Если этому упорно учить, то мы можем сильно затормозить процесс развития мышления ребенка.

Ребенок должен научиться пересказывать, но другим способом – начиная с осмысления содержания текста.

Любой текст состоит из абзацев. Каждый абзац оформляет часть текста, представляющую собой законченную мысль. Прочитав абзац, ребенок не должен его пересказывать, а должен своими словами одним предложением сказать, о чем шла речь. Сделать это отнюдь не просто.

Сначала нужно научить ребенка обсуждать содержание, выделять главную мысль и только потом пытаться её коротко и более четко сформулировать. Если текст состоит, например, из пяти абзацев, то в результате такой работы будет выделена его внутренняя смысловая структура или составлен план из пяти пунктов.

Только после этого можно переходить к пересказу, но не с начала и не подряд всего текста, как делается обычно. Пересказывать следует вразбивку, например, пусть ребенок расскажет четвертый пункт плана, потом первый, и т.д.

Такой пересказ необходим для того, чтобы ребенок ориентировался в первую очередь на смысл прочитанного, чтобы развивалось его мышление, а не память.

Обратите внимание

В результате такой работы ребенок научится подходить к любому тексту аналитически, выделять его внутреннюю смысловую структуру и логику.

Главное же, что его обучение в целом станет более осмысленным, и понятийное мышление ребенка, которое не рождается само по себе, а лишь формируется в процессе обучения, будет эффективно развиваться.

Если мышление ребенка хорошо развито, и он много и с удовольствием читает, то он будет способен:

  • понимать то, что учитель объясняет на уроках;
  • самостоятельно выполнять домашние задания;
  • и главное – включать в свой личный опыт приобретаемые в школе знания.

Все это – условия самого благоприятного прогноза обучения и развития ребенка.

Источник

Источник: https://fanny-lune.livejournal.com/112938.html

Как хорошо уметь читать!

С этим тезисом из всем знакомого стихотворения не поспоришь. Но только это ценое умение становится важным в определенный момент. В какой именно?

Когда-то Россия считалась самой читающей страной в мире. Сегодня мы занимаем непочетное 7-е место, нас опережают даже Таиланд и Египет. Среди причин катастрофического снижения интереса к чтению – внедрение цифровых и ТВ технологий и компьютеризация.

Однако помимо компьютера и телевизора на «книжный» интерес влияет и… преждевременное обучение чтению. Эксперименты с ранним интеллектуальным развитием могут серьезно отразиться на психике малыша, на долгие годы отбив у него желание полистать книгу.

Новые веяния

Сторонники раннего обучения утверждают, что наиболее важным периодом в обучении является возраст от 3 месяцев до 3 лет. «После 3 уже поздно» − так называется знаменитая книга основателя японской Ассоциации раннего развития Масару Ибуки, одного из крупнейших идеологов раннего обучения.

«Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого.

Не надо бояться «перекормить» его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но, когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию», − говорится в книге Масару Ибуки.

На этом тезисе построены все известные методики раннего умственного развития: Глена Домана, Зайцева, Никитиных. Авторы считают, что наиболее эффективно стимулировать мозговую активность в период интенсивного роста мозга − до 6−7 лет: чем младше ребенок, тем проще его обучать.

У нас мода на раннее развитие и чтение с пеленок стала популярна последние 5−7 лет.

Важно

Причем нередко родителями, увлекающимися ранним обучением, движет личная нереализованность, жизненная неудовлетворенность, которую они замещают мечтами сделать из малыша вундеркинда или гения.

Разумеется, это происходит неосознанно – взрослые уверены, что закладывают прочный и надежный фундамент его будущего. Но у преждевременной интеллектуализации существует масса «подводных камней».

Горячие головы

Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Нейропсихологи выделяют три этапа.

С начала беременности до 3 лет. На данном этапе формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.

С 3 до 7−8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительное, вкусовое, слуховое, кинестетическое, обоняние, осязание.

С 7−8 до 12−15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную сознательную психическую деятельность.

Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап, стимулирование и опережение развития негативно сказываются на процессах, которые согласно «природной программе» должны закладываться в данный момент.

Реакция на ранее обучение может проявиться не сразу, а спустя годы, вылившись отклонениями в эмоционально-личностных взаимоотношениях, тиках, неврозах, заикании.

К тому же чтение в раннем возрасте – сильное умственное напряжение для ребенка, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжение центров дыхания и пищеварения.

Совет

Дети младше пяти лет почти не понимают смысла прочитанного самостоятельно. Так зачем учить их читать?

А что глаза?

Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют обучать чтению ранее 5-6 лет, когда еще не закончилось формирование цилиарной мышцы, отвечающей за зрение. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.

Насколько это обоснованно?

Американский профессор Р. Мур говорил: «Не получено никаких бесспорных доказательств того, что программы дошкольного обучения ведут к успеху; напротив, имеющиеся важные доводы убеждают, что это не так. Внушительное количество результатов исследований свидетельствует о том, что в среднем лучше занимаются дети, начавшие учиться позже».

Юность гения

Еще одной негативной стороной ранней интеллектуализации малыша является десоциализация. Период до 7 лет чрезвычайно важен для психоэмоционального развития ребенка. В первые годы закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, преданность, честность, справедливость и т. п.

Самое важное для малыша на данном этапе – научиться контактировать с внешним миром, вступать в отношения, чувствовать других людей. С первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными эмоциональными переживаниями, а лет с 3–4 − сюжетно-ролевыми играми.

Раннее же обучение серьезно искажает восприятие и психическое состояние ребенка: малыш, не пройдя обязательного этапа игровой подготовки, сразу окунается в обучающую среду. Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается.

Восполнить этот пробел в дальнейшем будет почти невозможно.

Подавляющее большинство вундеркиндов страдают неуверенностью, депрессиями, неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом.

Психоневролог-психотерапевт профессор Вилен Гарбузов считает, что речь идет об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами.

«Буквы, цифры, схемы, ноты подавляют образное мышление. Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным».

А это зачем?

Обратите внимание

При обучении чтению важнейший аспект – мотивация. Малыш должен учиться читать не по указке родителей, а по собственному желанию. Обучение − процесс не из легких, и, если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, уроки будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом и пользы от них не будет никакой.

Важно также понимать, какую цель преследует обучение, особенно ранее. Ребенок в три года может бегло читать, но ему самому это радость вряд ли принесет. В этом возрасте процесс складывания букв в слова затруднителен, и, пока кроха дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале.

На понимание и усвоение текста сил у него уже не хватает. Таковы возрастные особенности детей до 5−6 лет. По статистике, 70% де-тей до 5 лет не понимают прочитанное самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читаем мы, взрослые.

Какой напрашивается вывод? Больше читайте детям.

Читать на эту тему:

  • Волшебные кубики Зайцева
  • Книга – лучший друг
  • Азбука, я тебя знаю!

Источник: http://www.parents.ru/article/kak-xorosho-umet-chitat/

Ссылка на основную публикацию