Нерешительные дети чаще рискуют

Неуверенный ребенок: как помочь ребенку стать увереннее

Для успешного развития психики ребенка, его способностей необходимо, чтобы малыш чувствовал себя уверенно, не боялся проявить себя, свои возможности, стремился к лучшему, был открыт и честен. Неуверенные взрослые чаще всего вырастают из неуверенных детей.

Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. Развитие уверенности у малыша необходимо начинать в раннем возрасте. Эта черта личности продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Уверенным может стать любой ребенок независимо от пола и возраста.

Нотки неуверенности можно увидеть в чаде не сразу, родителям не всегда удается распознать ситуацию, когда ребенку уже необходима помощь.

Обратите внимание

Люди, постоянно испытывающие нерешительность, сомневающиеся в себе и своих возможностях, ощущают значительные трудности в жизни, им сложнее достичь значимого успеха, они постоянно пытаются вызвать одобрение со стороны, не могут понять, чего хотят.

Именно поэтому так важно искоренить зарождающееся чувство неуверенности в вашем ребенке как можно скорее.

Как понять, уверен ли в себе ваш ребенок

Понаблюдайте и задумайтесь, как ведет себя ребенок дома, в детсаду или школе, со сверстниками.

Если ребенок разговаривает тихо, даже если того не требует ситуация, часто грызет ногти, поправляет одежду без видимых на то причин, облизывает губы, то это мелкие признаки нерешительности, неуверенности и закомплексованности.

Вот еще несколько признаков неуверенного поведения:

  • ребенок отводит взгляд, когда разговаривает с человеком;
  • пытается уйти от ответа взрослого;
  • излишне недоверчив, раздражается в присутствии других людей;
  • часто сердится на посторонних;
  • боится не справиться с поручением взрослого и не хочет брать на себя ответственность;
  • боится трудностей и всегда выбирает дела полегче;
  • паникует перед выполнением новых дел;
  • имеет ряд страхов и даже фобий;
  • стесняется знакомиться и общаться с новыми людьми;
  • не имеет собственного мнения;
  • пишет и рисует очень мелко, слабо давя на карандаш;
  • иногда проявляет агрессию и беспричинно плохо себя ведет;
  • сутулится.

Если в вашем ребенке проявляются хотя бы некоторые их перечисленных признаков, то вам стоит начать работу над собственными ошибками в воспитании и обязательно развивать в чаде уверенность в себе.

Часто неуверенные застенчивые дети способны проявлять раздражение по отношению к домашним животным и близким людям. Повзрослев, такие дети понимают, что они ничего не достигли в жизни, демонстрируют зло к окружающим, обвиняя их во всех бедах.

Если ребенок вырос неуверенным, ему могут быть присущи такие черты:

  • замкнутость;
  • необщительность;
  • робость;
  • слепое подражание уверенному ребенку;
  • трудность в установлении контакта с незнакомыми людьми;
  • заниженная самооценка;
  • заторможенность, упрямство.

Откуда появляется неуверенность

Самая частая причина детской неуверенности – воспитание и обращение с ребенком в семье и его ближайшем окружении. Даже самые любящие родители порой допускают ошибки, считая, что поступают в интересах ребенка. Рассмотрим основные факторы, влияющие на детскую решительность и уверенность.

Родители – сами неуверенные люди.

То, как глядят на мир и на различные ситуации родители малыша, зависит и его собственное миросозерцание и поведение.

Если ребенку без конца твердят: «Лучше и не берись, а вдруг проиграешь», «А если не получиться, что тогда», «Не лезь, а то может быть хуже», — то и в понимании ребенка такие стандарты мышления становятся обыденными.

Он решает, что для собственной безопасности, дабы не выглядеть глупо, избежать потерь и наказаний, лучше и не браться за какое-либо дело, избегать ответственности.

Нерешимость не передается по наследству, но очень глубоко может засесть в подсознании. Малыш, проецируя поведение и слова родителей, снижает себе самооценку, считает бездействие лучшим выбором.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Поэтому, даже если вы от природы люди застенчивые, нерешительные, старайтесь не проявлять эти свои качества, не говорите чаду, что он может потерпеть поражение, так как не достаточно силен и умен. Наоборот, пытайтесь породить в ребенке инициативность, стремление к новому.

Если родители слишком уверенны в себе, считают себя самыми умными и умелыми, не терпят оспаривания своих действий, то ребенок вырастает неспособным принимать самостоятельные решения.

Важно

Замечено, что первенцы в семье чаще страдают заниженной самооценкой, имеют больше проблем в общении с окружающими, чем их младшие братья и сестры. Дело в том, что когда в доме появляется первый ребенок, родители испытывают множество беспокойств по его поводу. Тревога взрослых в отношении того, насколько они справляются со своими родительскими обязанностями, передается ребенку.

Постоянная критика, сравнивание, наказания.

Если вы постоянно критикуете ребенка, вместо похвалы игнорируете его достижения, осуждаете выбор малыша, не цените его друзей, много запрещаете, требуете идеального исполнения всего, за что ребенок берется, вы неизбежно взращиваете в нем чувство неуверенности, боязни браться за любое значительное дело.

Срываясь на крик, часто наказывая малыша, вы способствуете его замкнутости, отчужденности, убиваете веру в себя и хорошие отношения между людьми. Частый страх вкупе с регулярным запугиванием самым негативным образом влияет на психику ребенка.

Сравнивая его с другими, уверяя, что есть более сильные, умные, красивые, вы снижаете ему самооценку.

Ребенок может запросто замкнуться в своих переживаниях и страхах оказаться неудачником, а в результате перестать нормально развиваться как личность, во взрослом возрасте не устроить личную жизнь, не построить карьеры, все так же считая себя недостойным и неспособным.

Реализация ваших несбывшихся мечтаний, планов и желаний.

Допустим, мама всю жизнь хотела стать известным музыкантом, но из-за первой любви забросила музыкальную школу и навсегда рассталась со своей мечтой, а позже и с первой любовью.

Теперь мама, сама того не осознавая, решила, что ее чаду просто необходимо музыкальное образование, и отправила кроху учиться играть, например, на скрипке, не учитывая отсутствие желания и стремления ребенка.

Папу в детстве обижали сильные здоровые ребята, а сейчас, он настаивает на боксе и единоборствах для чада.

Задумайтесь, выбирая путь ребенка по жизни, не проецируете ли вы свои собственные желания, учитываете ли способности, наклонности и стремления малыша.

Неудачи в социальной жизни.

Совет

Попадая в детский коллектив, сначала садика, потом школы, ребенок учится осознавать себя личностью, индивидуальностью, ищет способы взаимодействия со сверстниками.

Поэтому неудачи и промахи в общении, попадание «не в ту компанию», издевки и насмешки недругов, невзаимная влюбленность и т.д. сильно гиперболизируются детьми, вызывая море переживаний.

Если семья вовремя не поможет пережить ребенку свои проблемы, то они могут провоцировать развитие неуверенности в себе.

Не соответствие стандартам.

Окружающий мир навязывает нам массу стереотипов и стандартов. Чувствительная детская психика очень восприимчива к критике по поводу внешности, национальной принадлежности, религии.

Стремление стать таким, как все, стирает индивидуальность, а желание бесконечно менять внешность, скрывать надуманные недостатки фигуры, вызывает массу комплексов.

Без поддержки близких эти комплексы будут только расти.

Как помочь ребенку стать увереннее

  • Не сравнивайте. Сравнение собственного ребенка с другими, не в плане «ой, как вы  с Леной похожи», а, например, «Лена уже давно может сама делать домашние задания, а ты все никак не станешь самостоятельной», или «стыдно не ходить на горшок, все уже могут, даже маленький Петя», приводят к заниженной самооценке чада. Пусть малыш осознает, что он такой, какой есть, и вы его цените именно таким. Сравнивать его можно с ним самим, вчерашним, сегодняшним. «Сегодня ты просто молодец, вчера у тебя не все получилось, но ты же постарался, так держать»;
  • Цените в ребенке то, чем он обладает. За стремлением взрастить в чаде лучшие качества и способности, вы можете не заметить, как упускаете то, что дано ребенку. У вашего малыша все впереди, он еще всему научится, а поощрять и хвалить его нужно сегодня, за то, что он уже умеет и стремиться вам показать. Хвалите за мелкие победы, ведь для ребенка они могут быть очень значительными. Проявляйте заинтересованность в его  делах, успехах и неудачах;
  • Верьте в ребенка. Никогда не говорите ребенку, что он глупый, неодаренный, бесталанный. Сами не вбивайте себе таких мыслей, вы ведь верите в успех чада и желаете ему лучшего. Говорите ребенку, что он особенный, проявляйте собственную уверенность в его успехе;
  • Направляйте ребенка на нужные действия, но осторожно. Когда ребенок соберет пазл из 50 элементов, предложите ему пазл из 70, потом – из 100. Если с новой «ступенькой» он справляется не очень, найдите более простую картинку пазла;
  • Дайте понять ребенку, что мама тоже может ошибаться: «Эхх… что же я наделала. Теперь придется начинать все заново». Скажите ему, что Вам тоже нужна поддержка: «Сережа, мне сейчас так нужна твоя поддержка. Обними меня»;
  • Критика в меру. Не переусердствуйте в критике, всегда помните, что количество похвалы должно превышать критические замечания. Никогда не критикуйте ребенка при посторонних, не обсуждайте его неудачи;
  • Критикуйте не самого ребенка, а его поведение. Например, говорите, что щипаться плохо, а не что сын – плохой мальчик. Второй вариант резко снизит самооценку отпрыска, тогда как первый ее не затронет;
  • Право голоса и выбора. Давайте ребенку возможность участвовать в построении своей жизни, прислушивайтесь к его мнению, очень аккуратно и незаметно корректируйте его взгляды. Учите кроху выражать мнение, позволяйте иногда поспорить с вами, не разрушая вашего авторитета;
  • Ставьте выполнимые задачи. Не загружайте ребенка так, чтобы у него не осталось времени на себя, свое хобби и друзей. Не нужно также требовать невыполнимое для малыша. «Запишу на секцию, если подтянешься 15 раз», «Чтоб до вечера весь учебник проштудировал и пересказал»;
  • Поощряйте общение и дружбу. Не изолируйте ребенка от сверстников, напротив, приглашайте его друзей в гости, устраивайте детские праздники, отпускайте на подобные мероприятие своего малыша;
  • Не сравнивайте качества характера своего ребенка с качествами детей, которые бывают у вас дома;
  • Поощряйте игры ребенка с младшими по возрасту детьми. Это придаст ему уверенность в своих силах;
  • Говорите о своих чувствах. Не забывайте повторять ребенку, что вы его любите и цените, как он и его благополучие важно для вас. Научите ребенка быть с вами откровенным, интересуйтесь его делами, спрашивайте о настроении и чувствах. Посвящайте малышу время, играйте, занимайтесь, посещайте развлекательные места;
  • Не кричите и не бейте. Подобные меры наказания способны убить в малыше доверие, любовь и самооценку;
  • Поощряйте инициативу ребенка в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените;
  • Будьте последовательны и логичны. Контролируйте свои собственные негативные переживания, которые могут вылиться в нелогичное поведение. «Сделал домашнее задание сразу после школы – плохо, ведь не успел помыть посуду, сделал позже, но успел вымыть, тоже плохо, когда теперь все успеешь выучить»;
  • Говорите с ребенком по душам, дайте ему возможность выговориться, поделиться наболевшим. Спрашивайте его, если он сам ничего не говорит. Делайте это тактично и тепло.

Качества, характеризующие уверенного в себе ребенка

  • Способность быть лидером;
  • Адекватное восприятие критики;
  • Способность защитить себя и других;
  • Эмоциональная устойчивость;
  • Артистичность.

Если вы – действительно, любящий родитель, то вы непременно найдете подход к ребенку, исправите или не допустите ошибок в воспитании и взаимоотношениях.

Ваша любовь и стремление к лучшему победят неуверенность вашего ребенка.

Читаем также:

Рекомендации: как воспитать из ребенка успешного взрослого

  1. Если хотите что-либо изменить в ребенке — начинайте с себя. Помните, дети копируют родителей.
  2. Хвалите ребенка за успехи и не ругайте за неудачи.
  3. Говорите малышу, что полезно, а не о том, что нельзя делать.
  4. Составляйте с ребенком короткие формулы внушения типа: «Я лучший», «Я успешный».

  5. Учите заменять негативные мысли позитивными. Если малыш не умеет красиво петь, скажите ему: «Зато ты отлично рисуешь!».
  6. Чаще говорите крохе, как вы его любите, что вы в него верите.
  7. Поддерживайте все начинания ребенка, даже если они покажутся вам странными.

  8. Старайтесь всегда быть объективными по отношению к разным поступкам своего ребенка.

Видео: Как воспитать в детях уверенность в себе и своих силах? Воспитание детей. Мамина школа

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Читайте также:  Хранение овощей в квартире: несколько советов домохозяйкам

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет.

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/neuverennyiy-rebenok-kak-pomoch-rebenku-stat-uverennee.html

Не называйте ребенка застенчивым!

Основные идеи

  • Говорить ребенку, что он застенчивый, не безобидно. Этот ярлык может преследовать его всю жизнь.
  • Застенчивость – не болезнь. В ней задействованы заниженный образ себя и образ другого, который представляется опасным.
  • Родители должны предоставить детям практическое руководство для жизни в обществе, чтобы помочь им не бояться этой жизни.

Пятилетняя Эля пришла с мамой на консультацию к психологу. Девочка смотрит в пол, не поднимая глаз, не отвечает на обращенное к ней «Здравствуй».

Оказавшись в кабинете, она поворачивается спиной к психологу и прижимается к матери. «Вот видите, – вздыхая, говорит та, – она такая застенчивая!»

«Застенчивая»… Услышав это слово, Эля еще сильнее втягивает голову в плечи. Психолог обращается к ней: «Должно быть, нелегко приходится, когда все кругом постоянно говорят, что ты застенчивая.

Я не знаю, что ты при этом чувствуешь, но часто детям бывает больно, когда про них так говорят. И они даже стыдятся этого…» Эля на мгновение поднимает глаза – без сомнения, потому, что с ней заговорили о том, что причиняет боль. Ее мама удивлена.

Обратите внимание

Конечно, она знает, что дочь чувствует себя неуютно, но заявлять, что ей больно, – не преувеличение ли это?

«Удивление мамы естественно, ведь „застенчивый“, как и „ленивый“, „раздражительный“, „нервный“, – это одно из многих слов, которые мы говорим своим детям ежедневно, – комментирует детский психоаналитик Наталья Богданова, – считая их безобидными характеристиками, которые всего лишь отражают поведение ребенка. И трудно поверить, что дети воспринимают их иначе». Для них наши слова – словно диагноз, с которым не поспоришь, поэтому ребенок начинает воспринимать (подобно цвету глаз или волос) застенчивость как неотъемлемую и не лучшую часть своей натуры.

«От шумного (вспыльчивого, драчливого) ребенка родители ждут, что он изменится, „перестанет быть таким“. А от застенчивого – что это качество станет всего лишь менее заметным („Ну сделай над собой усилие, подойди к детям“; „Поздоровайся с тетей“). Ведь в глубине души они убеждены, что застенчивость нельзя преодолеть полностью», – продолжает Наталья Богданова.

Такая (не всегда осознанная) убежденность родителей давит на ребенка тяжким грузом еще и потому, что взрослые нередко начинают относиться к нему так, будто он нездоров.

«Они становятся его поводырями и управляют всеми событиями его жизни так, что он чувствует себя еще более неуверенно и еще больше боится контакта с другими людьми», – поясняет детский психиатр Наталья Кириллина.

«На каникулах мы собирались отправить его в лагерь вместе с одноклассниками, но он так боялся ехать, плакал, что я уступила», – рассказывает мама 10-летнего Володи. Родители защитили сына от переживания тревоги и страха общения. «Но это временное облегчение дорого ему обойдется, – отмечает Наталья Богданова.

– Потому что снисходительность родителей он воспринимает как доказательство того, что взрослые так же, как и он сам, считают его страхи непреодолимыми. Родители ведут себя так, как будто ребенок болен или у него какое-то увечье, которое мешает ему вести нормальный образ жизни.

И он идентифицируется с этим образом себя». В результате он чувствует себя все более безоружным перед лицом жизненных трудностей, укрепляясь в мысли об опасности окружающего мира: «Они не отпускают меня от себя – значит, они знают, что снаружи действительно опасно».

Неуверенность, тихий голос, осторожность, страх… Напряжение во всем теле, учащение пульса, повышение кровяного давления, неприятные ощущения в животе, усиленное потоотделение, выступающий на лице румянец – это самые распространенные симптомы застенчивости, как у взрослых, так и у детей.

«Застенчивость – это внутренняя позиция человека, которая предполагает слишком большое внимание к тому, что о нем думают окружающие, – пишет американский психолог Филип Зимбардо (Philip Zimbardo), специалист в исследовании феномена застенчивости.

– Как следствие, он предпочитает оставаться в тени, избегая общения с людьми, которое потенциально может привлечь внимание к его персоне». Многие дети, так же как Эля, оказываются в плену у своих страхов, которые мешают им развиваться, общаться и чувствовать себя счастливыми.

«Их природная сдержанность проявляется так явно и полно, потому что практически любая ситуация воспринимается ребенком как новая и необычная», – уточняет Филип Зимбардо.

«Застенчивый ребенок по-настоящему страдает, – говорит Наталья Богданова. – Он не знает, как вести себя в новом месте, не может заговорить с незнакомыми, не знает, как завоевать расположение сверстников.

В такие моменты у ребенка повышается уровень тревоги, блокируются все его способности и навыки. Это мучительное состояние».

Что стоит за этими симптомами? Застенчивость связана с тремя основными измерениями человеческой жизни.

Образ себя. Застенчивость идет рука об руку с низкой самооценкой; застенчивый ребенок ощущает себя недостаточно интересным для окружающих и недостойным их внимания, для того чтобы легко вступать в общение.

Образ другого. Ребенок не решается на контакт лицом к лицу с другим человеком, потому что другой воспринимается им как пугающий или даже опасный.

Взаимодействие с другими людьми. Застенчивость социальна по своей природе: она возникает только там, где два человека вступают в контакт, – и вместо радости общение вызывает тревогу и страх.

Между тем все эти трудности не присущи ребенку от природы, от рождения, а значит, мы можем помочь ему с ними справиться.

Многие из нас мечтают видеть своих детей всегда активными, веселыми и уверенными в себе. Однако не каждый ребенок может быть таким, а главное, ни один ребенок не создан для того, чтобы удовлетворять желания и ожидания взрослых.

«Некоторые родители принимают за застенчивость такие черты, как интровертность, сосредоточенность на своем внутреннем мире, которые присущи ему как тип характера и с которыми он комфортно себя чувствует», – объясняет Наталья Богданова. Главное – понять, испытывает ли сам ребенок дискомфорт.

Важно

Тот, кто много фантазирует, будто бы находясь в своем мире, чаще всего находит свою нишу, свой круг общения и не испытывает страданий. Если же родители бросят все силы на то, чтобы переделать его характер, ребенок будет жить в постоянном напряжении, чувствуя себя «не таким».

«Иногда гораздо разумнее принимать ребенка таким, какой он есть, – считает Филип Зимбардо. – Сконцентрировать его и свои силы на развитии личности, вместо того чтобы ломать его, пытаясь подогнать под образ ярко выраженного экстраверта».

«Застенчивость как черта характера не передается по наследству, – утверждает Наталья Кириллина, – наследуется повышенная чувствительность нервной системы.

Но, конечно, дети эмоционально ранимые, боязливые, восприимчивые к влиянию внешних факторов больше других рискуют стать застенчивыми». «Для них особенно важны атмосфера в семье и стиль воспитания, – соглашается Наталья Богданова.

– Очень часто у ребенка с неустойчивой нервной системой тревожная мама, которая, постоянно беспокоясь за него, не дает ему обрести уверенность в себе. Жизненный опыт ребенка в данном случае важнее, чем его темперамент».

Но представление, которое ребенок получает о себе из опыта общения с другими людьми, и вера в свою ценность как личности не задаются изначально. Они выстраиваются постепенно благодаря нескольким факторам.

«Верить в себя, гордиться собой легче тому, чьи родители верят в себя, – замечает Наталья Кириллина. – Не случайно часто хотя бы один родитель робкого и стеснительного ребенка тоже застенчив».

Кроме того, детям необходимо ощущать, как воспринимают его родители, чувствовать, что он является для них источником радости, – это ощущение становится его нарциссическим капиталом на всю жизнь.

И конечно, для того чтобы быть уверенным в себе, необходимо знать, что ты на что-то способен, – без этого ничего не получится.

А понять свои возможности можно, только если тебе представляется шанс применить их – и добиться успеха.

Уверенность в себе приносят ежедневные победы, большие и маленькие. Это могут быть победы и над собой (над своими страхами, над желанием все бросить, когда что-то не получается), и над вещами (пуговицами, которые ему наконец удалось застегнуть, шнурками, которые никак не хотели завязываться).

«Родителям стоит находить как можно больше занятий, в которых ребенок сможет преуспеть, – советует Наталья Богданова. – Ему необходимо иметь много опыта успеха – неважно, в каких областях, и чем больше будет таких областей, тем лучше». «Мы больше склонны говорить о недостатках и неудачах – своих или ребенка, – добавляет Наталья Кириллина.

– А важно, наоборот, отмечать его успехи и достижения, пусть даже совсем маленькие».

Если ребенка слишком опекают, он постоянно чувствует себя бессильным и обесцененным. Эти ощущения затрудняют его отношения с другими детьми, потому что он чувствует себя хуже их, несостоятельным, не таким, как все.

«Они осложняют также и его отношения со взрослыми, – добавляет Наталья Богданова. – Взрослые, делающие все за него, представляются ему существами высшего порядка, наделенными волшебными способностями, которых, как он уверен, у него никогда не будет».

Развивая самостоятельность ребенка, мы даем ему возможность поверить в себя и не бояться других людей.

Застенчивость может быть результатом первого неудачного опыта взаимодействия с другими детьми. Но искусство общения он может освоить только с помощью взрослых.

«Рассказывайте ему, почему и зачем дети толкаются, дергают друг друга за волосы, отбирают игрушки, – говорит Наталья Богданова. – Учите понимать (а это трудно!), что другой – это другой.

Что у него свой способ жить, свои вкусы и желания, которые нужно принимать и выносить…

Наша задача – предоставить ему практическое руководство по жизни в обществе». Дети нуждаются в том, чтобы родители объяснили им те трудности, которые они испытывают, и показали, что в этом нет ничего драматичного.

Совет

Четырехлетняя Катя заявила, что никогда больше не пойдет в детский сад, потому что две девочки отказались с ней играть и забросили ее любимую куклу за шкаф. Конечно, мама постаралась утешить дочь и вернула куклу. Но взрослые не всегда готовы оценить, насколько сильно опыт обиды и ощущение себя отверженным могут отразиться на дальнейшей жизни ребенка.

«Зачем возвращаться к этой истории, это уже в прошлом! – говорит мама Кати. – Я постаралась отвлечь дочь от того, что ее так расстроило».

«Большинство родителей готовы помочь своему ребенку в неприятной ситуации, но предпочитают поскорее забыть о ней, не обсудив, что же именно произошло, – комментирует Наталья Богданова. – Но без этого воспоминание ребенка о травмировавшем эпизоде будет обрастать новыми переживаниями».

Позже, в спокойной обстановке, возвращайтесь к тому, что пережил ребенок, объясните ему, что сейчас он видит мир таким, каким его показал ему этот эпизод (недружелюбным, агрессивным…). Важно вместе попытаться понять, что чувствовал сам ребенок, а что мог чувствовать в это время другой участник конфликта – почему обидчик поступил так, а не иначе.

Таким образом ребенок будет учиться понимать других (ведь застенчивые дети часто так поглощены собой и своей тревогой, что не чувствуют настроения окружающих).

«Кроме того, ребенку случившееся с ним событие кажется абсолютно исключительным, – продолжает Наталья Богданова.

– Наша задача – объяснить, что в этом нет ничего из ряда вон выходящего, что его переживания по этому поводу естественны (не только дети, но и взрослые порой расстраиваются, плачут и сердятся на весь мир, когда чувствуют себя несправедливо обиженными) и что они обязательно заканчиваются».

Предупредить застенчивость проще, чем исправлять. Филип Зимбардо рассказывает о том, чем родители могут помочь своим детям в разном возрасте*.

От рождения до двух лет закладывается отношение к себе и к миру. Привыкайте обнимать и ласкать ребенка с момента рождения (но не отчаиваетесь, если время упущено, – начинать никогда не поздно), как можно больше разговаривайте с детьми – все это дает чувство безопасности и доверия, помогает расти общительным.

От двух до шести лет дети впервые сталкиваются с трудностями в коммуникации. Учите их смотреть на ситуацию глазами других людей, развивайте их уверенность в своем теле, в его силе и гибкости. Ребенок, владеющий собой, не боится рисковать, ему не грозит застенчивость.

Читайте также:  Укус может быть нежным

От шести-семи до двенадцати лет многие школьники теряют уверенность в себе, и все дети по-прежнему нуждаются в том, чтобы быть уверенными: мы любим их не за оценки, не за похвалы учителей, а просто потому, что они у нас есть. Не стоит говорить учителю или другим людям, что ваш ребенок – застенчивый. Ведь можно сказать совсем по-другому: осторожный, вдумчивый, чуткий к мнениям других людей…

* Ф. Зимбардо, Ш. Рэдл. «Застенчивый ребенок». АСТ: Астрель, 2005.

Застенчивость, как видим, – сложный симптом, но она не является болезнью. И конечно, ее необходимо принимать всерьез и помочь ребенку как можно быстрее, до того как трудности в общении станут частью его идентичности: «Я застенчивый». Как можно ему помочь? Пытаться понять, чего он боится и почему.

https://www.youtube.com/watch?v=dhn0CaoHTUQ

Если родителям не удается проделать эту работу самостоятельно, стоит обратиться за помощью к психотерапевту.

Как понять, что пора обращаться к специалисту? «Главный критерий – мешает ли ребенку его застенчивость, на все ли стороны его жизни она распространяется, – объясняет Наталья Кириллина.

– Если у него явные сложности в общении, если ему трудно отвечать на уроках и родители видят, что он чувствует себя неуспешным и не может справиться с этим, – тогда ребенку, безусловно, нужна помощь».

Обратите внимание

Терапевт примет родителей вместе с ребенком и вместе с ними будет искать истоки нарушений. Если дело в позиции родителей (например, им трудно дать ребенку достаточно самостоятельности), терапевт поможет им лучше понять себя, измениться. Такой работы с ребенком и обоими родителями часто бывает достаточно, чтобы справиться с застенчивостью.

А если это не так, если ребенок слишком страдает, ему может быть предложена терапия в дополнение к работе с его родителями. Благодаря этому он сможет выразить те страхи, которые держат его в плену, и вновь почувствовать вкус к жизни.

Есть вопрос?

  • Институт гармоничного развития и адаптации, тел.: (495) 650-5291, 629-4629.
  • Кафедра детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО, тел.: (495) 954-1314.
  • www.shyness.comНа сайте, созданном Институтом застенчивости (США), собрана самая полная коллекция ссылок на сетевые ресурсы для тех, кто хочет больше узнать о проблеме застенчивости у детей и взрослых.

Источник: http://www.psychologies.ru/standpoint/ne-nazyivayte-rebenka-zastenchivyim/

Застенчивый и нерешительный ребенок

Дети – цветы жизни. Однако эти цветы могут быть совсем разными, могут быть общительными и активными, а могут быть робкими и застенчивыми. Что делать если ваш ребенок нерешительный? Нужно ли с этим бороться? Как общаться с таким ребенком? Если вас заинтересовали эти вопросы, то эта статья может оказаться вам полезной.

Родители должны понимать, что любой человек по своей природе уникален и в каждом ребенке есть свои плюсы и минусы. Не существует идеальных детей, как и не существует «безнадежных» детей. Более того, недостаток всегда можно рассмотреть с положительной стороны, есть возможность, что в некоторых ситуациях он может оказаться и достоинством.

Например, когда ребенок расточителен: раздает свои игрушки своим друзьям и малознакомым детям из песочницы, это можно расценить как щедрость и доброту. Так же, скромные дети обладают большим творческим потенциалом, они очень внимательные и ответственные. Главное во время заметить их таланты и помочь раскрыться.

Сдержанные дети обладают такими качествами как стеснительность, запуганность, нерешительность, обычно все это сопровождается с низкой самооценкой ребенка. Такие дети с самого рождения осторожны и нерешительны, они не любят окружение не знакомых людей или боятся их, все время, прячась за маму. По статистике, каждый четвертый здоровый ребенок раздражается в присутствии неизвестных людей.

Родителям очень важно повысить самооценку у своего ребенка и правильно подойти к процессу воспитания своего чада, так же не забывайте про следующие правила каждого любящего родителя:

  1. 1. Главное вселить в ребенка уверенность в себе, и не обращать большого внимания на его неудачи. Постарайтесь проанализировать детскую неудачу и вместе с ребенком найти пути ее решения.
  2. Не требуйте от ребенка быстрых результатов, застенчивому ребенку нужно время присмотреться к окружающей его атмосфере и привыкнуть к ней. При вашем обратном поведении есть угроза того, что ребенок замкнется в себе.
  3. Не ругайте ребенка за его застенчивость, а лучше дайте ему понять, что он защищен и находится в безопасности.
  4. Ни в коем случае не повышайте голос на детей, и попытайтесь не делать этого в их присутствии.
  5. Старайтесь чаще смотрите в глаза ребенку, визуальный контакт поможет вам установить доверительные отношения.
  6. Высокая требовательность родителей довольно опасна. Завышенная требовательность к детям с утонченной психологической организацией приводит противоположному эффекту. Ребенку необходимо ощущать, что его любят вне зависимости от его поведения.
  7. Необходимо создавать благоприятную атмосферу для ребенка, где он сможет проявить себя в качестве творческого человека, и смог бы показать себе и окружающим свои таланты. В это время будьте рядом с ним, ведь хорошая эмоциональная поддержка – это залог успеха.
  8. Не бойтесь, что, создавая ребенку благоприятную атмосферу, вы вырастите нежного, не самостоятельного человека, не знающего как жить в современном обществе. Но и не нужно подставлять ребенку руку на каждом его шагу. Просто нужно создать пространство для развития самостоятельности застенчивого ребенка и подарить ему веру в себя.

Важно чтобы родители полностью не ограничивали свободу ребенка, ведь он должен учиться принимать самостоятельные решения и решать проблемы, но и нельзя оставлять ребенка с его трудностями и сложными для решения задачами, когда он не готов их решить. Не забывайте вселять в вашего ребенка надежду на удачу, веру в себя и любовь к окружающей среде. Когда ребенка любят, он это чувствует и становится счастливее.

Любите своих детей – сделайте их счастливее.

Статья написана специально для www.nasheditya.ru

Источник: https://nasheditya.ru/stati/zastenchivyi-i-nereshitelnyi-rebenok

Как побороть нерешительность ребенка

«Пока нерешительные люди  находятся в сомнениях, решительные погружаются в счастье».

Человек уникален, а дети тем более. каждый ребенок уникален по-своему: один активный, общительный и решительный,  другой задира, а третий робкий, застенчивый и нерешительный.

Многие мамочки видят в нерешительности ребенка свое отражение, и, понимая, как сложно живется с такой чертой характера, стараются победить это чувство в своем чаде.

  Как побороть нерешительность ребенка?  Как помочь не пасовать в сложных ситуациях?

Реалистичность без завышенных ожиданий

Как часто приходится слышать от родителей: – «он должен», «она должна». К тому же эти слова становятся главными в воспитании детей. Это и есть не что иное, как завышенные требования к малышу.

Воспитывая ребенка в первую очередь должна быть реалистичность без завышенных ожиданий от малыша. Не всем же детям отличниками суждено быть!  Сын или дочь, понимая, что не оправдывают родительских ожиданий, теряют веру в себя и становятся еще более нерешительными.

Подбадривание, и ни каких ярлыков

«Если человека называть свиньей, он захрюкает». Это всем понятно! Но почему же многие родители позволяют себе называть своего ребенка «боягузом» и трусом». Свою кровиночку даже в шутку нельзя так называть. Однажды пошутив над ребенком, назвав его «трусишкой зайкой сереньким», можно подорвать уверенность в себе, и что еще хуже,  приклеить ему ярлык на всю жизнь.

Малыша подбадривать надо. Не получилось у него что-то, скажите: «Не беда! В следующий раз получится!»  Ребенок спасовал перед очередной трудностью? Успокойте его, скажите: «Сегодня ты проявил нерешительность». Говорить нужно не о малыше, а о его поступке.

Был не смелым, стал героем

Дети растут незаметно, начиная  с 5 лет, им нравятся истории про других людей. Детям важно знать как из нерешительных малышей вырастали смелые и отважные герои. Если у других получилось, значит и у него получится побороть нерешительность. Примеров таких «хоть пруд пруди»: и в фильмах, и в книгах, и даже среди знакомых.

Напоминание об успехах

Родители должны оценивать достижения ребенка, показывать свою радость за него. Напоминать малышу, что раньше он чего-то не умел, но научился. В чем-то был нерешительным, к примеру, начать разговор с незнакомым малышом, но решился и преодолел это. Боялся играть во дворе с другими детьми, теперь прекрасно с ними ладит. Молодец!

Любовь и право на ошибку

Ребенок нерешителен, когда живет с ощущением незначимости для родителей. Чувство незначимости и нерешительность всегда идут рука об руку.

Чувство своей незначимости у ребенка возникает, когда он думает, что родители его любят за «что-то». К примеру, за хорошее поведение, отметки, за достижения в спорте, музыкальные способности.

А когда ребенок делает, что-то не хорошее родители его не любят. Для малыша самое ужасное, когда мама или папа говорят: «Будешь плохо учиться, я любить тебя не буду».

Нет ничего хуже такого поведения родителей.

Ребенок всегда должен чувствовать родительскую любовь и иметь право на ошибку, и право на свое собственное мнение. Родительская любовь  ни чем не измеряется!

Чувство вины не помощник

Малыш ни в коем случае не должен чувствовать себя виноватым за свою нерешительность. Чувство вины не помощник, а скорее наоборот. Родители никогда не должны корить ребенка за застенчивость и стеснительность.

Дети должны видеть в лице родителей друга, готового  всегда прийти на помощь. Как побороть нерешительность ребенка? Спокойно поговорить с ребенком, обсудить варианты его поведения в ситуациях, когда он проявляет нерешительность.

Памятка для родителей

Как побороть нерешительность ребенка? Воспользуйтесь памяткой для родителей.

  • Не ругайте ребенка за плохие отметки
  • Не вешайте ярлыков
  • Сочувствуйте
  • Не обвиняйте беспричинно
  • Приводите примеры для подражания
  • Напоминайте ребенку об его успехах
  • Будьте реалистичны в своих желаниях и ожиданиях
  • Обсуждайте с малышом варианты поведения в различных ситуациях
  • Любите свое чадо

В ваших руках победить нерешительность своего чада!

Источник: https://po-zhenski.ru/ya-mama/kak-poborot-nereshitelnost-rebenka

Неуверенные дети

Каждый человек знаком с чувством неуверенности. В такие моменты нам кажется, что мы неумелые, что близкие и незнакомые с легкостью замечают нашу тревогу и смятение. В этом нет ничего страшного, ведь это вполне нормальное состояние, когда чувствуешь себя неуверенно.

Однако некоторые люди чувствует так часто себя неуверенными, что это вызывает в их жизни определенные трудности. Самое страшное, когда полон неуверенности подрастающий ребенок, то, что он не уверен ни в себе, ни в своих способностях.

Когда от ребенка требуется мобилизация каждого его психологического ресурса, а он не уверен в себе, то это может привести к различным психологическим заболеваниям.

Также доказан факт, что уверенные дети гораздо реже болеют, чем не уверенные.

https://www.youtube.com/watch?v=LD5gn305v6Y

Неуверенные дети почти постоянно чувствуют себя неловко и неуютно со своими сверстниками, а также на уроках, где необходимо показывать свои знания. Ребенок может прекрасно знать весь материал, однако из-за внутреннего страха они никогда не вызываются отвечать, боясь, что ошибутся и могут стать предметом насмешек со стороны своих одноклассников.

Такое поведение зачастую связано с тем, как относится ребенок к себе. Такие дети всегда недооценивают свои способности, уверены в том, что они ни на что не способны. Они очень критично относятся не только к своим способностям, но и внешности.

И даже комплименты не поднимают их самооценку. Им очень трудно найти общий язык с другими. Верными «друзьями» неуверенного ребенка становятся вина, грусть, стыд, тревоги и сомнения. Особенно ухудшает ситуацию положение ребенка в семье.

Важно

Если он не находит внимание и поддержи со стороны семьи, то его неуверенность только возрастает.

Родителям не стоит забывать, что их ребенок зачастую очень нуждается в их внимании, помощи и поддержке. Также поддержка и помощь родителей необходима тем детям, которые стали не уверенны в себе. Ниже будут приведены советы, которые помогут родителям справиться с такой бедой.

Советы как помочь неуверенному ребенку

  • Нельзя ставить ребенку в пример чужого ребенка. Ведь ваш ребенок у вас – индивидуальный и самый хороший.
  • Если ваш ребенок получил заслуженную оценку, его похвалили, выдали грамоту или ещё что, то не забудьте похваливать вашего ребенка. Сказать, что вы им гордитесь и что он молодец.
  • Никогда не говорите своему ребенку, что он неуверенный. Ни ему лично, ни окружающим при нем.
  • Если ваш ребенок не рассказывает вам о своих трудностях и проблемах, то спрашивайте об этом сами. Однако нельзя заставлять его рассказывать вам все. Лучше плавно подходите к этой теме.
  • Нельзя ставить своего ребенка в те ситуации, где он будет чувствовать себя неловко. Тем более когда рядом посторонние люди.
  • Если ваш ребенок пытается самостоятельно справиться со своей неуверенностью, то помогите ему, чем сможете. Нельзя оставлять его стремление без внимания.
  • Говорите со своим ребенком по душам. Разговаривая по душам, он сможет делиться с вами своими проблемами.
  • Никогда не давайте ему заданий, с которыми он не сможет справиться в силу своего возраста или способностей.
  • Старайтесь не указывать ребенку на его недостатки. Выделяйте его положительные качества.
  • Ребенок может предпочитать общение с младшими детьми, чем со сверстниками. И это нормально, т.к. это только придаст ему уверенности в себе. Не стоит ему этого запрещать.
  • Если ребенок в вас нуждается, то окажите ему поддержку. Никогда не бросайте его один на один с самим собой.
  • Всегда разделяйте победы ребенка с ним. Пусть даже эти победы будут самыми незначительными.
  • Как можно чаще говорите ребенку, что вы в нем уверены, что у него все получится. Даже слова «Я очень боюсь за тебя» будут постепенно вселять в него неуверенность в своих способностях.
Читайте также:  Заливной язык - лучшие рецепты. как правильно и вкусно приготовить заливной язык.

тэги: детская психология, семейные отношения

Источник: http://anima-vita.ru/2015/06/neuverennye-deti/

Застенчивый ребенок

На главнуюРабота с родителямиБеседы, консультации для родителейЗастенчивый ребенок

Работа с родителями — Беседы, консультации для родителей

Как преодолеть застенчивость?

Что такое застенчивость?

Застенчивость — комплексное  состояние, которое проявляется в разнообразных формах – это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.Застенчивость – состояние стеснения в присутствии других людей. Застенчивый значит стыдливо-робкий, смущающийся.»Быть застенчивым» значит быть ребенком, с которым трудно общаться из-за  его осторожности, робости и недоверчивости, необщительности и склонности к уединению.Формы проявления застенчивости.Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений – от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь ребенка. Условно можно выделить три группы детей по степени выраженности у них застенчивости:

  • Дети, которые предпочитают мир книг, мыслей, предметов и явлений природы миру людей. Это преимущественно дети,  для которых общение с другими людьми менее предпочтительно, чем уединение.
  • Дети, которые чувствуют страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и определенным типом людей. Их замешательство настолько сильно, что нарушает их поведение и жизнь в целом. Такие дети в замешательстве легко теряются, смущаются. Иногда смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости. Основная проблема таких детей –  отсутствие навыков человеческих взаимоотношений и недостаточная уверенность в себе. Это самая многочисленная группа детей.
  • Дети, чей страх перед людьми не знает границ, — хронически застенчивые. Они испытывают ужас каждый раз, когда требуется сделать что-то публично, и столь беспомощны в этом своем состоянии, что единственный выход для них – убежать и спрятаться. В худшем случае застенчивость принимает форму невроза.

Причины застенчивости.

  • Предрасположенность к застенчивости детей с чувствительной, возбудимой нервной системой.
  • Несформированность у ребенка навыков эффективного общения с другими людьми.
  • Особые условия воспитания и личность родителей. Если хотя бы один из родителей застенчив, вероятность того,  что и ребенок будет застенчив, возрастает.
  • Навешивание ребенку ярлыка застенчивости.
  • Очередность рождения ребенка в семье: среди первенцев больше застенчивых.
  • Преждевременное психологическое обособление ребенка от матери, ведущее к возникновению у ребенка страха перед неопределенностью жизненных ситуаций. Такого рода страх – отличительная черта глубоко застенчивых.

Как предупредить и преодолеть застенчивость

  • Воспитывайте в ребенке чувство собственной значимости, адекватную самооценку.
  • Застенчивость и низкая самооценка взаимосвязаны: если человек застенчив, то, как правило, страдает низкой самооценкой, там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости. Ребенок с низкой самооценкой выглядит потерянным. Он более пассивен, внушаем, менее популярен и чрезмерно чувствителен к критике. Дети с низкой самооценкой более невротичны, чем дети с высокой самооценкой. Дошкольники, как правило, оценивают себя так, как их оценивают родители.
  • Формируйте у ребенка ощущение уверенности в себе.
  • Постарайтесь создать для ребенка атмосферу защищенности, поддержки и любви.
  • Уверенность вырабатывается за счет успешного выполнения трудных задач. Начать можно с малых дел, постепенно поднимая планку.
  • Действия ребенка могут подлежать любой оценке, но не позволяйте себе критиковать личность ребенка, приписывая ему отрицательные черты – «глупый», «неспособный», «невезучий», «неисправимый», «уродливый» и т.д.
  • Не стремитесь к тому, чтобы ребенок чувствовал себя зависимым от вас, хотя это и позволяет легче им управлять.
  • Как можно раньше приучайте ребенка к ответственности за свои поступки.
  • Учите ребенка идти на разумный риск и переносить поражение. Позволяйте ему делать ошибки. Застенчивые дети избегают что-либо делать, так как боятся потерпеть неудачу.
  • Помогите ребенку стать интересным. Следует развить хотя бы одну такую черту, которая была бы положительно оценена окружающими.
  • Не забывайте хвалить ребенка за успехи.
  • Научите ребенка расслабляться – верное средство раскрыть свои потенциальные возможности и избежать неприятных переживаний.
  • Не следует до отказа наполнять жизнь ребенка спланированной полезной деятельностью. Научите его чувствовать себя комфортно наедине с самим собой.
  • Развивайте в ребенке навыки социального поведения.
  • Стимулируйте активность ребенка, так как бездействие, пассивность – характерная особенность застенчивых.
  • Не допускайте социальной изоляции и игнорирования своего ребенка.
  • Разрабатывайте с ребенком сценарии действий и репетируйте его роль. Приняв роль, даже глубоко застенчивые дети начинаю вести себя иначе.
  • Старайтесь изменять поведение ребенка, а не его личность.
  • Одежда и прическа ребенка не должны быть предметом его переживаний.
  • Заботьтесь об уровне информированности вашего ребенка. Чтобы завести разговор и иметь, что сказать, нужно достаточно знать.
  • Обучайте ребенка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знакомства.
  • Нейтрализуйте тревогу и стресс.

Литература:1. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., Педагогика, 1991.Составитель: психолог ГДППНД Райченко О.С.

 

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/index.php/working-with-parents/51-conversations/425-shy-child

Застенчивый и тревожный ребенок. Что делать родителям?

Почему одни дети общительные, смелые, а другие — стеснительные, робкие, нерешительные? Если вы родитель тревожного и застенчивого ребенка и задаетесь подобным вопросом, то эта статья для вас.

https://www.youtube.com/watch?v=fJdQEe_wmpA

Прежде всего, родителям надо иметь в виду, что природа создала каждого человека уникальным, и каждый ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно компенсируют. Не бывает как полностью положительных, идеальных детей, так и состоящих только из одних недостатков.

Кроме того, одно и тоже качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других ситуациях — как недостаток. Например, ту же самую стеснительность в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость.

К тому же, застенчивые дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности.

Родители должны помочь им раскрыть свои таланты. И не нужно завидовать родителям сорванцов, у них свои, не менее серьезные проблемы с детьми.

Стеснительность, тревожность, застенчивость, нерешительность — все эти качества личности определяются одним общим свойством темперамента — сдержанностью и в большинстве случае связаны с низкой самооценкой.

Сдержанные дети проявляют свой темперамент с первого дня после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью.

Такие дети склонны отступать или раздражаться при встрече с незнакомыми явлениями, пугаться незнакомых, искать убежища у матери.

Согласно исследованиям, около 20 % здоровых малышей легко возбуждаются от незнакомого окружения и потом тяжело успокаиваются. Большая часть из них в последствии становятся несмелыми, осторожными детьми.

На формирование повышенной тревожности и застенчивости, помимо природой заданного темперамента, могут влиять также следующие факторы:

ранняя и потому болезненная разлука с матерью, которая является причиной излишней чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей, что, в свою очередь, формирует у него застенчивость и неуверенность;

излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери;

завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку, которые часто является причиной его проблем в дальнейшей, взрослой жизни.

Родителям очень важно правильно воспитывать застенчивого ребенка, чтобы не усугубить его стеснительность, а наоборот сгладить ее. Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным, во многом зависит от вас.

Работа по повышению самооценки является одной из важнейших составляющих коррекционной работы с тревожными и неуверенными в себе детьми.

Придерживайтесь следующих правил при воспитании вашего ребенка:

1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи.

Главная ваша задача — верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и «заразился» вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком.

Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.

2. Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира.

Совет

Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться. Если задаете ему вопрос, то давайте необходимое для подготовки ответа время; старайтесь не повторять вопрос дважды или даже трижды.

В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение он будет воспринимать как новый стимул.

3. Не заставляйте ребенка «быть смелым». Ваши увещевания и нотации не принесут результата.

Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами «здесь нет ничего страшного» бессмысленно.

Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?

4. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!

5. Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глаз: это вселяет доверие в душу ребенка.

6. Повышенная требовательность родителей — опасна. Излишняя требовательность и строгость к детям с утонченной душевной организацией приводит к прямо противоположному эффекту. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов.

7. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников.

Например, можно устраивать дома праздники для детей и приглашать на них одноклассников малыша, или устраивать совместные с друзьями ребенка выезды на природу, ходит в походы.

Обратите внимание

Здесь, в комфортной для себя обстановке, когда рядом мама и папа, застенчивый ребенок будет чувствовать себя более уверенно и это даст ему возможность изменить мнение приятелей о нем.

8. Тревожные дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности. Одновременно им очень трудно самим оценить итоги своего труда, они не могут сами решить, правильно или неправильно они сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого. Негативные оценки значимых взрослых оказывают сильное травмирующее влияние на ранимую психику таких детишек.

Если родители могут учитывать этот важный момент и не осуждать своих детей за ошибки, то поступление в школу резко усложняет ситуацию. Количество вербализованных и невербализованных оценок резко возрастает, и не всегда эти оценки бывают положительными.

Нужно сказать о первостепенной роли учителя для первоклассника, так как именно он оказывается для ребенка наиболее значимой и вместе с тем наиболее травмирующей фигурой, поскольку именно от учителя исходит отрицательная оценка. Поэтому в случае необходимости можно рекомендовать родителям сходить в школу и поговорить с учителем. Как известно, улучшения положения ребенка в начальном классе можно добиться простым изменением отношения к нему учителя.

9. Не надо бояться, что, отгораживая ребенка от негативного опыта и создавая ему комфортные условия для развития, вы вырастите «тепличного» человека, совершенно не приспособленного с суровой реальности. Конечно, повышенная гиперопека только навредит. Не нужно «подставлять руки» на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя.

Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов.

Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки!

Источник: http://adalin.mospsy.ru/

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/preschoolers/7121.html

Ссылка на основную публикацию