На похоронах юрия любимова была нарушена его последняя воля

На прощании с Любимовым нарушили его последнюю волю

Пришедшие к театру им. Вахтангова на прощание с режиссером Юрием Любимовым по незнанию нарушили его волю и проводили в последний путь аплодисментами. Режиссера проводили в последний путь без речей, однако аплодисменты все-таки раздались после окончания церемонии в московском театре им. Вахтангова. Но затем была озвучена просьба Любимова проводить его «полной тишиной», передает ТАСС.

Гроб был установлен на сцене. Справа от него повесили портрет Любимова с черной траурной лентой, слева — икону Николая Чудотворца, под которой горели две свечи. Также на заднике сцены была установлена часть декораций из последней постановки режиссера в Театре Вахтангова — «Бесы». На прощании звучала музыка Владимира Мартынова, с которым Любимов работал долгие годы.

По правую руку от гроба сидели вдова режиссера Каталин и их сын Петр, артисты Вахтанговского театра во главе с Людмилой Максаковой, вдова Александра Солженицына — Наталья Солженицына. А по левую — актеры Театра на Таганке, в том числе старейшая актриса труппы Марина Полицеймако, первый директор театра Николай Дупак.

Обратите внимание

Последними в траурном карауле встали глава Вахтанговского театра Римас Туминас, директор театра Кирилл Крок, актер Сергей Юрский и детский врач Леонид Рошаль. Они вышли к краю сцены и поклонились мастеру.

Затем зазвучал «Магнификат» Владимира Мартынова, огромный экран стал белым и занавес закрылся. Однако потом он вновь открылся и ансамбль Покровского во главе с Римасам Туминасом исполнили духовный стих «Аллилуйя».

Под их пение гроб с телом Любимова вынесли из зала.

Проститься с Юрием Петровичем пришли министр культуры России Владимир Мединский, руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас, глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, глава СТД Александр Калягин, руководитель МХТ имени Чехова Олег Табаков, генеральный директор Большого театра Владимир Урин, бывший глава ГАБТа Анатолий Иксанов, вдова Александра Солженицына — Наталья Солженицына, руководитель Театра Сатиры Александр Ширвиндт, актеры Вениамин Смехов, Леонид Ярмольник, экс-глава ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, генеральный директор Первого канала Константин Эрнст, актрисы Юлия Борисова и Людмила Максакова, художник Борис Мессерер и многие другие.

Собянин поддержал появление улицы Юрия Любимова

Мэр Москвы Сергей Собянин поддержал эту инициативу назвать одну из московских улиц именем скончавшегося на прошлой неделе режиссера Юрия Любимова, сообщает ТАСС.

Впервые предложение присвоить имя Любимова улице озвучил министр культуры России Владимир Мединский. В Москве завершается прощание с Юрием Любимовым. Проститься с режиссером пришли сотни людей.

Артиста похоронят на Донском кладбище столицы.

Вдова Любимова отказалась от денег мэрии Москвы

Вдова Юрия Любимова — Каталин Любимова — отказалась от покрытия финансовых расходов на похороны супруга Департаментом культуры Москвы. Об этом ТАСС сообщил директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок. Он заметил, что все расходы по организации похорон будет нести семья режиссера.

«Каталин Любимова отметила, что, когда возник конфликт в Театре на Таганке, ни правительство Москвы, ни Департамент культуры палец о палец не ударили, чтобы разрешить скандальную ситуацию достойным образом, — продолжил Крок.

 — Теперь, когда режиссера не стало, его семья наотрез отказалась принять денежные средства от правительства Москвы и Департамента культуры».

Любимова похоронят в среду на Донском кладбище

Режиссер Юрий Любимов будет похоронен на Донском кладбище Москвы, сообщили в воскресенье «Интерфаксу» в Театре имени Вахтангова. «Юрий Петрович Любимов будет похоронен в среду на Донском кладбище», — сказали «Интерфаксу» в театре. Прощание со скончавшимся в воскресенье выдающимся режиссером пройдет в среду в театре Вахтангова. Панихида начнется в 10 часов утра.

Любимов Юрий Петрович. Биография

Родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. В 1922 году семья переехала в Москву.

В 1934 году Юрий Любимов был принят в студию при МХАТе II. В 1935 году сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни» Жака Дюваля. После закрытия в 1936 году МХАТа II перешел в театр имени Вахтангова. В 1939 году окончил театральное училище имени Щукина при театре имени Вахатнгова. В том же году призван в армию.

Важно

В 1941-1946 годах служил в ансамбле песни и пляски НКВД, организованном для поддержки войск. С 1941 года также начал сниматься в кино, первая роль — в фильме «Цветные новеллы» Александра Мачерета. После войны вернулся в театр имени Вахтангова, где в 1946 –1964 годах сыграл свыше 30 ролей.

В 1953 году начал преподавать в Щукинском училище.

Владимир Высоцкий желал Юрию Любимову прожить 100 лет

Июнь 1972-го. Ленинград. Гастроли знаменитой Таганки во Дворце культуры «Первой пятилетки». Я, большой фанат Высоцкого, приехал туда днем в надежде увидеть кумира хотя бы после репетиции. Билет на спектакль простому студенту было не достать. И я увидел его. Выходящим через служебный вход ДК вместе с Юрием Любимовым. Что это Любимов, догадался позже.

Источник: https://news.rambler.ru/starlife/27246216-na-proschanii-s-lyubimovym-narushili-ego-poslednyuyu-volyu/

В театре вахтангова прощаются с юрием любимовым — без гражданской панихиды и аплодисментов

В последний путь провожает в среду Москва патриарха российской сцены, основателя легендарной Таганки, народного артиста РФ Юрия Любимова. Выдающийся режиссер умер 5 октября в Боткинской больнице на 98-м году жизни.

Начало прощания, которое проходит в Вахтанговском театре, несколько задерживается. Когда гроб внесли в зал, некоторые начали аплодировать. Однако их тут же попросили этого не делать — согласно последней просьбе самого Любимова, никаких аплодисментов на прощании звучать не должно. Так же как и торжественных речей. Сотни людей уже выстроились к театру, однако пока их не запускают в зал.

Прощание с мастером продлится до 12:00. Гроб установлен прямо на сцене. Справа от него повесили портрет Любимова с черной траурной лентой, слева — икону Николая Чудотворца, под которой горят свечи.

Также на заднике сцены — часть декорации из последней постановки режиссера в Театре Вахтангова — «Бесы». На сцене — десятки венков.

На прощании будет звучать музыка Владимира Мартынова, с которым Любимов работал долгие годы.

Обратите внимание

Первыми проститься с Юрием Петровичем пришли руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас, глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, актер Вениамин Смехов, актриса Юлия Борисова, художник Борис Мессерер и многие другие.

Старый Арбат у входа в театр перекрыт. Там стоят специальные металлические рамки, которые помогут людям организованно проходить на прощание.

Гражданская панихида не предусмотрена. Затем состоится отпевание в Донском монастыре. Похоронят Любимова на Донском кладбище, где ранее были погребены его родители и брат Давид, сообщает ТАСС.

Совет

Как сообщила агентству вдова режиссера Каталин Любимова, «Юрий Петрович сам определил церемонию похорон». По ее словам, «Юрий Петрович хотел, чтобы прощание состоялось в Театре имени Вахтангова, в его альма-матер, где он начинал путь в искусство».

«Юрий Петрович просил, чтобы не было никаких речей на церемонии прощания, а по ее окончании — аплодисментов. Он считал такую реакцию неуместной, — сказала Каталин Любимова. — Юрий Петрович также распорядился, чтобы все расходы по организации и проведению его похорон были полностью оплачены семьей, без привлечения других финансовых источников».

«Такова была его последняя воля», — заявила Каталин Любимова.

По подсчетам самого Любимова, он проработал 84 года, из которых 80 лет — на поприще театральном. Прошел две войны, блокаду в Ленинграде. Знал славу как актер и успел сделать театр, который является предметом изучения во многих странах. Познал и «вкус» вынужденной эмиграции.

Работая по всему миру, он всегда опирался на русскую классику. Вернулся на родину одним из первых.

Из-за конфликта с собственной труппой во время гастролей в Чехии в 2011 году ушел из созданного им Театра на Таганке, после чего поставил несколько спектаклей в других театрах Москвы.

Соболезнования в связи с кончиной Любимова выразили президент России Владимир Путин, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, мэр Москвы Сергей Собянин, министр культуры РФ Владимир Мединский.

Признание огромной роли Юрия Любимова в театральной жизни России отметили в своих откликах специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, художественный руководитель МХТ имени Чехова, народный артист СССР Олег Табаков и многие другие представители творческой элиты страны.

Узнав о смерти Юрия Любимова, люди сразу понесли цветы к Театру на Таганке. А в родном городе Любимова — Данилове (Ярославская область) — состоялся траурный митинг.

Уход Юрия Любимова стал потерей для всего мирового театрального искусства. Специальное заявление по этому поводу сделал, в частности, театр «Ла Скала». Режиссер поставил в театре несколько спектаклей, «оставивших существенный отпечаток на всем итальянском театральном искусстве», говорится в заявлении «Ла Скала». Высокий авторитет завоевал Любимов и на сценах многих других стран.

Обратите внимание

Сам Любимов в своем последнем интервью, которое он дал ТАСС 30 сентября, в день своего 97-летия, высказал одну-единственную просьбу.

«Единственное, что мне хочется сохранить, так это мой кабинет в Театре на Таганке. С уникальными автографами на стенах, среди которых есть и автограф действующего президента Владимира Путина, — сказал Юрий Петрович.

— Еще, как мне кажется, надо бы сохранить мой архив, которым могли бы пользоваться люди, — смотреть записанные на видео мастер-классы, читать стенограммы репетиций, слушать лекции.

Думаю, это могло бы пригодиться будущим мастерам сцены, да и просто интеллигентным людям, интересующимся театром».

Откликаясь на просьбу режиссера, министр культуры РФ Владимир Мединский пообещал посодействовать в решении данной проблемы. «Попрошу это сделать руководителя Департамента культуры Москвы Сергея Капкова», — заверил министр в интервью агентству. Он также высказал мнение о том, что «было бы правильно присвоить имя Юрия Любимова одной из улиц Москвы».

«Я сделаю соответствующее обращение к мэру столицы Сергею Собянину», — заявил Мединский. По его словам, «вряд ли это получится в центре». «Мы — не сторонники переименования улиц, — продолжил министр. — Есть закон города Москвы по этому поводу, требуется какое-то время. Но эту инициативу мы, безусловно, поддержим».

Источник: https://www.newsru.com/cinema/08oct2014/lubimov.html

На прощании с Любимовым нарушили его последнюю волю | Интересные новости

Пришедшие к театру им. Вахтангова на прощание с режиссером Юрием Любимовым по незнанию нарушили его волю и проводили в последний путь аплодисментами. 

Режиссера проводили в последний путь без речей, однако аплодисменты все-таки раздались после окончания церемонии в московском Театре им. Вахтангова. Но затем была озвучена просьба Любимова проводить его «полной тишиной», передает ТАСС. 

Гроб был установлен на сцене. Справа от него повесили портрет Любимова с черной траурной лентой, слева – икону Николая Чудотворца, под которой горели две свечи. Также на заднике сцены была установлена часть декораций из последней постановки режиссера в Театре Вахтангова – «Бесы». На прощании звучала музыка Владимира Мартынова, с которым Любимов работал долгие годы.

По правую руку от гроба сидели вдова режиссера Каталин и их сын Петр, артисты Вахтанговского театра во главе с Людмилой Максаковой, вдова Александра Солженицына Наталья Солженицына. А по левую – актеры Театра на Таганке, в том числе старейшая актриса труппы Марина Полицеймако, первый директор театра Николай Дупак.

Последними в траурном карауле встали глава Вахтанговского театра Римас Туминас, директор театра Кирилл Крок, актер Сергей Юрский и детский врач Леонид Рошаль. Они вышли к краю сцены и поклонились мастеру.

Затем зазвучал «Магнификат» Владимира Мартынова, огромный экран стал белым и занавес закрылся. Однако потом он вновь открылся, и ансамбль Покровского во главе с Римасам Туминасом исполнили духовный стих «Аллилуйя».

Под их пение гроб с телом Любимова вынесли из зала.

Проститься с Юрием Петровичем пришли министр культуры России Владимир Мединский, руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас, глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, глава СТД Александр Калягин, руководитель МХТ имени Чехова Олег Табаков, генеральный директор Большого театра Владимир Урин, бывший глава ГАБТа Анатолий Иксанов, вдова Александра Солженицына Наталья Солженицына, руководитель Театра Сатиры Александр Ширвиндт, актеры Вениамин Смехов, Леонид Ярмольник, экс-глава ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, генеральный директор Первого канала Константин Эрнст, актрисы Юлия Борисова и Людмила Максакова, художник Борис Мессерер и многие другие.

Как сообщила ТАСС вдова режиссера Каталин Любимова, «Юрий Петрович сам определил церемонию похорон». По ее словам, «Юрий Петрович хотел, чтобы прощание состоялось в Театре имени Вахтангова, в его альма-матер, где он начинал путь в искусство».

После завершения прощания состоится отпевание в Донском монастыре. Похоронят Любимова на Донском кладбище, где ранее были погребены его родители и брат Давид.

Ранее в среду мэр Москвы Сергей Собянин поддержал инициативу присвоить имя театрального режиссера Юрия Любимова одной из улиц города.

Важно

Напомним, в воскресенье в Москве в Боткинской больнице скончался основатель московского Театра на Таганке Юрий Любимов – после того, как в четверг был доставлен в одну из московских клиник с диагнозом «сердечная недостаточность». 

Юрий Любимов за свои постановки был удостоен множества высших наград и премий – как российских, так и зарубежных. Он лауреат Государственной премии СССР (1952), Государственной премии России (1997), Международной театральной премии им. Станиславского за вклад в мировое театральное искусство (2003) и многих других.

Читайте также:  О леди гага напишут книгу

Среди государственных наград режиссера – орден Трудового Красного Знамени (1977), орден Великой Отечественной войны II степени (1996), ордена «За заслуги перед Отечеством» III (1997), II (2007) и IV (2013) степеней, медали.

По подсчетам самого режиссера, он проработал 84 года, из которых 80 лет – на театральном поприще. Прошел две войны и блокаду в Ленинграде. Знал славу как актер и успел сделать театр, который является предметом изучения во многих странах. Познал и «вкус» вынужденной эмиграции.

Работая по всему миру, он всегда опирался на русскую классику. Вернулся на родину одним из первых. Из-за конфликта с собственной труппой во время гастролей в Чехии в 2011 году ушел из созданного им Театра на Таганке, после чего поставил несколько спектаклей в других театрах Москвы.

Источник: http://maxpark.com/community/5652/content/3028838

Любимова провожали молча — музыкой и слезами

© Фото Дениса Гольдмана

В столичном академическом театре имени Евгения Вахтангова состоялась церемония прощания с народным артистом РФ, основателем театра на Таганке Юрием Любимовым. Выдающийся режиссер скончался в воскресенье, 5 октября, в Боткинской больнице в результате острой сердечной недостаточности . Ему было 97 лет.

Очередь из желающих проститься с легендой, несмотря на холодную погоду, растянулась по старому Арбату задолго до официального начала церемонии.

Коллеги и ученики Юрия Любимова, благодарные зрители… Они несли цветы, венки и вспоминали его выдающиеся постановки, шедевры, которые фактически сформировали мировоззрение целого поколения.

Совет

Катафалк со строками на задней двери «С любимыми не расстаются, лишь рядом быть перестают» подъехал к главному входу в театр имени Вахтангова в полной тишине. Последнее восхождение Юрия Любимова на сцену его поклонники встретили молча, многие — со слезами на глазах.

Вдова режиссера Каталин Любимова рассказала, что он сам определил церемонию похорон — без речей, выступлений, аплодисментов, – посчитав излишнюю помпезность неуместной. Место церемонии прощания Любимов выбрал тоже лично: свой путь в искусстве он начинал именно в театре Вахтангова. На Таганку он не пожелал вернуться ни при жизни, ни после кончины.

Один из пришедших проститься с маэстро – седовласый мужчина преклонных лет в черном пальто и шляпе – будучи студентом работал в театре на Таганке. Он посчитал невозможным не прийти на церемонию прощания с его основателем. Вместе с Любимовым ушла целая эпоха, — уверен он.

«В течение почти года я работал в этом театре. Это была территория, где был совершенно другой климат политический. Взгляды на искусство также были иные. Юрий Петрович Любимов это целая эпоха. Лично для меня это еще и кусок жизни.

Мне довелось, к счастью, увидеть не только огромное количество его спектаклей, но и бывать на его репетициях.

Когда я узнал, что Юрия Петровича Любимова не стало, я долго не мог осознать, что ушел человек, который сыграл в моей жизни серьезную роль», — сказал мужчина.

Другие почитатели творчества Юрия Любимова называют его не иначе, как легендой и совестью своей эпохи. «Режиссер Любимов — не умер. Он бессмертен, — говорит девушка с большим букетом красных роз, пришедшая проститься с режиссером. – Его театральный язык, его методы будут жить, они оказали влияние и будут продолжать это делать.

Но самое страшное, что ушел человек, который был совестью. Мы так часто ищем духовных лидеров, вот он был таким. Он напоминал нам, которые не учат уроков истории, что бывает, когда они не выучены. Как прошлое может повторяться. Сегодня мы осиротели. Как было сказано у Давида Самойлова об уходящих гениях: «Нету их. И все разрешено».

Вот это самое страшное и горькое».

В театральный зал людей пускали группами — настолько много было собравшихся. Как оказалось, музыку и оформление зала для своих похорон Юрий Любимов определил самостоятельно.

Звучали произведения Альфреда Шнитке и Владимира Мартынова.

Обратите внимание

Сцена была украшена декорациями к его последнему спектаклю — «Бесы», справа висел портрет задумчивого режиссера, а слева — большая икона Николая Чудотворца. Также из его последней постановки.

В числе первых пришедших проститься с режиссером – министр культуры РФ Владимир Мединский, руководитель театра Вахтангова Римас Туминас, актеры Вениамин Смехов, Евгений Герасимов и Леонид Ярмольник, глава Первого канала Константин Эрнст, бизнесмен Михаил Куснирович и многие другие.

«Его жизненное кредо было — возбуждать в людях желание правды, справедливости. И это не газетное желание показать, что хорошо, что плохо. Это копание в каждом из нас, в том, как мы живем, стремлениевидеть существующие изъяны.

 В искусстве нельзя показывать только то, что хорошо. В искусстве обязательно должно быть разное – как позитивное, так и негативное. Он находил всегда то, что мешало жизни.

Показывал все то, что его не устраивало и с чем он был несогласен», — отметил режиссер и депутат Евгений Герасимов.

Первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС Михаил Гусман в свою очередь назвал Юрия Любимова не только великим режиссером, но и «великим гражданином нашего отечества». «Юрий Петрович был не просто великий режиссер, театральное наследие которого будут изучать еще многие поколения студентов. Он был великий гражданин нашего Отечества.

Сегодня не только русская культура, не только русский театр, но и человечество осиротело, потому что не стало такой глыбы, как Юрий Петрович Любимов», — сказал он.По его словам, театр на Таганке обладал своей «потрясающей гражданской позицией» и «неповторимым почерком» во многом благодаря Любимову.

«Когда я был студентом в своем родном городе Баку, я прилетал специально на спектакли этого театра.

И когда через много лет об этом сказал Юрию Петровичу, то даже не вызвал у него удивления, потому что оказалось, что тысячи таких же молодых людей, как я, со всего Советского союза прилетали, чтобы попасть в театр и вдохнуть тот неповторимый театральный и гражданский дух, которым был пропитан театр на Таганке и который принес туда Юрий Петрович Любимов», — поделился журналист.

В театр Вахтангова принесли так много цветов, что  артисты и служители после завершения церемонии еще долго не могли погрузить все в машины. А когда катафалк тронулся с места, собравшиеся не сдержались и все же нарушили пожелание маэстро, проводив его в последний путь аплодисментами.

Денис Гольдман

Источник: http://www.rosbalt.ru/moscow/2014/10/08/1324675.html

Последний аншлаг

В среду в Москве прощались с великим русским режиссером, основателем Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрием Любимовым. Его похоронили на Донском кладбище, где ранее были погребены родители Юрия Любимова и брат Давид.

Прощание проходило в стенах Театра имени Вахтангова не случайно: именно здесь в 1946 году Юрий Любимов стал сначала ведущим актером труппы, а спустя 13 лет дебютировал как режиссер, поставив пьесу Александра Галича «Много ли человеку надо». По словам вдовы маэстро Каталин Любимовой, он сам так хотел, будто срежиссировав собственные похороны и выбрав местом действия «альма-матер», а не основанный им Театр на Таганке — по понятным причинам.

Церемония началась в десять утра, однако самые большие почитатели режиссера — интеллигентные театралы, убеленные сединами, и богемная молодежь — пришли задолго до открытия парадного подъезда в театр.

Важно

Люди выстраивались в шеренгу на улице вдоль металлических заграждений, постепенно окольцовывая здание. К 11 часам очередь на поклон насчитывала свыше 3 тыс. человек и протянулась вплоть до Нового Арбата.

Гроб возвышался на сцене, утопая в цветах, на фоне задника из последней постановки режиссера Любимова в Театре Вахтангова — «Бесы», выполненного в сдержанных цветах барбизонской школы.

По бокам рядами стояли скамейки, на которые присаживались родственники и друзья усопшего. Справа от гроба висел портрет Юрия Петровича с траурной лентой, а слева — икона Николая Чудотворца, под которой горела пара свечей.

На крайних авансценах высились венки от президента Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева.

Тягучей процессией люди проходили мимо гроба, кто-то беззвучно рыдал, кто-то даже не поднимал глаз, и затем большинство спускалось в зрительный зал, который к концу церемонии был заполнен.

Прощание проходило под музыку присутствовавшего тут же композитора Владимира Мартынова, с которым маэстро связывали долгие годы сотрудничества. На его музыку Любимов поставил один из последних своих спектаклей — оперу-буфф «Школа жен» в «Новой опере».

Первыми проститься с великим режиссером пришли министр культуры Владимир Мединский, который долго выжидал момента в темноте левой кулисы и все не решался подойти к гробу, глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, первый заместитель гендиректора ИТАР-ТАСС Михаил Гусман, основатель и председатель наблюдательного совета группы компаний Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович. В рядах театральной общественности были замечены руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас, режиссер и создатель «Школы драматического искусства» Анатолий Васильев, руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт, актеры Вениамин Смехов, Леонид Ярмольник, Сергей Юрский, актриса Юлия Борисова. К числу провожающих маэстро в долгий путь присоединились также президент Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Антонова, художник Борис Мессерер, писатель Виктор Ерофеев.

В финале церемонии (как пожелал Юрий Любимов, на ней не было произнесено прощальных речей) при полном аншлаге весь зал встал и устроил последнюю овацию под «Магнификат» Владимира Мартынова с солирующей пронзительной трубой.

Голосом генерального директора «Первого канала» Константина Эрнста, также пришедшего проститься с Юрием Любимовым, была объявлена последняя воля маэстро: почтить его память абсолютной тишиной, вложив в нее всю благодарность и любовь.

Потом занавес открылся, и ансамбль Дмитрия Покровского во главе с Римасом Туминасом исполнил старинное духовное песнопение «Аллилуйя». Под это скорбное пение караул вынес гроб с телом Юрия Любимова из зала.

На улице еще долго звучали отголоски странных стихов «Кровь невинную пролил, я вас ею причастил».

Совет

Самые стойкие «причастившиеся» упорно провожали траурный кортеж и машину, которая везла гроб с телом маэстро, с надписью «С любимыми не расстаются, лишь рядом перестают быть» вплоть до Донского монастыря, где состоялось отпевание.

Ранее в среду мэр Москвы Сергей Собянин поддержал инициативу присвоить имя театрального режиссера Юрия Любимова одной из улиц города.

Елена Кравцун, Александр Черных

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2584943

Конец театрального романа

На фоне пышных торжеств к столетию Юрия Любимова, который отмечала в этом году вся театральная Москва, незамеченным прошел другой юбилей – тридцать лет, как не стало Анатолия Эфроса, его недолгого преемника на посту главного режиссера Театра на Таганке. Один из самых драматичных сюжетов в истории русской сцены бросает отсвет на все последующие события и причудливо рифмуется с нынешней ситуацией в нашем театре

Анатолий Эфрос во время репетиции спектакля «Отелло» в Театре на Малой Бронной, 1976 Фото из личного архива

Она

Я не помню, предлагала она мне переобуться или нет. Кажется, были какие-то тапки, которые ждали всегда у входа. Квартира была большая, но принимали меня всегда исключительно на кухне. Так было удобнее. Вошел, переобулся и сразу налево.

Да и статус мой не предполагал каких-то особых церемоний. Я даже не знаю, сколько у них было комнат. Впрочем, это меня не слишком занимало. Я знал, что переехали в Селиверстов переулок они недавно и, наверное, еще не до конца обжились.

Тень какого-то неуюта чувствовалась во всем: и в этом полутемном коридоре со всегда плотно закрытыми дверьми, и в этих ее коротких валенках, в которых она как-то по-старушечьи скользила по паркету, и даже в чае, к которому не полагалось ничего, кроме двух сушек.

Кстати, ей тогда было совсем немного лет. Даже могу точно сказать – пятьдесят семь. У нее день рождения как раз 12 января. А я был у них накануне.

Итак, зима, метель, кружка дымящегося чая на краю стола.

– Вам с сахаром? – спрашивает она с той же торжественной интонацией, с какой задавала вопросы в своей телевизионной программе «Любите ли вы театр?».

Седая челка, испытующий, строгий взгляд, серебряный перстень. Я его мгновенно узнал. Много раз видел на телеэкране, как он благородно посверкивает у нее на руке. Хотя она почти не жестикулировала, когда говорила. Мне потом Рустам  Хамдамов объяснил, что настоящие актрисы никогда не позволяют себе говорить руками, а только паузами, взглядом, молчанием.

Наталья Анатольевна Крымова не была актрисой. Она была театральным критиком. Самым известным и самым влиятельным из всех, кого я тогда знал. За ней были ее репутация, ее статьи и книги, ее телевизионная слава и ее муж Анатолий Эфрос.

Читайте также:  Певица люба успенская пришла на прием к косметологу с собакой

К тому времени, когда мы познакомились, их имена, спаянные более чем тридцатилетним браком, воспринимались как символ блестящего и равноправного союза двух незаурядных личностей, аналогов которому в отечественной культуре не так-то легко найти. Ну, может, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, или Майя Плисецкая и Родион Щедрин.

Но там артистки, исполнительницы, а тут критик, писатель, признанный интеллектуал. Все слова, заметьте, мужского рода. В Крымовой тоже чувствовалось что-то очевидно мужское. Или уж точно неженское. Какая-то строгая категоричность и непреклонность. Если бы ее взяли в артистки, она была бы гениальным комиссаром в «Оптимистической трагедии».

Обратите внимание

Ей так шли черные кожанки, полувоенного покроя куртки, безрукавки. После смерти Эфроса она еще долго донашивала его пиджаки. В этом был ее стиль и даже некий statement: не хочу никому нравиться, ничего не знаю и знать не хочу про вашу моду. Никакой там пудры, оборок, дамского рукоделия.

Хотя, как потом выяснилось, все прекрасно умела делать по дому и даже неплохо готовила. Но не любила. Это было совсем не ее. А что любила? Повелевать и властвовать. Ей нравилось быть Хозяйкой. Именно с этим чувством она входила в кадр своих телевизионных программ. Именно так ощущала себя в редакции журнала «Театр», когда заведовала там отделом критики.

Именно так вела себя на многочисленных обсуждениях в ВТО и круглых столах, куда ее приглашали сказать свое веское слово. Есть Крымова и все остальные. Есть немногословная Королева и некая галдящая массовка рядом.

И даже те, кто никак к этой массовке себя не причислял, а напротив, позволял себе не соглашаться с ее мнением, все равно воспринимались как эпизодические и случайные персонажи в прекрасном театральном романе, который она сама же и сочиняла, расчетливо возвышая одних, безжалостно изничтожая других и в упор не желая замечать третьих.

Стоит ли говорить, что главным героем этого романа был Эфрос. По негласному уговору она, разумеется, никогда не писала ни о нем, ни о его спектаклях. Но они всегда незримо присутствовали в ее размышлениях о театре, о судьбе культуры, о миссии художника.

Все это звучит сейчас невыносимо высокопарно, но Крымова умела взять какую-то очень правильную, правдивую ноту, завораживавшую своей искренностью и прямотой. Так раньше хорошие мхатовские артисты играли разных секретарей райкомов или честных следователей. Со сложным подтекстом, с неизбывной печалью в глазах и чуть усталой надтреснутостью в голосе.

Все знает, все ведает, все прошла и даже побывала там, откуда не возвращаются (в середине 1970-х у Крымовой диагностировали рак – и это все в театральных кругах знали), но вернулась. …И вот сейчас она сидит напротив меня и, надев очки, медленно читает текст своей статьи о драматурге Викторе Сергеевиче Розове.

Важно

Она так и не овладела машинописью и свои заметки сдавала исключительно в рукописном варианте. Под предлогом – вдруг чего-то упущу или не пойму – вызвалась почитать мне вслух («Пока вы пьете свой чай»). Деваться некуда, пью и внимаю. Наверное, со стороны наша мизансцена напоминает чеховский рассказ «Драма».

С той лишь разницей, что на месте моей визави не графоманша Мурашкина, «разродившаяся драмой», в исполнении Фаины Раневской, а сама великая Крымова. Но когда женщины так самозабвенно упоены собой и собственным творчеством, они все похожи. А может, дело в трагическом отсутствии всякой самоиронии? В этом абсолютном, непререкаемом ощущении своего права и правоты, в котором Крымова жила и с которым писала? Или в какой-то наивной и по-своему даже трогательной глухоте, которая настигает всякий раз, когда оказываешься один на один с собственным текстом, и все, что тебе необходимо, это чье-то живое слово, заинтересованные глаза, немедленная реакция, чтобы убедиться: тебя слушают, тебя слышат, ты кому-то можешь быть еще интересен.

Я слушал, как читает Наталья Анатольевна, и с досадой думал о том, что у меня так много к ней вопросов, а все полагающееся мне время мы потратим сейчас на эту декламацию заметки про малоинтересного мне и ей Розова. Но что делать? У того юбилей. С его пьес когда-то началась режиссерская судьба Эфроса в Центральном детском театре. И она не смогла отказаться.

К тому же после прихода Эфроса на Таганку вокруг них образовалась какая-то ледяная пустыня. Многие бывшие друзья-соратники сами собой отпали, отошли от их дома, дав понять, что не одобряют этого шага. А Виктор Сергеевич, которого, к слову сказать, на Таганке сроду не жаловали, встал на сторону Эфроса, продемонстрировав свою приязнь и поддержку.

Грех было не написать в его честь что-то заздравно-юбилейное. Впрочем, просто заздравное Крымова писать не умела.

Ей надо было самой увлечься, найти отклик на свои мысли и чувства, услышать что-то родственное, созвучное ее тогдашнему мироощущению, довольно-таки безрадостному и мрачному, но все еще цепляющемуся за какую-то необъяснимую надежду, что все было правильно или по крайней мере не напрасно.

Чтение прервал чей-то телефонный звонок.

Разговор был недолгим, но последние несколько ее фраз врезались в память: «Нет, ничего устраивать не будем. Толя что-то себя последние дни неважно чувствует. Наверное, давление».

Она продолжила с той же строчки, на которой ее оборвал звонок. Казалось, что ее ничто не может завести в тупик, сбить с поставленной цели или заданного маршрута. Мне рассказывали, что Крымова могла позвонить всесильному председателю Гостелерадио С. Г. Лапину и сделать строгий выговор секретарше, когда та не спешила подзывать своего начальника.

Сам видел, как она нисколько не смутилась, а продолжала насмешливо улыбаться, когда Раневская с виртуозной непринужденностью отбивала все ее попытки выведать какие-то там фирменные секреты актерского мастерства. И даже убийственный вопрос «За что вы меня так ненавидите?», заданный великой М. И.

Совет

Бабановой после просмотра крымовской программы в свою честь, не смог ее всерьез задеть или обидеть.

«Актеры не люди», – любила повторять она афоризм своего мужа. Он-то знал, о чем говорил. Крымова тоже.

Мы медленно приблизились к финалу. Метель за окном утихла. Прочитанная рукопись, тщательно собранная листок к листку, была торжественно вручена мне как посольские верительные грамоты.

Уже в прихожей Наталья Анатольевна предложила созвониться в ближайшие дни, когда будет готова верстка.

– Хочу еще раз прочитать. Давайте сразу после тринадцатого.

И зачем-то добавила напоследок, как мне показалось, не без некоторой веселой игривости, так ей шедшей.

– Я хорошо знаю корректорские знаки.

Но корректуру мне пришлось читать самому.

13 января умер Эфрос.

Он

Мы не были знакомы. Так бывает, когда о ком-то много и сосредоточенно думаешь, а он все никак не материализуется в твоей жизни. Дорога длинная, а карты не сходятся. Эфрос так и остался в моей жизни фантомом.

Человеком, чью фамилию я до сих пор не знаю, как правильно надо произносить – Э´фрос или Эфрóс. С ним все время было что-то не так. Какая-то чеховская нескладица. «33 несчастья».

Когда вышли первые некрологи, почему-то там было написано не «Анатолий Васильевич», а «Анатолий Исаевич», а потом и вовсе стало известно, что он по паспорту «Натан Исаевич». Зачем было ему скрывать свое настоящее имя? Ведь времена «безродного космополитизма» давно канули в Лету.

То есть, конечно, «пятый пункт» никогда не красил анкету советского отдела кадров, но чтобы так радикально… А впрочем, кто их не заполнял, кто не жил в те самые «сороковые роковые», не имеет права ни о чем судить и рядить. Поменял – значит, так было надо.

Как отнеслись к этому его родители, правоверные евреи, спросить уже не у кого, да и зачем? В смене имени есть всегда акт высшего своеволия и даже какого-то вызова уготованной судьбе.

Ветхозаветного библейского Натана сменил вполне себе деловой Анатолий в кепи и макинтоше, как на фотографии, где они с Крымовой сняты вместе перед тем, как отправиться в Рязань, куда его назначили главным режиссером. Молодые, веселые, полные надежд и планов. Но какая-то тайная, тоскливая, тревожащая нота навсегда поселится в его спектаклях. Даже непонятно, откуда вдруг возникала она и в Чехове, и в Мольере, и в Радзинском, и даже во вполне проходном «Человеке со стороны» Дворецкого, в котором ничего особо хорошего, кроме названия, не было.

Источник: https://snob.ru/entry/155898

Диана Арбенина: С уходом Юрия Любимова ушла одна из эпох нашего театра

Сотни людей выстроились в очередь перед театром Вахтангова в Москве, чтобы почтить память народного артиста России Юрия Любимова.

Выдающийся режиссер умер 5 октября в Боткинской больнице на 98-ом году жизни.

Прощание проходит в театре Вахтангова в Москве и продлится до полудня. Режиссер будет похоронен на Донском кладбище, где ранее были погребены его родители и брат Давид.

https://www.youtube.com/watch?v=-VEmSgU3kHc

Начало прощания несколько задержалось. Когда гроб внесли в зал, некоторые начали аплодировать. Однако их тут же попросили этого не делать — согласно последней просьбе самого Любимова, никаких аплодисментов на прощании звучать не должно. Так же как и торжественных речей.

Как рассказала журналистам вдова режиссера Каталин Любимова, «Юрий Петрович сам определил церемонию похорон». По ее словам, «Юрий Петрович хотел, чтобы прощание состоялось в Театре имени Вахтангова, в его альма-матер, где он начинал путь в искусство».

«Юрий Петрович просил, чтобы не было никаких речей на церемонии прощания, а по ее окончании — аплодисментов. Он считал такую реакцию неуместной, — сказала Каталин Любимова. — Юрий Петрович также распорядился, чтобы все расходы по организации и проведению его похорон были полностью оплачены семьей, без привлечения других финансовых источников». 

«Такова была его последняя воля», — сказала Каталина Любимова.

Гроб установлен прямо на сцене. Справа от него повесили портрет Юрия Любимова с черной траурной лентой, слева — икону Николая Чудотворца, под которой горят свечи. Также на заднике сцены — часть декорации из последней постановки режиссера в Театре Вахтангова — «Бесы». На сцене — десятки венков. На прощании звучит музыка Владимира Мартынова, с которым Любимов работал долгие годы.

Обратите внимание

Первыми проститься с Юрием Петровичем пришли руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас, глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, актер Вениамин Смехов, актриса Юлия Борисова, художник Борис Мессерер и многие другие.

Старый Арбат у входа в театр перекрыт.

Известные артисты, политические и общественные деятели  выразили свои соболезнования в связи со смертью выдающегося режиссера.

«Министр культуры Мединский несколько дней назад предложил присвоить имя Юрия Любимова одной из улиц Москвы, — рассказывает НСН солистка группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина.

— Я также считаю, что это надо сделать, и я бы хотела, чтобы именем Юрия Любимова назвали не только одну из улиц Москвы, но и присвоили его имя театру на Таганке.

Мне кажется, что с уходом этого величайшего мастера ушла одна из эпох нашего театра, и стоило бы, конечно, запечатлеть это навсегда в истории театра нашей страны», — сказала НСН Диана Арбенина.

Российский радиоведущий, блогер и писатель Армен Гаспарян одним из первых выразил слова скорби.
«Умер основатель Театра на Таганке Юрий Любимов. Теперь он снова с любимыми артистами Высоцким, Золотухиным, Филатовым… Вечная память», — написал Гаспарян в своем Твиттере.

Читайте также:  Тартар из лосося - лучшие рецепты. как правильно и вкусно приготовить тартар из лосося.

Российская актриса театра и кино, телеведущая Екатерина Стриженова также выразила соболезнования.

«Умер Юрий Любимов… Вечная память.. Почтим память народного артиста России, основателя Театра на Таганке».

Российский фотограф, главный редактор журнала «7 дней» Екатерина Рождественская считает, что из жизни ушел «лучший режиссер Таганки».

«Ушел Юрий Любимов. Ровесник революции, лучший, пожалуй, режиссер Таганки, удивительный, неоднозначный, яркий, талантливый человек. Помним…»

Смерть Юрия Любимова стала, по словам президента России Владимира Путина, настоящей невосполнимой утратой для театрального мира. «Не стало человека уникального таланта и огромной созидательной энергии, смелости и внутреннего достоинства, настоящего мастера и творца», — написал глава государства в телеграмме соболезнования.

Премьер-министр Дмитрий Медведев отметил в своей телеграмме родным и близким режиссера: «Невозможно представить театральную жизнь России без Юрия Петровича Любимова. Память о великом человеке всегда сохраняется в его работах и воспитанниках. Память о Юрии Петровиче навсегда вписана в историю культуры нашей страны».

Министр культуры Владимир Мединский назвал Любимова «человеком-вселенной», имя которого навсегда останется символом свободы и новаторства.

Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин, ученик Любимова, вспоминает о нем как о невероятно требовательном к себе и другим человеке. «Он был беспощадный и к себе, и к нам, молодым.

Юрий Петрович не уставал упрекать нас в каботинстве — состоянии, при котором актер готов заниматься чем угодно, но только не профессией всерьез, самолюбованием, не серьезной игрой, а актерствованием.

Сейчас многие молодые даже не знают этого слова, а я его запомнил на всю жизнь и всякий раз вспоминаю Юрия Петровича с его этим любимым словом, когда вижу, как многие молодые расходуют свой талант не известно на что, разменивают его, как монету».

Важно

Юрий Любимов родился 30 сентября 1917 года, в 14 лет вышел на сцену в качестве актера. В 1964 году основал Театр на Таганке.

В 1984 году покинул пост художественного руководителя Таганки, так как был лишен советского гражданства, но через несколько лет триумфально вернулся.

Вторично Любимов ушел из театра в 2011 году после конфликта с труппой, но продолжил работать в других театрах. Его последней премьерой стала «Школа жен» в театре «Новая опера».

По подсчетам самого Любимова, он проработал 84 года, из которых 80 лет — на поприще театральном. Прошел две войны, блокаду в Ленинграде. Знал славу как актер и успел сделать театр, который является предметом изучения во многих странах. Познал и «вкус» вынужденной эмиграции. Работая по всему миру, он всегда опирался на русскую классику.

Источник: http://nsn.fm/culture/diana-arbenina-s-ukhodom-yuriya-lyubimova-ushla-odna-iz-epokh-nashego-teatra.php

За что Любимова лишили советского гражданства и выкинули из страны?

Новость, что Любимова лишили советского гражданства и запретили въезд в СССР, стала в 1984 году шоком для театралов. Да, он ставил смелые спектакли и устроил громкие похороны Высоцкого.

Но чтобы заплатить за это столь высокую цену? Это было жестоко: в один миг режиссер потерял свой театр и остался на чужбине.

Квартиру Любимова национализировали, а имя вычеркнули из афиш — любое упоминание было запрещено.

Сам Юрий Петрович говорил:

— Мне так дали по шее, что я вылетел из родной страны, прорубив в очередной раз окно в Европу башкой.

За что же знаменитость лишили гражданства?

Вынужденная эмиграция

Советская политическая верхушка давно точила зуб на Любимова, ненавидела и боялась его. Но спасало то, что генсек Юрий Андропов испытывал к создателю Театра на Таганке симпатию и… благодарность.

— Ко мне однажды пришли сын и дочь Юрия Владимировича — хотели стать актерами, — рассказывал Любимов. — Я послушал их и сказал, что не возьму. Они в слезах приехали домой. А Андропов был… очень рад, потому что не хотел, чтобы дети шли в артисты, но сам повлиять на них не мог. Он благодарил меня и даже обнял.

Имея такого покровителя, Любимов многое мог себе позволить. Но в 1984 году у Андропова отказали почки, и он умер. ЦК КПСС возглавил Константин Черненко. Генсек безотлагательно подписал постановление о лишении гражданства Юрия Любимова, потому что тот дал «антисоветское интервью».

— Я тогда находился за границей, — вспоминал режиссер. — Часто ездил туда со спектаклями и, как крепостной мужик, зарабатывал деньги партии и правительству. И вот корреспондент газеты «Таймс» спросил меня, как я отношусь к тому, что советские ПВО сбили корейский «Боинг».

Я сказал: «Вы же видите по телевизору, как плачут родственники погибших пассажиров, которые ждали своих близких в аэропорту». В общем, выразил сочувствие. А с советской стороны даже соболезнований не было. Мое интервью вызвало огромный резонанс. В итоге наши власти потребовали, чтобы я бросил работу и вернулся домой в течение 24 часов.

Я понимал, что меня, скорее всего, посадят, а у меня был маленький сын Петр.

В итоге Любимов с женой и ребенком остались в Англии — там им предоставили гражданство.

— Мы не собирались эмигрировать, — признается последняя жена Любимова Каталин. — Юрию Петровичу — уже 65, сыну — всего три годика.

Отправляясь в Лондон, мы взяли с собой только летние вещи. Разве так готовятся к эмиграции? Конечно, первое время мы были растеряны. У мужа на нервной почве начался опоясывающий лишай.

Но если в Союзе думали, что на чужбине мы помрем от нищеты, то сильно просчитались.

Любимов стал активно ставить спектакли за границей. И вскоре западная пресса писала: «Мир облагодетельствован его изгнанием».

Боялись, что сына украдут

— Меня стали доставать… советские спецслужбы, — вспоминал Любимов. — Требовали, чтобы я сдал паспорт, но я категорически отказывался! Сказал, что больше им не подчиняюсь. Однажды в Лондоне, когда обедал в кафе, ко мне подошел невысокий человек и заявил: «Пройдемте со мной.

Мои люди ждут нас в машине!» Я ответил: «Идет дождик, а я не взял зонт. Мне и тут хорошо. Зачем я за вами пойду?» Он рявкнул: «Вас вызывает посол Союза Советских Социалистических Республик!» — «Я знаю, откуда вы — тем более спешить незачем. Вот закончу репетицию, тогда и подумаю. Англичане не поймут, скажут, сбежал с работы».

Он прошипел: «Преступление — налицо, и наказание последует».

— До нас доходили слухи, что КГБ собирается выкрасть нашего сына Петю, — говорит жена Любимова Каталин. — Но, слава богу, обошлось.

— Они меня долго доставали, — жаловался Юрий Петрович. — Так хамили, что однажды я сказал: «Скоро вас даже в дворники не возьмут!»

Эти слова оказались пророческими. Произошел новый неожиданный поворот судьбы! В СССР к власти пришел Михаил Горбачев, и грянула перестройка. Многие вынуждены были покинуть могущественную спецслужбу.

А Любимов, спустя пять лет после изгнания, получил возможность приехать в Союз! В 1989 году Юрию Петровичу вернули советское гражданство.

Совет

На Таганке режиссера встретили с радостью, а его имя снова появилось на афишах театра.

Источник: https://starfever.ru/news/19099

В москве на 98-м году жизни скончался легендарный режиссёр юрий любимов. новости. первый канал

Юрий Любимов будет похоронен в среду на Донском кладбище. Перед этим прощание с легендарным режиссёром пройдёт в Театре имени Вахтангова. Такой была последняя воля самого Юрия Петровича. Именно в этом театре основатель «Таганки» начинал свой творческий путь — там же он захотел замкнуть круг своей жизни. Панихида начнется в среду в 10 утра.

В начале недели Любимов отметил последний день рождения. Ему исполнилось 97. Сегодня он скончался в кардиологическом отделении Боткинской больницы. Родные рассказали: уход был спокойным, Юрий Петрович умер во сне.

С тех пор, как он простился с «Таганкой», прошло более трёх лет. Тем, кто остался, посвятил свой новый спектакль ''Бесы'' — уже на сцене Вахтанговского театра. Где, как и прежде, требовал от актёров, кажется, невозможного.

В одном из его последних интервью, чувствовалось: он до сих пор обижен на тех, кто, сказав ему «мы больше не хотим с вами работать», убил, кажется, и часть души самой «Таганки» — театра, которому повезло родиться в последнее мгновение хрущевской оттепели и суждено было стать явлением. Где он — главный творец и кукловод. А через его фонарик, который всегда светил с режиссерского кресла в 14 ряду на зрителей обрушивалась новая интонация — свободных людей.

Любимову было 47, когда он сошел с одной дистанции — актерской, чтобы попробовать себя в дистанции совсем другого масштаба. Он станет тем неудобным неугомонным колючим Любимовым, с которым не суждено было ужиться коммунистическим властям.

Почему вы против? «Это театр поэтический», – с хитрым прищуром отвечал он на все нападки чиновников. Вся Москва раскупала билеты на «Доброго человека из Сезуана», «Антимиры», «Послушайте».

А Генсек Брежнев, не раз спасавший театр от закрытия, сокрушался, что так и не побывал там.

Обратите внимание

Через Высоцкого, Демидову, Филатова, Губенко, Золотухина он сложил главную передовицу своего времени.

А из-за его широкой спины нагло красовались стены кабинета, обреченного на отсутствие ремонта: автографы Солженицына, Аксенова, Шостаковича, Эрдмана, Параджанова — места не хватало для всех имен, которые власти так бы хотели стереть не только с этих стен. Тогда решили стереть самого Любимова. 

''Скажи спасибо, что живой'' посвящает ему стихи Владимир Высоцкий. Организованные Таганкой похороны Высоцкого власти воспринимают больше чем вызов, как многотысячную антисоветскую акцию! Любимов уезжает работать за границу по контракту, но все понимают: обратной визы он уже не получит.

Это его персональное искусство: много раз начинать сначала, словно у него ни одна, а несколько жизней. Из актеров – в режиссеры, из СССР – на Запад, потеряв стариков из своей труппы – набрал молодых. У него сын родился на седьмом десятке! Ему 71, когда он возвращается домой.

Но в родном театре ему были рады далеко не все.

Где те чиновники, которые учили Любимова театральному делу? Это все равно, что учить эпоху истории. Рожденный в 1917 году, был на несколько дней старше власти большевиков. В семь лет его привели на похороны Ленина, в 35 он пришел на похороны Сталина.

Его можно было уничтожить тогда же, когда репрессировали его родителей и деда, когда он начинал в ансамбле песни и пляски НКВД. Советская власть нечаянно просмотрела его и поплатилась.

Его запас прочности оказался мощнее, чем у нее, как минимум на пару десятилетий.

Кадры кинопленки, на которых он играет прекрасных принцев, дикарей, французских летчиков и бравых военных уходили в историю, а он бодрый и красивый принимал поздравления с очередным юбилеем. И только когда пели заздравную в честь его 90-летия, у Любимова дрогнула рука. Лишь с третьего раза он решился разбить свой юбилейный бокал на счастье.

Всегда элегантный и артистичный, как и мечтал, совсем недавно он увидел на сцене Большого театра «Князя Игоря» — свою первую оперу, поставленную на родине. Месяц изнурительных репетиций по 6 часов в день без выходных. И никто не услышал ни одной жалобы на усталость. На премьере Юрию Любимову устроили 20-минутную овацию.

Он ушел последним из своей эпохи. Туда, где нет исторического времени, чтобы как Мастеру из своего же спектакля обрести покой.

Важно

Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким Юрия Любимова. Он отметил: «Трудно переоценить роль режиссера в развитии современного российского театра». Друзья и коллеги Юрия Любимова сегодня тоже говорят о масштабе и месте в истории.

Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким Юрия Любимова. Он отметил — что «трудно переоценить роль режиссера в развитии современного российского театра».  Друзья и коллеги Юрия Любимова сегодня тоже говорят о масштабе и месте в истории.

«Он создал театр, не похожий, он не выдавал себя ни за Вахтангова, ни за других великих. Он сочинил и сделал свой театр. Он — единица большая. И думаю, место ему в российской театральной истории готово», — считает Олег Табаков.

«Мы действительно потеряли человека-эпоху. Эпоха в истории страны, эпоха в истории искусства, эпоха в истории противостояния большевистским властям. Изнурительная жестокая схватка с цензурой, в которой он был таким флагманом, по крайней мере, в театральном мире», — отметила Наталья Солженицына.

«Мне казалось, что он будет вечен, потому что он и раньше болел, но он, как птица Феникс, опять приходил на работу, с 10 часов и до вечера был в театре.

И потом его дед, он всегда вспоминал своего деда и хвастался, что мой дед прожил больше 100 лет. После какой-то премьеры мне подарили этот куб Таганки и Любимов написал: «Алла, храни вас Бог».

И поскольку он был верующий, то я ему говорю: «Вечная память и царство небесное, Юрий Петрович», — сказала Алла Демидова.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2014-10-05/34506-v_moskve_na_98_m_godu_zhizni_skonchalsya_legendarnyy_rezhissyor_yuriy_lyubimov

Ссылка на основную публикацию