Как помочь своему ребенку адаптироваться к школе

Статья по теме: Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

                  Поступление ребенка в школу – это принципиально новый этап его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации к школе. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. Ребенку нужна помощь и, в первую очередь, он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей.

                  Традиционно первым днем обучения является 1 сентября. И взрослые, и дети с нетерпением ждут этого счастливого дня. Приятные хлопоты позади: сложен на завтра портфель, висит аккуратно выглаженный костюм, стоят ярко начищенные туфли. Все сверкающее, все новенькое.

А цветы не забыли? Без цветов, какой же праздник! Но никакие цветы не помогут если перед уходом в школу вы будете торопить ребенка, искать вдруг куда-то запропастившиеся носки или в последнюю минуту будете гладить рубашку..

Обратите внимание

Помните, что от того, как ваш малыш проведет эти полчаса перед школой, от тех слов, которые вы скажете ему на прощанье, зависит порой весь его школьный день.

                  Часто первый день является самым трудным день в жизни ребенка, т.к. ажиотаж вокруг этого дня будоражит и пугает его. В результате «счастливый день» может обернуться капризами, тошнотой, вялостью или необузданной активностью. Все это результат перенапряжения ребенка.

Учитывая такие последствия, взрослые должны заранее спланировать этот день, выделив время отдыха, как психического, так и физического. Массовые мероприятия (гости, парки и т.д.

) желательно отложить до ближайших выходных дней: ведь завтра ребенку опять идти в школу и второй день для него снова будет напряженным.

                  Первая неделя проходит на эмоциональном подъеме. Не следует обижаться, если ребенок не собирает вечером портфель, не готовит одежду. Ведь он еще не привык этого делать! Ничего страшного нет, если взрослый соберет портфель сам, а лучше – совместно с ребенком, но приговаривая, что будет стыдно, если он (ребенок) будет утром не готов.

                 Вчерашний дошкольник, при поступлении в школу, очень хочет соответствовать ее требованиям, быть хорошим, доказать взрослым, что он справляется со всеми требованиями. У него высокая мотивация к обучению. Очень важно поддержать ребенка на самом старте обучения!

                   Новое окружение, новые требования на первых порах делают ребенка одиноким и беззащитным.

Вот почему важно, чтобы в первые несколько месяцев, близкие ему взрослые помогли с объяснением правил поведения в школе, разбирали с ним различные школьные ситуации, приучили бы к новому режиму дня, объясняли о том, как ведутся тетради, как выполняются домашние задания.

Важно объяснить ребенку, что ошибка – это не преступление, что дети должны делать ошибки, иначе они рождались бы взрослыми. Детство и дано природой для усвоения норм поведения и культуры в обществе.

Важно

                   Режим взрослого, этапе адаптации ребенка к школе, должен быть подчинен режиму школьника, он своим примером (а не нотациями) показывает, как организовать учебный день.

Желательно, чтобы в это время в семье один человек контролировал ребенка, с тем, чтобы у ребенка не рассеивалось внимание на разные требования.

На первых порах ваш маленький ученик нуждается в помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках, и даже, может быть, посидеть с ним рядом, пока он их делает.

                 Первокласснику необходим свой стол, настольная лампа, книжная полка. Проследите, чтобы ваш малыш отвел своим школьным вещам строго определенное место.

Ни в коем случае не разрешайте ребенку заниматься чем-либо другим, пока он не убрал за собой стол самым аккуратнейшим образом, даже если к нему пришел приятель.

Ему можно предложить в этом помощь и тогда он будет чувствовать в вас друга.

                  Итак, ребенок садится за уроки. Надо, чтобы это происходило в один и тот же час. Проследите, чтобы на столе не было ничего лишнего – только то, что нужно для приготовления уроков.

Свет должен падать слева. Пусть ребенок объяснит, что ему нужно сделать. Не нужно заставлять его делать сначала на черновике пусть, приучается делать все хорошо сразу.

И главное, чтобы он старался и не торопился.

                  Домашнее задание – это индивидуальная форма учебной деятельности школьника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя, но по его поручению. При правильной его организации у первоклассника вырабатываются навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям.

Совет

                У многих ребят через месяц наступает эмоциональный спад: надоедает рано вставать, сидеть на уроках и т.п. Взрослые должны проявить максимальную изобретательность, чтобы поддержать мотивацию к обучению.

Первые трудности учат ребенка учиться. Важно спокойно и уверенно их преодолевать совместно с ребенком. В этот период главную роль начинает приобретать учитель. Ребенок его копирует, подражает, ссылается на него к месту или нет.

Таким кумиром учитель остается до5 класса.

               И вот первая отметка. Ни в коем случае не надо требовать от ребенка только хороших и отличных отметок. Это ничего, кроме вреда, не принесет. Ведь немало известных ученых, музыкантов, художников неважно учились в школе.

Вообще-то учителя первых классов стараются не ставить двоек своим ученикам, чтобы не обескуражить его с самого начала. Но вдруг…Ни в коем случае не браните ребенка, не осыпайте его упреками в несообразительности и неряшливости.

Вам кажется, что если поругать за первые промахи, то ребенок потом будет относиться к ним, как чему-то вполне нормальному. Если ребенок поступил неправильно, не нужно кричать и ругать его — спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях. Ребенка нельзя запугивать.

Страх парализует и ребенок становится не в состоянии что-либо самостоятельно предпринимать. В сложных ситуациях ребенок становится наиболее уязвим.

Нужно внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, то он не попадет в сложную или опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных ситуациях, надо обязательно похвалить его.

                     Сам процесс обучения может доставить радость школьнику. Научите ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад.

Обратите внимание

Храните, например, его старые тетради и вместе обсуждайте пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям.

А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах.

                       Почему учителя добиваются умения красиво и четко писать? Прежде всего потому, что правильное, с точки зрения каллиграфии, письмо обычно бывает потом и грамотным.

Следует ребенка приучать писать крупно, чисто, соблюдая поля и красные строки, учитывая при этом и воспитательные цели: человек должен все делать красиво.

Иногда ребенок рано научился читать, очень любит книжки, прекрасно рассказывает, хорошо считает, а вот пишет не так уж красиво. Не надо его за это ругать, помогите ему добрым словом и своим присутствием.

                      Когда можно оставлять ребенка наедине со своими уроками? Как можно раньше, едва вы почувствуете, что он обходится без вас. Резко этого делать не надо – отойдите сначала по своим делам, а потом постепенно он тоже привыкнет, что вас нет рядом. Затягивать этот процесс тоже опасно.

Те дети, которые не могут работать самостоятельно, без помощи взрослого чувствуют себя совершенно беспомощными.

Имея лишь постоянный контакт с ребенком, можно судить о том, в какой мере он нуждается в вашей опеке, насколько ему можно доверять и предоставлять свободу (ходить в школу без сопровождения взрослых, оставлять одного дома, просить сходить в магазин, разрешить погулять со своими сверстниками на улице и т.д.).

Важно

Поэтому, как бы вы ни были заняты, не отмахивайтесь от ребенка, если он хочет с вами поделиться. Добивайтесь, чтобы дети полностью доверяли вам, рассказывали о своих бедах, сомнениях, затруднениях. Во время таких бесед по «душам» уместно вспомнить случаи из своего детства.

              Если ребенок чувствует помощь и поддержку дома, то к концу года у него должно сформироваться ответственное отношение к учебе, пунктуальность, обязательность, познавательный интерес и т.д. Только после этого от ребенка можно требовать выполнения тех или иных правил, когда он им обучен и они стали его повседневной нормой жизни.

                       Главная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Наиболее трудно адаптироваться детям которые не чувствовали переживание «мы». Другая причина в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним и его учебе учителей и взрослых дома.

Возникшая в начальной школе дезадаптация не исчезает с возрастом, а превращается в комплексы, которые позже становятся не лучшими чертами характера. Своевременное их преодоление требует активного взаимодействия школы, родителей и ребенка, определенного мужества от взрослых вовремя признать свои ошибки во благо своего ребенка.

               Начальное обучение – это старт сознательной жизни в мир взрослых, и от его успешности зависит, кем станет ребенок и каким он станет.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2018/08/27/kak-pomoch-rebenku

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе

Для родителей приближение нового учебного года — сплошная лихорадка и беготня в поисках формы, учебников и прочих необходимых вещей. На деле же главное, что нужно ребёнку, — эмоциональная поддержка.

Возвращается ваш малыш к учёбе после каникул или впервые идёт в школу, предстоящие события могут вызывать у него вполне понятное беспокойство.

Большинство детей с нетерпением ждут, когда же наступит 1 сентября, но некоторые страдают от серьёзного эмоционального расстройства. Называется оно боязнью разлуки.

«Нормально, что у некоторых ребят бывают сложности с первым школьным днём — это всё-таки новый опыт, но если такое состояние длится несколько дней, то нужно что-то делать, — объясняет детский врач Аннетт Монт (Annette Mont). — Дети по своей природе любопытны, попадая в новую ситуацию, они стремятся её изучить. У ребёнка, который цепляется за маму, совершенно точно есть проблема, и часто дело в родителях».

Слишком много любви

Если перспектива похода в школу вызывает у вашего малыша плач и истерику, если он выглядит грустным или даже больным, всему виной страх расставания, и именно в вас может быть корень проблемы, равно как и ключ к её решению.

Директор школы Монтессори Шейла Линвилл (Sheila Linville) не раз наблюдала проявления страха расставания и помнит случай, когда мама была и источником, и решением проблемы.

Читайте также:  Домашнее мороженое - лучшие рецепты. как быстро и вкусно приготовить домашнее мороженое.

«Каждое утро я встречала ребят, которые приходили в школу, — рассказывает Линвилл. — Среди них была трёхлетняя Джессика, каждое прощание с мамой у неё заканчивалось слезами. Начиналось всё с матери: та плакала, а вслед за ней начинала хныкать и малышка.

Через несколько дней я спросила Джессику, почему она плачет. Она ответила: „Мисс Линвилл, я это делаю, потому что моя мама плачет. Так ведь положено, чтоб мамы и дети плакали, когда идут в школу“.

Я объяснила матери, что Джессика таким способом пыталась соответствовать её ожиданиям. Женщине сложно было принять этот факт, но в конце концов она осознала, что невольно заставляла ребёнка вести себя подобным образом.

На следующее утро всё было совсем по-другому: счастливая мама махала дочке рукой, а та с улыбкой бежала к своим одноклассникам. И никаких больше носовых платков!»

Совет

Родители часто удивляются, что страх разлуки может настигнуть в любой момент учебного года, пусть даже и начиналось всё довольно гладко.

Часто это результат перерыва в привычном течении дел, например после каникул и праздников или когда ребёнок несколько дней болел и сидел дома в окружении маминой заботы.

Некоторые дети испытывают эти переживания в конце учебного года, так как грустят, что долго не увидят своих друзей.

Аннетт Монт за годы практики выяснила, что родители невольно способствуют страху разлуки, считая чадо продолжением себя.

Готовьтесь заранее

Начало учебного года — это эмоциональный опыт, который требует более вдумчивого подхода, чем просто планирование перемещений из дома в школу и обратно. Не ждите вечера 31 августа, чтобы помочь ребёнку свыкнуться с этим или обратиться к его переживаниям. Подготовка к школе — длительный процесс, требующий внимания и энергии.

Монт советует родителям приучать детей к раздельному времяпрепровождению с помощью ролевых игр: «Сначала оставьте ребёнка одного на полчаса, потом на час и так далее. Если он знает, что мама обязательно придёт за ним, всё будет в порядке».

Чтобы выяснить, что ваше чадо думает насчёт похода в школу, Монт предлагает опять-таки ролевую игру.

Попросите ребёнка нарисовать школьный день так, как он себе его представляет. Поиграйте в школу — с домашней работой, учебниками и всем необходимым.

Дети в своём поведении часто ориентируются на эмоции родителей, поэтому вам важно всячески демонстрировать радость от предстоящего похода в школу. Нервничающий родитель неосознанно передаёт свои ощущения ребёнку, окрашивая тем самым в негативные тона всё, что связано с грядущими переменами.

«Лучший совет, который я могу дать семьям: готовьте ребёнка к школе с энтузиазмом. Даже если предстоящее событие заставляет вас переживать, заверьте своего малыша, что ему всё очень понравится, а новые друзья полностью разделят его чувства, — объясняет Линвилл.

— Убедите своего ребёнка в том, что в разлуке с вами нет ничего страшного».

Знакомство со школой

Познакомить ребёнка с местом, где он проведёт много лет, облегчить его переживания и увлечь идеей учёбы поможет пробный день. Побывайте в классе, встретьтесь с учителями и выучите их имена, выясните, где находятся уборные и столовая.

Установление отношений с учителем помогает ребёнку понять, что в школе у него есть человек, на которого можно положиться. Родителям же такое знакомство помогает избавиться от изрядной доли переживаний. Если учитель им нравится, эти положительные чувства часто отражаются во взаимоотношениях ученика и преподавателя.

Устройте вместе с родителями будущих одноклассников детский праздник, отправьтесь с сыном или дочерью за школьной формой и всеми необходимыми мелочами, словом, превратите начало учебного года в настоящее событие. Убедите ребёнка в том, что ему будет хорошо и без вас, а школа — это весело.

Обратите внимание

Если в первый школьный день малыш всё-таки переживает и не хочет расставаться с вами, Аннетт Монт советует дать ему с собой семейную фотографию или какую-нибудь вещь с вашим запахом, а в коробочку с обедом положить записку с тёплыми словами. Ребёнок будет чувствовать, что вы рядом, и это его успокоит.

Если ребёнку сложно с вами расставаться, скажите, что любите его, но уходите, как только учитель поведёт его в класс.

В формировании правильного отношения к учёбе важную роль играет и позитивное начало дня. Необходимо установить распорядок, который не превратится в источник стресса ни для родителей, ни для ребёнка. «Пусть по дороге в школу в машине играет спокойная музыка, отключите свой телефон и полностью сфокусируйтесь на ребёнке», — советует Шейла Линвилл.

Если ваш ребёнок не любит школу или испытывает проблемы с пребыванием вдали от вас, не реагируйте на это слишком остро. Подбадривайте его словами, что в школе у него всё будет хорошо. Не давите на него, заставляя как можно быстрее завязывать дружбу с одноклассниками, а лучше спросите, что сегодня было интересного.

Значительное влияние на лёгкость перехода к школьной жизни оказывает учитель. Преподаватели могут создать для детей тёплую и дружественную обстановку с помощью игр-знакомств, совместного пения или чтения историй о школе.

Игры помогают формированию дружеских связей и чувства принадлежности к коллективу.

Независимо от того, идёт ребёнок в детский сад или начальную школу, в первый учебный день необходимо уделить большое внимание важности развития личности ребёнка в кругу одноклассников.

Воспитание без страха

Одна из актуальных проблем воспитания — соблюдение баланса между защитой ребёнка и гиперопекой. Конечно, сложно игнорировать заголовки о похищениях детей, но родители, которые уделяют этому слишком много внимания, транслируют своё беспокойство детям.

Мамы и папы порой ведут себя таким образом, что у ребёнка создаётся впечатление, будто только рядом с ними он может быть в безопасности. Разумное воспитание — это забота без формирования у ребёнка уверенности, что без вас он непременно попадёт в какую-нибудь опасную ситуацию.

Например, если вы переживаете, что ребёнок собирается провести ночь вдали от дома, предложите ему позвать друзей к себе с ночёвкой, а не повторяйте беспрестанно, что не сможете спать от беспокойства.

Постоянная трансляция страха в конечном итоге оказывает плохое влияние на развитие детей. Ребёнок может страдать от депрессий или разного рода фобий, одноклассники могут дразнить его плаксой или маменькиным сынком.

Для вчерашних детсадовцев первый день в школе — повод для гордости, ведь теперь они стали совсем большими. Более старшие ученики просто рады встрече со старыми друзьями.

Волнение в эти дни — нормальное, в общем-то, состояние.

Если же вы позаботитесь о том, чтобы ребёнок понял необходимость посещения школы, поговорите с ним о его чувствах и переживаниях и познакомите с новыми учителями и одноклассниками, все тревоги вскоре исчезнут.

Памятка для родителей первоклассников

Нельзя:

  • Поддерживать волнение ребёнка.
  • Разговаривать с учителем о том, что чувствует ребёнок.
  • Настаивать, что пора бы обзавестись друзьями.
  • Зацикливаться на негативных ощущениях и неадекватно на них реагировать.
  • Плакать, провожая ребёнка.
  • Подолгу стоять под окном класса.

Можно:

  • Улыбаться и подбадривать ребёнка, провожая его в школу.
  • Уходить, если учитель зовёт детей в класс.
  • Класть в ланчбокс записки со словами любви.
  • Поощрять игры с одноклассниками.
  • Установить спокойный и радостный распорядок дня.

Элементы подготовки к школе:

  • Ролевые игры.
  • Чтение книг о школе.
  • Пробный день и знакомство с учителем.
  • Совместный поход по магазинам за школьными принадлежностями.
  • Праздник для одноклассников.
  • Воспитание в ребёнке самостоятельности.

Источник: https://Lifehacker.ru/adaptaciya-k-shkole/

Взрослые проблемы маленьких учеников: как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

1 сентября ваш ребенок — нарядный, серьезный и взволнованный — торжественно отправляется в первый класс.

Пройдет несколько месяцев, вы понемногу привыкните к новым ролям: он к роли ученика, вы — родителей школьника.

Важно

И окажется, что вас поджидали не только трудности с учебным процессом, но и некоторые психологические проблемы… Как адаптировать ребенка к школе? Как помочь первокласснику освоиться в новый условиях?

Психологическая помощь первоклашкам — дело, в котором родители обязаны
играть наиглавнейшие роли…

Как быстро все меняется..

Обычно все дети отправляются в школу с радостью и с желанием учиться. Но проходит неделя-другая, и энтузиазм куда-то улетучивается. Многие милые и смышленые детишки со временем превращаются в злостных неуспевающих. Почему это происходит?

Не всем удается успешно справляться с теми трудностями, которые поджидают юного ученика в школе. Принято считать, что адаптационный, а иначе говоря, проблемный период заканчивается уже через месяц-другой. Но на практике все совсем не так. Бывает, что ребенок и через год чувствует себя в школе неуютно.

Итак, существует четыре основных проблемы, с которыми сталкивается ребенок в период адаптации. 

Трудности в общении

Первое время каждый ученик испытывает двойное давление: со стороны учителя, который вводит новые правила жизни, и со стороны одноклассников. Имейте в виду, что в детском коллективе очень жесткие правила.

В первом классе дети устанавливают между собой неформальные отношения — выясняют, кто какую роль будет играть в их новой «игре». Детсадовский ребенок в более выгодном положении — он уже знает свое место в коллективе.

А ребенок, который воспитывался с родителями, привык всегда быть в центре внимания семьи, поэтому первых ролей он ожидает и здесь. Но в школе это, увы, невозможно.

Советы родителям:

  • Как можно больше общения вне школы!
  • Поддерживайте любую дружбу вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы он не был один, нашел себе товарища, а еще лучше — нескольких.
  • Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнивать его же достижения — вчера и сегодня.
  • Не настраивайте ребенка на отличные результаты. Как правило, в первых классах многое не получается. Малыш не должен чувствовать свою вину и видеть родительское разочарование.
  • Ни в коем случае не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось.

Трудности восприятия и концентрации

Первокласснику порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме. А ведь на уроке требуется постоянное внимание.

Если родители не научили ребенка воспринимать информацию, мало разговаривали с ним и не слишком серьезно относились к его детским вопросам, то здесь проблем не избежать. Сегодня большинство детей изголодалось по человеческому общению.

Родители все чаще и чаще доверяют процесс воспитания «лучшему другу» современных ребятишек — телевизору. А это никому не идет на пользу.

Советы родителям:

  • Каждый вечер разговаривайте с ребенком о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал.
  • Если случилось так, что ребенок не хочет идти в школу, — немедленно бейте тревогу. Поговорите с учителем, вместе вы легче найдете причину.
  • Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные книги-раскраски, игры. Посоветуйтесь об их выборе с учителем — так вы быстрее найдете именно то, что нужно.
  • Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.

Трудности организационного характера

Первоклассник должен уметь обслужить себя, например переодеться. Важно научить его организовывать свою «работу», навести порядок на столе. Школьные принадлежности лучше выбирать вместе. А то бывает, что родители купят рюкзак самый модный и дорогой, а ребенок его и открыть не может.

Помнится, был у нас такой о-очень красивый пенал, который даже я с трудом открывала. Конечно, это может показаться мелочью для родителей, но не для ребенка. Первые дни в школе он и так находится в сильнейшем нервном возбуждении, так что каждая такая «мелочь» может запросто вывести его из себя.

Читайте также:  Компот в мультиварке - лучшие рецепты. как правильно и вкусно приготовить компот в мультиварке.

Советы родителям:

  • Помогите ребенку организовать распорядок занятий и отдыха вне школы.
  • Всегда просите его переодеваться после школы — это помогает ребенку переключиться, отдохнуть.
  • Не оттягивайте выполнение уроков до вечера, лучше все сделать «по горячим следам».
  • Делайте уроки не более одного часа!
  • Не пугайтесь, если ваш ребенок среди бела дня вдруг захочет отдохнуть — дневной сон пойдет ему только на пользу.

Трудности, связанные с недостаточным физическим здоровьем

Слабо развитая мускулатура рук, пониженный слух или зрение, быстрая утомляемость, проблемы речи и т. д. — создают трудности в процессе учебы.

Советы родителям:

  • Попробуйте вместе с детьми танцевать и «писать» элементы букв руками в воздухе; неплохо писать на больших листах. Ребенок учится свободно держать руку, а это очень полезно для прописей.
  • Одна из самых распространенных ошибок — заставлять ребенка делать уроки сначала на черновике, а потом переписывать в чистовик. Зачем нужна лишняя нагрузка?
  • Если вы видите, что ребенок начал выводить каракули, лучше остановиться на время и отдохнуть. Письмо не должно быть для него наказанием.
  • При любых намеках на проблемы обращайтесь к специалистам-медикам.

Кроме того, существует еще несколько крайне важных аспектов, правильное родительское отношение к которым поможет вашим первоклассникам быстро адаптироваться к школе. Среди них:

Авторитет учителя

В детском саду у малыша было две воспитательницы, две няни, музработник и т. д. В школе все по-другому — «учительница первая моя!». И самое главное для малыша-первоклассника — установить контакт с преподавателем. Ведь личность первой учительницы задает тон всей дальнейшей его школьной жизни, отношению к учебе.

Если контакт налаживается, у ребенка может появиться даже некоторая зависимость ребенка от личности учителя.

В ответ на все ваши замечания он запросто может заявить: «А вот нам в школе Ирина Петровна говорит, что это не так пишется (произносится, наклеивается и т. п.)…

» Имейте мудрость не обижаться — это пройдет, как проходит любой период «культа личности» в детской жизни. Вспомните: сначала для него «всем и вся» была мама, затем папа, потом дедушка или любимый дядя, теперь вот первая учительница.

Особенно волнуются по поводу «новой любви» нежно любящие мамы первоклассников. Психологи в этом случае советуют не мучиться бессмысленной ревностью, а попробовать сформировать у ребенка объективный взгляд.

Но не перегните палку — здоровый скепсис не должен превратиться в нездоровый цинизм!

И разумеется, ни в коем случае нельзя высмеивать или игнорировать озвученные ребенком рекомендации и оценки учителя.

Недопустимы варианты: «Да что она понимает в аквариумных рыбках, твоя Марина Владимировна!» или «Вам велели покрасить это в золотой цвет? Вот пусть сама и красит — это же будет просто уродство какое-то, а не поделка».

Если ваш ребенок достаточно развит, можно предложить ему подумать над рекомендациями, а не выполнять их слепо; порассуждать, чего от него хотели в том или ином случае, какова была цель именно такого распоряжения и задания.

Зайчика — с собой?

Куколка в рюкзаке, медвежонок в кармане и т. п. — очень распространенные вещи для первоклассников. И девочки, и мальчики часто берут с собой в школу игрушки. Мамы обычно недоумевают: как реагировать? Психологи отвечают однозначно: спокойно.

Игрушка, взятая в школу из дома, — «помощник» в адаптации ребенка к новым условиям. Получается, что ребенок как бы приносит с собой часть своего дома, семьи, привычной дружелюбной обстановки.

С медведем в кармане он чувствует себя более защищенным, сильным, смелым.

Самая неправильная родительская реакция — запрещать, подсмеиваться, стыдить: «Ну вот, ты уже такой большой, а все еще с зайчиками возишься!» Скорее всего ребенок все равно будет продолжать носить с собой в рюкзаке игрушки, но только тайно от вас. А осадок в детской душе останется, доверие к маме будет несколько утеряно, авторитет самую малость, но пошатнется.

Привычка носить игрушки в школу, как правило, сама собой пропадает к концу первого учебного года. Но если ваш ребенок, уже будучи школьником со стажем, все равно продолжает усаживать в портфель кроликов и зайчиков — стоит задуматься. Это симптом дискомфорта, испытываемого им в коллективе, назревания проблем во взаимоотношениях с одноклассниками.

Обязательно поговорите об этом с учительницей или со школьным психологом.

Трудотерапия

Современные дети очень устают в школе — сейчас нагрузка гораздо серьезнее, чем даже пять-семь лет назад.

Поэтому большинство мам стараются сделать все возможное, чтобы дома ее ребенок полноценно отдыхал, и сами отстраняют детей даже от элементарных домашних обязанностей: помыть за собой тарелку с чашкой, вытереть пыль в комнате, вынести мусор, почистить ботинки.

Конечно, все это быстрее и качественнее может сделать и сама мама, и бабушка, и домработница.

Совет

Но ведь домашние обязанности необходимы прежде всего для самого ребенка — для развития его личности! Те же уборка и мытье посуды за собой дисциплинируют, учат ценить домашний труд (иначе как же можно ценить то, с чем ты незнаком), готовят девочку, да и мальчика к будущей самостоятельной взрослой жизни. Кстати, сейчас многие школы снова вводят «дежурства по классу», которые несколько лет назад отменяли как «советский пережиток», а сейчас реабилитировали под названием «трудотерапия».

Иными словами, совет родителям простой: не «отбирайте» у ребенка его нехитрые домашние обязанности только лишь потому, что он теперь первоклашка, который сильно устает в школе. Наоборот, необременительные и посильные домашние хлопоты помогут ему держаться в тонусе…

Школьные годы чудесные

Ну и самое главное. Дорогие родители, имейте в виду: первый учебный год самый трудный для школьника. Для ребенка началась новая жизнь — во всех смыслах этого слова, — и возврата к старому, «детскому» периоду уже не будет. И вам, родителям, следовало бы в этот год как никогда внимательно, но ненавязчиво следить за всеми сферами жизни ребенка.

Не бойтесь перехвалить своего ученика! Каждый малейший успех вашего малыша сопровождайте бурной радостью, самое малозначительное (с вашей точки зрения) мероприятие, связанное со школой, превращайте в общесемейный праздник. Поддерживайте в своем первоклашке позитивный настрой, связанный со школьной жизнью.

Договоритесь с бабушками-дедушками и прочими родственниками о том, чтобы они почаще и искренне интересовались успехами ребенка в школе: для первоклассника очень важны и радость мамы, и одобрение отца, и ласковое слово бабушки.

Разрешайте ребенку приводить домой одноклассников и играть с ними, устраивайте детские праздники, принимайте участие в школьных мероприятиях и экскурсиях.

И тогда для вашего ребенка школьные годы действительно будут чудесными!

Источник: http://www.woman.ru/kids/deti-ot-6-do-12/article/43770/

Стресс тормозит развитие: как помочь ребенку адаптироваться к школе

Многие родители считают необходимым начинать готовить ребенка к школе чуть ли не с пеленок, чтобы потом ему было легче учиться.

Но что мы получаем, когда наступает долгожданное первое сентября: у мамы дергается глаз, испуганный, но готовый ко всему ребенок не очень-то хочет идти в класс, а в голове у всей семьи одна мысль: «О боже! Скорей бы все это закончилось!» Ученый-физиолог, доктор биологических наук, психолог Марьяна Михайловна Безруких рассказала, как помочь ребенку безболезненно влиться в новую среду, и объяснила, каких ошибок стоит избегать родителям дошкольников и младших школьников.

Марьяна Михайловна Безруких, советский и российский ученый-физиолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор Института Возрастной физиологии

Что такое адаптация к школе

Адаптация — это длительный процесс приспособления ребенка к новым условиям.

Физиологическая адаптация (длится от 4 до 6 недель) — постепенное привыкание самого организма (сердечно-сосудистой системы, системы дыхания, опорно-двигательного аппарата, мозга и так далее) ученика ко всему новому: деятельности, режиму, условиям, темпу коллективной деятельности. В этот период школьник может испытывать функциональное напряжение: часто жаловаться на усталость, боли в животе, голове, стать более капризным, могут обостриться хронические заболевания.

Психологическая адаптация (длится от 1 до 3 недель) — это когда личность ребенка приспосабливается к новым вариантам общения, требованиям, коллективу сверстников и взрослых.

К чему должен привыкнуть ребенок

Статические нагрузки

Учителя и родители почему-то считают, что в 30-минутных уроках нет ничего сложного, и ребенок не должен уставать. Но это не так! Дети очень сильно перенапрягаются, они буквально падают, когда приходят домой. Это вовсе не случайно, ведь в школе для них все новое. А необходимость высидеть 30−40 минут в классе — это статические нагрузки, вынести которые гораздо труднее, чем динамические.

Темп деятельности класса

По нашим исследованиям, практически все первоклассники не успевают за учителем. Темп его речи, требования, мимика — все это очень важно. Особенно сложно привыкают медлительные дети, которые медленно ходят, говорят, едят, думают. Но это не значит, что у них есть какие-то отклонения, просто нервная система таких ребят устроена по-другому.

Они испытывают большой стресс при ограничении времени. Для них не следует выбирать интенсивную программу в школе (например, Занкова), а также стоит забыть про продленку. В классе с такими детьми учительница должна быть очень спокойна в темпе речи и в проведении уроков. Быстро говорящий, активный, требовательный учитель вам не подойдет.

Общение на уроках

Психологически оно особенно тяжело дается тем ребятам, у которых были ограничены контакты со сверстниками.

Когда к нам в центр приводят детей, которые говорят «Я не хочу в школу! Не пойду!», я их спрашиваю, есть ли в школе что-то неприятное, некомфортное? Почти все они отвечают одинаковыми фразами, что очень показательно: «Они толкаются».

То есть нарушение личного пространства для малышей, которые росли одни, мало общались — это большой стресс. К сожалению, многие дети, придя в первый класс, не знают простых речевых формул: как познакомиться, поздороваться, как что-то попросить, и это большая беда, которая осложняет адаптацию ребенка в школе.

Чему нужно обязательно учить до школы

Развитие речи — самое главное, на чем стоит сделать акцент до школы. Сегодня в 1 класс приходит от 40−60% детей с несформированной речью: они не умеют грамотно строить предложения, пересказать простой текст, рассказать о каких-то событиях, имеют бедный словарный запас. Это значит, что у таких ребят совершенно точно будут трудности с письмом, чтением и обучением.

В чем причина? По нашим данным, регулярно читают детям только 10% родителей. К тому же взрослые практически не разговаривают с детьми: они общаются одними глаголами, отрывистыми командами: «Садись!», «Вставай!», «Ешь!»

Навыки коммуникации. Если ваш ребенок мало общался со своими сверстниками до школы, обязательно предупредите своего учителя об этом, это поможет сгладить многие проблемы, которые могут появиться.

Чем вы можете помочь своему дошкольнику? Учить на пальцах тому, как правильно общаться, абсолютно бесполезно. Лучшее, что вы можете сделать, — найти сверстников (мальчиков и девочек) и организовать их взаимодействие.

Предложите ребятам вместе организовать какой-то праздник, детский спектакль или что-то такое, что требует подготовки и совместной работы.

С элементарными правилами гигиены и самообслуживания нужно знакомить малыша очень рано, это даже важнее, чем научить его читать.

Обратите внимание

Если он, придя в детский сад или школу, не знает, что должен вымыть руки после туалета и перед обедом, должен уметь аккуратно есть, знать, как пользоваться салфеткой, одеваться и раздеваться, — это большая беда.

Если малыш этого не умеет, над ним могут смеяться дети, а это тоже лишний стресс, который тормозит развитие ребенка и ухудшает его психическое и физическое здоровье.

Я рекомендую родителям познакомиться с моими пособиями, которые помогут в вопросах подготовки и адаптации ребенка к школе: «Ступеньки к школе», «10 шагов подготовки к письму», «Трудности обучения в начальной школе», «Как наблюдать за развитием ребенка».

Чего не стоит требовать от детей до школы

Родители, воспитанные Интернетом, часто сами создают своим первоклашкам дополнительные стрессовые ситуации, которые не только тормозят развитие, губят здоровье, снижают самооценку, но и напрочь отбивают желание узнавать что-то новое и ходить в школу.

Уметь читать

Многие родители думают, что, если малыш соединяет букву с буквой, то он умеет читать. Это не так! Всего лишь около 20% дошкольников владеют этим навыком полностью: понимают суть текста, запоминают информацию и так далее.

Уметь писать

Дети не должны иметь начальных навыков письма до школы, они недоступны им до 5−6 лет. Малыша нужно готовить к письму. Первый очень важный шаг — умение правильно держать ручку.

Если дошкольник научится делать это неверно, вы не сможете его переучить. Также нужно правильно класть тетрадь на стол, правильно сидеть.

Я рекомендую родителям обратить внимание на тетради «10 шагов подготовки к письму» по моей методике, которой уже больше 20 лет.

Читайте также:  Модельеру джону гальяно впервые за три года после антисемитского скандала предложили работу

Все делать самостоятельно

Человек в 6,5 лет не может быть ответственным, потому что это предполагает сформированность произвольной регуляции действий, механизмы которой созревают только к 9−10 годам. Вот почему до этого возраста дети так часто забывают и теряют свои вещи.

Задача родителей — помогать юному школьнику собирать свой портфель с первой недели обучения, чтобы он ничего не забыл.

Важно

Я уверена, что если в течение первого класса взрослые будут по-доброму, без окриков и нотаций помогать малышу, он гораздо быстрее научится делать это самостоятельно.

Организовать режим дня ученика и научить его жить в нем — тоже задача родителей. Они вместе с педагогами должны создать условия, в которых ребенок сможет регулировать свою деятельность и научиться самостоятельности: собирать портфель, одеваться и раздеваться, складывать свою одежду, следить за временем, расставлять приоритеты. И хорошо, если к 3−4 классу он все это сможет делать сам.

Примерный режим у младшего школьника рассчитывается так: возьмите чистый лист бумаги, напишите 24 часа. А затем начните вычитать: минус 10 часов на сон — это строгая необходимость! Минус 2,5 часа прогулки — это обязательно.

Минус 1,5 часа на еду (на 4 приема пищи), потому что иначе ребенок будет давиться, а вы — жаловаться, что он плохо ест. Отнимаем 5−6 часов в школе, ну, а если дорога — еще больше.

Минус 1 час — дайте ученику возможность побыть наедине с собой, поиграть в то, во что он хочет, оставьте его в покое! Это время необходимо школьникам любого возраста. В итоге у вас останется 2−3 часа, а может, и нет.

Я не советую в первом классе загружать ребенка различными кружками. Целесообразно начать ходить в дополнительные секции примерно за год до школы, чтобы не усложнять период острой адаптации.

Если у вас есть вопросы относительно своих детей, вы можете задать их на сайте Института возрастной физиологии РАО (ivfrao.ru) и получить ответы и рекомендации от ведущих специалистов.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9237

❶ Как помочь ребенку при адаптации к школе

Начало обучения в учебном учреждении — волнительный период. Грамотные, дальновидные родители беспокоятся о том, как ребенок адаптируется к школьным условиям. Что же нужно сделать, чтобы первоклассник быстрее привык к обучению?

Во-первых, нужно знать о том, что не все дети одинаково привыкают к школе. У кого-то этот период длится один-два месяца, а у кого-то и полгода. Если на первых порах у школьника что-то не получается, могут возникнуть беспокойства физиологического и психологического характера.

Например, ребенок может жаловаться на боли в животе, тошноту, быструю утомляемость. Иногда родители замечают нарушение аппетита, сна, появление ночного мочеиспускания. Все эти признаки, говорят о том, что ребенок не адаптировался к школе, проблему нужно срочно решать.

Совет

Одна нерешенная проблема повлечет за собой другие, которые скажутся на учебе, развитии школьника. 

Во-вторых, ребенка к школе нужно готовить. Подготовка включает не только отработку навыков письма, чтения. Талантливый учитель за короткий промежуток времени обучит этим навыкам. Главное психологический настрой и стимул к обучению.

Родители должны подобрать такие инструменты воздействия, чтобы ребенок хотел ходить в школу каждый день. Важно осознать каждому родителю значимость воспитания в ребенке самостоятельности, привития навыков самообслуживания.

Отсутствие подобных навыков будет тормозить приспособление к школе.

Не стоит каждый день носить ранец за школьника, помогать снимать и надевать одежду, складывать за него вещи, лучше дать возможность ему проявить самостоятельность. Некоторые родители специально берут отпуск в сентябре для помощи первокласснику в начале года. В большинстве случаев эта опека может растянуться на целый год, а это плохо отразится на воспитании школьника в дальнейшем.

В-третьих, лучше организовать обследование перед школой, посетить специалистов педиатров, психологов, неврологов. Врачи посоветуют, на что нужно обратить внимание, как сгладить беспокойство, раздражительность. Не будет лишним, если ребенок в этом сложный для него период, будет пить успокоительные отвары, увеличит время пребывания на улице.

В-четвертых, развивать в ребенке коммуникативные навыки. Уделить больше времени для общения со школьником, пригласить его друзей домой, расширить круг общения, определить в спортивную секцию или центр творчества.

В-пятых, обсудить с первоклассником его режим дня и требовать выполнение. Ребенок от большой нагрузки будет уставать. Некоторым детям требуется дополнительное время для сна и отдыха.

В-шестых, родителям найти возможность поговорить с учителем, встретиться со школьным педагогом-психологом. Обычно после двух недель обучения учитель видит недостатки и достоинства первоклассника и даст советы по адаптации к школе.

Обратите внимание

Самое главное —  не переставать любить ребенка, давать ему советы, помогать в решении трудных вопросов.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-89217-kak-pomoch-rebenku-pri-adaptacii-k-shkole

Адаптация ребёнка к школе

Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения малыша. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.

Проблема адаптации ребёнка к школе тесно связана с психологическими особенностями возраста.

Возрастные особенности первоклассника

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В детском саду режим дня был организован с учётом игр и отдыха. Даже занятия походили на игру и занимали по времени 15–20 минут. Рядом всегда был воспитатель, готовый прийти на помощь, привычное для ребёнка окружение, тёплая атмосфера.

Возраст 6–7 лет психологи называют кризисным. Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику. Теперь он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у малыша формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.

Адекватная самооценка помогает ребёнку реально воспринимать свои положительные и отрицательные черты. Положительная самооценка – во многом результат семейного воспитания, любви и безусловного принятия близкими людьми. В раннем детстве малыш видит себя глазами значимых взрослых: родителей, а позже — воспитателей, учителей.

В течение кризисного периода у 6–7-летнего человека формируется потребность в новой социальной роли: школьника, ученика. Отходит на второе место игра, на первое выступает учебная деятельность. Ребёнок хочет стать более независимым, перейти на новый уровень в общении со взрослыми.

В возрасте 7 лет также происходит активное развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, словесно-логическое мышление.

Все это определяет психологическую готовность ребёнка к школе, которая должна сформироваться к поступлению в первый класс.

Адаптационный период

Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.

Ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Ему необходимо выполнять множество новых правил, познакомиться с одноклассниками, построить отношения с учителем.

На уроках нужно спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут, а это бывает для первоклассника просто физически тяжело. На переменах также нужно соблюдать дисциплину, нельзя бегать, кричать. А приходя из школы, ещё и делать домашние задания.

Важно

Это требует от малыша ответственности, организованности, самостоятельности, которая под силу не каждому.

Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях.

 Ребёнок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу.

Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учёбе.

Этапы адаптации ребёнка к школе

  1. Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребёнок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под неё. Обычно период занимает 2–3 недели.
  2. Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.

  3. Устойчивое приспособление, когда ребёнок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным. Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь.

Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

  1. Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября — октября.
  2. Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объяснит. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
  3. Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях. Часты нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.

Проблема адаптации ребёнка к школе успешно разрешается внимательным и грамотным подходом учителя, школьного психолога. Но самое главное для маленького ученика – любовь, уважение, поддержка родителей.

Памятка родителям

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:

  • Выработайте вместе правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Ложиться спать не позднее 22.00, рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
  • Обязательны прогулки не менее 2-3 часов в день.
  • Оборудуйте первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель, освещение, школьные принадлежности.
  • Дайте ребёнку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности.
  • Следите за правильным рационом ребёнка. Посоветовавшись с врачом, подавайте витаминные препараты.
  • Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
  • Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Чтобы психологически адаптироваться к школе:

  • Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
  • Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
  • Покажите, что вы любите малыша.
  • Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усваивания новой информации.
  • По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
  • Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать целей.
  • Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности.
  • Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Ищите ответы в психолого-педагогической литературе, приводите примеры из жизни.
  • Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.
  • Учитель — непререкаемый авторитет.
  • Спокойно воспринимайте замечания учителя в адрес ребёнка, внимательно выслушайте, спросите совета.
  • Психологически поддерживайте ребёнка: будите его ласковым словом, желайте ему удачи в школе. Встречая после уроков, покажите, как вы рады ему, но не начинайте сразу с расспросов. Расслабится, отдохнёт – и сам все расскажет.

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!

Про психологическую адаптацию к школе рассказывает детский коррекционный психолог:

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/podgotovka-k-shkole/adaptaciya-rebenka-k-shkole.html

Ссылка на основную публикацию